Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь терминов, применяемых в социо-культурном анализе.⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Адаптация - приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям. Аккомодация – пассивная форма приспособления к социальным отношениям. Аккультурация – процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта взаимно усваиваются технологии, образцы поведения, ценности и т.д. Может применяться при анализе социализации, понимаемой как передача элеметов культуры от одного поколения к другому в рамках одной культуры. Аксиология – учение о ценностях, исследование содержания, типов, критериев ценностей. Актер (actor– англ.) – субъект деятельности, индивид или группа; исполнитель определенных социальных ролей. Анализ корреляционный – статистические методы обнаружения корреляционной зависимости между двумя (или более) случайными признакми или факторами. Анализ структурно-функциональный – подход в объяснении и описании социальных (социокультурных) систем, при котором исследуются их элементы и зависимости между ними в рамках целого. Анимизм (от лат. аnima) – вера в существование душ и духов; характерная для первобытных народов вера в то, что все явления внешнего мира имеют собственную душу; первоначальная форма религиозности (по Э.Тайлору); особенность психики ребенка раннего возраста считать окружающие предметы живыми, «оживлять» неодушевленное (Ж.Пиаже). Аномия – состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок (Э.Дюркгейм); психологическое состояние, характеризующееся чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм. Аполлоновское – дионисиийское – (в социологии культуры) основание для выделения двух типов культур (аполлоновское – культура, ориентирующая на ясность, форму и порядок в образе жизни и мировоззрении, дионисийское - ориентирующая на экстатическое, бессознательное и иррациональное). Артефакт- созданный человеком объект; материальное «лицо» культуры. Архетип – в позднеантичной философии – прообраз, идея; по К.Г.Юнгу - изначальные, врожденные психические структуры, образы, составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, сказок и др. созданий фантазии, в т.ч. художественной. Ассимиляция – одностороннее либо взаимное поглощение индивидов и групп другими группами, имеющее своим следствием отождествление культурных черт и характеристик самосознания составляющих группы индивидов. В отличие от аккультурации ассимиляция ведет к полной элиминации культурных различий. Формируются маргинальные группы, утратившие связи со старой культурой, но не полностью воспринявшие черты новой культуры. Аудитория – совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средств массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом.Аудитория может представлять собой агрегат, напр. публика в театре или совокупность изолированных индивидо, например, аудитория телевидения. Бикультуризм – одновременная принадлежность лица или группы двум культурам (билинвизм, маргинализм). Внушение (суггестия) – целенаправленное воздействие на личность или группу (массовое внушение), воспринимаемое на уровне подсознания и приводящее либо к появлению определенного состояния духа, чувства, отношения, либо к совершению определенных поступков. Воображение – основанный на использовании имеющегося опыта психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, образов и мыслительных комбинаций. Впечатление – образ, отражение, след, оставленный в сознании предметами, событиями, мнениями, людьми. Вытеснение – защитный механизм психики, состоящий в активном забывании (удалении из сферы сознания в бессознательное) неприемлемых для “Я” влечений и импульсов (в психоанализе - сублимация). Герменевтика – истолкование текстов; учение об искусстве понимать другого (Ф.Шлейермахер); метод интерпретации культурно-исторических явлений, исходя из ценностно-нормативных ориентаций субъектов исторических действий. Идеал – представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса.Идеалы носят исторический характер и выступают важными факторами регуляции человеческой деятельности и поведения. Императив культурный – совокупность институтов и форм культуры, необходимых для выживания любого общества, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей, включающих заботу о молодом поколении, передачу знаний, регулирование конфликтов и т.д. Интуиция – способность непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств, без предварительного логического рассуждения; чутье, проницательность; опыт, “ушедший” в подсознание. Искусство – специфический вид отражения познания, усвоения, формировапния действительности в процессе художественного творчества в соотвенствии с определенными эстетическими идеалами (парадигмой); высокая степень творческого мастерства в определенной сфере деятельности. Искусство элитарное – специфические формы искусства, создаваемые в расчяете на то, что они будут понятны лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью. Исследование межкультурное (кросс-культурное) – сравнительное исследование определенных социальных объектов или явлений в контексте различных культур (или в разных странах) с целью определения как универсальных, так и специфических для данной культуры черт этих объектов. Исследование научное – исследование, направленное на выработку новых знаний и открытие закономерностей; характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.Исследование включает: постановку задачи, представительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса, формулировку исходных гипотез, сбор данных, анализ и обобщение полученных результатов, проверку гипотез, формулирование утверждений. Катарсис – по Аристотелю – очищение души посредством сопереживания героям трагедии; по З.Фрейду – процесс уменьшения или снятия тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации и эмойионапльной разрядки. Культура – а)совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая опреленный уровень исторического развития данного общества и человека (цивилизация); б)сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая науку, систему образования, воспитания, духовного творчества; в) уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности; г) формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования. Культура идеалистическая – по П.Сорокину – тип культуры, характеризующийся интезом идеационных и чувственных ценностей, при доминирующей роли первых. Культура идеационная (по П.Сорокину) - тип культуры, где преобладают нематериальные, трансцендентальные, сверхъестественные ценности. Культурный капитал – согласно П.