Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Праблемы выхавання 3/2006






Педагогическаяподдержка — основа гуманистической педагогики

В. Ф. Жидков,

начальник отдела охраны прав детства и специального образования Могилевского государственного областного института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования

Новое положение ребенка в формирующемся гражданском обществе Беларуси характеризуется тем, что он действительно становится субъектом своего развития. Уважение к его личности, достоинству, при­нятие личностных целей, запросов, интересов, создание условий для его самодвижения и развития — непременное условие гуманистического подхода к образованию.


Р

асширение и углубление личностно ориентированных и развиваю­щих парадигм психологии влияют на развитие педагогических теорий и созда­ют основу для совершенно новой педаго­гической практики, вырастающей, по утверждению Н. Б. Крыловой, на иной культуре воспитания, основой которой яв­ляется внутренняя свобода, творчество, действительный (а не мнимый) демокра­тизм и гуманизм взаимоотношений взрос­лого и ребенка, подростка, юноши [5].

Социально-педагогические модели раз­вития личности традиционно описывались в виде извне задаваемых образцов и нор­мативов. Личностно ориентированная педа­гогика, в основе которой лежит гуманис­тическая педагогика, нацелена на приори­теты индивидуальности, самобытности, самоценности индивида. Учитывая воззрения представителей этого направления, где уче­ник (воспитанник) изначально является но­сителем уникального субъектного опыта и в «образовании происходит «встреча» дан­ного и задаваемого опыта, в координатах которых выстраиваются индивидуальные трассы развития» [5].

В настоящее время в контексте гума­нистической педагогики разрабатывается теория и практика педагогической под­держки детей, в которой многие ученые


и педагоги видят альтернативу авторитар­ному воспитанию. По нашему мнению, данное понятие используется широко и многозначно. Анализ литературных источ­ников позволяет выделить следующие подходы: во-первыху под «педагогической поддержкой» следует понимать систему разноплановых мероприятий, используе­мых в целях дифференциации по жиз­ненным устремлениям, склонностям, ин­тересам и направленных на их выявление и поддержку (И. С. Якиманская) [2]; во-вторых, под этим термином понима­ется сложное образование, которое вос­принимается как переживание положи­тельно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возника­ющее при сопереживании и получении помощи (И. В. Воронкова, И. Д. Фрумин, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков) [2]; в-третьих, педагогическую поддержку связывают с деятельностью различных служб общества, которые занимаются охраной и защитой социальных прав детей (К. Маклафлин, К. Валстром, Л. Я. Оли-ференко) [2; 4]; в-четвертых, если рас­сматривать этот термин в контексте лич­ностно ориентированного подхода к обра­зованию, где педагогическая деятельность обеспечивает процессы индивидуализации человека в любом возрасте, то под педагогическои поддержкой понимается систе­ма педагогической деятельности, раскрыва­ющая личностный потенциал человека, ко­торый включает в себя: помощь ученикам, педагогам, родителям в преодолении лич­ностных, психологических и социальныхтрудностей (В. П. Бедерханова, Н. Н. Ми­хайлова, С. М. Юсфин) [1]; в-пятых, «пе­дагогическую поддержку» рассматривают как «элемент любого сотрудничества и взаимодействия» (Н. Б. Крылова) [7], поскольку она является проявлением по­зитивного отношения к деятельности че­ловека и готовности содействия его на­чинаниям и самореализации, а это пред­полагает товарищеские отношения. Такое многообразное толкование понятия «педа­гогическая поддержка» вызывает необхо­димость более глубокого анализа.

Слово «поддержка» С. И. Ожегов определяет как «1. Поддержать — оказать кому-нибудь помощь, содействие. 2. По­мощь, содействие — оказать поддержку кому-нибудь». В Толковом словаре В. Даля данное слово связано со значением глаго­ла «поддержать», т.е. поддерживать — служить подпорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем); подстав­кой всему, что поддерживает тяжесть; укрепой всем, что придает крепость, прочность, силу. Иначе говоря, поддер­жать — это действие, которое не дает прекратиться, нарушиться тому, что дви­жется — т.е. находится в динамике. В Словаре синонимов слово «поддержать» обозначает: помочь, прийти на выручку, пособить. Таким образом, семантически слова «поддержка», «поддерживать» подра­зумевают помощь, содействие, стремление поддержать, т.е. «не дать упасть», «ока­зать помощь», «выступить в защиту», «не дать нарушиться чему-либо». Это, в свою очередь, позволяет присвоить им опреде­ленные педагогические смыслы: помочь другому обрести уверенность; подкрепить то положительное, что есть в личности; удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом. Иначе говоря, это означает поддерживать саморазвитие, развитие самости, самостоятельности чело­века. Отсюда — главный закон направлен­ности поддержки и способов ее осуществ­ления — саморазвитие личности.

Термин «педагогическая поддержка» для образования стран постсоветского


пространства является относительно но­вым. Хотя именно это понятие «рейа^о-& 1са1 зиррог!» (педагогическая поддерж­ка) при характеристике индивидуально­го развития ребенка довольно. часто и широко используют исследователи и пе­дагоги Англии (Коллин Маклафлин), Голландии (Пит Звал), США (Кайла Вал-стром, Джон Романо) [2].

Зарубежные исследователи под дан­ным термином понимают систему совме­стной деятельности педагога и ученика, направленную на сохранение самости последнего, с целью поддержания его в процессах «само» педагогом.

На современном этапе развития образо­вания большинство ученых и педагогов для обозначения многообразия педагогичес­ких действий придерживаются и применя­ют термин «педагогическая поддержка», который был введен в современную рос­сийскую и отечественную педагогику О. С. Газманом в 1995 г. В связи с тем, что именно он является основоположником теории педагогической поддержки, необхо­димо обратиться к анализу его педагоги­ческого наследия по данной проблеме. Под этим термином О. С. Газман пони­мал «совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и пу­тей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое до­стоинство и достигать позитивных резуль­татов в обучении, самовоспитании, обще­нии, образе жизни» [2, с. 15; 5, с. 59]. Причем, основной смысл понятия вклады­вался им в «ключевые слова педагогичес­кой поддержки — проблема ребенка» [2, с. 15; 4, с. 29]. По его мнению, педаго­гический смысл «педагогической поддерж­ки заключается в том, чтобы развивать то, что уже есть у ребенка, а не создавать новые образования». Иначе говоря, поддер­живать, развивать «самость» воспитанника, его самостоятельность.

Поддержка должна осуществляться пе­дагогами в процессе как основного, так и дополнительного образования. Если же рассматривать понятие «образование», то, по всей видимости, оно представля­ется наиболее широким и как одна из форм социализации средством «встроить растущего человека в общее для всех жизненное пространство» [4, с. 28]. По О. С. Газману, образование в этом смыс-


Праблемы выхавання 3/2006


ТЭОРЫЯ


емои ими, творимой ими новой социо­культурной среды» [8, с. 90].

Успешность социализации зависит не столько от широты и глубины усвоения уже готовых норм, сколько от полученной в процессе индивидуальной способности каждого к самостоятельной деятельности в обществе и на благо сообщества. В свою же очередь образование, участвуя в социа­лизации детей, становится частью социо­культурных механизмов саморазвития об­щества, его социокультурной технологией и, таким образом, стимулирует изменение тех норм и стандартов, с помощью кото­рых социализирует детей. Таким образом, социализация есть «не «включение в за­данное», а приобретение собственного по­следнего через анализ и реконструкцию. Социализация, в конечном счете, есть спо­соб самореализации ребенка и подростка в социальном бытии, в культурной жиз­ни; есть также и культивирование Себя, нахождение своего Места (индивидуально­го пространства) в изменяющемся мире» [8, с. 90].

.Индивидуализация, по утверждению О. С. Газмана, «это деятельность взросло­го (педагога) и самого учащегося по под­держке и развитию того единичного, осо­бого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приоб­рел в индивидуальном опыте» [4, с. 15]. О. С. Газман считал, что индивидуализа­ция предполагает «во-первых, индивидуаль­но ориентированную помощь детям в реа­лизации первичных базовых потребно­стей — без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого дос­тоинства; во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации задан­ных природой физических (наследствен­ных), интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного индивида. И, наконец, третья, стержневая черта индивидуализации — поддержка человека в автономном и духов­ном самостроительстве, в творческом само­воплощении («неадаптивной активности» по В. Петровскому), в развитии способно­сти к жизненному самоопределению (эк­зистенциальному выбору)» [4].

По мнению О. С. Газмана, «индивиду­ализация личности, развитие ее «самости» и составляет в широком смысле содержа­ние «педагогики свободы». Цель этой пе-


дагогики можно определить как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира («субъективной реально­сти», по В. Слободчикову); предметом этой педагогической отрасли выступают сред­ства, помогающие человеку в саморазви­тии, самоопределении и самореализации. А результатом является свободоспособность личности. Причем «педагогика свободы» ориентируется на способы изучения само­го себя. Изучая человека как субъекта вы­бора, она имеет в виду то, что человек де­лает (осуществляет) этот выбор по отноше­нию к себе, а значит, без самопознания свобода невозможна. О. С. Газман обраща­ет внимание на то, что «в исследовании свободы личности ребенка в образователь­ном процессе различаются два подхода к понятию «свобода». Первый рассматривает внутреннюю свободу субъекта как свободу воли: «хочу» (потребности, интересы), «могу» (творческая способность деятельно­сти), «надо» (моральный закон в себя). Второй — как условие для самовоплоще­ния свободы развития личности, определя­емого как саморазвитие» [3, с. 17].

Исследователь утверждал, что «ребенок в условиях поддержки и заботы начина­ет проявлять себя не просто в активных и позитивных формах поведения. Он всту­пает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудни­чества со взрослым» [5, с. 32].

Таким образом, педагогика свободы изначально рассматривает ребенка как уникальную духовную «самость» и инди­видуальную действительность, а не как индивидуальную возможность. Сама она рассматривается как теория и практика деятельности педагогов-профессионалов, ориентирующихся на развитие у детей свободоспособности, и этим самым сни­мает для нее проблему «человека как объекта воспитания» (социализация) и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосозна­ния), свободной деятельности (самодея­тельности), свободного поведения (жизне­деятельности). Поэтому проблема образо­вания личности выступает в педагогике свободы, по утверждению О. С. Газмана, как «проблема индивидуального самораз­вития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотруд­ничество, сотворчество взрослого и ребен-


1.

3.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал