Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осуществление концепции самоуправления в Югославии.






Вопросы управления народным хозяйством стали главными в повестке дня VI съезда КПЮ в 1952 г. Съезд одобрил курс на пере­стройку экономики страны на принципах общественного самоуп­равления. На съезде было принято решение о переименовании ком­мунистической партии в Союз коммунистов Югославии (СКЮ), что как бы подчеркивало самостоятельность югославских коммунис­тов по отношению к КПСС и преемственность с Союзом коммуни­стов, созданным в XIX в. К.Марксом. Народный фронт, в который входили КПЮ, Союз молодежи, профсоюзы и другие обществен­ные организации, получил новое название — Социалистический союз трудового народа Югославии.

Изменения в народном хозяйстве, в социально-политической сфере были юридически закреплены в конституционном законе, ко­торый можно приравнять к конституции, принятом в январе 1953 г. Главой государства становился президент. Союзная народная скупщи­на претерпела изменения, вместо Веча национальностей создавалось Вече производителей. Федеральное правительство было переименова­но в Союзное исполнительное вече (СИВ). Сменили названия и феде­ральные министерства. Они стали называться секретариатами. Прези­дентом ФНРЮ был избран И.Тито, а вице-президентом — А. Ранко-вич, долгое время руководивший органами безопасности.

В июне 1955 г. был принят общий закон об устройстве общин и районов, направленный на дальнейшее развитие и совершенствова­ние системы самоуправления. Общины (или коммуны) провозгла­шались первичными организациями местного самоуправления тру­дящихся. Скупщина общины избиралась всеми гражданами, прожи­вающими или работающими на ее территории, ей принадлежала вся полнота местной административной и распорядительной власти.

В апреле 1963 г. после всенародного обсуждения Союзная скуп­щина ФНРЮ приняла новую конституцию. Страна получила новое название — Социалистическая Федеративная Республика Югосла­вия (СФРЮ). Конституция провозгласила право на труд, 42-часо­вую рабочую неделю, оплачиваемый отпуск, на образование, со­циальное обеспечение, минимальный личный доход. Союзная скуп­щина имела 5 палат. Однако вскоре было решено вернуться к двухпалатной системе. Новая конституция вводила принцип сменя­емости выборных должностных лиц и депутатов (ротации) через каждые 2 года. Был также утвержден закон о конституционном суде Югославии.

В текст конституции со временем были внесены поправки (1967, 1968 и 1971 гг.), в соответствии с которыми, в частности, был создан Президиум федерации, выполнявший функции коллектив­ного руководящего органа. В его состав входили представители рес­публик (по 3 человека) и автономных краев (2 человека). После принятия поправок расширились права республик и автономных краев. Они получили большую самостоятельность в экономике за счет центральных органов власти. Изменилось название трудовых коллективов. Они стали называться организациями объединенного труда (ООТ). Были расширены права предприятий. После всех от­числений в государственные фонды у них стало оставаться 2/3 чис­того дохода.

В июле 1965 г. Союзная скупщина приняла ряд законодатель­ных актов, положивших начало новой социально-экономической реформе. Ее основные цели и задачи сводились к следующему: пере­ход к интенсивному хозяйствованию; ликвидация диспропорций между отраслями экономики и ее стабилизация; повышение производи­тельности труда; активное включение страны в международное раз­деление труда.

Вводились также некоторые принципы рыночной экономики, чтобы обеспечить конкурентоспособность югославской промышлен­ности на внутреннем и международном рынках. В связи с этим предусматривалась отмена монополии на внешнюю торговлю, льготы для предприятий, модернизировавших оборудование и технологи­ческие процессы. Налог с оборота с предприятий взимался после реализации продукции. Отменялись государственные дотации не­рентабельным предприятиям, а сами они попадали под так называ­емое принудительное управление со стороны государственных ор­ганов. Сократились федеральные фонды капиталовложений в не­развитые регионы. Лица, не сумевшие трудоустроиться в Югославии, получали право на свободный выезд из страны. Еще большую само­стоятельность получили республики и края.

В ходе внедрения реформы в жизнь выявились и положитель­ные, и отрицательные ее стороны. С одной стороны, увеличились темпы прироста промышленного производства. Возросла рентабель­ность предприятий, модернизировалось их оборудование. В резуль­тате 2/3 прироста прибыли достигались за счет роста производи­тельности труда. Однако рост потребления, значительное увеличе­ние импорта нарушили стабильность экономики. Стремительно стала расти внешняя задолженность страны. Обострилась проблема трудо­устройства. С начала 70-х гг. наблюдается рост безработицы. Свыше 1 млн граждан Югославии вынуждены были искать заработки за рубежом. Еще более увеличились диспропорции в уровне экономи­ческого и культурного развития республик и автономных краев СФРЮ, а также в уровне жизни отдельных граждан.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал