Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность М.М. Сперанского. Государственный совет






В самом начале 1803 г. император закрыл Негласный комитет, а с 1804 по 1807 гг. отвлёкся на внешнюю политику.

Поэтому новый виток реформаторства был связан с выдвижением на политическую арену сына сельского священника, окончившего Суздальскую духовную семинарию и Петербургскую духовную академию Михаила Михайловича Сперанского (1772 – 1839 гг.). он начал карьеру личным секретарём князя А. Куракина, а после переворота 1801 г. привлекался членами Негласного комитета к составлению и обобщению докладов. В 1803 году после «Записки об устройстве судебных учреждений в России» он стал директором одного из Департаментов МВД, а во время болезни министра В.П. Кочубея в 1806 г. делает доклады самому императору. В 1807 г. Сперанский стал статс-секретарём Александра I, с 1808 г. – заместителем (товарищем) министра юстиции. Именно этому человеку император получил разработать план государственных преобразований.

В 1809 году Сперанский занимался составлением «Введения к уложению государственных законов», которое предписывало:

1) разделение властей: законодательная – Государственной думе, исполнительная – министерствам, судебная – Сенату;

2) независимость судебной власти, ответственность исполнительной перед законодательной;

3) выборность в Государственную думу на основе непрямых (4-ступенчатых) и цензовых выборов;

4) сохранение сословных начал (дворяне – «среднее состояние (купцы, мещане, государственные крестьяне), «народ рабочий») и крепостного права. При этом только первые два наделялись политическими правами;

5) Создание системы центральных и местных органов власти:

а) государственная – губернские – окружные – волостные думы.

б) исполнительная: министерства – губернские – окружные – волостные управления.

в) судебная: Сенат – губернские – окружные суды;

6) создание Государственного совета – высшего законосовещательного органа власти, который должен обсуждать законы, а после одобрения их императором направлять их для обсуждения в Государственную думу. Без одобрения Государственного совета и Государственной думы ни один закон не вступал в силу. В тоже время император оставался самодержавным правителем, т.к. мог распустить думу, назначить членов Государственного совета, министров, канцлера, стоявшего во главе думы, а также мог не утвердить закон.

Александр I признал проект Сперанского удовлетворительным. Однако император встретил упорное сопротивление высших сановников. Из всего предложенного проекта будет создан только Государственный совет.

1 января 1810 г. былподписан указ осоздании Государственного совета как законосовещательного учреждения, состоящего из Общего собрания и 4-ёх департаментов: законов, гражданских и духовных дел, государственной экономики, военных дел. Первоначальный состав совета – 35 человек, которых назначал император, являющийся Председателем Государственного совета. С 1812 по 1868 гг. – Председателем совета был глава Комитета министров. При Государственном совете дополнительно создавались Государственная канцелярия, Комиссия по составлению законов, Комиссия прошений.

Сперанский предложил целый «пакет» экономических реформ под названием «План финансов», ставший основой царского манифеста 2 февраля 1810 года:

- прекращение выпуска не обеспеченных золотом облигаций;

- резкое сокращение государственных расходов;

- введение специального налога на помещичьи имения;

- проведение внутреннего займа;

- введение новых таможенных тарифов;

- запрет на ввоз предметов роскоши и др.

Недовольство вызвали как проекты экономических преобразований на основе жесткого контроля за денежной массой, так и указы, подготовленные Сперанским о " придворных званиях" (3 апреля 1809 г.) (прекращено приравнивание придворных званий к гражданским, позволявшее сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в госаппарате) и " экзаменах на чин" (6 августа 1809 г.) (все чиновники, не имевшие университетского образования, должны были подготовиться и сдать специальным комиссиям серьезный экзамен по вопросам права, экономики, истории и естествознания).

Летом 1810 года началась реорганизация исполнительной власти: упразднено министерство коммерции (его функции распределены между министерствами финансов и иностранных дел), создано министерство полиции.

К началу 1811 года Сперанский подготовил проект преобразования Сената: разделение его на Сенат правительствующий и Сенат судебный, но проект был отложен.

В марте 1812 г. последовала отставка Сперанского, обвиненного в диктате и шпионаже в пользу Франции (главным обвинителем выступал Н.М. Карамзин). Он был сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь. В 1816 году –обвинение было снято и Сперанский полностью оправдан. Затем он получил назначение пензенским губернатором, а в 1819 г. – генерал-губернатором Сибири. В 1822 г. опальный реформатор вернулся в Санкт-Петербург.

Причины, тормозящие реализацию реформ:

1) Отсутствие социальной базы реформаторов;

2) Консерватизм российского общества)

3) Отсутствие твердости характера у императора.

Борьба с Наполеоном вновь надолго отвлекла Александра от внутренних реформ.

В первые годы царствования Александра были проведены реформы в области образования, являвшиеся продолжением реформ Екатерины Великой.

В январе 1803 года проведенареорганизация учебных заведений на основе бессословности, бесплатности на низшей ступени обучения, преемственности учебных программ. Установлена следующая структура учебных заведений: годичное приходское училище - 2-годичное уездное училище - 3-годичная гимназия в губернском городе - университет в учебном округе, в котом попечитель осуществляет только общий надзор.

В 1804 году был принят университетский Устав, предоставляющий автономию высшим учебным заведениям (собственные административно-судебные органы власти, выборность профессуры, право назначать учителей в гимназии и училища).

В результате была создана сеть высших учебных заведений (более 100), включая:

1) университеты: Московский (1757 г.), Дерптский (1802 г.), Виленский (1803 г.), Харьковский (1804 г.), Казанский (1804 г.), Петербургский (1819 г.);

2) привилегированные средние учебные заведения - лицеи: Царскосельский (1811 г.), Ришельевский (1817 г.), Нежинский (1820 г.).

Кроме того, в 1802 году по инициативе царя было основано Императорское человеколюбивое общество, занимавшееся воспитанием и обучением сирот и детей бедных родителей, а также попечением о больных, дряхлых и увечных людях. За сто с лишним лет своего существования общество создало целую сеть воспитательных домов и богаделен.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал