Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возникновение и расцвет кодификации в восточных цивилизациях
С момента своего возникновения и вплоть до наших дней Китай, находясь под влиянием конфуцианской философии2, всегда служил примером проявления достаточно противоречивого отношения к роли права в обществе. Фа (право) вытесняется Ли (социальная мораль) — иным способом разрешения конфликтов: по учению Лао Цзы, «большим государством надо управлять так же, как жарить маленькую рыбку...»3. Шу Ксианг, министр княжества Цзинь***, с негодованием писал Чжишану, министру княжества Чжэн, приказавше- * Поль Валери (1871-1945) - выдающийся французский поэт, эссеист и мыслитель. — Примеч. пер. 1 P. Valé ry, Varié té, 1949, p. 248. ** Наше море (лат.). - Примеч. пер. 2 P. Langlet, La philosophie de la loi et l'esprit confucé en // Histoire de la codification au Vietnam, Temps et Droits, № 1, fé vrier 2001, p. 15 et s. 3 Tao tô king, Gallimard, «Idé es», p. 153 («тот, кто умеет жарить маленькую рыбку, не должен переворачивать ее слишком часто; тот, кто умеет править государством, не должен множить законы»). *** В российской литературе название данного княжества переводят либо как Цзинь (см., например: Зинин СВ. Мантические ритуалы буи шив эпоху Чунь цю (VIII — У ев. до н.э.) II Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. С. 169-170), либо как Цинь (см., например: Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. М., 1993. С. П).-Примеч. пер. Кодификации му в 536 г. до н.э. расплавить бронзовые котлы, чтобы выгравировать на них Уголовный кодекс: «Древние правители рассматривали конкретные дела, дабы их разрешить, но они не создавали Уголовный кодекс, опасаясь, что он может пробудить в народе дух сутяжничества и что народом станет невозможно управлять»1. В то же время кодификация всегда признавалась здесь высшим актом верховной власти: каждая династия поручала комиссии, состоявшей из высоких сановников и образованных юристов, разработку официальной кодификации, служившей своеобразной программой деятельности суверена и его наследников. Так, Ли Куй являлся автором Канона законов, ныне утерянного, который представлял собой политический и юридический фундамент династии Хань в III в. до н.э. Первый полностью сохранившийся кодекс — это Кодекс династии Тан (737 г.), за ним последовали кодексы династий Сонг (963 г.), Мин (1367 г.), затем - династии Цин (1647 г.)2. Для наименования кодексов использовался термин люй*, исходно означающий звуковой ряд, лежащий в основании всего миропорядка, т.е. само наименование подсказывает идею некоего образца и правила3. Хотя кодексы доводились до всеобщего сведения, поскольку виновный в совершении преступления, способный наизусть прочитать ту статью кодекса, где говорилось о вменяемом ему поступке, заслуживал смягчения наказания, они все-таки предназначались преимущественно для чиновников и правительства. Параллельно по инициативе частных лиц составлялись систематизированные и даже комментированные сборники правовых текстов, но они были лишены какой-либо законодательной силы4. Если говорить о сфере китайского влияния в широком смысле, то надо напомнить, что в XIII столетии пришедший к власти Чингисхан составил сборник норм действующего обычного права — так 1 См.: M. Bastid-Bruguiere, L'esprit de la codification chinoise// Droits, № 27, 1998, p. 132. 2 Одно из изданий Кодекса Цин, дополненного судебной практикой, - так называемый Да Цин Люй Ли - было переведено на французский язык (Les lois fondamentales du Code pé nal de la Chine, Paris, Lenormand, 1812, 2 vol.). * Следует учитывать, что люй — это исключительно Уголовный кодекс или уголовный закон, который занимал центральное место в традиционной китайской системе права. Для обозначения законов неуголовных использовался другой термин - лин, хотя такие законы (лин) «не заменили и не могли заменить» ли, т.е. систему неправовых социальных норм, обладавших «громадным авторитетом» (Кычанов Е.И. Ли и право I/ Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. С. 299; по поводу понятий люй и лин см. с. 307). — Примеч. пер. 3 См.: A. Leca, La genè se du droit, Essai d'introduction historique au droit // Presses Universitaires d'Aix-Marseille, 2000, № 31, n. 456. 4 См.: N. Rouland, Introduction historique au droit, PUF, «Droit fondamental», 1999, N° 16. Введение называемой ясы (дословно - защита), дополненной положениями биликов (указов), — который был продиктован переписчикам и помешен в Голубые тетради1. Этот Кодекс* получил официальное утверждение в 1219 г.2 Примерно в том же духе в государстве Аннам** под влиянием китайской модели создаются свои компиляции: Кодекс Люэ, впервые опубликованный в XV в., и Кодекс Жиа Лонга***, разработанный в начале XIX в.3 Влияние китайского права простиралось до Японии. Начиная с VI в. н.