![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Праблемы выхавання 3/2006Стр 1 из 12Следующая ⇒
Педагогическаяподдержка — основа гуманистической педагогики В. Ф. Жидков, начальник отдела охраны прав детства и специального образования Могилевского государственного областного института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования Новое положение ребенка в формирующемся гражданском обществе Беларуси характеризуется тем, что он действительно становится субъектом своего развития. Уважение к его личности, достоинству, принятие личностных целей, запросов, интересов, создание условий для его самодвижения и развития — непременное условие гуманистического подхода к образованию.
асширение и углубление личностно ориентированных и развивающих парадигм психологии влияют на развитие педагогических теорий и создают основу для совершенно новой педагогической практики, вырастающей, по утверждению Н. Б. Крыловой, на иной культуре воспитания, основой которой является внутренняя свобода, творчество, действительный (а не мнимый) демократизм и гуманизм взаимоотношений взрослого и ребенка, подростка, юноши [5]. Социально-педагогические модели развития личности традиционно описывались в виде извне задаваемых образцов и нормативов. Личностно ориентированная педагогика, в основе которой лежит гуманистическая педагогика, нацелена на приоритеты индивидуальности, самобытности, самоценности индивида. Учитывая воззрения представителей этого направления, где ученик (воспитанник) изначально является носителем уникального субъектного опыта и в «образовании происходит «встреча» данного и задаваемого опыта, в координатах которых выстраиваются индивидуальные трассы развития» [5]. В настоящее время в контексте гуманистической педагогики разрабатывается теория и практика педагогической поддержки детей, в которой многие ученые и педагоги видят альтернативу авторитарному воспитанию. По нашему мнению, данное понятие используется широко и многозначно. Анализ литературных источников позволяет выделить следующие подходы: во-первыху под «педагогической поддержкой» следует понимать систему разноплановых мероприятий, используемых в целях дифференциации по жизненным устремлениям, склонностям, интересам и направленных на их выявление и поддержку (И. С. Якиманская) [2]; во-вторых, под этим термином понимается сложное образование, которое воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающее при сопереживании и получении помощи (И. В. Воронкова, И. Д. Фрумин, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков) [2]; в-третьих, педагогическую поддержку связывают с деятельностью различных служб общества, которые занимаются охраной и защитой социальных прав детей (К. Маклафлин, К. Валстром, Л. Я. Оли-ференко) [2; 4]; в-четвертых, если рассматривать этот термин в контексте личностно ориентированного подхода к образованию, где педагогическая деятельность обеспечивает процессы индивидуализации человека в любом возрасте, то под педагогическои поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, который включает в себя: помощь ученикам, педагогам, родителям в преодолении личностных, психологических и социальныхтрудностей (В. П. Бедерханова, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин) [1]; в-пятых, «педагогическую поддержку» рассматривают как «элемент любого сотрудничества и взаимодействия» (Н. Б. Крылова) [7], поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации, а это предполагает товарищеские отношения. Такое многообразное толкование понятия «педагогическая поддержка» вызывает необходимость более глубокого анализа. Слово «поддержка» С. И. Ожегов определяет как «1. Поддержать — оказать кому-нибудь помощь, содействие. 2. Помощь, содействие — оказать поддержку кому-нибудь». В Толковом словаре В. Даля данное слово связано со значением глагола «поддержать», т.е. поддерживать — служить подпорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем); подставкой всему, что поддерживает тяжесть; укрепой всем, что придает крепость, прочность, силу. Иначе говоря, поддержать — это действие, которое не дает прекратиться, нарушиться тому, что движется — т.е. находится в динамике. В Словаре синонимов слово «поддержать» обозначает: помочь, прийти на выручку, пособить. Таким образом, семантически слова «поддержка», «поддерживать» подразумевают помощь, содействие, стремление поддержать, т.е. «не дать упасть», «оказать помощь», «выступить в защиту», «не дать нарушиться чему-либо». Это, в свою очередь, позволяет присвоить им определенные педагогические смыслы: помочь другому обрести уверенность; подкрепить то положительное, что есть в личности; удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом. Иначе говоря, это означает поддерживать саморазвитие, развитие самости, самостоятельности человека. Отсюда — главный закон направленности поддержки и способов ее осуществления — саморазвитие личности. Термин «педагогическая поддержка» для образования стран постсоветского пространства является относительно новым. Хотя именно это понятие «рейа^о-& 1са1 зиррог!» (педагогическая поддержка) при характеристике индивидуального развития ребенка довольно. часто и широко используют исследователи и педагоги Англии (Коллин Маклафлин), Голландии (Пит Звал), США (Кайла Вал-стром, Джон Романо) [2]. Зарубежные исследователи под данным термином понимают систему совместной деятельности педагога и ученика, направленную на сохранение самости последнего, с целью поддержания его в процессах «само» педагогом. На современном этапе развития образования большинство ученых и педагогов для обозначения многообразия педагогических действий придерживаются и применяют термин «педагогическая поддержка», который был введен в современную российскую и отечественную педагогику О. С. Газманом в 1995 г. В связи с тем, что именно он является основоположником теории педагогической поддержки, необходимо обратиться к анализу его педагогического наследия по данной проблеме. Под этим термином О. С. Газман понимал «совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [2, с. 15; 5, с. 59]. Причем, основной смысл понятия вкладывался им в «ключевые слова педагогической поддержки — проблема ребенка» [2, с. 15; 4, с. 29]. По его мнению, педагогический смысл «педагогической поддержки заключается в том, чтобы развивать то, что уже есть у ребенка, а не создавать новые образования». Иначе говоря, поддерживать, развивать «самость» воспитанника, его самостоятельность. Поддержка должна осуществляться педагогами в процессе как основного, так и дополнительного образования. Если же рассматривать понятие «образование», то, по всей видимости, оно представляется наиболее широким и как одна из форм социализации средством «встроить растущего человека в общее для всех жизненное пространство» [4, с. 28]. По О. С. Газману, образование в этом смыс- Праблемы выхавання 3/2006 ТЭОРЫЯ емои ими, творимой ими новой социокультурной среды» [8, с. 90]. Успешность социализации зависит не столько от широты и глубины усвоения уже готовых норм, сколько от полученной в процессе индивидуальной способности каждого к самостоятельной деятельности в обществе и на благо сообщества. В свою же очередь образование, участвуя в социализации детей, становится частью социокультурных механизмов саморазвития общества, его социокультурной технологией и, таким образом, стимулирует изменение тех норм и стандартов, с помощью которых социализирует детей. Таким образом, социализация есть «не «включение в заданное», а приобретение собственного последнего через анализ и реконструкцию. Социализация, в конечном счете, есть способ самореализации ребенка и подростка в социальном бытии, в культурной жизни; есть также и культивирование Себя, нахождение своего Места (индивидуального пространства) в изменяющемся мире» [8, с. 90]. .Индивидуализация, по утверждению О. С. Газмана, «это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте» [4, с. 15]. О. С. Газман считал, что индивидуализация предполагает «во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей — без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства; во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой физических (наследственных), интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного индивида. И, наконец, третья, стержневая черта индивидуализации — поддержка человека в автономном и духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении («неадаптивной активности» по В. Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору)» [4]. По мнению О. С. Газмана, «индивидуализация личности, развитие ее «самости» и составляет в широком смысле содержание «педагогики свободы». Цель этой пе- дагогики можно определить как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира («субъективной реальности», по В. Слободчикову); предметом этой педагогической отрасли выступают средства, помогающие человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации. А результатом является свободоспособность личности. Причем «педагогика свободы» ориентируется на способы изучения самого себя. Изучая человека как субъекта выбора, она имеет в виду то, что человек делает (осуществляет) этот выбор по отношению к себе, а значит, без самопознания свобода невозможна. О. С. Газман обращает внимание на то, что «в исследовании свободы личности ребенка в образовательном процессе различаются два подхода к понятию «свобода». Первый рассматривает внутреннюю свободу субъекта как свободу воли: «хочу» (потребности, интересы), «могу» (творческая способность деятельности), «надо» (моральный закон в себя). Второй — как условие для самовоплощения свободы развития личности, определяемого как саморазвитие» [3, с. 17]. Исследователь утверждал, что «ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в активных и позитивных формах поведения. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослым» [5, с. 32]. Таким образом, педагогика свободы изначально рассматривает ребенка как уникальную духовную «самость» и индивидуальную действительность, а не как индивидуальную возможность. Сама она рассматривается как теория и практика деятельности педагогов-профессионалов, ориентирующихся на развитие у детей свободоспособности, и этим самым снимает для нее проблему «человека как объекта воспитания» (социализация) и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного поведения (жизнедеятельности). Поэтому проблема образования личности выступает в педагогике свободы, по утверждению О. С. Газмана, как «проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребен- 1. 3.
|