Бурдье, успех в получении образования в значительной степени определяется тем, насколько господствующая культура усвоена индивидами, или тем, каким качеством культурного капитала они обладают. Бурдье утверждает, что власть предержащие контролируют форму, которую принимает культура, оказываясь, таким образом, способными сохранять свое положение. Культура массовая – а) вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой коммуникации; б) вид культуры, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус, стандартизацией формы, содержания, рапчетом на коммерческий успех. Культура сенситивная (по П.Сорокину) –тип культуры, ценности которой ориентирована на улучшение материальных условий жизни. Культура Фаустовская (по О.Шпенглеру) – западноевропейская культура, характеризующаяся деятельным существованием, непрерывным становлением, устремленностью в будущее, острым переживанием времени, историзмом. Культурное поле – территориально- экономический ареал, включающий всю совокупность характерных для данной среды культурных моделей. Культурный цикл – в циклических теориях (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин) – регулярно повторяющиеся фазы развития культуры: рождение, юность, зрелость, старение, смерть. Культурный шок – потрясение, испытывамое представителями определенной культуры при соприкосновении с другой культурой. Миф – фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназнаение человека. Норма – а) мера, образец, средняя величина чего – нибудь; б) узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч-н; в) правило поведения в определенной ситуации; г) форма регуляции поведения в билогии, технике, социальных системах.Отклонение от нормы наказывается санкциями, приобретаются же нормы посредством интернализации и социализации. Нравы – традиционные стандартные предписания, которые, регулируя поведение отдельных индивидов, поддерживают существование группы в целом. Ориентация ценностная – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение. Поп-арт –(сокращенное от англ. popularart– общедоступное искусство) – направление в современном изобразительном авангардистском искусстве, использующее реальные предметы, изображения, рекламу и т.д., вырванные из реальной среды для создания произвольных комбинаций, и претендующие на общедоступность и массовость. Постмодернизм – движение в живописи, литературе, кино, телевидении, в искусстве в целом. Основные черты: а) пастиш – смешение стилевых элементов, заимствованных из совершенно разных контекстов и эпох; б) рефлексивность, способность к самосознанию, часто сопровождающаяся чувством иронии; в) релятивизм, провозглашение отсутствия объективных стандартов истинности; неприятие таких классических художественных приемов, как нарратив (самоповествование субъекта) или репрезентация (попытка отображения действительности); г) неуважение к таким традиционным границам в искусстве, как границы между «популярной» и «высокой» культурой, а также границы между различными художественными формами; стремление их преодолеть; д)преуменьшение значимости автора как создателя текста. Пока непонятно, является ли постмодернизм новой культурой. Социокультурное противоречие – форма основного противоречия между социальными отношениями и культурой социального субъекта.Она развивается между объективными социальными отношениями (социальным порядком) и массовым жизненным опытом как базиса культуры.Стимулирует напряженное стремление совершенствовать культуру и (или) организацию. Социология культуры- отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе; формирование, хранение, распространение, представление и усвоение идей, представлений, культурных норм, ценностей, образцов поведения. Социология массовых коммуникаций – социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовых коммуникаций, а также их социальную обусловленность и последствия их деятельности. Социология морали – отрасль социологии, изучающая закономерности функционирования морали как системы взаимосвязанных норм, ценностей, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения. Социология науки – отрасль социологии, изучающая закономерности функционирования и развития науки как социального института; различные механизмы, обеспечивающие взаимодействие и интеграцию индивидов и социальных групп, участвующих в производстве научного знания; формирование научных сообществ. Социология образования – отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами; социальную политику в области образования; образовательные учреждения как социальные организации. Социология религии – отрасль социологии, изучающая религию как социальный институт во взаимодействии с другими социальными институтами в общсстве; проблемы религиозности, секуляризации, психологии верующих. Стигма – в древности – метка или клеймо на теле рабов или преступников; знак бесчестья, налагаемый на индивида другими индивидами или социальным группами – любая негативная санкция или неодобрение чьей-либо нонконформности; стихийное применение моральных санкций через выражение презрения по отношению к нарушителям важных моральных норм, что приводит к их изоляции. Такт – чувство меры, подсказывающее правильное отношение к кому-либо; умение вести себя подобающим образом; облюдение правил приличия. Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области. Творчество – деятельность, отмеченная неповторимостью, оригинальностью и общественно- исторической уникальностью. Фольклор – а) традиционные верования, обычаи, легенды, песни, танцы, искусство народа, которые передаются от поколения к поколению; б) все, что имеет отношение к народному творчеству, носящее народный характер. Ценность – особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальнойц группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные значимости, не связанные прямо с утилитарным назанчением этих вещей, предметов, духовных явлений. Ценностей система – модель ценностей общества или группы, в которой индивидуальные ценности взаимосвязаны таким образом, чтобы каждая из них усиливала другую и тем самым формировалось бы огласованное целое. Шаг новизны – элемент культуры, определяющий величину допустимых новшеств, не нарушающих комфортное состояние субъекта. Эвристика – в древней Греции: система обучения путем наводящих вопросов (метод Сократа); наука, изучающая природу мыслительных операций человека при решении различных задач; метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности; теория и практика организации избирательного поиска сложных интеллектуальных задач. Экономика науки – совокупность показателей и факторов, характеризующих состояние и развитие науки как отралси народного хозяйства; наука о специфике и конкретных формах общественных отношений и законах их развития в сфере научной деятельности; одна из основных проблем – определение эффективности науки, эффективности работы научных учреждений, их подразделений, каждого отдельного работника и научных исследований. Словник составлен на основе 4 энциклопедичеких словарей: Словарь терминов - Постмодернизм. И.Ильин. М., 2001. Социологический словарь. Николас Аберкромби, Стивен Хилл, Брайанс С.