Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм принятия решения






 

«Прежде всего отмечу полную свою солидарность с вашим объяснением непригодности прежней («союзовской», как вы ее называете) организации «Союза». Вы указываете на отсутствие серьезной подготовки и революционного воспитания у передовых рабочих, на так называемую выборную систему, так гордо и упорно защищаемую рабочедельцами из-за «демократических» принципов, на отчужденность рабочих от активной деятельности.

Именно так: 1) отсутствие серьезной подготовки и революционного воспитания (не только у рабочих, но и у интеллигентов), 2) неуместное и неумеренное применение выборного начала и 3) отчужденность рабочих от активной революционной деятельности, — в этом, действительно, заключается главный недостаток не только С.-Петербургской, но и многих других местных организаций нашей партии».

(Владимир Ленин, «Письмо к товарищу

о наших организационных моментах»)

 

 

7.1 Кружковый этап

В ходе нашей работы неизбежно будут возникать разногласия в каких-либо частных вопросах, особенно в малоизученных и требующих серьёзной теоретической подготовки для непосредственного анализа. Это нормально. Представим себе ситуацию: два кружка разошлись во мнениях относительно какого-либо теоретического вопроса. В данном случае необходимо, чтобы обе стороны обосновали свои позиции в статьях. После этого идет внутренняя дискуссия, обсуждение, при необходимости товарищеская самокритика вплоть до момента, когда абсолютное большинство приняло одну из позиций. Требовать, чтобы абсолютно каждый человек согласился с наиболее аргументированной и последовательной позицией, не стоит, поскольку тот или иной сторонник может быть прав в фундаментальных и множестве частных вопросов, но конкретно в данном дискуссионном вопросе не может принять позицию, которая хотя и разбивает всю его аргументацию, но из-за каких-либо своих внутренних пережитков, носящих психологический или иной характер, он не в силах преодолеть какое-то заблуждение. Это даёт остальным единомышленникам повод задуматься, но исключать данного товарища из своих рядов, в особенности, если тот имеет какие-либо теоретические заслуги, не стоит. Другое дело, когда человек или группа людей демонстративно отказывается от дискуссии, либо уводит разговор от обозначенной темы в обсуждение оппонирующих им личностей. В этом случае, вопрос об исключении очевиден и даже не требует для этого какого-то особого регламента. Люди, объединенные на базисе науки, попросту в дальнейшем не будут воспринимать подобных «товарищей» всерьёз, а уж вести с ними общее дело — тем более.


Современные технологии, кстати говоря, позволяют упростить процесс дискуссии по спорным моментам. Не так давно одним из наших сторонников было предложено создать электронную версию энциклопедии марксизма, в которой необходимо сделать упор на методологии. В целом получится программа, работающая на вики-движке, в которой заложены основы марксизма с функциональным инструментарием. Это облегчит процесс разрешения разногласий, которые будут появляться в ходе обсуждения текущих событий. С помощью этой программы появится возможность оформлять математически выверенные доказательства, которые при желании можно развернуть на множество логических цепочек — от частного к общему. Разумеется, такого рода программы будут являться всего лишь формальной стороной вопроса, однако данный способ позволяет более эффективно использовать ограниченное время и может сыграть определенную роль в пропаганде.

 

7.2 Партийный этап

Валерий Подгузов, верно указав на проблему вырождения компартий [36], фактически отказался от решения этого вопроса. «Партия умных людей» – это безусловно хорошо, но это лишь вершина айсберга. Каким образом решать противоречия, возникающие в ходе разногласий в многочисленных материалах по НЦ, не объясняется, поскольку Подгузов считает, что:

 

Коммунист же несовместим не только с ложью, но даже и с невольной ошибкой. Человек, уличенный в ошибке, а тем более во лжи, объективно не является коммунистом [37].

 

Во-первых, действительность во всём своем многообразии бесконечна, а опыт и знания человека конечны. Уже это является опровержением этого идеалистического положения. Впрочем, ниже мы ещё подробнее затронем этот пункт.

 

Во-вторых, человек может располагать ложной информацией, которую в той или иной ситуации не способен проверить, а значит он подвергается огромному риску совершить ошибку.

 

В-третьих, коммунист может использовать ложь, если это оправдано. В политике не может быть застывших догм, а действия коммуниста должны быть в первую очередь направлены на свержение капиталистического строя и установления социалистической системы. Если для этого необходимо, например, в той или иной ситуации обмануть классового врага, то почему бы этим не воспользоваться? Было бы глупостью пытаться вести коммунистическую «проповедь» и пытаться переубедить крупную буржуазию сдаться во время обострения классовой борьбы. А в борьбе все средства хороши. И ложь — не исключение.

Что же касается процедуры партийной дискуссии и принятия решений на партийном этапе, то следует сказать следующее. Естественно, что будут дискуссии, носящие закрытый характер, в рамках партийного ядра, например, связанные с вопросами безопасности, но дискуссии нейтрального характера, например, выделение средств из бюджета на ту или иную отрасль, тактические и стратегические вопросы (на дореволюционном этапе) и т.д. должны быть открытыми. Участие в партийной дискуссии предоставлено всем членам партии, независимо от положения в ней (соответственно уровню компетентности), но принятие решения передаётся смежной части партийного ядра и коллективу занятых в области данной проблемы партийцев. Если же после дискуссии и принятия решения находятся несогласные, то они обязаны выразить своё несогласие в письменной форме и направить на рассмотрение всей партией на следующем съезде. Не согласные с принятым решением, но сознательно не уведомляющие о своей позиции партийцы должны быть исключены. Такое поведение должно приравниваться к подрывной деятельности, поскольку все противоречия в партии должны решаться дискуссионным, открытым путём, не давая причин затушевывать реально существующие разногласия, которые со временем неизбежно приведут к созданию противоборствующих фракций внутри партии.

 

 

8. Воспитать воспитателя

«Не бояться признавать своих ошибок,

не бояться многократного,

повторного труда исправления их -

и мы будем на самой вершине».

(Владимир Ленин)

 

Невозможно победить капитализм, если даже самая передовая часть общества, авангард рабочего класса, будет находиться в плену буржуазной идеологии, поскольку свержение капиталистического строя возможно лишь при условии создания более прогрессивного общества — общества, построенного на научных началах — коммунистического общества. А для этого необходимо превзойти бытовое мировоззрение, овладеть научным мышлением, дабы суметь сначала теоретически обосновать конкретный план перехода к новому строю, а также теоретически предвосхитить устройство принципиально нового общества, чтобы потом воплотить его строительство на практике.

 

8.1 Феномен буржуазного сознания

 

Буржуазная идеология, являясь зеркальным отражением существующего экономического уклада, тотальна — она проникает во все сферы нашей жизнедеятельности. Она всегда неоднородна: в одних случаях буржуазная идеология демонстративно показывает себя во всей красе, а в других находится в скрытом, неявном, замаскированном виде. Как известно, буржуазное сознание может быть внедрено (полностью или частично) в любую идеологию с целью полного подчинения. Буржуазное сознание с лёгкостью проникает и во враждебную ей левую среду. Главный враг для буржуазного сознания – это научное мировоззрение, поскольку оно и только оно способно разглядеть порядок вещей за ширмой апологетики собственничества, консерватизма, безудержного потребления и т.д. Либерально-демократическая власть позволяет критиковать себя, она как бы смеётся над левыми, приговаривая «да, вы сколько угодно можете критиковать меня, кричать о революции, перемывать кости первым лицам государства (иронично, что либералы на этом давно съели собаку), но ни в коем случае не выходите за рамки нашей идеологии». Без сомнения, одним из самых удачных изобретений буржуазного сознания является примитивное противопоставление теории и практики. Мол, есть у нас теоретики, сидящие на диване и рассуждающие о высоком, и есть практики, скандирующие свои требования на площадях. А значит, для того, чтобы победить капитализм, необходимо объединить теоретиков и практиков в одну грозную организацию.

 

Самое смешное во всём этом то, что ни первые, ни вторые не являются ни теоретиками, ни практиками хотя бы потому, что теория от практики неотделима. Нельзя заниматься отдельно теорией, не затрагивая при этом практику, и наоборот. Если коммунист не участвует в ритуальном шествии в очередную памятную для коммунистов дату, не размахивает красными флагами и не даёт интервью местным журналистам о том, какая хорошая у нас была советская власть — это вовсе не означает, что он не занимается практической деятельностью. И наоборот, если коммунист занимается теоретической работой, которая никак не способствует практической деятельности, то есть не может быть использована в качестве агитационных материалов, если она никоим образом не обогащает теоретическое наследие, накопленное классиками, не развенчивает буржуазные предрассудки или не способствует выработке действий для организационной работы, то о какой теоретической работе можно вести вообще речь?

 

Именно в подмене понятий и заключается основная опасность буржуазной идеологии, скрытой в левой среде. Теоретиками отчего-то считаются люди, которые знают названия основных работ классиков марксизма-ленинизма, либо же те, кто уходит в «чистую» философию, зачастую используя для этого постмодернистский понятийный аппарат, затушёвывая тем самым своё откровенно никчёмное занятие. Тогда как теоретиком можно считать человека, который не просто «хорошо знает теорию», а внёс в неё вклад, добавив несколько значительных штрихов, обогативших, вообще говоря, коммунистическую идею.

 

Практиками же по недоразумению считаются те, кто в духе Бернштейна считает, что «движение все, цель ничто», и постоянно предлагает всем «что-то делать». На самом же деле практик должен не просто «хорошо знать теорию», он должен уметь применять её при рассмотрении частных вопросов, требующих незамедлительного изучения, анализировать перспективы левого движения, предлагать и углублять пути развития коммунистического движения.

 

Другая, не менее изобретательная мысль буржуазного сознания заключается в идее о том, что можно раз и навсегда выучить теорию, чтобы быть избавленным от буржуазных предрассудков. Принятие этой идеи есть подлинная победа буржуазной идеологии. Наше «естественное мировоззрение» (личность, впитавшая в себя буржуазные отношения, ценности, устои и продолжающая существовать в условиях частнособственнических отношений) сопротивляется выходящему за рамки буржуазной идеологии взгляду на окружающий мир, потому что он разрушает не только хрупкую иллюзию, которая пронизывает и скрывает реальную сущность капиталистического строя, но и срывает изящные покровы лжи и самообмана с самого наблюдателя. Марксист, наблюдающий за идеями, которые транслируются государством, церковью и прочими общественными институтами, находится в состоянии постоянного сомнения и рефлексии, поскольку он знает, что у буржуазной идеологии есть двойное, а иногда и тройное дно, скрытое от обывателя. Он вынужден постоянно переосмысливать точки зрения не только окружающих, но и свою собственную, пусть и отличную от большинства. «Бунт против Системы» всегда являлся обязательной и в то же время непризнаваемой частью Системы, что заставляет тщательнее и осмотрительнее следить за своими убеждениями. Естественно, это перманентная титаническая работа над собой вызывает у человека соблазн сделать «перерыв», а буржуазное сознание находит в этот момент стройное логичное, а потому и опасное оправдание — «я уже стал специалистом в общественной науке, а потому защищён от совершения каких-либо серьёзных ошибок настолько же, насколько хирург благодаря своим знаниям защищён от того, чтобы отрезать здоровую ногу во время операции». Проблема в том, что сфера деятельности хирурга не находится под ежедневной и агрессивной бомбардировкой противоборствующих идей, в отличие от сферы деятельности марксиста, которой является само общественное сознание. Да, начётчик вряд ли перепутает пролетариат с буржуазией или базис с надстройкой, но вот «фашизм на экспорт» [38] — всегда пожалуйста. В истории есть достаточно яркие примеры сильных теоретиков, скатившихся в оппортунизм. Каутский и Плеханов тому исторические подтверждения.


Другая, более грубая и примитивная ошибка, связана с ограниченным пониманием идеологии. Думаю, многим встречались леваки, считающие, что средства массовой информации – это главный корень зол нереволюционности пролетариата и оппортунизма коммунистов. Нерадивые «марксисты» забывают, что общественное бытие, частью которого несомненно является телевидение, телевидением не заканчивается. Успешная манипуляция сознанием невозможна на не подходящем для этого экономическом базисе. Люди так легко клюют на истории про тайное правительство или план Даллеса не потому, что диктор обладает фантастическими способностями дурачить народ, а потому, что сама социальная стихия капиталистической экономики подталкивает людей к потребности в иррациональных, мифологических убеждениях. Манипуляторы не вносят в общественное сознание ничего принципиально нового, они лишь умело раскручивают уже имеющиеся реакционные идеи и подавляют революционные, используя для этого внушительное вооружение из постоянно совершенствующихся технических устройств и знаний, накопленных социальной психологией и психологией восприятия.

