Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приятна – через 50 лет своего времени.
Романтична – через 150 лет своего времени. Классификация норм может проводиться также и по сферам общественного сознания: нормы морали, эстетические нормы, религиозные и т.д., сконцентрированы обычно в кодексах поведения, в этосе, например, научного или театрального сообщества и т.д. Иерархии ценностей обычно соответствует иерархия норм. Нормы поддерживаются с помощью санкций положительного и негативного характера (эквивалентное социальное воздаяние каждому по «заслугам», например, по труду). Эффективность воздаяния зависит от его систематичности, в случаях же отклоняющегося поведения личности (группы) – от его неотвратимости. Природа норм такова, что они нуждаются в смысловых основаниях, своеобразной ценностно - логичекой легитимности. Следовательно, нормы вытекают из ценностей, которых придерживаются люди данной культуры, являются их продолжением в практике. Человек, вынужденный поступать вопреки своим принципам и убеждениям, испытывает огромную напряженность, чувство вины, к тому же он одновременно подвергается санкциям окружающих, вплоть до остракизма. Поэтому одним из признаков счастливой жизни человека (группы) является жизнь в «согласии самим собой», духовная уравновешенность. Социологи иногда в своих опросах предусматривают в числе предлагаемых ценностей подсказку «спокойная совесть». В этом, кстати, - современная привлекательность восточных культур. Выявление норм. Для выявления норм личности (группы) применяется метод опроса (его различные модификации), либо наблюдение. При этом респондента необходимо поставить в ситуацию выбора им своей линии поведения и способа решения какой-то конкретной жизненной задачи, проблемы (прожективный метод). Разумеется, давление на респондента «нормы – идеала» может привести его к мимикрии в ситуации опроса. Поэтому получение достоверных знаний о реальных нормах – задача сложная. Желательно, чтобы опрос сопровождался формализованным наблюдением (вплоть до включенного наблюдения). Знание – это сведения об объективных свойствах вещей, явлений, людей. Различают научное (теоретическое) и практическое знание. В современных условиях границы между ними размыты, они постоянно переходят друг в друга (опредмечивание и распредмечивание мира). Знание добывается освоением внешнего мира, оно требует развития формально - логического и диалектического мышления, приложения порой огромных усилий множества людей (это хорошо видно из истории развития теории атомного ядра). Знание является основанием интеллектуальной культуры и в современных условиях выступает двигателем всей жизнедеятельности общества: ныне стало ясным, что наука является основным фактором благосостояния общества, что наукоемкое производство – наиболее эффективное производство. Интуитивное мышление также содействует получению новых знаний, но лишь в тех условиях, когда субъект мысли имеет серьезный опыт мыслительной работы над проблемой. Сами по себе знания не составляют систему ценностей.178Знание приносит пользу людям лишь тогда, когда оно соединено с системой ценностей данной культуры, т.е. лишь с появлением смысла применения знания, детерминированного культурой, ее основными ценностями, целями и принципами. Отсюда - возникновение и обострение проблемы «истина – ценность», особенно в связи с появлением ядерного и иного оружия массового поражения, обострение экологических проблем в результате того, что безудержное господство человека над природой с помощью знания привело к кризису жизни на Земле. Выявление знания в процессе социокультурного исследования. Выявить знания участников социокультурного процесса – значит обнаружить степень оснащенности ими действий людей, что и позволяет оценить и прогнозировать успешность этих действий. Обычно применяется опрос в виде тестирования, позволяющего определить степень компетентности (профессиональной, исторической, бытовой…) респондента. Такой опрос может приобретать весьма различные формы – от обычных экзаменов до шоу типа «Поле чудес» или «Кто хочет стать миллионером?». Надо лишь при этом иметь в виду, что тест не позволяет определить степень понимания («знания о знании») респондентом выбираемой им подсказки. Поэтому тестирование не может быть применено для ответственного определения знания школьника (выпускных или приемных экзаменов). Суждение об уровне знаний общества в целом может быть осуществлено путем сравнения информационных полей различных обществ (государств) и сопоставлением его иерархических уровней (данных, знаний, теорий, науки). Что является данными для одного общества, для другого может явиться уже как сформулированное знание. Закон (юридический) выступает весьма эффективным средством регулирования общественной и личной жизни, особенно в так называемых правовых государствах. Закон – результат развития культуры данного общества. Он является одновременно социальной нормой и юридическим явлением. За последним добавлением стоит государственная организация, придающая закону не только косвенные санкции, как в случае с социальной нормой (включающий порицание, осмеяние, бесчестье или уважение, награждение, воздание почестей ритуальными средствами, прославление), но и прямые, повышающие эффективность санкции, т.е. закона. Правовая норма «облегчает» индивиду выбор им своей линии общественного поведения, заставляя уважать закон, ограничивающий произвол личности или ее группы во имя стабильной жизни общества. Ослабление действия закона, как показал опыт России 1990-99г.г, ведет к царству «беспредела». До недавнего времени в нашей литературе утверждалось, что правовая и моральная нормы имеют единую природу и что разница лишь в степени жесткости и неотвратимости санкций. Такая идея «работала» на тезис об отмирании со временем государства. Одним из «отцов» такой идеи был Э.Дюркгейм. Понятно, что правовая норма появилась в результате обособления политической власти и размежевания социальных норм от эстетических, этических, религиозных (канонических) и т.д. Но если взять за критерий права обязательность ее нормы для всех членов общины, то получается, что этот принцип возник с самого начала организации социальной жизни. Таким образом, право и мораль могут лишь поддерживать друг друга, но ни в коем случае не заменять друг друга. Ложные посылки в этом вопросе ведут лишь к дезорганизации общества. Другое дело, что правовая норма должна соответствовать основным ценностям данного культуры, т.е. быть «узаконенной» культурным смыслом. Всякое законотворчество обязано следовать этому принципу, если оно хочет иметь жизненную силу. Выявление знания респондентами правовых законов и практики следования им. Поскольку правовые законы носят сферный характер, т.е. призваны регулировать жизненные ситуации в различных сферах человеческой жизнедеятельности людей, то и методы их выявления специализированы. Например, правосознание граждан исследуется сообразно области его существования: так, выявление компететности респондентов в правовом оснащении вида его трудовой деятельности может быть достигнуто и методом опроса и методом включенного наблюдения и методом социального эксперимента. Однако, во всех этих случаях исследуется правовая компетентность именно в сфере труда. К сожалению, в России пока во многих сферах еще сохраняется несоответствие законов права реально возникающим типичным жизненным ситуациям, либо эти новые сферы еще не охвачены законотворчеством. На этой основе произошло, например, стремительное обогащение немногих за счет многих, появление «олигархов», стремящихся к власти. Все это ведет к усилению конфликтности в обществе, установлению принципов взаимодействия на основе лишь соотношения сил сторон, а не силы права, перед которым все равны. Правовая культура демократичесого общества у нас еще находится на этапе становления и на этом пути нам предстоит пройти ряд напряженных этапов ее формирования и развития. Образец жизни, референтные группы. Речь идет о социальном образце, т.е. живом примере, олицетворяющем те или иные ценности, нормы, принципы, знания или верования. Общественная жизнь нуждается не только в словесно выраженных требованиях и смыслах действия людей (социальных действий), сколько в живых примерах реализации этих культурных установлений. Эти примеры порождают у индивидов и их групп социальное влечение к ним. Способность к подражанию, присущая каждому человеку, как известно, имеет механизм реализации (референтные группы, лидерство). Этот же психологический механизм обслуживает процесс порождения и функционирования социальных образцов. Культурные формы их проявления весьма разнообразны: текущая мода, героизация в литературе и искусстве тех или иных личностей или даже поколений, создание пропагандистских клише для формирования благоприятного или негативного «имиджа», легенды, слухи, анекдоты и т.