Тернер. Изд-во Казанского университета. 1997. Социологический энциклопедический словарь. Ред.-координатор Г.В.Осипов. М..2000. Социокультурный словарь. Ахиезер А.С. // Россия: критика исторического опыта. Книга III. 1Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1972; Л.Г.Ионин. Социология культуры. М., 1996г., Л.И.Михайлова. Социология культуры. М., 1999г. Все эти работы рекомендованы Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям. Социокультурное исследование, учебное пособие; под ред. Минюшева Ф.И. Изд-во МГУ, 1994. 2Как отмечает В.М.Розин, «культура и человек в некотором роде одно целое: культура живет в людях, в их творчестве, люди, в свою очередь, живут в культуре» (Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994, с.18). 3В последние годы начала развиваться такая научная дисциплина как синергетика, исследующая самоорганизующиеся процессы и явления. Культура относится именно к таким образованиям. 4Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 18. Читателю из курса «культурология» известны и другие, наиболее распространенные определения культуры, собранные А.Кребером и К.Клакхоном в известном обзоре, включившем свыше 150 определений. Позже они были агрегированы Л.Г.Иониным в 10 блоков в его учебном пособии «Социология культуры», М., 1996, с.15-16. 5Термин «цивилизация» восходит к латинскому слову «civilis», относящемуся к качествам «гражданина» как «городского жителя».До нашего времени это значение сохранилось в слове «цивильный», по-прежнему несущем в себе (в западных языках) качества, подобающие гражданину – учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде. Но значение слова расширялось: уже Данте писал о «humanacivilitas» как всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Значения слова как отражения утверждения тех норм благопристойности, которые формировались под влиянием придворных нравов (Франция)- зафиксированы во «Всеобщем словаре» А. Фуретьера, изданном в Голландии в 1690г. Принято считать, что впервые слово «цивилизация» употребил маркиз де В.Р.Мирабо в своем трактате «Друг законов»(1757). По его определению «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития». П.А.Гольбах, Ж.А. Кондорсе все более уверенно употребляли этот термин, хотя и в возвышенном идеализованном смысле. В Англии термин появился в 1767г. Цивилизация потивопоставлялась «непросвещенным народам», «темным векам» феодализма и средневековья. С тех пор в веере значений термина сохранилось ценностное и просветительское звучание (видимо, по наследию античного мира, противопоставлявшего свою культуру, тип духовности и политической организации всем «варварским» обычаям и тем более «дикарям»). 6Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С.59-60. 7На основе таких методов познания социальной реальности возник целый ряд теорий, по своему объясняющих функционирование и развитие общества: например, интегральные теории (Хабермас Ю.- теория коммуникативногодействия; Сорокин П.- интегральная социология, где интегрирующим элементом взята культура; Луман Н. – теория социальных систем; Гидденс Э. – теория структурации). См. подробнее: Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. М., 199, с.169. 8Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.1995, с.59. 9Матрица «ожиданий – требований» или иначе говоря - экспектаций, сформированная в любой культуре, дает возможность каждому человеку чувствовать себя в своей культуре комфортно, без особого напряжения, ибо взаимодействие базируется на принятых единых ценностях и нормах. 10Этот небольшой экскурс в сферу национальной политики многонационального государства позволяет наглядно судить об эвристических возможностях метода подведения всех социальных и культурных явлений под единый общий знаменатель – опыт жизнедеятельности множества людей как первоисточник формирования и развития и общества и культуры. 11Теоретическое расчленение мира людей на эти оппозиционные части, выдвинутое Хабермас Ю., имеет тысячелетнюю историю. Хабермас лишь зафиксировал в терминах ХХ века эту очевидность, обычно выражаемую в социологии чрезвычайно абстрактной формулой «Общество и личность». Континентальная Европа только в ХХ веке, не говоря уже о прошлых веках, явилась источником и пространством возникновения двух мировых войн, двух-трех революций, унесших огромное число жизней, принесших физические и нравственные страдания, а также материальные лишения всем европейским народам. Здесь родилось выражение «потерянное поколение». Именно в Европе возникли великие мобилизационные, тоталитарные государства ХХ века, в которых человек – носитель и творец культуры- являлся средством достижения государством (нацией) положения, позволяющего доминировать среди других наций и государств. В философском плане протест против всего этого в послевоенное время было сконцентрировано в течении экзистенциализма. Поэтому не случайно, что Хабермас, воспитанник Франкфуртской школы, систематически ведущей «романтическую критику» социальной реальности с точки зрения человеческого существования и с позиций «понимающей социологии», смог закрепить терминологически такое оппозиционное раздвоение мира людей. Заслуга его в том, что свою идею выдвинул и обосновал в соответствии с двумя ведущими традициями в научной мысли: структурно – функциональным, системным методом, в основном применяемым при анализе общества, и феноменологическим методом исследования, применяемым при анализе жизненных проявлений людей. 12Теоретический интерес к жизненному миру связан с феноменологической социологией А.Шюца, с философией жизни Э.Гуссерля, аналитической психологией и понимающей социологией. Социальность рассматривается через феномен интерсубъективных пониманий (например, «коллективное бессознательное», мифы, архетипы и т. д.). 13Теория отчуждения человека в истории является базовой основой для выработки модели интерпретации текущих взаимоотношений между системным миром и миром жизненным. Жизненный мир есть мир, проживаемый каждым человеком. Это мир его жизнедеятельности, в которой он ведет себя не столько как личность-функция социального, а как индивидуальность, где уже поступок и мотив, душа и тело, сознание и поведение, разум и чувства сливаются воедино. Для понимания этого мира требуется устранение декартовой дуальности, т.е. раздвоенности теоретического рассмотрения человека, его телесной организации и его сознания. Отчуждение человека в истории проходит ряд этапов – от полной поглощенности индивида смоциумом к его нейтральной отчужденности; от нее до враждебной. Видимо, весь этот процесс имеет логику обратного движения, т.е. от враждебности к нейтральной чуждости между человеком и обществом. 14См. Кнабе Г.С. Двуединство культуры // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культура античного Рима.- М., 1993, с.59; См. также Миронов В.В. Глобальное коммуникационное пространство, культура и информационная безопасность: размышления // Человек и современный мир, М., 2002, с.48-64. 14Существуют и другие определения социология культуры. Так, Л.Г.Ионин пишет, что «Социология культуры – это наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и применительно к конкретно – историческим ситуациям» (Л.Г.Ионин. Социология культуры. М., 1998.с. 16.). Здесь предмет социологии культуры определен как научной дисциплины, а не конкретно - учебной. Научная дисциплина не учитывает место дисциплины в системе учебного плана факультета. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко А.И. определяют проблемное поле социологии культуры так: «Предмет социологии культуры – любые культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы» (Социология. М., 2000. Т.1., с.55). Этот подход правомерен, но лишь отчасти – социокультурный процесс намного сложнее, чем просто «культурный процесс»; здесь необходим анализ возникновения и воспроизводства культурной продукции, ее социодинамики, ее «вхождения в массу», социализации, т.е. сращивания с внутренним миром «множественного индивида».Л.Н.Коган в социологию культуры включает три группы процессов, связанных с изучением материальной кулььтуры, духовной культуры и групы, не относящуюся ни к первой, ни к второй группам. Ясно виден философский подход, делящий все бытие на материальную и духовную сферы. И есть, оказывается то, что не втискивается ни в одну из этих областей. Это указывает на то, что эвристичность деления культуры на материальную и духовную вне решения основного вопроса философии теряется. В жизненном опыте, основе культуры, человек целостен, поэтому и культура целостна – материальная ее составляющая есть лишь артефакт. На социологическом факультете классического университета социология культуры завершает обучение студентов наукам о культуре и ее предметом является рассмотрение процессов творчества, социодинамики и социализации культурной продукции специализированной (высокой) и популярной культур. Поэтому автор издает курс лекций, а не монографию по социологии культуры. 15П.Сорокин установли, что в истории наблюдается циклическая смена доминирующих культурных суперсистем в последовательности идеационная, идеалистическая и сенсативная.Они рождаются, расцветают и умирают.Так, в России доминирование идеационной культуры (идеационная личность религиозна и непоколебима в своих суждениях) длилось до ХVIIIвека (Сорокин П.А. Основные черты русской нации и двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990, с.483-484. 16А.С.Кармин. Основы культурологии.С-Пб, 1997, с.276. 17В ряде литературных источников существует представление о том, что есть народы «культурно отсталые» «культурно передовые». См: Мифы народов мира.Энциклопедия. М., 1994.1 том.с.11. Однако, каждый народ живет в уникальных природных и социально-технологических условиях, приобретает жизненный опыт, являющийся основанием формирования самобытной культуры. Поэтому культуры не могут сравниваться по схеме «отсталый – передовой». 18Бердяев Н.А. писал: «Коммунизм прав в критике капитализма. И не защитникам капитализма обличать неправду коммунизма, они лишь делают болеее рельефной правду коммунизма…Именно капиталистическая система, прежде всего раздавливает личность и дегуманизирует человеческую жизнь, превращает человека в вещь и товар, и не подобает защитникам этой системы обличать коммунистов в отрицании личности и в дегуманизации человеческой жизни.». Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, с.150 19Ерасов Б.С. Цивилизации (хрестоматия). М., 2002, с. 77, 83. 20К мировым религиям относятся христианство, буддизм, ислам, иудаизм. 21В фокусе нашего дальнейшего анализа остается также " евразийская идея". Этой цивилизационной модели сегодня посвящен ряд крупных работ, она получает политическую аудиторию, так или иначе реализуется в государственных решениях..Обратимся к истории евразийского движения, возникшего в 20-е гг. Его теоретические и идеологические основы были заложены группой " евразийцев" в эмиграции (основными членами ее были Н.С.Трубецкой, Н.Н.Алексеев, В.П.Никитин, В.Н.Ильин, Л.П.Карсавин. М.М.Шахматов, Г.В.Вернадский и др.). Они выпускали в 20-30 гг. манифесты, монографии, издавали в Париже еженедельную газету " Евразия" (1928-1929 гг.). Ряд следующих принципиальных положений этого течения русской мысли, думается, оправдался за прошедшие 70 лет (программный сборник " Исход к востоку" вышел в 1921 г.). Судите сами: - Россия находится на стыке Азии и Европы, и именно это геополитическое положение определяет ее специфику. Как узел, соединяющий Азию и Европу, она несет в себе начало связи двух мировых культур - западного и восточного характера. Западная культура - традиционно рационалистична, восточная же, скорее, - иррационалистична с медитационным уклоном. Архетип культуры российского народа формировался в период образования государственности, основанной на степной культуре. Отсюда вытекает и специфика мироощущения и мировосприятия россиянина: широта души, склонность к поступкам типа " авось", вытекающая из бытовой нерасчетливости, отдельно связанной с ощущением бесконечности степной шири, приверженность к упрощенной схеме жизни, непривычность к неясностям, соборность (экстравертность в системе ожиданий-требований окружающих), милосердная солидарность в жизни, тяготение к идеократической государственности, определяющее восприятие людьми власти как власти собственного объединения. В основе идеократической государственности лежит " идея-правительница". Она является объединяющей идеей, и лишь благодаря ей социальное поле приобретает форму соборности, духовного братства, а не механической тотальности. Если идея утрачивается, начинается стремительный процесс разложения и распада. Говорить о ложности идеи бессмысленно, ибо всякая идея соответствует какому-то внутреннему переживанию массы и в подобном смысле всегда выступает как историческая данность. 22Сорокин П. Человек, цивилизация, общество.М., 1992, с.193 23См. также: Личность, культура, общество, М., 2000, т.II, Вып. 4. с. 178-196; там же Линтон Р. Понятие культуры., с.160, 177. 24Молодежь Российской Федерации: положение, реализация прав, выбор идеи. М., 1999, гл.3 25Соцологический журнал, 1994, № 3. Табл.4 26См. Философская энциклопедия. М., 1970, т. 5, с.187. 27П.Гайденко. Статья «Творчество».// Философская энциклопедия, М., 1970.т.5, с. 187. 28Реферативный сборник «Личность ученого», М., 1983, с.87-91. 29Реферативный сборник «Личность ученого», М., 1983. 30Интернет позволяет распространить информацию в 722 раз быстрее и в 355 раз дешевле, чем почтой. Передача документа в 42 стр. из Оттавы в Токио занимает 31 минуту и стоит 24, 49 долл., а по Интернету – 2 минуты и 11 центов. Сейчас насчитывается до 60 млн сайтов Интернета и 300млн пользователей по всему миру (95% из них принадлежат «Северу», где живет 16% мирового населения). По прогнозам компанииInternationalDataCorporation(http: // www.ids.com/) к 2003 году число пользователей Интернета во всем мире увеличится со 142 млн в 1998 г. до 502млн.(в США – число их достигнет 178млн).В России число пользователей ныне составляет 1-1, 5% от населения. 31См. весьма интересную на эту тему статью Д.В.Иванова «Критическая теория и виртуализация общества». Социс, 1999, №1. 32Исследования, пока пилотного характера, привели к выявлению отрицательных, с точки зрения целостности личности, свойств, приобретаемых человеком в многопользовательской среде (Multi–UserDimension–MUD). К ним относятся угрозы потери человеком идентичности, а также его чувства зависимости от Интернета. См.URLhttp: //Journal.tinymush.org/-jomr/v2n1/sempsey.html; также - Гуманитарные исследования в Интернете.М.2000. С.132-140. 33Парадигма – (от греч.paradeigma– пример, образец). Имеет два значения (в философии и социологии) – а)строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; б)исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Парадигма в языкознании – система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонений или спряжения. Понятие Парадигма употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе. Парадигматика – 1) один из аспектов исследования языка, противопоставляемый синтагматике – изучение элементов языка, находящихся в отношениях противопоставления, выбора одного из взаимоисключающих элементов; 2) учение о строении и структуре парадигм разных типов, их классификации, а также обьединения в более сложные единства. 34Индекс «человеческого развития» включает показатели душевого дохода, уровня образования и продолжительности жизни. ООН ежегодно ранжирует государства мира по этому индексу. Россия в 1998г. оказалась на 71 из 170 мест. Откат за последние десять лет составил свыше 40 ступеней. Это – невиданная во всемирной истории социальная плата за безграмотное управление страной в «эпоху Ельцина». 35 Так, лишь в западной социологии насчитывается ныне, в начале ХХIвека, около двадцати теорий, так или иначе объясняющих современную социальную и гуманитарную реальность: например, теории: Э. Дюркгейма (теория «социальных фактов»), П. Сорокина («теория социальной мобильности», или «интегральная социология»), Г. Зиммеля («формальная социология»), М. Вебера (теория «социального действия»), Т. Парсонса («теория социальных систем»), Ю. Хабермаса (теория «коммуникативного действия»), П. Бурдье (теорияHabitusс ее основным методом биографического исследования структур общества), Э. Гидденса (теория структурации) и Н. Лумана (теория «самореферентных систем»).Кроме того, для понимания общества применяются и теории конфликта, структурного функционализма, обмена, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии и структуралистского марксизма. Не менее сложна мозаика теорий личности: концепции З.Фрейда (психоаналитическая теория), А. Адлера (индивидуальная теория личности), А. Маслоу (гуманистическая теория), Д. Роджерса (теория «Я-концепция»), К.Хорни (социокультурная теория личности), Г.Олпорта и Т.Айзенка (диспозиционная теория), Д. Келли (когнитивная теория личности), Э. Эриксона (психоаналитическая теория личности с акцентом на Эго), Б. Скнннера (бихевиористская теория: S-R) и А. Бандуры (социально-когнитивная теория) весьма по-разному моделируют личность человека. Особенно разительны их разногласия в вопросе о природе человека, ее показателях и степени изменчивости в истории. 36Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. 37См. подробнее: Современная западная социология. Словарь. М., 1990, с. 206-207. 38Наука России на пороге ХХIвека: проблемы организации и управления.М., 2000, с.244. 39Там же, с. 236. 40Независимая газета, приложение «Наука», 12.10.2001, с.7. 41Фейербах Л., М., 1955, с. 182-183). 42Met. ХIII, 3, 1078 а, 34. 43МЭ, Соч., 2 изд., т.6, с. 446. 44Студенту, думаю, известен механизм идентификации, описанный в курсе «Социальная антропология». 45Бессознательное.т.II. Тбилиси. 1978, с. 478. 46Бессознательное. Т.II. Тбилиси, 1978, с.482. 47Литературная газета, 1989, № 4. 48Анализом этих стилей занимается искусствоведение. Студенту я советую ознакомиться с ними хотя бы по Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. 49Символ есть разновидность знака, представляющего собой неразрывное единство духовного значения и материального носителя (например, икона). Знак есть структурное целое, состоящее из означаемого и означающего, связь между которыми фиксируется обществом и не зависит от «вещества» и формы знака и предмета (Ф.де Соссюр). Значение есть обобщенная форма выражения субъектом социального опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения. Именно в этом пункте художник, неважно –осознает он это или нет – выражает в эстетических формах меру сращенности своего мыслительного и чувственного опыта с социальными идеями и ощущениями. Язык же является системой, служащей средством человеческого общения, мыслительной и художественной деятельности. Язык – способ выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык реализуется через речь. 50Основные виды живописи: жанровая, пейзаж, ню (изображение обнаженного тела, является отражением моральных и эстетических идеалов эпохи), портрет и натюрморт (изображение неодушевленных предметов). В русской живописи переход от религиозных сюжетов к жанровой живописи с социально-острыми сюжетами происходит в искусстве передвижников (Перов, Репин, Крамской, Васнецов, Тропинин). Научный интерес представляет сегодня анализ пейзажной живописи – Левитана, Куинджи, Поленова, маринистов –Айвазовского, Лагорио, баталиста Верещагина. Интересен путь к импрессионизму, который ввел практику пленэра – т.е. изображение и разложение солнечного света (Коровин, Сомов). Происходит переход от «фото» к изображению внутреннего мира художника или обьекта (портрет). 51И.Ильин. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001, с.209. 52Там же, с.216. 53Музыка – искусство сочетания звуков с образованием связной, воспринимаемой нашим слухом, формы и в соответствии с определенной сложившейся практикой и эстетическими идеалами. Музыку обычно подразделяют на классическую, джаз, поп-музыку (популярная музыка, любая современная музыка, не подпадающая под категорию джаза или классической музыки, выделилась в отдельную категорию с появлением звукозаписи; традиционный формат – шлягер продолжительностью примерно три минуты со стихотворным текстом, припевом и восемью тактами в середине), кантри (популярный стиль музыки, белого населения юга и запада США: сложился под влиянием блюза, темы семьи, любви, баллады –гитара, мандолина), вестерн и т.д. Греческое слово «музыка» означало все виды искусств, покровительствуемые музами. Различные цивилизации создают собственные музыкальные системы. Музы: девять дочерей Зевса и Мнемозины (богини памяти).Считаются покровительницами искусств: Каллиопа – эпической поэзии, Клио-истории, Эрато-любовной лирики, Эвтерпа – лирической поэзии, Мельпомена - трагедии, Полигимния - священных песнопений, Терпсихора- танца, Талия- комедии, Урания – астрономия. 54Молодежь и город. М., 2002, с.519. 55См. подробнее: Л.С.Васильев. История религий Востока. М., 1988, с.5. 56См. там же. 57а) упорядочение жизнедеятельности множества людей, происходящее путем структурирования их социального и исторического опыта; б) придание смысловой направленности (ориентация) любым социальным процессам, т.е. формирование смысловых конструктов социальных действий; в) о беспечение преемственности поколений посредством их социализации; г) интегрирование людей в единые социокультурные континуумы (общее культурное пространство). 58Признание их культурообразующими, например, в России – светском государстве, - имеет принципиальное значение (этот вопрос встал в его остром значении при разработке и принятии закона о религиозных обьединениях – государственной регистрации отныне подлежат лишь эти четыре религии. Этим самым государство обьявляет незаконными различные секты). 59Трансцендентное – лат. переступающий, выходящий за пределы. Понятие средневековой схоластики, обозначающее наиболее универсальные, высшие определения бытия: сущее, единое, истинное, благое и др. У многих авторов ЕДИНОЕ, ИСТИНА и БЛАГО понимаются как ПЕРВЫЕ и СУЩЕСТВЕННЫЕ определения бытия. 60Только за первую половину 1996 г. в солидной аргентинской газете «DiaroClarin» слово фундаментализм встретилось в 104 статьях как синоним фанатизма, экстремизма, а также в более определенном смысле «религиозного мусульманского экстремизма». См.Фундаментализм.М., 2003, с.3. 61там же, с.6. 62Девятова С.В. Христианство и актуальные проблемы современности./ Человек и современный мир. М., с. 442 63Там же.с.443. 64Послание предстоятелей святых православных церквей (Фанар, 15 марта, 1992 // Православие и экуменизм, с.444. 65Молодежь 97: надежды и разочарования. М., 1997. С. 287. 66Молодежь Японии. Токио. 1998.(на японском языке).с.77 Исследования проводили: Kane, Parsons & Associates, Inc.; BMRB International Ltd; MARPLAN Forschungsgesellschaft mbH; BRULE –VILLE-ASSOCIES INSTITUT D ETUDES DE MARCHE ET D OPINION; Sifo Research & Consulting AB; Gallup Korea Poll Ltd; 67Курьер ЮНЕСКО. Февраль 1995. С.31 68Различаются фундаментализмы исламский, протестантский, православный и ортодоксальный иудаизм. Фундаментализм. М., 2003. 69 Бюллетень ВЦИОМ, 1995, № 4. 70В.Карпов. Жили – были писатели в Переделкионо… М., 2002, с.388. 71Не прост вопрос о месте и роли духовенства в современном обществе – светское государство обьявляет религию частным делом каждого. Но в России «духовные услуги» оказались востребованными в немалом масштабе. Следовательно, появляется, по всем законам рыночного общества, слой людей, обслуживающих этот спрос. Необходимость подготовки духовенства формирует соответствующую инфраструктуру. Все это указывает на то, что духовенство обладает всеми формальными критериями для отнесения его к гуманитарной интеллигенции. 72Эта сила может заблуждаться, т.е. ее представления в данный момент могут не соответствовать сути, правде предмета (дела, ситуации и т.д.), но она никогда не лжет. Ложь - это несоответствие слов человека его мыслям, а заблуждение - это несоответствие его мыслей предмету (Аристотель). Отдельный человек науки может лгать, а наука в целом - не может. Также обстоит дело и с живыми носителями знания - интеллигенцией. Она неспособна на «Большой обман». 73Осипов Г.В. Российская социология в ХХIвеке. Доклад наIIВсероссийском социологическом конгрессе. М., 2003. 74Г.Х.Попов. В каком веке мы живем? / Наука и жизнь. 2003.№ 11, с..33. 75Наука и жизнь, 2001, № 3. 76Наука России на пороге ХХIвека: проблемы ораганизации и управления. М., 2000, с.52 77там же, с.44-45. 78Там же, с. 59-60 79Вклад России в общемировой прогресс науки: библиометрический анализ// Наука России на пороге ХХIвека… с.265-266. Публикации агрегируются по блокам: точные и естественные науки, науки о жизни, техника. 80Имидж отечественной науки // Наука России на пороге ХХIвека, М., 2000, с.229 81А.Н.Авдулов. Интеграция науки и производства – важнейший фактор эффективного экономического и социального развития в ХХ веке (генезис, основные этапы, современные формы.// Наука России на пороге ХХIвека… М., 2000, с.18-19. 82См. подробнее там же, с.23-33. 83Миграция специалистов России: причины, последствия, оценки. М., 1994.с. 84Наука России на пороге ХХIвека: проблемы организации и управления. Под ред. С.А.Лебедева. М., с.295. 85Так гласит Закон об образовании Российской Федерации. См. Федеральный закон от 13.01.96 № 12-ФЗ. Понятно, что данное определение является лишь юридиическим. 86См. Нечаев В.Я. ст.Образование //Социиальная энциклопедия.М., 2000, с.212. 87 Например, сословная замкнутость дореволюционной российской школы характеризуется данными: среди учащихся вузов (нетехнических) почти? мужчин и 2/3 женщин принадлеажали к дворянству. В 1894г. В Европейской России одно начальное училище приходилось в среднем на 1580 жителей, в Ковенской ггубернии – на 6257, на Кавказе –на 1980, в Туркестане на 31958. В общей массе начальных народных школ учебные заведения церковного ведомства составляли 46, 5% (около 2 млн учащихся). Общие правительственные расходы на церковные школы вдвое превышали расходы на содержание и развитие школ Министерства народного просвещения. См.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР.М., 1991, с.13-15. И ныне печать сообщает о фактах дискриминации по признакам пола, национальности, уровня доходов и пр., проводящейся в ряде бывших республик СССР.В России все большее распространение получает платное высшее образование, ведущее к заполнению ключевых позиций в обществе лишь представителями имущих слоев. 88Очерки по истории… с.16. 89Совещание по вопросам о средней школе при Московском учебном округе. М., 1899, Вып.6. с.11 90Егоров С.Ф. Теоретические проблемы содержания школьного образования в педагогике России конца ХIХ века- начала ХХ в // Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России. М., 1978, с.41. 91Там же, с.106. 92Кризис самодержавия в России.1895-1917. Л., 1984. ХVII. 93Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце ХIХ в.М., 1978. 94Труды Педагогического общества при Императорском Московском университете. Вып.1, М., 1990, с.44. 95Нечаев В.Я. Статья «Образование»//Социальная энциклопедия, М., 2000, с.213 96Образование // Социальная энциклопедия, М., 2000, с.215 97Закон об образовании (в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-Ф3), статья 5, п.1. 98Там же, статья 2, пункты 1-6. 99Из выступления Президента РФ В.В.Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 авгута 2001г. 100Аргументы «За» и «Против» платного образования см.. В.И Добреньков, В.Я.Нечаев.Общество и образование. М., 2003, с.344-345; 101Там же, с.346-347.Во Франции на 72 государственных университета приходится всего 5 негосударственных; в ФРГ все высшие учебные заведения являются государственными и лишь недавно открыты два частных университета; в Великобритании свыше 80% расходов на высшее образование покрывается из бюджета; в США на долю частных вузов приходится 20% студентов, причем доля частного сектора в высшей школе резко сокращается. 102Аргументацияю «за и против» введения 12 летнего срока обучения см. В.И.Добреньков, В.Я.Нечаев.Общество и образование. М., 2003, с.348-349 103ПостановлениеVIIсьезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений: О стратегии модернизации высшего образования. М., 2003. С.67-68. 104В этом смысле это понятие использовался М.М.Бахтиным, А.Я Гуревичем. См.С.Я.Сущий. Пространство культуры. Ростов –на –Дону, 1996; с.14. 105Куфаев К. История русской книги 19 века. Л., 1927, с.285 106Художники русской эмиграции (1917-1941). СПБ, 1994. Всего учтено 434 художника (живописца). 107Нам приходится обращаться к исследованиям в эпоху СССР: важно сохранить хотя бы методику проведения такого рода исследований – после 1990 г. картина в этой сфере остается неясной. 108В СП СССР на 1989г. было всего членов 9561, из них (по самооценке) прозаиков – 3501, поэтов –3466, драматургов –401, критиков и литературоведов – 1210, детских писателей –277, переводчиков – 610, очеркистов – 92, фольклористов –4. Всего лауреатов (Ленинской премий, Госпремий, республиканских государственных премий –1002; См. В.Карпов. Жили – были писатели в Переделкино… М., 2002, с.148-149. 109Новые направления в искусстве ХХ века: кубизм, экспрессионизм, абстрактное искусство, сюрреализм ныне не привлекают интереса публики. Идущий на смену им поп-арт стереотипен, клишеобразен, неиндивидуализирован, что противоречит в целом процессу усложнения человека в ХХ и ХХIвеках. 110Л.Д.Гудков, Б.В.Дубин. Литература как социальный институт. М., 1994, с.12. 111Там же, с.12 112Схема хронотопа литературы дана в контексте исторической ситуации, характерной для времени, предшествовавшего «перестройке». Автору представляется, что студенту важна не столько текущие цифры, сколько методика составления схемы. 113Чернышевский Н.Г.Сведения о числе подписчиков на «Современник» 1859г. по губерниям и городам. Пол.собр.соч. т.7, М., 1950, с.418-428. 114Что читать народу? Критический указатель книг для народного и детского чтения.т.1-3. Сост. Х.Д.Алчевской, Е.Д.Гордеевой, А.П.Гриценко и др. СПб, 1884-1906. 115Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике.СПб, 1895, с.246. Цит.поВ.Д.Стельмах. Исследование литературно-художественных интересов читателей // Творческий процесс и художественное восприятие.Л., 1978.с.90-105. 116Шафир Я.Очерки психологии читателя. М.-Л., 1927. 117Независимая газета, приложение «Хранить вечно», 29.09.1999. 118Напечатано в НГ от 06.11.1999г.с.7. Заглавие: Художественная культура и культура народа. На первую страницу вынесено «Мертвые сраму не имут» (Отвергая в угоду политической коньюнктуре художников прошлого, мы лишаемся самых ярких красок своей истории). Фарид Минюшев- социолог культуры, профессор МГУ. Статью можно найти на сайтеhtpp//ng.ruАрхив, раздел «Полемика».6.11.1999. 119Курьер Юнеско, апрель 2000г., с.14, 17. 120А.Р.Лурье. Язык и сознание. Ростов-на Дону, 1998, с.275. 121Ныне в России фугкционируют 11 издательских объединений, входящих в Российский союз издателей. 122В.В.Козловский. Коммуникативно- сетевой порядок современного мира// Тезисы докладов и выступлений наIIВсероссийском социологическом конгрессе Российское общество исоциология в ХХIвеке: социальные вызовы и альтернативы. М., 2003, том.2, с.7-8. 123Коммуникация –лат.Communicatio, отcommunico- делаю общим, связываю, общаюсь. Коммуникация означает также еще и путь сообщения, связь одного места с другим. 124Социология массовой коммуникации. Уч. пос. Под ред Минюшева Ф.И., Иванова В.Н.. Одесса. 1994. 125О.Н.Чепурнаева.Российские СМИ: эволюция места и роли в обществе. // Тезисы … с.50 126По данным Фонда «Общественное мнение» на конец 2002 г. насчитывалось 8, 7 млн пользователей Интернет – примерно 8% от населения России и 1, 5% общего числа пользователей в мире. Для сравнения – в Германии 34% населения, Австрии-50%, Швеции –59%. См.Галицкий Е.Б. Опросы «Интернет в России». Выпуск 1. Осень-зима Цит. по Тезисы…с.53. Ожидается, что к 2003г.доля домашних компьютеров дотигнет 50% в общем объеме парка (в 2000г. эта доля составляла около 6%.Рабовский С.В. Социальные аспекты информатизации российского общества. М., 2001.С.25-39. 127Л.Я.Аверяьнов, А.В.Рунев. Социологические характеристики российского интернета. Тезисы… с.52. 128Закон о средствах массовой информации. В ред. Федерального закона от 19.07.95, № 114-Ф3. 129Там же, статья 4. 130Термин, введенный авторами «новых социологий», стремящихся объяснить общество не как данность, а как продукт взаимодействия людей. 131Динамика ценностей населения реформирующейся России. М.1996, с.53. 132Сергеев В. Молодежь и город: лицом к лицу. М., 2002, с.211. Использованы материалы, полученные в процессе реализации целевой программы «Культура Москвы на 2002-2004 г.г.» и др. 133Там же, с.229. 134Мониторинг общественного мнения. 2003, №2, с.61 135Телерекламный бизнес.М., 2001)с.147 136Розанова Ю.М. Взаимодействие телевидения и государства в США, Западной Европе и России: сравнительный анализ. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 1999, с.8. 137Молодежь и город: лицом к лицу.М., 2002, с.383 138Бюллетень ИСПИ РАН, М., 2000. 139Е.Броно. По данным Центра помощи семье и детям Российской академии образования. 140Тарасов К.А. Образ насильственного мира в кинопрограммах ТВ.//Внутренний терроризм – социальная проблема современной России. М., 2002.с.400-410. 141Киноискусство и массовая аудитория. М., 1971, с.38-58. Эта типология весьма устойчива, время может отражаться лишь в динамике долевых показателей того или иного типа в общем массиве. 142Размышления Гайаваты, героя индейского эпоса, записанного Лонгфелло. Цит. По Е.Немировский, Б.Горбачевский. С книгой через века и страны.М., 1964, с.7. 143Е.В.Федорова. Латинские надписи. Изд-во МГУ, 1976, с.87 144Е.Немировский, Б.Горбачевский. С книгой через века и страны. М., 1964, с.15. 145Там же, с.23. 146Спор о первой книге на Руси продожатеся и ныне. Историкам известны семь «безвыходных изданий» – все церковные книги. С.67. 147И.Е.Баренбаум.История книги.М., 1984, с.218. 148А.Р.Лурье. Язык и сознание. Ростов-на Дону, 1998, с.275. 149Ныне в России фугкционируют 11 издательских объединений, входящих в Российский союз издателей. 150Наука и жизнь, 2001, № 3. 151Э.Бэйверсток. Книжный маркетинг. М., 1999, с.8. 152Источник: изд-во «Вагриус»; ИзвестияIV, 19 марта 2002г. 153Источник тот же. 154Источник тот же. 155Известия 19 марта 2002г. 156 …В крещении младенцев вижу явное извращение всего того смысла, который могло иметь крещение для взрослых, сознательно принимающих христианство…Л. Н. Толстой. Ответ Синоду. Полн. собр. соч., т.34, с.245-253. 