 

8.2 Системное мышление

 

Совершить ошибку может каждый, но наша задача состоит в том, чтобы избежать как можно большего количества неверных решений. Рассмотрим основные типы ошибок и то, каким образом можно самостоятельно обнаружить ошибочность собственных рассуждений. Для ясности приведу аналогию: наше мировоззрение – это некая крепость, состоящая из фундамента и прочих строительных материалов. Роль фундамента в человеческом мировоззрении играет общефилософская и методологическая база. Наше понимание самых общих понятий и фундаментальных вопросов образует основание сооружения. «Что первично: материя или сознание?», «Способен ли человек познавать мир?», «Как именно можно познавать мир?», «Что такое истина?» и подобные вопросы являются основополагающими. Не решив этих общих вопросов, как известно, нельзя приниматься за решение частных вопросов. Заложив изначально плохой фундамент, в один момент можно обнаружить, что вся крепость рухнула. Так, потенциальный коммунист, нахватавшийся верхов в экономике, политике и истории при определенном стечении обстоятельств может запросто перековаться в либерала, если он не обратит внимания на методологическую и общефилософскую сторону марксистского мировоззрения. Так, скажем, можно знать назубок то, в чём состоит политическое учение о классовой борьбе, но, не разобравшись в марксистской гносеологии, можно запросто поверить в теорию заговора, поскольку конспирология объясняет все без исключения происходящие в обществе явления куда проще и понятнее, чем научная парадигма. А поскольку философски человек неграмотен, то и оружия против объяснения социально-экономических процессов при помощи теории заговоров у него нет, а значит он легко уязвим. Кроме того, конспирология не требует какой-либо серьёзной теоретической подготовки, она даёт простые и понятные ответы здесь и сейчас, что ещё более усугубляет ситуацию.

 

Помимо фундамента наша крепость состоит из неких элементарных кирпичиков, которые в нашей аналогии пусть будут являться фактами. Научная методология, знание основных вопросов философии и понимание их в материалистическом ключе никогда не заменит нам знания фактов об окружающем мире. Подобно тому, как кирпичики образуют форму, ширину, длину и высоту крепости, так и знание фактов обогащает наше мировоззрение и образует наши представления о мире не в абстрактном, а в конкретном живом виде. Чем больше кирпичиков, тем шире кругозор и, соответственно, больше наша крепость. Но поскольку человек не может знать окружающий мир во всем его многообразии, постольку отдельные кирпичики и целые области в его крепости будут отсутствовать. Эти слабые места, конечно, вряд ли могут обрушить всю крепость, но мировоззрение, пусть и стоящее на твердом фундаменте, ограниченно, а человек с достаточной компетентностью способен рассуждать лишь об узком диапазоне тем.

 

В процессе построения своей крепости не стоит забывать, что сама кладка кирпичей — это тоже немаловажный фактор. Можно сгрести в кучу надерганных отовсюду фактов и получить обыкновенную груду стройматериала. Такое «сооружение», естественно, не будет способно защитить своего хозяина от угрозы распространения заблуждений. Как говорил Анри Пуанкаре: «Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней». Кирпичи, как и факты, необходимо располагать в определенном порядке. Эту роль выполняет логическое мышление – именно оно отвечает за прочность нашей крепости. Отточенное логическое мышление соединяет разрозненные факты в одну стройную и целостную систему, которая твёрдо зиждется на крепком методологическом фундаменте.

 

Безусловно, самые неприступные в мире крепости – человеческие головы[39], вот только в хорошую крепость врагу трудно подобраться из-за её величественной мощи, которая позволяет долгое время выдерживать осады и нападения противников, а плохая крепость нарочит вот-вот обрушиться, похоронив заживо своего владельца и непрошенных гостей.
Рассмотрим наиболее популярные заблуждения, которые препятствуют научному мышлению.

I. Список основных логических ошибок:

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал