Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правила конструирования методов обучения
Монологический метод. Основные признаки: изучаемый материал излагается преподавателем в словесной форме; у учащихся доминирует исполнительская деятельность или деятельность по образцу.
Этот метод широко распространен, так как его реализация проста (табл. 5).
Показательный метод. Основные признаки: осмысление, решение проблем, которые возникали в истории развития техники, проведение демонстрационного эксперимента при объяснении учебного материала; репродуктивная деятельность учащихся, на-
Деятельность преподавателя
| Деятельность учащихся
| Сообщение учащимся темы урока и представление плана объяснения
| Запись темы урока и плана
| Формулирование основной проб-лемы содержания учебного мате-риала
| Уяснение основной проблемы
| Проведение демонстрационного эксперимента
| Наблюдение за принципом работы технических устройств
| Объяснение принципа действия технических объектов
| Запись основных пояснений по ходу объяснения преподава-теля
| Показ основных математических уравнений, описывающих взаимо-связь параметров технических устройств
| Запись основных математических зависимостей
| Демонстрация примера расчета типовых технических задач
| Уяснение алгоритма расчета задач
|
Таблица 6
Правила применения показательного метода
Деятельность преподавателя
| Деятельность учащихся
| Сообщение учащимся темы урока и представление плана объяснения
| Запись темы урока и плана
| Формулирование основной проб-лемы содержания учебного мате-риала
| Уяснение основной проблемы. Небольшое сообщение уча-щихся
| Иллюстрация содержания пробле-мы примерами из истории науки
| Осмысление проблемы в исто-рии развития науки. Осознание проблемы
| Проведение демонстрационного эксперимента с целью усиления наглядности и доступности пони-мания проблемы для учащихся
| Наблюдение за демонстрационным экспериментом
| Демонстрация всех этапов эксперимента, измерение параметров технических объектов
| Внесение измеренных параметров в таблицу
| Построение графиков функциональных зависимостей параметров
| Построение графиков функциональных зависимостей параметров, снятых в процессе эксперимента под руководством преподавателя
|
кой проблемных вопросов. Проблемные задачи (вопросы) решаются учащимися с помощью преподавателя (табл. 8).
Исследовательский метод.Основные признаки: организация учебно-воспитательной деятельности учащихся по изучению учебного материала; инструктаж со стороны преподавателя при ведении учебного эксперимента; учебно-познавательная деятельность учащихся носит в основном исследовательский характер (табл. 9).
Алгоритмический метод.Основные признаки: преподаватель показывает систему действий, ведущих к решению типовой задачи; последовательность выполнения действий зависит от метода
расчета.
Таким образом, усваивая тот или иной алгоритм решения задачи, учащиеся овладевают методом соответствующей науки.
| Окончание табл. 6
Деятельность преподавателя
| Деятельность учащихся
| Выведение основных математических зависимостей между параметрами
| Запись основных формул
| Возвращение к поставленной проблеме и повторение этапа решения проблемы
| Повторение этапов решения проблемной ситуации
| Формулирование основных выводов
| Запись и осмысление выводов
| Диалогический метод. Основные признаки: в диалоге между преподавателем и учащимся решаются поставленные проблемы, в то же время в ходе диалога учащимся задаются репродуктивные вопросы, активизирующие работу памяти, предусматривающие повторение опорных понятий (табл. 7).
Эвристический метод. Основные признаки: материал изучается в ходе беседы; деятельность преподавателя носит инструктивный характер; объяснение учебного материала сочетается с постанов-
Таблица 7
|