д. Многое в социальных образцах идет из глубины веков в виде архетипов культуры. Например, Христос, Магомет, Будда – это живые люди из прошлого, но превратившиеся усилиями церквей (конфессий) в социальные образцы для следования им в различных жизненных ситуациях, с которыми каждый человек встречается на жизненном пути. Социальный образец направляет, наполняет смыслом типичную ситуацию, укрепляет дух последователя, придает ему жизненную уверенность. В сочетании с легендой о рае и аде такой культурный механизм весьма эффективно регулирует совместную жизнь множества людей. Поэтому в свое время Вольтер говорил, что даже если бога нет, то его надо было выдумать. Серъезный вклад в регулирование социальной жизни и ориентацию людей делает процесс канонизации святых в различных религиях, правда, в весьма специфических формах и лишь для верующих. В условиях господства в информационном поле средств массовой информации весьма эффективным средством формирования социальных образцов являются реклама товаров и политическая пропаганда. Их роднит стремление подать публике свой продукт или группу (личность) в благоприятном свете, опираясь на реально действующие ценности и нормы. Наводится «хрестоматийный глянец», проводится «ретуширование», замалчиваются негативные черты и свойства. Либо наоборот- «черный Пиар» стремится подать конкурента в «отвратительном» свете для того, чтобы снизить, исказить образ того или иного человека, группы, партии или фирмы в глазах аудитории, электората. Это особенно характерно для политических «игр», где господствует откровенное стремление к манипулированию общественным мнением всеми доступными средствами для победы на выборах или референдумах. Здесь предел может быть положен лишь оппозицией, ее силой и организованностью, хотя арсенал ее средств диктуется также уровнем культуры, как общей, так и политической. Кроме социокультурных образцов, указанных выше, существует практика возвеличивания людей, добившихся выдающихся результатов в своей профессиональной области. Мера здесь также иерархизирована: понятия гений, талант, выдающийся, например, ученый, писатель и т.д. говорят сами за себя. Известная серия «Жизнь замечательных людей» ориентирует читателей на общественное признание образцов для социализации подрастающих поколений. Выявление образцов социокультурной жизни. Естественным методом здесь служит социометрический метод, применяемый на микроуровне. Обнаружение с помощью замеров взаимных выборов членов группы ее структуры (расслоение на «звезд», предпочитаемых, отверженных и т.д.), выделение лидеров и измерение меры сплоченности группы позволяют выявить активных носителей ценностей и норм культуры (субкультуры) группы. Последние определяются путем анализа структуры личности лидеров ситуации: опрос (анкета, интервью) призван выявить ценности, на которых основаны отношения лидера ситуации к природе в целом, обществу и его законам, к людям, своему делу (работе), своему положению среди людей, к себе. Выявленная система ценностей, управляющая этими отношениями, позволит исследователю решить вопрос о том, является ли этот человек активным носителем и воспроизводителем культуры данной среды и насколько эта субкультура отличается от культурных стандартов, принятых во всем обществе (системная культура). Отклоняющееся поведение, обнаруженное при этом, может служить индикатором происходящих изменений в культуре, поскольку лидер обладает свойством порождать влечение к себе, следовательно, его внутренний мир, его апелляция к тем или иным ценностям и нормам являются привлекательными для многих. Исследователь данной проблемы должен отдавать себе отчет в том, что у группы может быть увлеченность модой, носящей временный характер, и что есть глубинные (смысловые) ценности, обнаружить которые порой не всегда удается, особенно в молодежной среде с ее склонностью к самоутверждению во что бы то ни стало, например, путем эпатажа. Вызов общественному мнению, существующим культурным стандартам, брошенный молодыми людьми, может скрывать базисные ценности, лежащие в глубине личности и освоенные в далеком детстве. В большинстве случаев именно они могут диктовать поведение группы в экстремальных условиях (особенно, когда решаются вопросы быть или не быть личности, группе, этносу, обществу и т.д.). На макро - уровне этот метод частично осуществляется при выборах во властные структуры. Правда, в этом случае происходит односторонние выборы и достоверность, «чистота» выборов весьма сомнительна. Современные выборные технологии позволяют предложить избирателям фигуру, от которой избиратель «не может отказаться» – в этой сфере ныне, по некоторым оценкам, вращается несколько млрд. долларов. Дезинформация, подкуп избирателей, клевета – все пускается в ход в условиях возрождающегося капитализма. Попытки навести минимальный порядок в этой области пока мало к чему приводят. Верование – круг устойчивых представлений о зависимости жизни людей от сверхъестественных сил, фатальности линий их судеб. Разумеется, такие представления стимулируются и поддерживаются потребностями «множественного индивида», такими как потребность в защите, покровительстве, благосостоянии, бессмертии и пр. Понятие «верование» происходит от слова «вера», означающего некритическое восприятие чьего-либо суждения, убеждений, картины мира. Обычно верование связано с трансцендентальными объяснениями фактов социальной и индивидуальной жизни, отнесением их к воле высшего существа. В менталитете любого народа существуют устойчивые представления, например, о жизни души после смерти, переселении душ, страшном суде и т.д., и это несмотря на то, что абсолютное большинство явлений культуры обязано своим происхождением знаниям причинно-следственных связей в мире, здравому смыслу и практической мудрости людей («социальной компетентности»). Верования оживляются особенно бурно в периоды общественной дестабилизации, ломки устоявшихся ценностно-нормативных координат поведения и социальных образцов. Духовная дезориентация людей, происходящая при этом, ведет к повышенной нужде людей в наставничестве извне, ориентации на «вечные» нормы и ценности, укрепления духа за счет доверия к авторитету высшего существа. Социолог культуры профессионально обязан, не оценивая ценности и нормы той или иной веры и не выражая своего к ним отношения, отыскивать социальные причины существования таких верований. В этой области истинно то, что дано жизнью. Выявление верований. Закон о свободе совести и религиозных организациях четко обозначает пределы вторжения исследователя в область религиозных верований. Например, запрещено определять количество верующих.179 Общественный спрос и заказ на выявление распространенности тех или иных верований среди народа может быть выражен лишь такими институтами, как церковь и наука. Могут быть использованы все методы добывания данных, присущих социокультурному исследованию. Важными являются методы опроса (особенно углубленное интервью) и наблюдение (в том числе и включенное). Разумеется, все они должны применяться с четким соблюдением требований этики исследователя – социолога культуры, твердо помнящего то, что вера является глубоко личным делом человека. Контрольные вопросы 1.Что именно измеряется в социокультурном исследовании? Перечислите. 2.Что такое ценность и как установить ценностную ориентацию респондента? 3.Определите виды норм. Какая социологическая процедура применяется обычно для выявления нормативной системы респондента? 4.Какими видами знания Вы обладаете? 5.В чем отличие лидера от социального образца? Литература Ионин Л.Г. Основания социо-культурного анализа.М., 1995. Мацумото Д. Психология и культура. СПб, М., 2002. Главы 4, 8, 16. Социокультурное исследование. Под ред. Минюшева Ф.И. Изд-во МГУ, 1994. Тезисы докладов на IIВсероссийском социологическом конгрессе.Раздел «Социология культуры». М., 2003. Ядов В.А.Социологическое исследование. М., 1972, 96. IV.Методы сбора данных. Тема 18. Этно- и - кросскультурное исследование в условиях виртуализации общества и глобализации. В условиях все большей глобализации социальных и культурных процессов стремительно расширяется виртуальная сфера жизнедеятельности людей. Развитие средств массовой информации, интернета, международного туризма, глобальной телефонной сети и т.д. ведут к тому, что взаимодействие людей все больше будет приобретать виртуальный характер. Какие новые процессы нас ожидают, как их исследовать, как все это скажется на жизни человека и общества – вот далеко не полный перечень проблем, на решение которых ориентируются ныне социологи культуры. Рассмотрим ряд вопросов. 1. Виртуализация социальной жизни: ожидаемые антропологические и социокультурные последствия. Информационная революция, базирующаяся на соединении компьютера с телекоммуникационными сетями (Интернет) приводит к появлению нового социального пространства, и, следовательно, к фундаментальным сдвигам в бытии людей180. Сжатие времени и пространства181открывает государственные границы, позволяет устанавливать контакты с любой точкой земного шара в любое время, к человеку приходит новое знание, неимоверно расширяя горизонты бытия его сознания. Привычные приватные и публичные миры людей, развивавшиеся ранее в рамках национально-государственных границ и культур, обретают ныне вселенский простор, следовательно, подвергаются серьезной ломке, испытывают неожиданные и необратимые изменения. В то же время, человечество впервые в своей истории может приходить к единому пониманию и единым действиям, адекватно, т.е. творчески отвечающим вызовам времени. Но процесс глобализации182 таит в себе и огромные возможности и смертельные угрозы. Он обостряет старые противоречия и создает новые. Исходя из национальных интересов, одни трактуют глобализацию как победу принципов свободного рынка, другие как угрозу возрождения неоколониализма, третьи - как развитие особой виртуальной реальности, могущей оказать серьезное воздействие на сознание, внутренний мир человека. В последнем случае речь идет о новом факторе социализации личности, способного, по предварительным оценкам, разрушить устоявшиеся в культурах народов самобытные ценностно-нормативные координаты человеческого поведения. Интегрированность личности в эту область, ведущая к формированию «гражданина мира», вызывает, в конечном счете, образование мегаобщества, законы функционирования и развития которого ныне совершенно неясны. Методологически ясно («молекулой» всех социальных образований является взаимодействие людей, осуществляющегося по принципам «здесь и теперь» и «лицом к лицу»), что исследование такого «загадочного» общества необходимо начать с изучения воздействия глобальных компьютерных сетей на человека – пользователя. В процессе недавнего исследования под руководством автора добыты и систематизированы новые знания о природе виртуальной реальности, в том числе формируемой и в сетях «Интернет». Исследователи опирались на определение Jaron Lanier виртуальной реальности: этот термин означает «иммерсивную и интерактивную имитацию реалистичных и вымышленных сред». Виртуальный мир – это иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир некоей имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени. Основой формирования «внутренней природы» виртуальной реальности выступает измененный способ деятельности человека – им становится прежде всего интеллектуально- художественная деятельность, связанная с импровизацией, познавательным интересом и развитием воображения. Однако, эта деятельность лишена своей важнейшей составляющей – осязаемого результата. Разумеется, в Интернете находят свою реализацию и деловые мотивы Так, активная аудитория Интернета предпочитает темы: новости (64%), развлечения, игры (59%), общение, чаты (47%), информация о товарах и услугах (40%) бизнес, финансы (37%).183 Посредником между человеком и виртуальной реальностью являются знаковые системы с их значениями (слово, письмо, образ, символ, язык жестов)184. Но в любом случае виртуальность, поскольку она основана на воображении человека, является экстрактом реального социального мира и конструируется согласно принципа «жизнеподобия». В процессе изучения воздействия Интернета на человека были выявлены и признаны в качестве гипотетических черты глобального виртуального мира, порождающие во внутреннем мире человека – участнике группового общения, ценностные и психологические сдвиги: -идентичность протекания времени в обеих реальностях (межличностные события возникают и протекают по принципу «здесь и теперь», т.е. в рамках реального времени); -безграничность (граница между виртуальной реальностью и обьективной реальностью явным образом человеком не ощущается); -амбивалентность (ощущение человеком, действующим в виртуальном пространстве, чувства как разделенности своей личности, так и как целостного существа); -преобразованность способа деятельности человека, следовательно, статуса его личности и воли (изменение modusvivendi, ведущее к изменениям ценностных и нормативных ориентаций пользователя). Эти гипотетические черты и свойства, на основе которых формируются основы синтетической, гибридной во многом, культуры в сетях Интернет, нуждаются в дальнейшей эмпирической проверке. Были систематизированы знания о типах сообществ в Российском интернете (по признакам «ближнее окружение», «максимальная», «регулярная», «недельная», «активная» аудитории, а также ее ядро. Аудитории, как это уже принято среди исследователей, вычленены также по мотивам интерактивности). Выявлены причинно-следственные связи видов их активности с феноменом «игра» как с виртуальным пространством самореализации участников. Предварительный анализ показал, что человек в потоке информации быстрее и точнее воспринимает информацию, соответствующую его «Я-концепции» (Я-схеме). Такое утверждение (К.Роджерс, А. Маслоу) открывает возможности для исследований в области пропаганды, агитации, рекламы (структура убеждающего воздействия оказывается соотносимой с «Я-схемами» аудитории, что увеличивает, естественно, эффективность воздействия). Разработана концепция социологического исследования, ориентированного на выявление эффекта воздействия на социальный и индивидуальный характер личности виртуальных миров, возникающих в условиях глобализации социокультурных контактов. Анализу, с целью выявления и принятия в качестве теории, более или менее адекватной задаче исследования, были подвергнуты десять современных теорий личности; из них в процессе разработки методических материалов были использованы некоторые положения теорий, авторами которых являются А.Маслоу (гуманистическое направление)), К.Роджерс (когнитивная концепция), К.Хорни (социокультурная теория). В процессе исследования возникла необходимость разработки, пока в рамках проекта, вопросов свободы слова, неприкосновенности частной жизни, а также снижение зависимости пользователя от Интернета185. Проведен, в этих целях, анализ концепции информационной безопасности, разработанной Советом Безопасности России, а также Окинавская хартия информационной безопасности. В свете безопасности человека – пользователя Интернета, ожидаются следующие негативные последствия. Думается, их необходимо учесть прежде всего в системе образования. --происходит сужение поля труда, т.е. источника правды. Постепенно уменьшается возможность проверки соответствия слов человека его мыслям через реальное поведение, деятельность. Реальное общение все больше опосредуется машиной – межличностные отношения людей лишаются необходимой теплоты, иссушаются. Все это расширяет возможности для манипулирования массовым сознанием, игру, кстати, в «управляемую демократию». К счастью, в системе Интернет различные интерпретации фактов во многом взаимопогашаются и человек, знающий «Что такое хорошо, и что такое плохо» обычно способен сам разобраться что к чему. --Сужение реальных основ для получения и осмысления человеком своего жизненного опыта ведет, обычно, к неустойчивости его внутреннего мира, шаткости духовного равновесия. В этих условиях полюс свободы «Я хочу!» воздействует поглощающе на полюс «Я должен!»186. Ломается культурная традиция воспитания личности самодисциплине посредством ориентации на чувство долга187. В процессе исследования виртуальных миров возникла теоретико-методологическая проблема, имеющая фундаментальное значение для развития социогуманитарных наук.. Умножение и усложнение виртуальных миров (квазиреальностей), ныне диктует необходимость переосмысления устоявшихся методов познания социальной реальности, перехода социогуманитарных наук в своем развитии от макротеорий, «всеохватывающих» лишь реальные миры людей, к методологиям, опирающихся на те или иные научные парадигмы и обьясняющие фрагменты социальной реальности, рассматриваемые во взаимодействии с параллельными виртуальными мирами. Такой переход открывает новые возможности также и для более широкого развития социальных технологий. Современное состояние российского массового сознания, отягощенного до сих пор иллюзиями мистического происхождения, где главным методом получения знаний является лишь интроспекция, т.е. наблюдения человека («святого» и т.п.) лишь за своей «душой»; в этом случае фантазия, не ограниченная внешним миром, играет решающую роль в поиске и обозначении причин личного или группового (общественного) успеха-неуспеха, счастья –несчастья и т.