![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные предрассудки, связанные с консультантами
Практика общения с клиентами показывает, что в отношении консультантов существует множество заблуждений. Обсудим их. • Консультанты нам не нужны - сами справимся. • Если уж мы сами не можем справиться со своими проблемами, то как в них ИЛИ: Как вы можете нам помочь, если вы не работали в нашей отрасли? Это часть очень популярного среди клиентов мифа о собственной уникальности. Как консультант я успешно работал с нефтяниками и энергетиками, девелоперами и строителями, телекоммуникационными и инжиниринговыми компаниями, производителями и дистрибуторами... И никакой принципиальной разницы между ними не заметил. «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов»2. Естественно, сам я в этих отраслях не являюсь профессионалом, но «оно и не надо». На самом деле, 90% всех проблем и задач в любом бизнесе - одинаковые и не связаны с конкретной компанией, отраслью и даже страной3. А на знание оставшихся 10% я и не претендую. 1 См. п. 8.2.3 «Справимся сами или приглашает специалистов». 2 Клод Адриан Гельвеций, французский литератор и философ-материалист XVIII в. 3 Я много путешествую, но не обнаружил никаких принципиальных отличий российского бизнеса от иного. Везде - свои нюансы, но суть одна. Как-то Владимира Высоцкого спросили, правда ли, что он сам испытал все то, о чем поет: горел в самолетах, спускался в шахты, играл в чемпионатах мира по шахматам и т.д. Высоцкий только рассмеялся... Зачастую обратиться к консультанту мешает самолюбие. Мысль руководителя, осознанная или нет: «Как это я не смог решить эту задачу, а он сможет? Он что -умнее меня?» Может, и не умнее. Но его профессия - решать задачи такого рода. Козьма Прутков: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, а просто сии вещи не входят в круг наших понятий». Леонид Кроль: «Коучинг — это когда умный консультирует занятого. Если можно нанять человека, чтобы он тебя подвез, почему бы не нанять, чтобы он за тебя подумал?» • Вот придет консультант и все нам сделает. Полная противоположность предыдущим мнениям, но тоже часто встречается. Причем это может быть как реальная вера в «волшебника», так и затаенная проверка «на слабо». Или простая лень. Или боязнь взять на себя ответственность. В реальности хороший консультант не работает за клиента, а помогает клиенту в решении его задач1: подсказывает, обучает, вдохновляет и т.д. Но ответственность за итог работы несет только сам клиент: «можно подвести к ручью, но нельзя заставить напиться». Кстати, в ходе консалтингового проекта клиент получает не только решение своей проблемы/задачи, но и навык решения подобных задач в будущем. • Консалтинг - это очень дорого. Только для крупных компаний, а мы не потянем. Порой за консалтинг действительно запрашивают очень много: если консультант или компания, в которой он работает, слишком раскрученные и/или жадные, если специально растягивают длительность проекта и т.д. Но все это - непрофессионально: хороший консультант всегда работает на благо клиента, потому что знает: самое главное, что у него есть, - это репутация. Хотя консалтинг стоит денег, в противном случае компания теряет в разы больше от собственной неэффективности. Можно самому варить себе борщ, но умнее заплатить за это профессиональному повару, а освободившееся время потратить на свое основное дело. Заодно и борщ получится вкуснее. Есть разные режимы работы с консультантом. Он может брать на себя многое, вплоть до временной работы у вас в штате. А может - только направлять вас в ключевых точках проекта, в то время как основную работу вы делаете сами. Второй режим не только экономнее по деньгам, но и повышает вероятность успеха проекта, а также позволяет обучить свой персонал на реальных задачах своего бизнеса. • Консалтинг можно заказывать, только когда все хорошо/плохо. Если в бизнесе все плохо, то консультант - это доктор, а порой и реаниматор. 10чень рекомендую книгу своего коллеги Александра Сорокоумова «Трансформация бизнеса. Как подобрать ключи к изменениям и довести их до конечного результата». Если дела идут хорошо, то консультант - это спортивный тренер, который помогает вам стать еще сильнее. Если «все нормально», то консультант может стать вашим советником, с которым можно обсудить любой сложный вопрос, наметить направления дальнейшего развития бизнеса и т.д. • «Если ты такой умный, то почему занимаешься консультированием/учишь Консалтинг — такой же бизнес, как и все остальные. Кому-то по душе торговать, кому-то - производить, а мне и моим коллегам - консультировать. Это интересно и азартно, это всегда сложные задачи, это возможность помочь компаниям и людям! С другой стороны, я много раз сталкивался с тем, что хороший консультант - отнюдь не всегда хороший руководитель, и наоборот. А боссы с десятилетним и более опытом очень часто не могут консультировать хотя бы в силу своей авторитарности, которая в работе консультанта обычно очень вредна. Так что, каждому - свое, Кстати, у многих консультантов есть свои компании из разных сфер «реального бизнеса».
|