Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационное обеспечение инвестиционных решений
Инвестиционная деятельность требует учета множества внешних и внутренних данных, что предполагает использование для ее регулирования внешней и внутренней информационно-аналитической системы. Внешняя информационно-аналитическая система аккумулирует следующие данные: • нормативно-правовую информацию федеральных органов управления экономикой (законы, указы, постановления), стратегическая задача которых—формировать благоприятный инвестиционный климат в стране в первую очередь за счет создания макроэкономических и правовых условий для инвесторов. Задача инвестиционных менеджеров — отслеживать тенденции в данной сфере и пытаться вписаться в эту политику. На сегодняшний день наиболее важными направлениями здесь являются создание финансово-промышленных групп и использование финансового лизинга в инвестиционной деятельности. (Это означает возможность получения инвестором определенных льгот в этих случаях.); • нормативно-правовую информацию субъектов Федерации — именно здесь приходится решать конкретные проблемы: создание и поддержание рабочих мест, строительство жилья, охрана окружающей среды. Это требует создания местного благоприятного инвестиционного климата через местные налоговые льготы, программы поддержки отдельных предприятий, производства отдельных социально значимых товаров. Для этого прежде всего используют возможности льготного налогового режима. Так, в мае 1995 г. Законодательное собрание Тверской области приняло специальный Закон о льготном налогообложении местных промышленных предприятий, на которых доля средств, привлеченных из-за пределов области (в объеме освоенных за год капиталовложений), превышает 30%. Для них устанавливались льготы по налогу на прибыль, имущество и землю (в пределах платежей в местный бюджет). Такая политика характерна для администраций ряда регионов России и ведет к формированию своеобразных островков, где инвесторы чувствуют себя относительно благоприятно; • информацию межотраслевого характера, например об экологических аспектах инвестиционной деятельности. С 1993 г. в России действует Положение о государственной экологической экспертизе, в соответствии с которым такой экспертизе подлежат в обязательном порядке технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение независимо от их сметной стоимости и принадлежности. Сюда же относится информация о порядке согласования проектной документации с теми или иными организациями, получении права на осуществление деятельности и т.д. Полезность такой информации состоит в том, что она порождает уверенность в полноте данных и снижает вероятность возникновения дополнительных затрат в будущем — в процессе реализации или эксплуатации проекта; • налоговое законодательство и инструкции налоговых и финансовых органов о порядке уплаты налогов, пошлин, платежей и сборов. Налоговая среда имеет особое значение, поэтому информация о всей системе налогов важна для правильной оценки эффективности инвестиционных решений. По действующей системе необходимо учесть следующие основные типы налогов: налог с продаж (НДС), налог на прибыль, налоги на активы (имущество, землю и т.д.), налоги на природные ресурсы, налоги на заработную плату. По оценкам экспертов из Бюджетного комитета Государственной Думы России, сейчас приходится платить 23 федеральных налога и примерно такое же количество федеральных сборов, а также более 180 различных налогов и сборов, введенных региональными и местными органами власти. Поэтому важно принять во внимание соотношение между налогами разного уровня — от федерального до местного, учесть возможные льготы по налогообложению и варианты его оптимизации; • нормативно-методологическую информацию—стандарты (правила) подготовки инвестиционных проектов или их бизнес-планов (описание принятых в современной практике принципов и методов расчетов показателей эффективности, формы расчетных и итоговых таблиц и т.д.). Главным нормативным документом в данной сфере являются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Этот документ вводит в практику инвестиционного анализа следующие главные моменты: — моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств; — анализ рынка, финансового состояния предприятия, претендующего на реализацию проекта, степени доверия к руководителям проекта, влияния реализации проекта на окружающую природную среду и т.д.; — определение эффекта сопоставлением предстоящих результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал и других показателей; — приведение предстоящих разновременных расходов и доходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном периоде; — учет воздействия инфляции, задержек платежей и других факторов, влияющих на ценность используемых денежных средств; — учет неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта. Здесь учтены не только черты рыночного хозяйства как такового, но и реалии переживаемого страной переходного периода (в том числе инфляция). Естественно, что в прежних методиках, предназначенных для централизованно планируемой экономики, не было таких понятий, как анализ рынка, доход на капитал, степень доверия к руководителям проекта или, скажем, интересы участников проекта. Главное в этом блоке информации — возможность грамотно, на основе современных подходов разработать и обосновать эффективность инвестиционного решения; • стандарты внешней финансовой (бухгалтерской) и статистической отчетности как формы отражения будущих результатов реализации и осуществления проекта. Часть данных из внешней информационно-аналитической среды (прежде всего нормативная информация на уровне федеральных органов управления экономикой, налоговое законодательство) аккумулируется в справочных системах (Консультант-плюс, Гарант), что облегчает деятельность менеджера по ее формированию и пополнению. Важно отметить, что постепенно информация такого рода из регионов России также начинает появляться в справочных системах. Другую часть подбирает и обновляет менеджер. Внутренняя информационно-аналитическая система — это совокупность данных о предприятии: его организационно-техническом уровне, кадрах, организации снабжения и положении на рынке, состоянии экономики и финансов. Вся совокупность внешней и внутренней информации используется для разработки плана инвестирования средств — бизнес-плана инвестиционного проекта. Подготовка бизнес-плана инвестиционного проекта
Любой серьезный инвестор требует представления материала по проекту в виде комплекса взаимосвязанных разделов с расчетами и документов, в том числе организационно-правового характера. В мировой практике для этих целей используется бизнес-план — документ, отражающий все аспекты будущего коммерческого предприятия, в котором анализируются все возможные проблемы и описываются способы их решения. Такой грамотно разработанный документ может предостеречьотмногих будущих ошибок не только начинающего предпринимателя, но и опытного хозяйственника. Западный опыт свидетельствует, что хорошо подготовленный бизнес-план дает возможность найти дополнительные источники финансирования в десяти случаях из ста. В России подобной статистики пока нет, главным образом потому, что грамотные бизнес-планы способны составлять не на многих предприятиях. Это достаточно дорогостоящее мероприятие, если речь идет об услугах пользующихся авторитетом западных консалтинговых фирм, или очень трудоемкое, если предприятие разрабатывает этот документ своими силами. Наиболее трудным этапом является сбор и обработка информации о рынке — маркетинговые исследования. Рекомендуется привлекать к этой работе экспертов, которые помогут существенно снизить риск потерь в эффективности проекта. Главная роль при подготовке такой информации отводится службе сбыта, в функции которой входит систематический сбор и анализ данных по всему спектру вопросов реализации продукции. Связанность этих проблем с оценкой тенденций развития отрасли и идентичных производств предполагает также привлечение к работе инженерных подразделений предприятия. Основные данные, собираемые на этом этапе, касаются тенденции развития отрасли, родственных предприятий, соответствующих производств в регионах, где предполагается сбыт продукции. Основная информация о главных конкурентах: номенклатура и объемы выпускаемой ими продукции; рынки, на которых они работают, их доли в сбыте; конкурентоспособность выпускаемой ими продукции; политика цен; политика в области сбыта; характеристика производственной базы. Изучение спроса на продукцию предполагает оценку величины и структуры текущего спроса, перспективную оценку спроса на рынке с учетом всего срока эксплуатации проекта. Еще один важный элемент — информация о ценах на продукцию, производимую по проекту. Решения по ценообразованию должны приниматься на основе учета факторов как рыночного, так и производственного характера. При этом важно учесть все затраты, влияние брака, отходов и других, кажущихся мелкими, но на самом деле существенных элементов издержек. Очень важна информация о снабжении. При анализе организации снабжения выделяют: • оборудование для проекта. Инженерно-технологические подразделения, определяющие техническую политику предприятия, должны обеспечивать данные о технологии производства, стоимости, перечне необходимого оборудования (в том числе производственного, вспомогательного), запасах инструмента и запасных частей, предполагаемых поставщиках оборудования (включая оценку их как партнеров предприятия, способных выполнять договорные условия); • службы, ответственные за формирование производственных запасов всех видов, должны собирать данные о необходимых сырье, нормативных запасах и ценах, в том числе: — необработанных сырье и полуфабрикатах; — обработанных промышленных материалах; — комплектующих изделиях; — вспомогательных материалах; — вспомогательных производственных ресурсах и услугах; — качестве сырья; — графиках поставок; — основных поставщиках сырья и гарантиях его поступления по необходимым для производства графикам; — оценке рынка сырья. Существует множество схем (структур) подготовки бизнес-плана, однако можно выделить основные (главный раздел — финансовый план). Представим структуру, разработанную на основе рекомендаций Российско-американского фонда предпринимательства. 1. Описание проекта. 1.1. Какой товар или услугу вы будете предлагать. 1.2. Как будут использованы деньги, полученные для проекта. 1.3. Новое производство или расширение существующего. 1.4. Что даст финансирование для увеличения объема продаж, производства, роста прибыли. 1.5. Описание наибольшего риска инвестирования в ваш проект. 1.6. Меры по снижению риска. 2. Краткие сведения о вашем предприятии. 2.1.История создания. 2.2. Основные владельцы. 2.3. Существующие достижения. 2.4. Основные трудности, пути их преодоления. 3. Характеристика руководства. 3.1. Основные данные о руководящих сотрудниках. 3.2. Описание их профессионального опыта и роста. 3.3. Организационные изменения на предприятии: когда были проведены и какие. 4. Более подробное описание продукции по проекту. 4.1. Характеристики продукции. 4.2. Процесс производства. 4.3. В чем уникальность продукции. 4.4. Возможности расширения производства в будущем. 4.5. Какие необходимы патенты, разрешения или лицензии. 4.6. Торговая марка — правовое обеспечение. 5. Характеристика работы предприятия. 5.1. Какое оборудование есть или арендуется. 5.2. Техническое состояние основных фондов. 5.3. Потребности в основном оборудовании для выпуска продукции. 5.4. Потребности в оборотных средствах. 6. Поставщики. 6.1. Характеристика сырья. 6.2. Число поставщиков, их месторасположение. 6.3. Проблемы с поставками в настоящий момент. 6.4. Как контролируется качество сырья. 7. Потребители. 7.1. Основные потребители. 7.2. Их месторасположение. 7.3. Экспорт. 7.4. Чем данное предприятие привлекательно для покупателей. 7.5. Доля рынка—перспективы роста. 7.6. Маркетинговая и рекламная деятельность. 8. Конкуренты. 8.1. Основные конкуренты. Их достоинства и недостатки. 8.2. Перспективы конкуренции. 8.3. Слабые стороны предприятия. 8.4. Меры по их устранению. 8.5. Сильные стороны данного предприятия. 9. Оценка текущих финансовых показателей. 9.1. Динамика основных финансовых показателей за последнее время. 9.2. Факторы изменения. 9.3. Характеристика активов предприятия. 10. План финансирования. 10.1. Факторы изменения финансового состояния. 10.2. Прогнозные характеристики финансовых показателей проекта, опирающиеся на расчеты доходов и затрат. 10.3. Схема финансирования. Анализ рисков. Исследование устойчивости проекта. Факторы, могущие отрицательно повлиять на будущее финансовое состояние. Меры преодоления их воздействия. К бизнес-плану прилагаются юридические документы (уставные документы, права на владение или пользование ресурсами и т.д.). После сбора информации, ее обработки и подготовки проекта бизнес-плана целесообразно провести анализ данных по проекту с привлечением соответствующих экспертов и получением их заключения. Направления этого анализа таковы: • технико-экономический анализ; • маркетинговый анализ; • институциональный анализ; • социально-экономический анализ; • экономико-экологический анализ; • финансовый анализ. В сферу технико-экономического анализа входит изучение месторасположения предприятия и вспомогательных производств, масштаба и сроков исполнения проекта, выбора технологического процесса, осуществления инжиниринговых мероприятий, графика реализации проекта и предприятия, оценки затрат, соответствия стандартам и нормам, снабжения, технической инфраструктуры и эксплуатации оборудования. Маркетинговый анализ — это оценка коммерческих аспектов проекта, включающих закупочную деятельность и непосредственно сбыт. При институциональном анализе исследуют организационные факторы реализации проекта, а также проблемы подготовки кадров. Социально-экономический анализ раскрывает социально-экономическое значение проекта, т.е. что дает проект с точки зрения сохранения или увеличения числа рабочих мест, условий работы и быта персонала и т.д. Экономико-экологический анализ предполагает изучение состояния окружающей среды предприятия, взаимовлияния этой среды и деятельности предприятия. Особенно важен финансовый анализ, результаты которого покажут финансовую эффективность проекта для всех его участников. Базой для расчетов всех показателей эффективности инвестиционных проектов являются данные о чистом потоке денежных средств, который определяется как разность текущих доходов (притоков) и расходов (оттоков), связанных с реализацией инвестиционного проекта и измеряемых количеством денежных единиц в единицу времени. С финансовой точки зрения потоки текущих доходов и расходов, а также чистый поток денежных средств полностью характеризуют инвестиционный проект. Наряду с инвестициями в основные средства (здания, машины, оборудование и т.д.) при формировании потока денежных средств необходимо учесть потребность создаваемого производства в оборотном капитале и ее изменение взависимости от масштабов деятельности и ряда других факторов (сезонности производства, потребности в запасах сырья, материалов, готовой продукции и т.д.).
|