Приложение № 7.2.
Мотивы “плохого” поведения
| Привлечение внимания
| Власть
| Месть
| Избегание неудачи
|
Социальные причины
| Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется “плохому, а не хорошему поведению
| Мода на “сильную личность”, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка
| Рост насилия в обществе
| Слишком высокие требования родителей и учителей
|
Сущность поведения
| Получать особое внимание
| “Ты мне ничего не сделаешь”
| Вредить в ответ на обиду
| “Не буду и пробовать, все равно не получиться”
|
“Сильные” стороны поведения
| Потребность в контакте с родителем
| Смелость, сопротивление влияниям
| Способность защищать себя от боли и обид
|
Нет
|
Как определить -> Что я чувствую?
| Раздражение, негодование, восхищение “примерным” ребенком
| Гнев, негодование, может быть, страх. Чувствует себя спровоцированным
| Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху. Чувствует себя задетым и рассвирепевшим
| Родительская беспомощность, отчаяние - ”Что я могу сделать” Чувствуете одновременно раздражение и жалость
|
Что обычно делаю - импульс
| Сделать замечание, желание напоминать и уговаривать
| Прекратить выходку с помощью физического действия, Вызов
| Хотите свести счеты - ”Как ты мог со мной такое сделать”. Немедленно ответить силой или уйти из ситуации
| Оправдаться и объяснить ситуацию с помощью специалиста
|
Реакция ребенка
| Временно прекращают
| Прекращают выходку, когда решат сами. Усиливает действие, когда ему делается замечание. Ребенок хочет выиграть, быть руководителем
| Хочет свести счеты. Испытывает к себе неприязнь и вызывает неприязнь у других. Прекращают выходку, когда решат сами
| Нет замечаний - нет и реакции. Нет смысла пытаться делать что-либо. Попадают в зависимость от родителя. Продолжают нечего не делать
|
Способы предотвращения
| Учить детей просить внимания приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение
| Уходить от конфронтации. Отдавать часть своих организационных функций
| Строить отношения с ребенком по принципу заботы о нем
| Поддержка ученика, изменение установки - ”Я не могу”, на - “Я могу”
|
Метод коррекции
| Не встречайтесь взглядом. Ничего не говорите. Молча дайте ребенку почувствовать, что вы его любите. Действуйте немедленно!
| Давайте возможность выбора, а не приказа. Не играйте в перетягивание каната. Не сражайтесь, но и не сдавайтесь. Предоставьте ребенку позитивную возможность почувствовать свою силу.
| Не отвечайте оскорблением на оскорбление. Заново установите отношения. Применяйте логические построения, которые понравятся ребенку.
| Не уговаривайте и не показывайте жалость. Успешно договоритесь о малом. Избегайте действовать вместо ребенка. Находите для себя ситуации, где он чувствует себя ценным
|
Приложение № 7.3.