![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аэродинамическое сопротивление
Аэродинамическое сопротивление автомобиля имеет пять составляющих: 1. Сопротивление формы 52 % 2. Интерференционное сопротивление 16 % 3. Индуктивное сопротивление 15 % 4. Поверхностное сопротивление 5 % 5. Сопротивление внутренних течений 12 %
Пункты 1 и 2 находятся во власти дизайнера (67 %), но за 33 % сопротивлений (пп 3 – 5) ответственен конструктор (технолог). 1. Сопротивление формы. Необходимо обеспечить низкое давление, как перед автомобилем, так и позади него. Этому условию удовлетворяет форма капли, но она не удовлетворяет множеству других требований (размещение пассажиров, грузов, агрегатов). Основная тенденция – снижение высоты авто. Скругление и плавный подъем линии капота – нет срыва, Без скругления и плоский капот – срыв потока. Угол задней двери универсала (пример): До 200 – Сх=0, 34 20…300 – Сх круто растет до 0, 44 30…350 – Сх круто падает до 0, 40 более 350 – Сх =0, 40 2. Индуктивное сопротивление. Обтекание кузова воздухом сопровождается ускорением потоков и соответствующим снижением давления ниже атмосферного: - передняя кромка капота; - передняя кромка крыши; - углы ветрового стекла. Под днищем, наоборот, повышенное давление. Это приводит к появлению подъемной силы, которая требует затрат энергии и не приводит к преодолению сил сопротивления движению, действующих в плоскости дороги. Эта сила не опасна до скоростей 100 – 120 км/ч. Но при высоких скоростях такая сила ведет к возможности потери управляемости и устойчивости. 3. Поверхностное сопротивление Вследствие вязкости воздуха образуется пограничный медленно (относительно) текущий слой. Для пограничного слоя характерно наличие некоторой критической скорости, ниже которой улучшение шероховатости не играет роли. У автомобиля шероховатость покрытия обычно 0, 5–1 мкм. Полирование такого покрытия не эффективно даже для F–1. Существенен разброс сопротивлений крепежных элементов: ü Заклепка «в потай» – 1 ü Низкая головка клепки – 20 ü Сферическая головка клепки – 160 ü Цилиндрическая головка болта –210 ü Шестигранная головка болта – 400 Сопротивление ребер (поперек потока): ü плоскость – 1; ü валик – 80; ü брусок – 130. Сопротивление зазоров при поперечном обтекании:
При продольном обтекании сопротивление зазоров еще меньше.
4. Интерференционное сопротивление Выступающие части кузова существенно увеличивают аэродинамическое сопротивление автомобиля за счет появления завихрений потоков воздуха, ведущих к появлению дополнительного сопротивления. Сопротивление кузова +сопротивление выступа меньше сопротивления кузова с выступом. Пример. Зеркало заднего вида отдельно – сопротивление 100 %. Т.к. скорость потока вблизи угла ветрового стекла на 20–30 % больше скорости автомобиля, то сопротивление зеркала будет 165 %. Если само зеркало имеет не обтекаемую форму, то за ним образуется турбулентность, что еще увеличивает сопротивление зеркала на 40–60 %. Таким образом, сопротивление зеркала достигнет 250–300 % от первоначального уровня. Если снять некоторые элементы с кузова, то обнаружится снижение сопротивления: Дверные ручки – 1…3 % Зеркала –3…5 % Отражатель насекомых 5…9 % Внешние солнцезащитные козырьки 10…18 %. Снижение сопротивления формы приводит к усилению влияния интерференционного сопротивления: появление в ламинарном потоке препятствия приводит к срыву потока… 5. Сопротивление внутренних потоков ü Охлаждение двигателя - без обвески – 100 % - с бампером – -30 % - с решеткой – -10 % - со щитком – +20 % - с вентилятором с кожухом – +30 % ü Охлаждение тормозов ü Вентиляция салона ü
|