д188. Недавно группа академиков РАН обратилась к населению страны с известным воззванием о необходимости препятствовать наступлению на общественное сознание иррационального, антинаучного сознания. В данном исследовании такая необходимость предусмотрена в структурах и функциях ролевых игр, проводимых в сетях интернет, следующим образом. Известно, что страх перед чем-то неведомым заменяется реальным опытным сознанием и уверенностью человека в себе лишь тогда, когда интерпретация действительности происходит на основе рациональной аргументации и опытно-научного знания. Внешним признаком такого акта является переход «неведомой силы», порождающей страх и опасение, в разряд обыденного и даже смешного. Известно, что человечество расстается с прошлым, смеясь. Трагедия, повторяясь, начинает выглядеть как фарс. Включение мистических образов, «страшилок», например, в ролевую игру как «врага», «соперника», «опппонента», или фигуры, достойной осмеяния позволяет упростить их образы, пока что в серьезной степени сакрализованные массовым сознанием и архетипами культуры. Упрощение «страшилок», превращение их в партнеров по игре в качестве «соперников, «побеждаемых» либо попавших в смешное положение и т.д. переводит эти мистические фигуры в сферу обыденного, они теряют ореол всесильных и загадочных существ, чем усиливается вера человека в себя, в свои силы. Этот процесс расчищает также поле сознания для восприятия научных знаний. Молодое поколение должно вырастать бесстрашным перед любыми силами, неважно, являются ли они социальными, политическими, экономическими или природными. Итак, можно сделать вывод о том, что интернет есть поле проявления свободного духа человека, преодоления того исторического духовного отчуждения, когда силы человека изначально противопоставлялись ему и извне повелевали процессами духовной жизнью людей (религия, цензура). Интернет открывает новые, невиданные доселе горизонты для развития человечества. Интенсивное практическое осваивание его – задача современного поколения людей. 2. Методы этно - и кросскультурного исследования. В мире существует более 180 суверенных государств, а народностей насчитывается от 3 до 5 тысяч. Следовательно, нет государств " этнически чистых", они, как правило, многонациональны. В каждом таком государстве есть " титульная" нация и национальные меньшинства, народности, этнические группы. Отсюда вытекает необходимость ведения национальной политики, стремящейся укрепить единство государства путем защиты, в первую очередь и как правило, интересов " державной" нации и предоставлением территориальной и культурной автономии национальным меньшинствам. В основе национальной политики должна лежать определенная концепция. Она обычно формируется на фоне общей теории - этнологии. Россия - не исключение. В ней проживает (по переписи 2002 г.) около 160 наций, народностей и этнических групп. В силу того, что в 21 из 31 автономии русские преобладают над местным населением, концепция национальной политики должна сделать акцент также и на формирование культурно-национальных автономий, поскольку концепция ускоренной интернационализации межнациональных отношений, т.е. сближения и слияния наций, реализовывавшаяся до недавнего времени, оказалась неточной. Кризис национальной политики в нашей стране подвел к пониманию того, что не все ладно в теории национального вопроса - усилиями многих исследователей ныне формируются основы современной этнологии. Становлению новой этнологии содействуют этнокультурные и кросскультурные исследования. В этнокультурном исследовании исходным пунктом является рубрикатор сведений об отдельном народе. Рубрикаторы могут быть составлены на основе разных схем. Ниже приводится рубрикатор, составленный по схеме “общественного производства”, включающий в себя четыре тематичеких раздела, необходимых для полнообъемного описания характера воспроизводства жизни любого народа (этноса)189. I раздел. Производство и воспроизводство материальных условий жизни (естественно-природная и социогенная среды обитания человека). Естественно-природная среда раскрывается с точки зрения природоохранной, рекультивационной (восстановительной) и регуляционной деятельности человека. Вещные факторы социогенной среды обитания включают в себя производство предметов индивидуального потребления и производство средств производства. Индивидуальное потребление воспроизводит человека как индивидуального субъекта общественной жизни (производство предметов потребления и средств производства сферы услуг). Производство средств производства служит для воспроизводства материальных условий жизни, социальных отношений, духовной жизни и сферы услуг. 