Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Скинкультура и ее развитие
В середине 1990-х гг. скинхеды иной раз рассматривались как нечто весьма экзотическое и преходящее. Тогда их в Москве насчитывалось не более 150, и некоторым казалось, что это – молодежная мода, которая быстро пройдет[69]. Однако все обернулось иначе. Во второй половине 1990-х гг. главной ареной деятельности московских скинхедов стал район известного Российского Университета дружбы народов (РУДН), где еще с советского времени традиционно учились студенты из Африки, Азии и Латинской Америки. Именно там скинхеды оттачивали свое ремесло, нападая прежде всего на африканских студентов[70]. Тогда же они провели демонстративные марши перед общежитиями студентов РУДН: один – в декабре 1997 г., а второй – в день рождения Гитлера 21 апреля 1998 г.[71] Правда, иной раз они встречали неожиданный отпор, как это было осенью 1997 г., когда латиноамериканские студенты в ответ на избиения поймали нескольких скинхедов и основательно их побили[72]. В те же годы скинхеды начали нападать на африканских студентов, получавших образование в Воронеже. В связи с этим иностранных студентов там даже стали снабжать инструкцией о том, где и как ходить, как одеваться и как себя вести, чтобы не стать жертвами скинхедов[73]. По данным Тарасова, одними местными наставниками дело не ограничивается, и после 1997 г. российские скинхеды получают регулярную поддержку от своих европейских и американских собратьев. Он упоминает неонацистов и расистов (членов Ку-клукс-клана) из США, а также немецких ультраправых - представителей Германского народного союза, Национального народного фронта, Союза правых, а также «Молодых викингов» и «Железного шлема» (последние две организации запрещены в ФРГ). Они приезжали не только для передачи опыта, но снабжали российских скинхедов неонацистской литературой, аудиокассетами и униформой[74]. Сегодня это дает скинхедам основания говорить о «белом интернационализме» - сплочении белой расы против иммигрантов афро-азиатского происхождения[75]. Поэтому неудивительно, что, подобно западным собратьям, у российских скинхедов большое распространение получили национал-социализм и языческие мотивы, включая языческую и нацистскую символику (свастика, рунические знаки, римский салют). По имеющимся данным, неоязычество как в его кельто-германском, так и в славянизированном обличии находит благоприятный прием у «интеллектуальной» части скинхедов[76]. Во второй половине 1990-х гг. скинхеды все больше пополняли ряды некоторых карликовых партий радикального направления – Русского национального союза (Русская национальная социалистическая партия с 1998 г.)[77] Константина Касимовского[78], Национального фронта (ПНФ) Ильи Лазаренко, Народной национальной партии (ННП) А. Иванова (Сухаревского). Скинхедская группа «Солнцеворот»[79] Артема Талакина (Лютый) являлась молодежным крылом петербургского «Союза венедов», а он сам одно время мечтал стать признанным вождем скинхедов и даже обучил до 300 подростков. Но его честолюбивым планам сбыться было не суждено. Со скинхедами, как мы знаем, работает и Ю. Беляев[80]. Кроме того, скинхедов к своей деятельности привлекает неоязыческий Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры, штаб-квартира которого располагается в Калуге. Не случайно среди акций скинхедов встречаются надписи «Долой христианство», сопровождающиеся свастикой, которые наносятся на стены монастырей[81]. Кое-где скинхеды имели влиятельных покровителей, как это было в Пскове, где им оказывал поддержку видный депутат Псковского законодательного собрания А. Христофоров, состоявший в ЛДПР. Разделяя их идеологию, он как-то в своем телеинтервью представил Россию «арийской страной» и, отождествив с «арийцами» только славян и европейцев, назвал всех остальных «цветными»[82]. Вскоре после того, как 30 октября 2001 г. скинхеды устроили погром на Царицынском рынке в Москве (один из первых погромов в постсоветской России!), Иванов (Сухаревский) заявил о том, что якобы началась третья мировая война против «массового нашествия людей с Востока». Бойцами в этой войне он называл подростков, «объединившихся по голосу крови», которыми он необычайно гордился. Он пророчил, что «через год-другой уже вся Москва поднимется на борьбу и их всех (иммигрантов. В.Ш.) просто перебьют»[83]. Впрочем, в целом скинхеды не составляют какой-то организованной структуры и с недоверием относятся к каким бы то ни было формальным организациям. Это – скорее сетевое слабо оформленное движение, члены которого столь же быстро собираются в стаи для одноразовых действий, как и распадаются. Скинхеды подчеркивают, что в отличие от германских нацистов, составлявших политическую партию, сами они представляют собой «субкультуру»[84]. Между тем, в одиночку скинхеды существовать не могут. Они обычно действуют небольшими группами, величина которых зависит от характера акции. Последние подразделяются на «патрулирование» (поиск и избиение людей «неславянской» внешности, в котором участвуют 3-10 чел.), погром (нападение 15-30 чел. на рынки, кафе, школы), рейд (налет на места проживания «чужаков»), махач (драки с футбольными фанатами, рэпперами и пр.)[85]. Изучение уголовных дел показывает, что такие нападения заранее планируются, для чего, например, производится предварительная разведка для изучения места будущего побоища и путей отхода. Поэтому в группе всегда есть лидер, отличающийся авторитаризмом и единолично принимающий решения. В его руках находится сбор информации, выработка стратегии, организация акции и руководство «боем», а также формулирование морально-ценностных установок, поддержание дисциплины и введение санкций против ее нарушителей[86]. В ряде больших городов известны крупные и достаточно организованные группы скинхедов. Из них в столице первыми были группировки «Московский скинлегион» и Blood & Honor («Кровь и честь»), насчитывающие до 200-250 чел. каждая. В 1998 г. к ним прибавилась новая группа «Объединенная бригада 88» (ОБ-88), возникшая из слияния «Белых бульдогов» с «Лефортовским фронтом». Еще позднее появилась группа Hammerskins-Russia. Считается, что Blood & Honor и Hammerskins-Russia были тесно связаны с одноименными скин-группами на Западе[87]. В Москве имеются и женские организации «Стальные магнолии», «Русские девушки», но первая женская группа «Волчицы» сформировалась еще в 1997 г. в Ярославле[88]. К 1998 г. «Московский скинлегион» пришел в упадок. «Объединенные бригады 88» после Царицынского погрома объявили о самороспуске, но, по словам Тарасова, их ядро просто ушло в подполье. Зато в начале 2000-х гг. к уже имеющимся группам добавились «Русская цель», «Русская атака», «25-й час» и др.[89] Тогда в Петербурге действовали аналогичные группы «Русский кулак» (400 чел.), Totenkopf (150 поклонников рок-группы Totenkopf) и «Солнцеворот», в Нижнем Новгороде – «Север» (300 чел.), в Иванове – «Бритоголовое братство», в Ярославле – White Bears, в Ижевске – «Народная воля», в Новосибирске – «Братство скинов» («Белое братство»), в Тюмени – «Северный альянс»[90]. В Пскове под руководством «арийца Гоши» (Г. Павлова) действовала группа из 200 скинхедов, считавшаяся филиалом «Партии Свободы». Сегодня даже в Йошкар-Оле (Марий Эл) известны скинхеды, мечтающие при попустительстве властей очистить город от кавказцев[91]. В Сургуте первые скинхеды появились в 1999 г., а к 2005 г. их в округе было уже около 120 чел. В 2002 г. за ними уже числились убийства кавказцев и таджиков. В Самаре в 2001 г. насчитывалось до 200 скинхедов, и столько же их было тогда в Воронеже. В Карелии имеется «Общество скинхедов республики Карелия». В Ростове-на-Дону и Ростовской области сотрудники правоохранительных органов насчитали в 2005 г. от 200 до 500 скинхедов[92]. В последние годы число называющих себя «чистильщиками» скинхедов быстро растет. Если в 1992 г. в Москве их насчитывалось едва ли больше десятка, то в 1993-1994 гг. это число увеличилось в 15-20 раз. Если в 1996 г. во всей России насчитывалось не более 7-8 тыс. скинхедов и они представлялись еще чем-то экзотическим[93], то сегодня в одной лишь Москве их численность доходит до 5, 0-5, 5 тыс. чел. Правда, в 1998-2000 гг., когда чересчур активная противоправная деятельность скинхедов обратила на себя внимание не только СМИ, но и милиции, численность скинхедов временно сократилась, и, как утверждает Беликов, они стали освобождаться от случайных людей[94]. Но вскоре движение снова ожило. В 2001 г., по прикидкам некоторых экспертов, их в России было уже до 10-20 тыс. человек[95]. Через два года, по данным Тарасова, их численность достигла 40 тыс. человек, а еще через год - 50 тыс. человек, тогда как, по сведениям американской Анти-диффамационной Лиги, на весь остальной мир приходится 70 тыс. скинхедов. По словам Тарасова, сегодня в России насчитывается до 60-65 тыс. скинхедов, и их можно встретить уже в 85 городах[96]. Разумеется, все эти цифры – весьма условные, ибо, по признанию правозащитников, точного числа скинхедов сегодня никто не знает[97]. Тем более без специального исследования сложно отделить идейных скинхедов от «скинхедов-хулиганов», участвующих в драках за вознаграждение или просто из интереса[98]. Возможно, поэтому статистика, которой оперирует МВД, отличается более низкими цифрами. По этим данным, в 2003 г. во всей России было 15-20 тыс. скинхедов. Из них в Москве и Московской области насчитывалось 5 тыс., а в Петербурге – 3 тыс. скинхедов[99]. В своем выступлении в Госдуме 17 мая 2006 г. министр внутренних дел Р. Нургалиев признал, что на учете в милиции тогда находились 6 тыс. радикально настроенных подростков. Однако в это число включались не только скинхеды, но и леваки[100]. Определенную роль в росте численности скинхедов сыграли СМИ, которые в апреле 2002 г., опасаясь новых акций скинхедов ко дню рождения Гитлера, неоднократно обсуждали идеологию скинхедов и даже брали интервью у Иванова (Сухаревского) и Токмакова. Тем самым, последние получили долгожданную площадку для пропаганды своих неонацистских, расистских и антисемитских взглядов[101]. Сегодня уже не секрет, что широкое освещение журналистами деятельности скинхедов привлекало в их ряды новые отряды молодежи, особенно, провинциальной. Тарасов даже полагает, что само появление первых скинхедов в России было связано с принесенными СМИ знаниями о западных скинхедах[102]. Поэтому журналистам следовало бы прислушаться к рекомендации В.А. Тишкова и лишить радикальных политиков возможности широко рекламировать свои взгляды и действия в СМИ[103].
|