![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Праблемы выхавання 3/2006 с
ТЭОРЫЯ ка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом» [4, с. 15]. Необходимо также отметить, что авторы «Психологии человека» Е. И. Исаев и В. И. Слободчиков, подтверждая точку зрения О. С. Газмана, считают, что поддерживать и развивать следует субъект-ность, т.е. способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (т.е. неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой). При таком подходе содержание педагогической поддержки шире, чем «работа с проблемой человека», потому что не всякая проблема связана с процессом индивидуализации. Различны понятия «индивидуальный подход» и «педагогическая поддержка». Так, индивидуальный и дифференцированный подходы предполагают учет индивидуальных различий учащихся, а педагогическая поддержка в отличие от них состоит в том, что она ставит целью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение ее в соответствие с определенными требованиями. По мнению В. П. Бедерхановой, педагогическая поддержка это «система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей» [1, с. 40]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «педагогическая поддержка» во всех значениях употребляется, прежде всего, в контексте помощи, защиты ребенка, подростка/юноши, человека («пособить», «быть опорой»). В современном гуманистически ориентированном образовании педагогическая поддержка рассматривается как система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личного потенциала человека, включая помощь в преодолении личностных, психологических, социальных трудностей. Такой подход имеет под собой философские, психологические основания и традицию в истории педагогической мысли. Рассмотренная нами система трактовки понятия «педагогическая поддержка» в образовании может служить основой для определения деятельности педагога, который работает в логике педагогической поддержки и может быть прописана как система задач, направленных на создание условий для самосознания человека, его самоопределения, самоидентификации, на формирование адекватной самооценки, саморегуляцию, самореализацию, самочувствие способствующему его развитию. Осмысление учеными и практиками феномена педагогической поддержки, складывающегося в инновационном режиме, кардинально изменит ситуацию в реальной практике в контексте гуманистической личностно ориентированной педагогики, нацеленной на приоритеты индивидуальности, самобытности, самоценности индивида, побуждающих учеников к саморазвитию. 1. Бедерханова, В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. — № 3. — 2000. 2 Воспитание и поддержка детей в образовании / под ред. О. С. Газмана. — Материалы Всероссийской конференции. — УВЦ «Инноватор». — М., 1996. 3. Газман, О. С. От авторского образования к педагогике свободы // О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. Новые ценности образования. — Вып. 2. — М.: Рос. гуманит. науч. фонд, 1995. 4. Газман, О. С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. — Вып. 6. — Забота — поддержка — консультирование. — М.: «Инноватор», 1996. 5. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании // О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. Новые ценности образования. — Вып. 3. — М.: Рос. гуманит. науч. фонд, 1995. 6. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 7. Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. Процесс совместного преодоления, или Педагогическая поддержка ребенка как предмет управления // Директор школы. — 1997. — № 4. 8. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н. Б. Крылова. — Российский Фонд фундаментальных исследований. — Вып. 1. — М., 1995.
|