э. там принимаются три составленных на китайском языке кодекса, которые вводят важные политические и административные реформы с целью национального сплочения перед угрозой завоевания: Эдикт Тайши Котоку (604 г.), Великий Эдикт Тайка**** (646 г.) и Кодекс Тайо (701 г.)4. Эти кодексы, как правило, обозначаются словосочетанием рицу-рё, что отражает их двойное содержание — административное (рё) и репрессивное (рицу). Кодексы рицу-рё действовали в течение многих столетий, хотя надо учитывать тот факт, что их упадок был предопределен развитием феодализма, в результате которого вся мощь военной касты (самураев) оказалась направлена на служение крупным феодалам (сегунам), жившим по кодексу обычаев чести. Впрочем, идея кодекса не исчезает насовсем, поскольку в эпоху правления династии сёгунов Токугава (XVII и XVIII вв.) составляется самый значительный кодекс того времени — Собрание ста процессуальных законов, — который заковал общество в иерархическую структуру. Впрочем, все эти кодексы не должны вводить в заблуждение: для японцев, как и для китайцев, в праве заложен риск смятения и неопределенности. Социальные отношения прежде всего регулируются гири — 1 Голубой цвет связан с Божественным голубым небом - чингисиды считали себя его представителями на Земле. * Имеется в виду Великая Яса Чингисхана. — Примеч. пер. 2 М.Hoang, GengisKhan, Fayard, 1998, p. 193. ** Аннам — название, данное китайскими императорами части территории современного Вьетнама. В европейской и китайской традициях это наименование до сих пор часто используется для обозначения всего Вьетнама. - Примеч. пер. *** Жиа Лонг (Зя Лонг) (1762-1820) - принц династии Нгуенов, провозгласивший себя в 1802 г. императором ряда государств, которым он дал общее название — Вьетнам. — Примеч. пер. 3 СТ. Nguyen, Le Code des Le et le Code des Nguyê n é taient-ils des codes nationaux? // Histoire de la codification juridique au Vietnam, Temps et droits, № 1, fé vrier 2001, p. 185 et s. **** Эра Тайка (буквально - Эра Великих перемен) — серия реформ, предпринятых императорами династии Котоку и приведших к появлению в Японии централизованного государства. - Примеч. пер. 4 J.-H. Moitry, Le droit japonais, PUF, «Que sais-je», 1988, p. 8. Кодификации традиционными правилами поведения, обеспечивающими гармонию1. Такая духовная аура смогла даже устоять перед натиском западных кодексов, заимствование которых началось в конце XIX столетия2. В Древней Индии кодексы первоначально были тесно связаны с религиозными правилами3: дхарма — понятие, которым охватывается правовая норма, — соответствует, строго говоря, совокупности моральных обязанностей, составляющих человеческий долг. Поэтому первые кодексы являлись скорее кодексами поведения, включавшими отдельные юридические предписания, рожденные в школах толкования Вед*. С течением времени право достигло своей автономии, и появились более технические кодексы — Дхармашастры (от слова шастра — трактат), создававшиеся со II в. до н.э. по VII в. н.э. Самой древней является Дхармашастра Готамы, названная так по имени одного из семейств брахманов. Дхармашастра Готамы, распределившая основной правовой материал того времени в двадцати девяти достаточно лаконичных и абстрактных главах, характеризовалась главным образом четким делением общества на социальные классы, жизнь каждого из которых подчинена своим собственным правилам4. Кодекс Ману**, еще более известный и также названный именем династии духовных учителей, испытал влияние Кодекса Готамы, но замысел здесь был амбициознее: Кодекс Ману развил положения Кодекса Готамы, доведя их до более высокой степени обобщения и выстроив в заранее продуманном порядке. В Кодексе Яжнавалкия, принятом значительно позже, поскольку он датируется V или VI в. н.э., право превратилось в специальную материю, заняв одну из трех книг, из которых состоит памятник. Но первым собственно правовым кодексом стал Кодекс Нарады, составленный примерно в ту же эпоху. Это творение отличалось замечательными качествами, как по содержанию, так и по форме, даже если учитывать то влияние, которое оказали на него предыдущие памятники. По сути, Кодекс Нарады завершил эру кодификаций в Древней Ин- 1 О понятии гири см. подробнее: J.-H. Moitry, Le droit japonais, op. cit., p. 90 et s. 2 Подробнее об этом ниже. 3 См.: G. David, Les codes de Г Inde ancienne // Revue juridique et politique Indé pendance et coopé ration, 1986. * Речь идет о «ведической литературе» - четырех древнеиндийских сборниках религиозного содержания (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа). - Примеч. пер. 4 В качестве примера приведем гл. XXIV: «Пусть кипящее вино будет вливаться в горло пьяницы брахмана до тех пор, пока он не умрет; такая смерть является единственным искуплением данного греха...» ** В российской историко-правовой традиции - Законы Ману. - Примеч. пер. Введение Впрочем, древние кодексы по-прежнему пользуются влиянием современном обществе, доказывая свою жизнеспособность, что проявляется в многочисленных общественных дебатах вокруг отмены смертной казни или положения женщины1. Как отметил один автор, «не проходит и недели, чтобы имя Ману не было упомянуто в газете в связи с каким-нибудь громким процессом, делающим злободневным какой-либо правовой конфликт»2. Таким образом, история кодификаций на Востоке характеризуется достаточно планомерным развитием, чего никак нельзя сказать в отношении Запада.
|