Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возрастная психология 1. 2.
Возраст
| Мышление
| Деятельность.
| Новообразования
| 0-2
| Младенцы познают мир посредством различных действий – рассматривание, хватание, сосание, кусание, жевание. Это сенсорная стадия развития. Интеллект ребенка опирается на данные органов чувств и телесные движения.
| 1-3 Предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного. Ориентация в системе свойств предметов.
| Развитие речи: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.
| 2-7
| Дети формируют понятия и пользуются символами, такими, как язык, для сообщения их окружающим. Эти понятия ограниченны их личным опытом. Тенденция к конкретности, использование символических средств (игра). Пользуются конкретным опытом для построения знаний. Формирование произвольного запоминания – выделение и запоминание задачи, запоминание приемов выполнения задачи. Развитие воображения при помощи речи. Мышление осуществляемое пр помощи действий со знаками является отвлеченным – логическим.
| У ребенка есть потребность активно действовать в мире взрослых. Основной вид реализации – сюжетно-ролевая игра. Моделирующий характер. Содержание игры – отношения между людьми. Сюжет – конкретная область действительности. Символизация предметов в игре, следовательно разделение мысли и действия, двух планов реальности.
| Игра по Д.Б. Эльконину:
1. развитие мотивационно-потребностной сферы. Ребенок стремится ориентироваться в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности. Результат - стремление к социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов.
2. преодоление познавательного эгоцентризма ребенка. Координация в игре различных позиций в соответствии с ролевыми отношениями в игре.
3. развитие идеального плана
4. свободное подражание образцу).
| 7-11
| Учатся классифицировать предметы. Используют логику. Конкретные операции. Формирование отвлеченного словесно-логического и рассуждающего мышления, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер.
| Учебная. Присвоение коллективных знаний. Развитие ответственности. Способность понимать соответствие своих действий необходимым целям и нормам. Разделение деятельности на учебную и досуговую.
| Формирование познавательной мотивации. Развитие наблюдательности.
Формируются приемы запоминания. Развитие воображения, переход к воссоздающему воображению. Начинают более сдержанно выражать свои эмоции. Формирование моральных чувств. Рефлексия – попытка оценивать свои действия, желание одобрения.
| От 11
| Стадия формальных операций. Способность оперировать абстрактными предметами. Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующем. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Подросток может сохранить длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Наблюдается увеличение объема памяти. Нарастает с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Появляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток с равным успехом оперирует как с объектами, так и с высказываниям. Под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии.
| 9-10 лет – тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании этой самостоятельности во взрослом мире и обществе. Со стороны взрослых важно – признание своих новых возможностей, доверие в делах, имеющих взрослый характер.
12-13 лет – осознание не только своих обязанностей, но и своих прав. Осознание себя в системе общественных отношений, осознание себя общественно значимым существом, субъектом.
14-15 лет – осознание своей социальной приобщенности, активный поиск путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности. Обостряется потребность в самоопределении и самореализации.
Основная деятельность – общение со сверстниками.
| Интерес к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Социальная ориентация – формирование социальных установок. Формируется отношение к себе как к члену общества. Рост самосознания. Формирование чувства идентичности. Потребность быть взрослым, самостоятельным, значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей. Желание занять значимое место в обществе, утвердить свою новую социальную позицию. Стремление выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться. Личностная рефлексия – осознание своего внутреннего мира и внутреннего мира других людей. Осознание собственных недостатков и потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований.
|
Приложение № 7.4.
Данная страница нарушает авторские права?
|