Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды экологического аудита и порядок его проведения
В Российской Федерации предусматривается проведение обязательного и добровольного экологического аудита. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами РФ. Его проведение целесообразно в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при: а) приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной; 2. Виды экологического аудита и порядок его проведения б) осуществлении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений; в) кредитовании юридических лиц и граждан-предпринимателей государственными банками; г) оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий; д) принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов; е) выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды; ж) в иных случаях, установленных нормативными актами. Согласно ст. 4 Закона Томской области «Об экологическом аудите в Томской области» обязательный экологический аудит проводится экологической аудиторской организацией по решению органов государственной власти. С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. № 436. Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научнообоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ, и в иных целях. Поэтому добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях. Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предпри- XIV. Правовые основы экогического аудита ниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту. Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует о том, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления. Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации. Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика. По мнению специалистов, развитие экологического аудита в России позволит в короткие сроки решить многие не только экологические, но и социально-экономические задачи, касающиеся: • разработки необходимых основ для повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и соответственно уменьшения отрицательного воздействия на природу; • обоснования концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны; • предотвращения развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций и разработку предложений по их своевременному разрешению; • инициирования создания необходимой информационной основы для развития и повышения эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга источников вредного 2. Виды экологического аудита и порядок его проведения воздействия на природу, экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.1 Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно его проведение аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки. Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности, экологического паспорта предприятия, разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля. В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение. В соответствии с Временным положением о порядке проведения экологического аудита в Республике Башкортостан заключение состоит из вводной, аналитической и итоговой частей. Аналитическая часть включает, в частности, оценку соблюдения требований экологического законодательства и выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки, если она проводилась. В состав аналитической части рекомендуется включать: • оценку имеющейся на аудируемом объекте отчетности по охране окружающей среды и природопользованию; • наличие разрешений на природопользование и результаты проверки выполнения их условий; • анализ начисления и полноты перечисления платы за загрязнение окружающей среды и штрафов за нарушение экологического законодательства; • анализ соблюдения технологических режимов, эффективности работы очистных сооружений; • оценку состояния основных фондов, эксплуатируемого оборудования; • оценку эффективности производственного экологического контроля; См.: Макаров С., Шагарова Л. Проблемы экологического аудирования выходит из ряда второстепенных // Финансовые известия. 1996. 22 окт. XIV. Правовые основы экогического аудита • расчет экономической целесообразности и экологической эффективности проводимых и планируемых природоохранных мероприятий; • расчет ущерба, причиненного окружающей среде при эксплуатации аудируемого объекта; • рекомендации по разработке мероприятий для снижения отрицательного воздействия аудируемого объекта на окружающую среду. Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской организации и заверяется печатью. Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим. XV. ЭКОНОМИКОЙ? АВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
|