Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые проблемы адаптации западного управленческого учета к Российской теории и практике






20.1. «Директ-костинг» как важнейшая подсистема управленческого учета

 

Непростые рыночные процессы, определяющие усложнение ориен­тации отдельного товаропроизводителя, влияющие на колебания объ­емов производства и реализации продукции, а также увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме существенно сказываются на по­ведении себестоимости изделий, а значит, и на прибыли. По мере усиле­ния этих тенденций увеличивается потребность товаропроизводителей в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не ис­каженных в результате распределения косвенных расходов и относитель­но неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных о неполной производ­ственной себестоимости (в части прямых, переменных или всех произ­водственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) — разни­це между ценой продажи (выручкой от реализации) и неполной себестоимостью изделия или реализованной продукции в целом —дает подсистема управленческого учета «директ-костинг», о которой мы гово­рили в части 1 нашего пособия. Здесь мы остановимся на других аспектах этой подсистемы.

В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что в действительности обходится предприятию производство продукции, оказание услуг, осуществление определенного вида деятель­ности вне зависимости от того, каков на сегодняшний день размер окла­да у директора или главного бухгалтера, каковы затраты на содержание офисов или другие подобные управленческие расходы. Поэтому в настоящее время в теории и практике управления себестоимостью и прибы­лью на Западе декларируется и применяется следующий принцип оцен­ки точности калькуляции: самая точная калькуляция изделия не та, кото­рая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включе­ны только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной про­дукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Важно, что, применяя «директ-костинг» (систему учета сумм по­крытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимо­связи и зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и выручкой (прибылью, маржинальным доходом). Эту взаимосвязь можно изучать и графически и аналитически. Строится гра­фик для точки критического объема производства, т.е. такого его объе­ма, при котором выручка от реализации продукции равна ее полной се­бестоимости. (В части 1 мы достаточно подробно освещали вопросы нахождения критической точки и построения графика для нее.)

Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржи­нального дохода по изделиям.

Система «директ-костинг» заостряет внимание руководства пред­приятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по пред­приятию в целом и по изделиям. Она позволяет лучше учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расхо­дов на себестоимость конкретных изделий.

За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормиро­вание, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-по­стоянных, накладных расходов, поскольку их сумма заданный конкрет­ный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что на­глядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.

Основное достоинство системы учета сумм покрытия в том, что на основании информации, получаемой в ней, можно принимать оператив­ные управленческие решения. В первую очередь это касается возможно­сти проводить эффективную политику цен. Традиционные классические методы ценообразования, основанные на калькулировании полной фак­тической себестоимости, отходят на второй план.

В настоящее время на Западе более популярны подходы к ценооб­разованию, при которых прежде всего учитываются факторы, относящи­еся к спросу, а не к предложению, т.е. оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар. После того как ус­тановлена цена равновесия, предприятие должно проанализировать все свои затраты и постараться минимизировать их.

Помимо информации о величине затрат, связанных непосредствен­но с производством продукции, менеджерам предприятия нужно иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния рыночных факторов. Поэтому в западном управленческом учете суще­ствуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно уста­новить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт товара; он равен полной себестоимости изделий. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь прямые (переменные) затраты; он равен себестоимости в части только прямых {переменных или производственных) затрат.

С учетом по системе «директ-костинг» также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комби­наций цены на товар и объемов его реализации.

Часты для предприятий, работающих в условиях рынка, ситуации, связанные с недогрузкой производственных мощностей. Возникают хо­лостые затраты — часть постоянных затрат, приходящихся на долю не­использованных производственных мощностей. В таких случаях к пра­вильным решениям может привести только-информация, получаемая в подсистеме «директ-костинг» системы управленческого учета.

Имея учетные данные об ограниченной себестоимости и суммах по­крытия (маржинальном доходе) по изделиям, можно решать такие управ­ленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продук­ции при наличии узких мест, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычных, производить комплектующие самим или закупать на стороне, определение оптимального размера партии или серии деталей (продуктов), выбор и замена оборудования и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал