Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование антифашистской и правозащитной риторики в целях разжигания межнациональной розни и дискредитации настоящих антифашистов и правозащитников






В 2005 г. продолжалось активное использование антифашистской и правозащитной риторики и петиционных кампаний теми организациями и партиями, которые пытаются таким способом вызвать доверие населения к своей ксенофобской деятельности и привлечь на свою сторону тех людей, кто, испытывая недовольство реалиями современной российской действительности, не приемлет откровенно агрессивных националистических лозунгов. Среди организаций, эксплуатирующих подобную риторику, можно назвать Межрегиональную ассоциацию правозащитных организаций «Народная защита».

Националисты даже организовали в Интернете сайт «Русская защита» (https://rusza.nm.ru/), на котором собраны материалы о некоторых процессах по ст. 282 УК РФ, проходящих в России в настоящий момент, вкупе с советами потенциальным арестантам о правильной линии поведения, выборе адвоката. В обращении на первой странице сайта демагогически заявляется, что уголовные дела по ст. 282 УК РФ заводятся «на Русских людей, борющихся за свой народ, за свою землю, за будущее своих детей», а «правящий режим» «прибрал к рукам … суды, которые по надуманным обвинениям, из-за страха и ненависти к непокорному народу, пытаются запугать и уничтожить Русских людей, тех, которых не удалось убить алкоголем, наркоманией, голодом и нищетой».

Молодежное отделение НДПР в Санкт-Петербурге еще в ноябре 2004 г. создало Комитет поддержки Д. Боброва - лидера наци-скин группы «Шульц-88», процесс по делу которой в настоящее время проходит в городском суде Санкт-Петербурга. На своем сайте комитет опубликовал несколько воззваний с просьбой об оказании финансовой поддержки[344].

Движение «Русский Общенациональный Союз» (лидер – депутат Владимирского областного Законодательного собрания И. Артёмов), которому Минюст России отказал в регистрации, даже подало жалобу на действия государственных органов в Европейский Суд в Страсбурге.

На ряде «патриотических» сайтов в декабре была опубликована статья, автор которой, грубо передергивая факты, утверждал, что представители народов Кавказа и Средней Азии в большинстве своем воевали за нацистов (о полицаях, власовцах и вспомогательных частях вермахта - «славянах» автор предпочел не упоминать вообще). На основании этих натяжек демагогически заявлялось, что изгнание «продавцов арбузов» из России – это якобы антифашизм[345].

Новой тенденцией 2005 г. стало использование определенными структурами (властными либо близкими к властям) обвинений в ксенофобии для дискредитации потенциальной оппозиции. В основном для этого используется отождествление оппозиционеров с фашистами, поскольку чудовищные злодеяния нацистов во Второй мировой войне, скорбная память о потерях нашего народа в годы Великой Отечественной войны привели к тому, что до сих пор именно этот термин несет в глазах большинства населения России крайне отрицательную нагрузку. Кроме того, подобные термины призваны максимально дискредитировать оппозицию в глазах Запада, который, как считает часть российской элиты, является основной «группой поддержки» оппозиционеров. Впервые в массовом порядке эти политические технологии были применены на Украине в 2004 г.

В России наиболее активно эту тактику использовало возникшее весной 2005 г. прокремлевское движение «Наши», с самого начала позиционировавшее себя как антифашистское. В начале мая они выпустили большим тиражом брошюру «Необыкновенный фашизм», которая формально была посвящена необходимости борьбы с «коричневой чумой ХХ века» - фашизмом. Однако основным содержанием этого издания стало обвинение в фашизме всех сил, оппозиционных нынешней власти. В одной упряжке «врагов» России оказались генерал-антисемит А. Макашов, руководство партии «Родина» и КПРФ, И. Хакамада, члены партии «Яблоко» и Комитета-2008, Березовский, Лимонов и т.д.

Осенью эта кампания была продолжена, сконцентрировавшись в основном на партии «Яблоко». Так, на проходившем в ноябре в РИА «Новости» круглом столе «Фашизм в современной России», директор Агентства политических и экономических коммуникаций Д. Орлов заявил о «странном, противоестественном союзе между откровенными фашистами в лице национал-большевиков Лимонова и старейшей демократической партией «Яблоко»»[346]. Публикации в подобном же ключе появились на нескольких интернет-сайтах. Кроме того, специально для атак на «Яблоко» по обвинению его в «фашизме» использовалась партия «Свободная Россия», представители которой регулярно выступали с подобного рода заявлениями.