157 Американская реклама может, согласно поговорке, уговорить купить холодильник даже эскимоса. 158Также и отдельный человек познает свою глубинную сущность («Кто я такой на самом деле?») лишь в периоды переживания экстремальных состояний. 159 В этом смысле Интернет информационно хаотичен. Здесь решений, направленных на обеспечение духовной безопасности человека, пока нет. Но многие думают, что человек, знающий, «Что такое хорошо и что такое плохо», сам разберется в потоках информации. 160 Ответ на этот вопрос требует специальных исследований о соотношении природы человека и природы общества 161 Исследования, проводимые ВЦИОМОМ на протяжении 7 лет с 1993 по2000г.показали наличие трех тенденций ценностных ориентаций населения России. Первая тенденция, охватывающая 1993-95г.г. показала неизменность основных ценностных ориентаций: спокойная совесть, семья, интересная работа. В период 96-97г.г. моральные ценности стали замещаться ценностями материального характера. Так, более половины населения стали материальные ценности оценивать выше, чем ценность свободы.Ценность интересной и содержательной работы у30% россиян сменилась ценностью оплаты за нее. Одновремнно усилилась поддержка авторитарных методов управления одновременно с оценкой выборов, свободы печати и многопартийности как “пустой видимости”.После 1997г. новый перелом. Возросла значимость спокойной совести, снова появляется ценность патриотизма, приоритетность свободы, интересной работы, политических прав и свобод. Это означет, что современное российское общество постепенно освобождается от иллюзий в отношении “культурной экспансии” экономически развитых стран. 162Э.Аронсон, Э. Пратканис. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения. М., 2002, с.13. 163Лишь в марте 1945г. в «Правде» появилась статья И.Эренбурга «Убей немца!».Уже на другой день появилась статья «Товарищ Эренбург ошибается» – еще раз подчеркивался антифашистсикй характер войны. 164Там же, с.20. 165Идея, овладевшая массой, становится материальной силой – К. Маркс. 166Э.Аронсон, Э.Праткинс. Эпоха пропаганды: механизмы убежедения. М., 2003, с.278-279. 167Там же, с. 292. 168Цитируется по Э.Аронсон, Э. Праткинс. Эпоха пропаганды: механизмы убежедения. М., 2003, с.241. 169Оказывается, что быстротекущие эмоции не имеют памяти – память масс может существовать лишь при некотором интеллектуальном напряжении за счет «подпитки» извне. Замечено также, что женская психология по своей природе также приспособлена к забыванию – например, новое чувство полностью отметает воспоминания о прошлой любви, расчищая место для себя, поэтому можно сказать, что страстная любовь беспамятна во всем, что не касается ее. Возможно, поэтому Геринг цинично говорил, что народ как женщина, он любит сильного. Вообщем, выходит, что «Голосуй сердцем!»- разумный призыв тогда, когда во главу угла ставится лишь лозунг «Победа или поражение», лишенный всяких этических норм, приличий. 170В.Крыско.Секреты психологической войны… Минск, 1999.с.248. 171Aristotle(1954).Rhetoric. In W.Roberts (Trans), Aristotle, rhetorie and poeties. New York; Modern Librari, p.25 172В.Крыско. Секреты… с.253 173Л. Ионин. Основания социокультурного анализа.М., 1995, с.6. 174Однако, раз возникнув, любая форма социальности (общественная форма жизнедеятельности) оказывает, естественно, обратное воздействие на развитие культуры. 175К – культура; Э- экономика; П- политика; f- функция, указывающая на характер взаимозависимости указанных величин. 176Этапы формирования и изменения культуры совпадают (в основном) с этапами формирования «социального», поскольку образования опираются на опыт. 177Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук.М., 1967, с.84. 178Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук. М., 1967, с.36. 179Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях. Статья 3, параграф 5. 180В процессе проведенных под руководством автора в течение 2000 – 2001 г.г. социологических. исследований, поддержанных РФФИ и ориентированных на получение новых знаний о такой малоисследованной и стремительно развивающейся области как Интернет, были достигнуты результаты, имеющие отношение к теме лекции. 181Интернет позволяет распространить информацию в 722 раз быстрее и в 355 раз дешевле, чем почтой. Передача документа в 42 стр. из Оттавы в Токио занимает 31 минуту и стоит 24, 49 долл., а по Интернету – 2 минуты и 11 центов. Сейчас насчитывается до 60 млн сайтов Интернета и 300млн пользователей по всему миру (95% из них принадлежат «Северу», где живет 16% мирового населения. По прогнозам компанииInternationalDataCorporation(http: // www.ids.com/) к 2003 году число пользователей Интернета во всем мире увеличится со 142 млн в 1998 г. до 502млн.(в США – число их достигнет 178млн).В России число пользователей ныне составляет 1-1, 5% от населения. 182Здесь глобализация рассматривается лишь в рамках темы. Сама по себе эта проблема - новая сложная тема. 183 http//www.monitoring.ru. См.также http// www. comson –2.com/comson2.asp 184Они являются, к сожалению, своеобразным фильтром, пропускающим в зону Интернета лишь представителей письменной и постписьменной (информационной) цивилизаций. Между тем из 749 зафиксированных на сегодня культур лишь меньше половины относятся к таким. 185Исследования, пока пилотного характера, привели к выявлению отрицательных, с точки зрения целостности личности, свойств, приобретаемых человеком в многопользовательской среде (Multi–UserDimension–MUD)/. К ним относятся угрозы потери человеком идентичности, а также его чувства зависимости от Интернета. См.URLhttp: //Journal.tinymush.org/-jomr/v2n1/sempsey.html; также Гуманитарные исследования в Интернете.М.2000. С.132-140. 186 Здесь можно вспомнить Ф.Ницше (см. «Так говорил Заратустра»), видевшего движение духа человека в социальном времени от уровня верблюда («Я должен») к льву («Я хочу»), а от него – к ребенку с его чистым взглядом и способного творить заново. 187Этот вывод пока является гипотетичным, требующим экспериментальной проверки. 188Так, по данным Института социологии парламентаризма Бетанелли (опрос проведен 11-14 августа 1997г. в 62 субьектах РФ, во всех экономических районах) на вопрос «В какие из перечисленных ниже явлений, идей, таинств Вы верите?» респонденты ответили следующим образом: Судьба, предопределенность жизни человека 31% Существование высшей силы, Бога 29% Неотвратимость расплаты человека за дурные поступки, грехи 23% Существование души 18% Потусторонняя жизнь 10% Приметы, суеверия 10% Магия, колдовство 9% Всемогущество человеческого разума 9% Привидения 4% 189См. О концепции и развороте рубрикатора: Этнометодлогия. Вып.1, М., 1994, с.9-39 190СМ. подробнее: В.В.Кочетков.Психология межкультурных различий. М., 2002, с. 234-235. 191Молодежь Японии. Токио, 1998, с.46. 192Там же, с. 90.
|