2 раздел. Воспроизводство человека как субъекта индивидуальной жизнедеятельности. Способы: семейно-бытовой, неспециализированный (внедомашний), специализированный, общественно-организованный. Потребности, удовлетворяя которые человек воспроизводит себя как индивидуальность и член общества. Они являются базовыми и расчленяются на биологические потребности (голод, жажда, покой и т.д.); потребности в безопасности (порядке и организации жизни, гарантиях жизни); потребности в идентификации и общности (групповой принадлежности, приносящие человеку роль, статус, престиж, а также чувство свободы, независимость); культурные потребности и потребности в самореализации (личностном воплощении). В соответствии с этими базовыми потребностями можно выделить три вида воспроизводства человеческой жизнедеятельности: соматобиологический, духовно-культурный, социобиологический. Соматобиологически человек воспроизводит себя, формируя безопасную и комфортную среду (дом, одежда, общественный порядок и т.д.), восстанавливая энергетические силы (питание, отдых и т.п.), поддерживая физические силы (гигиена, физическая культура, лечение и т.д.). Духовно-культурно человек производит и воспроизводит себя в процессе образования (учение и просвещение) и воспитания (религиозное, светское), непосредственного общения (повседневного, ритуального), а также эстетического отношения (непосредственного, культурно-опосредованного). Социобиологическое воспроизводство человека предполагает очеловеченный способ удовлетворения базовых биологических потребностей, таких, как сексуальная (любовь) или релаксационная (туризм, зрелища и т.д.), и потребностей в воспроизводстве себя как социального существа - профессионально-трудовая и гражданская активность, самодеятельность как условие личностного развития. 3 раздел. Производство и воспроизводство социальных отношений между людьми. Формально организованный способ воспроизводства (регуляции) социальных отношений осуществляется системой государственно-административного управления, представительно-законодательной властью, судебно-правовой системой, политической жизнью и профессионально-менеджерским управлением. Саморегуляция жизнедеятельности народа осуществляется через посредство морально-нравственных норм, ценностных установок, традиций и обычаев, образцов, этикета и ритуалов. 4 раздел. Воспроизводство духовной жизни общества (этноса). Духовная жизнь формирует смыслы и ценности для ориентации всех видов и форм человеческой активности. Каждый из видов ценностей связан со своей сферой и формой духовной активности. Познавательная активность существует, поддерживается в форме научной (общественные, естественные и технические науки), философско-мировоззренческой (светской и религиозной), просветительской (массово-информационной и научно-популярной) и даже паранаучной (эзотерической) деятельности. Сфера эстетической деятельности существует в формах профессионального и традиционного народного искусства. Приведенная схема рубрикатора очерчивает контуры жизни народа как некоторой целостности, включающей ряд этносов. Выделим из нее тематические блоки собственно этнокультурного исследования с описанием индикаторов. 1 блок " Родной язык". Измеряются: а) языковая компетенция (степень владения родным и другими языками); б) языковое поведение (основной разговорный язык в школе, семье, со сверстниками, профессиональный язык, язык в иноэтническом окружении); в) языковое предпочтение (выбор языка чтения книг, газет, прослушивания радио- и телепередач). 2 блок " Повседневная культура". Измеряются: а) знание фольклора (песни, сказки, легенды, танцы, названные респондентом); б) знание среды профессиональной культуры (имена национальных деятелей культуры: писателей, композиторов, художников, ученых); национальные предпочтения в выборе музыки, танцев теле- и киносюжетов; в) индикаторы материальных форм национальной культуры (артефактов) - наличие в домашнем обиходе предметов национального быта, национальная кухня; г)частота соблюдения обычаев и традиций (национальные и религиозные праздники, ритуалы посвящения детей в общество, похороны, обряды, почитания предков). 3 блок " Национальное самосознание". Измеряются: а) знание национальных героев, основных событий исторического прошлого своего народа; б) степень идентификации (" Что Вас связывает со своим народом? "); в) роль социальных институтов в приобщении детей к этнической информации, передаче этнокультурных ценностей (это выясняется вопросом об источниках знаний о жизни своего и других народов).
|