Ст. 282 УК («разжигание межнациональной розни») была использована при возбуждении уголовного дела в отношении директора нижегородского Общества российско-чеченской дружбы (ОРЧД) С. Дмитриевского. Поводом для возбуждения уголовного дела в январе 2005 г. года стала публикация в издаваемой обществом газете обращений А. Масхадова и А. Закаева с призывами к мирному урегулированию российско-чеченского конфликта[347].

Подобной риторикой пользуются и высокопоставленные государственные чиновники. Так, на состоявшемся 1 июня заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Глава администрации президента РФ Д. Медведев и замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей В. Чаплин заявили о том, что некие злонамеренные силы могут использовать межрелигиозную рознь для «раскачки ситуации» в стране. В принятом по итогам заседания заявлении также содержался тезис о том, что международный терроризм стремится «для достижения своих преступных целей вбить клин между людьми разной веры и национальности». «Определенные силы в стране и вне ее ради достижения узких групповых интересов также не останавливаются перед циничным использованием межнациональных и межрелигиозных противоречий». «Мы уверены, что взаимная нетерпимость и ксенофобия представляют собой серьезнейшую угрозу целостности многонационального российского общества, самому существованию нашей страны…Мы решительно отвергаем любую религиозную или национальную рознь как в корне противоречащую мирному, человеколюбивому духу исповедуемых в нашей стране религий, многовековым российским традициям добрососедства» - подчеркивалось в обращении[348].

Заместитель Д. Медведева В. Сурков в интервью журналу «Шпигель» заявил, что национал-большевики – это «шовинистические, профашистские силы», чья деятельность может спровоцировать «всплеск исламского экстремизма»[349].

Таким образом, для оправдания политики властей по подавлению оппозиционных течений здесь сводятся воедино две главные фобии западных стран – боязнь победы ультранационалистов в России и страх перед натиском агрессивного исламистского фундаментализма.

Нужно заметить, что обвинение своих противников в ксенофобии и ультранационализме в качестве средства политической борьбы использовали и силы, оппозиционные нынешним российским властям.

Один из лидеров демократической оппозиции Г. Каспаров также в конце апреля, во время визита В.Путина в Израиль, выступил с обвинениями Путина в поощрении ультранационалистов для того, чтобы таким образом «запугать всех угрозой со стороны ультранационалистических сил… и представить себя как единственного человека, который способен их остановить»[350].

Подобную же тактику использовал глава латвийской делегации в ПАСЕ А. Берзинш, который 23 июня в своем официальном выступлении обвинил Россию в преступлениях против нацменьшинств, заявив, что в РФ существуют ксенофобия и антисемитизм[351].

В этой же связи можно вспомнить кампанию, организованную оппозиционерами из Марий Эл, попытавшимися представить действия местной власти как преследования по национальному признаку и добившихся рассмотрения этого вопроса в ПАСЕ и Еврокомиссии (последняя высказывала озабоченность ситуацией в Марий Эл в марте 2005 г.). Европарламент заявил о притеснении марийцев в резолюции от 12 мая 2005 г. «О нарушении прав человека и демократии в Республике Марий Эл Российской Федерации». МИД РФ оценил позицию Европарламента как некорректную и обвинил парламентариев в желании «отвлечь внимание мировой общественности от неблагополучной ситуации с правами человека, в первую очередь русскоязычного меньшинства, в прибалтийских странах»[352]. Общее отношение российской правящей элиты к подобным заявлениям выразил заместитель главы администрации Президента В. Сурков в выступлении на закрытом заседании генсовета объединения предпринимателей «Деловая Россия», заявив, что забота о судьбе финно-угорских народов была проявлена исключительно потому, что они населяют нефтеносные регионы[353]. Впрочем, после визита в Марий Эл послов Эстонии, Финляндии и Венгрии, выразивших удовлетворение ситуацией в республике, конфликт сошел на нет[354].

СПС и «Яблоко» обвиняли в попустительстве фашизму мэра Москвы Ю.Лужкова, фактически разрешившего «Правый марш»[355].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал