Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кодификации в Средние века






В Европе с падением Римской империи деятельность в области кодификации отнюдь не прекратилась. В течение того периода, «который часто называют посредственным и безразличным к праву», т.е. в V—VI вв., появляются «юридические сборники», некоторые из которых «вполне могут претендовать на титул кодекса»3. Установление нового общества, напротив, вызвало интенсивное кодификационное движение, что связано со стремлением организовать совместное существование завоевателей — варваров с бывшими оккупантами - римлянами. В таком аспекте можно упомянуть Кодекс Эвриха*, датируемый, вероятно, 476 г., который закрепил новое законодательство для визиготов, освобожденных незадолго до того от римлян, сочетая в себе нормы германского происхождения и латинское наследие. Салическая правда**, составленная по распоряжению короля Хлодвига не позднее 496 г. и содержавшая преимущественно положения репрессивного характера в духе сохранения германских традиций, может рассматриваться в качестве кодекса, который был

1 N. Balbir, Codes et variations en Inde // Le temps des savoirs, № 4, O. Jacob, 2002, p. 26.

2 G. David, Les codes de Г Inde ancienne, art. cité.

3 J. Gaudemet, La codification, ses formes..., art. cité, p. 10. *' В историко-правовой литературе на русском языке данный источник также принято называть Судебник короля Эврика (см., например: История государства и права. Т. I. М., 1949. С. 241) или Вестготская правда короля Эвриха (см., например, перевод книги: Берман Г.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994. С. 571). — Примеч. пер.

** У автора дословно — Салический закон (La loi salique). Однако при переводе мы

Учитываем, что русская наука традиционно именует все leges barbarorum «не

законами" (leges), a " правдами", по аналогии с нашим национальным памятником

раннефеодального права — Русской правдой» (Хрестоматия по истории государства и

права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. М., 1984. С. 72). — Примеч. пер.


Кодификации

призван действовать на территории всего королевства. Самым известным остается, безусловно, Свод законов (Bré viaire) Алариха или Римский закон визиготов - компиляция римских юридических источников, имевших самую разнообразную природу (506 г.).

После того как состоялось Великое переселение народов и рассеялась Империя Каролингов, кодификации на протяжении многих столетий чахнут в Западной Европе в целом и во Франции в частности. Видимо, тем фактором, который сыграл решающую роль в упадке кодексов, стало дробление центральной власти, следовательно, и власти нормотворческой, вызванное феодальной системой. Историки отмечают, что «новая нормативная система — пока весьма элементарная и даже в некотором роде инстинктивная — складывалась в территориальных границах новых княжеств и еще в большей степени в локальных рамках заурядных сеньорий»1. Можно упомянуть всего несколько городских кодексов, принятых в самом конце Средних веков, когда власть городов достигла апогея, некоторыми членами муниципалитетов, стремившимися собрать воедино правовые нормы, применявшиеся в их городе (Codex statutorum Алессандрии 1547 г., Ордонансы Севильи 1527 г., кутюмы Ипра 1535 г., ку-тюмы Ареццо 1580 г., кутюмы Антверпена 1582 г....)2.

Основные кодификации средневековой эпохи касаются исключительно религиозного права.

В силу специфического места Католической церкви в средневековом обществе каноническое право стало объектом кодификации, растянувшейся на многие столетия3. С IV в. в Африке и в Галлии появляются частные компиляции, вслед за которыми около 600 г. в Галлии создается первое систематическое собрание канонического права — Vê tus Gallica*, всего на несколько лет опередившее другое собрание — Hispana**. Со временем число таких компиляций растет. В IX в. во Франции возникают две компиляции, включающие как аутентичные тексты, так и основанные на римском праве подделки:

1 J.-M. Carbasse, Introduction historique..., op. cit., № 62.

2 J. Vanderlinden, Le concept de code en Europe occidentale du XIII siè cle au XIX siè cle, Bruxelles, 1967, p. 28.

3 A. Sé riaux, Droit canonique, PUF, «Droit fondamental», 1996, № 20. * Старая Галлия (лат.). - Примеч. пер.

** Собрание Hispana (Испания) — сборник канонического права, составленный в Испании под руководством архиепископа Севильи Исидора Севильского (ок. 560-636) или, по некоторым версиям, вскоре после его смерти. — Примеч. пер.


Введение

Лжекапитулярии и Лжедекреталии*, имевшие большое распространение и широко использовавшиеся для составления последующих собраний. В начале XI столетия, в 1008-1012 гг., появляется Декрет епископа Бурхарда из Вормса, где были собраны более 1700 фрагментов, взятых из более ранних канонических собраний, а затем (1094 г.) -Декрет епископа Ивона из Шартра, куда вошли 3760 фрагментов, расположенных по определенному плану, выработанному с использованием теоретического метода, который Ивон объяснил в предисловии к Декрету. Немного спустя Грациан, монах из Болоньи, создает Decretum Gratiani (1140 г.) - огромную неофициальную компиляцию, упорядочившую весь правовой свод Церкви первых одиннадцати веков, причем речь шла о совершенствовании метода, впервые предложенного Ивоном из Шартра: Грациан систематизировал и привел в соответствие друг с другом тексты различного происхождения, расположив их в иерархическом порядке в зависимости от источника. Как отмечается в литературе, «с появлением Грациана каноническое собрание — это не просто попытка сгруппировать или уплотнить имеющийся материал, а стремление путем гармонизации и приведения в порядок понять его суть, что само по себе этот материал возвышает и теоретизирует»1. Пусть Декрет Грациана и не обладал прямой юридической силой, но его фактический авторитет был очень велик: заменив собой все предшествующие компиляции, он на долгие годы становится хрестоматийным источником сведений в области канонического права. В начале XIII в. папы Иннокентий III и Григорий IX, следуя почину этих неофициальных сочинений, дают знаменитым канонистам указание собрать и систематизировать различные тексты канонического права; именно так появляются декреталии Григория IX. Данный труд, составленный Раймоном де Пеннафором, включил более 2000 разделов, структурированных сообразно определенному методу и плану. Он был официально обнародован в 1234 г. путем отправки текста в Болонский университет. Но каноническая деятельность на этом не прекратилась, и постепенно один за другим появляются: декреталии Бонифация VIII (1298 г.), декреталии Климента V (1313 г.), а затем — декреталии их преемников. В XVI столетии папа Григорий XIII собрал воедино Декрет Грациана, декреталии Григория IX, Sextus (шестая книга, добавленная

* В российской историографии данный документ принято называть Лжеисидоровы декреталии. Их составитель выступил под псевдонимом Исидор Меркатор, поэтому до XVII в. Лжеисидоровы декреталии приписывались Исидору Севильскому. — Примеч. пер.

1 P. Dubouchet, La pensé e juridique..., op. cit., p. 47.


Кодификации

к пяти книгам Григория IX)*, Климентины (декреталии Климента V) и Экстраваганты (Extravagantes)1 Иоанна XXII; все вместе они сформировали Corpus juris canonici (Свод канонического права), увидевший свет в 1582 г. Ему предстояло стать фундаментальным источником канонического права, действие которого продолжалось вплоть до принятия Кодекса канонического права 1917 г., ныне замененного одноименным Кодексом 1983 г.

Аналогичный феномен имел место в средневековом иудейском праве2. С одной стороны, многообразие и сложность его источников требовали упорядочения текстов. С другой стороны, разработка права вне системы государственной власти всегда связана с ненадежностью передачи правовых норм. В результате кодификация иудейского права вписывалась в так называемую «стратегию выживания»3. Именно в такой ситуации врач, философ и юрист Маймонид** приступил в XII в. к написанию сочинения Michneh Torah, что буквально означало «подражание закону» или «краткое изложение сути закона». Этот кодекс, написанный, согласно общепринятому мнению, очень чистым языком, собрал в 14 книгах около 15 000 норм halakna — еврейского закона, т.е. норм религиозного права, но с добавлением также норм права гражданского и уголовного. Данное произведение вызвало определенную критику, в частности, со стороны авторов, приверженных структуре иудейского права, построенного преимущественно на дискуссии и борьбе мнений, которых Маймонид счел нужным избежать4. Невзирая на это и оставляя в стороне вопрос о

' Liber Sextus (шестая книга) включала собрание декреталий папы Бонифация VIII, изданных в 1298 г. — Примеч. пер.

1 Данное наименование происходит от латинского словосочетания extra decretum vagantes, что дословно означает «бродящие за пределами декретов».

2 См.: С. Leben, Maï monide et la codification du droit hé braï que // Droits, 1998, № 27, p. 113 et s.

4bid., p. 117.

*" Моисей Маймонид (1138-1204) - великий еврейский средневековый философ и юрист, уроженец г. Кордова, ребенком покинувший Испанию и после долгих скитаний обосновавшийся в Египте. Здесь имеется в виду «Мишне тора» — одно из трех его основных сочинений, в которых он стремился сблизить иудаизм с рационализмом Аристотеля, в данном случае путем кодификации иудейского права. В еврейской правовой литературе Маймонида принято также называть Рамбамом или Моше бен-Маймоном (Элон М. Еврейское право. СПб., 2002. С. 591; здесь же в качестве даты его рождения ошибочно указан 1135 г.). - Примеч. пер.

4 «Все здесь изложено ясным языком и в лаконичной манере таким образом, чтобы вся устная Тора предстала в упорядоченном виде на всеобщее обозрение; и это без " аргумента и контраргумента", без того, что такой-то сказал то-то, а такой-то сказал


Введение

юридическом значении в строгом смысле слова труда Маймонида — всего лишь одного из интерпретаторов в системе иудейского права, нельзя не отметить колоссальный резонанс, вызванный его сочинением прежде всего в плане влияния автора на всю еврейскую мысль1. Интенсивные кодификации, которым подверглись системы религиозного права, стали предвестником пробуждения кодификации в Новые времена.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал