Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лицензируемые виды экологически значимой деятельности
Изучение практики показывает, что виды экологически значимой деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, можно подразделить на две группы. Первая группа касается непосредственно деятельности по природопользованию и охране окружающей среды от вредных воздействий. В нее включаются прежде всего все виды деятельности по специальному природопользованию — землепользованию, лесопользованию, пользованию недрами, водами, животным миром, а также иные ее виды, в том числе: • утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных); • проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования; • осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения; • отдельные виды деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; • топографо-геодезическая и картографическая деятельность; • отдельные виды деятельности, связанные с геологическим изучением и использованием недр; • промышленное рыболовство и рыбоводство; • деятельность по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений;
XII. Лицензионно-договорные основы природопользования • деятельность по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений; • деятельность по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков; • деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения (генерирующими); • вылов рыбы и других морепродуктов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ российскими (с участием иностранного капитала) и иностранными юридическими лицами; • оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ; • проектно-изыскательские работы, связанные с использованием земель; • и другие. Ко второй группе относится деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая отношение к охране окружающей среды. Речь идет о таких лицензионных видах деятельности, как хранение нефтепродуктов или перевозка опасных грузов; деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки; космическая деятельность; экспорт и импорт продукции, работ и услуг военного назначения; строительная деятельность; деятельность, связанная с возбудителями инфекционных заболеваний человека; производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных (дератизация — истребление крыс, мышей и полевых грызунов-вредителей) средств и иные. Такая классификация имеет как научное, так и практическое значение. Если лицензирование деятельности по охране окружающей среды и природопользованию осуществляют главным образом специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, то виды деятельности, отнесенные ко второй группе, лицензируются иными, не природоохранными органами. С учетом экологической значимости лицензирования подобных видов работ важно, чтобы в процессе лицензирования такой деятельности принимались во внимание и оценивались экологические факторы и требования и по возможности природоохранительные органы участвовали в этом в определенных законодательством формах. Их участие призвано обеспечить учет и соблюдение требований законодательства об охране природы при выполнении соответствующих работ на лицензионной основе. 2. Лицензируемые виды экологически значимой деятельности В некоторых нормативных актах о лицензировании таких видов деятельности прямо предусматриваются требования об учете экологических факторов при их лицензировании. Так, в соответствии с Положением о лицензировании в энергетике, утвержденным постановлением Правительства РФ, заявитель должен представить в Минтопэнерго документы, подтверждающие соответствие объекта лицензирования «действующим нормам экологической безопасности». Аналогичное требование предусмотрено Положением о лицензировании космической деятельности, Положением о лицензировании строительной деятельности. Что касается государственных органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды, то они определяются либо в законах, либо в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. В рассматриваемой здесь сфере такими органами являются специально уполномоченные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и в некоторых случаях органы исполнительной власти. Так, Министерство природных ресурсов РФ осуществляет лицензирование деятельности по: а) утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов (материалов, веществ); б) проведению экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования; в) осуществлению видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения. Правительством РФ функция лицензирования некоторых видов деятельности в сфере охраны окружающей среды возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ. В частности, эти органы выдают лицензии на: а) сбор и реализацию сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу РФ); б) деятельность, связанную с источниками ионизирующего излучения (генерирующими); в) проектно-изыскательские работы, связанные с использованием земель; г) организацию спортивного и любительского лова и добычи ценных видов рыб, водных животных и растений. XII. Лицензионно-договорные основы природопользования 3. Процесс экологического лицензирования 3. Процесс экологического лицензирования Под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды. Участниками процесса лицензирования являются предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующую получения лицензии, с одной стороны, и государственные органы, уполномоченные на выдачу таких лицензий, — с другой. Процесс экологического лицензирования начинается с представления заинтересованным предприятием или лицом заявления и других необходимых документов в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. В заявлении о выдаче лицензии должны быть указаны данные о заявителе, а также вид деятельности, срок действия лицензии. Наряду с заявлением представляются копия учредительных документов; копия свидетельства о государственной регистрации предприятия; документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа. В зависимости от специфики деятельности по охране окружающей среды в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов. Так, в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г., требуется представить: • сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать проведения аттестации специалистов на профессиональную пригодность; • данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения заявляемых видов деятельности, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы; • экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией и санацией указанных территорий). Следующей стадией процесса лицензирования является регистрация документов, представленных для получения лицензии. Они регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Регистрация означает, что заявление на получение лицензии принято к рассмотрению. Наиболее ответственная стадия касается принятия органом решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В некоторых случаях решение не может быть принято в течение этого времени. Отчасти это связано с тем, что материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, относятся в соответствии с Законом об экологической экспертизе к объектам обязательной государственной экологической экспертизы. В отношении же материалов обоснования лицензии, которые становятся объектом экспертизы, в зависимости от их сложности и объема, срок для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть продлен до 90 дней руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Если государственный орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, такое решение должно быть мотивированным и обоснованным, т.е. должно иметь законные основания. Согласно законодательству такими основаниями являются: а) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; б) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности. Положение о порядке лицензирования экологической деятельности в г. Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 1994 г.1, одним из оснований для отказа в выдаче лицензии признает несоответствие квалификационного состава специалистов и материально-технической Вестник Мэрии Москвы. 1995. № 1. XII. Лицензионно-договорные основы природопользования 4. Особенности лицензионно-договорного регулирования базы (для юридических лиц) или базового образования, квалификации, стажа и характера выполняемой работы (для физических лиц) заявленному виду экологической деятельности. Важным для принятия решения о выдаче лицензии на приро-допользовайие и охрану окружающей среды является вопрос о ее содержании. Законодательство разрешает его с учетом видов лицензий. В лицензии указываются: наименование органа, выдавшего лицензию; данные о лице, которому она выдается; вид деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, на осуществление которой выдается лицензия; срок ее действия; условия осуществления данного вида деятельности; регистрационный номер лицензии и дата выдачи. Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но он не может быть менее трех лет. Однако по заявлению лица, обратившегося за получением лицензии, она может быть выдана и на срок менее трех лет. Срок действия лицензии продлевается в порядке, установленном для ее получения. Продолжительность действия лицензии -- один из важных факторов обеспечения принципа устойчивости права природопользования. Длительный срок ее действия создает природополь-зователю — обладателю лицензии необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием. Так как лицензирование в рассматриваемой сфере является одной из основных правовых мер обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, при определении содержания лицензии необходимо обеспечить соблюдение в процессе природопользования и других соответствующих видов деятельности всех требований, предусмотренных действующим экологическим законодательством. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и ее выдача осуществляются на платной основе. Размеры платы определяются исходя из соответствующих затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Порядок определения размера платы устанавливается в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности. Плата поступает в бюджет, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. Соответственно лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего оплату. Регистрация лицензии производится уполномоченным органом после ее подписания и перед выдачей предприятию или лицу-заявителю. Специфической стадией процесса экологического лицензирования является приостановление действия лицензии или ее аннулирование. Правом на такие действия наделены государственные органы, выдавшие лицензию. Основания для принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок лицензирования соответствующего вида экологически значимой деятельности. Общими основаниями такого рода являются: • представление владельцем лицензии соответствующего заявления; • обнаружение недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии; • нарушение лицензиатом условий действия лицензии; • невыполнение лицензиатом предписаний или распоряже- |ний государственных органов или приостановление ими деятельности предприятия, организации, учреждения, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии законами РФ; • ликвидация юридического лица или прекращение действия свидетельства о государственной регистрации физического лица 1 качестве предпринимателя. 4. Особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсами и их охраны Особенностью регулирования в России природопользования на современном этапе является то, что право пользования отдельными природными ресурсами (водами, объектами животного мира [ др.) устанавливается не одной лишь лицензией, а и заключением на ее основе договора. Такая практика, очевидно, призвана служить гарантией обеспечения интересов общества и государства в процессе управления использованием объектов природы, находящихся в собственности государства. По традиции право бес- XII. Лицензионно-договорные основы природопользования срочного пользования землей, находящейся в государственной собственности, оформляется государственным актом, выдаваемым органом исполнительной власти, который управляет земельной собственностью. Право временного землепользования и аренды земли оформляется договором. Лицензирование и развитие договорных отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой лицензируемых видов деятельности по использованию вод, недр, объектов животного мира и др. Такие особенности относятся к форме лицензии, сроку ее предоставления, условиям выдачи, содержанию, государственным органам, уполномоченным выдавать лицензии, и др. 4.1. Лицензионно-договорные основы права пользования недрами Вопрос о лицензионном (разрешительном) порядке пользования недрами решается в зависимости от характера полезных ископаемых, вида работ, связанных с недрами, и вида пользования недрами. Так, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы могут использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые свободно, без специального разрешения. В других случаях предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. В соответствии с предусмотренными законодательством о недрах видами пользования недрами лицензии выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и других видов пользования. Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию. В зависимости от оснований получения права пользования участками недр, определенными ст. 10 Закона о недрах, лицен- 4. Особенности лицензионно-договорного регулирования зия на пользование участками недр выдается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (в отношении участков недр, расположенных на территориях субъектов Федерации); федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ по согласованию с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом; федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом (для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ). Для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ уполномоченный государственный орган может проводить конкурсы или аукционы. Лицензии на пользование участками недр могут предоставляться для осуществления как отдельного вида пользования, так и нескольких видов пользования (совмещенные лицензии). Некоторые особенности юридического оформления права пользования недрами предусмотрены Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции» (с изм. и доп.)1. Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения (ст. 2). Особенностью применения положений данного Закона является и то, что перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено, устанавливаются специальными федеральными законами. Далее — Закон о соглашениях о разделе продукции. XII. Лицензионно-договорные основы природопользования 4. Особенности лицензионно-договорного регулирования Право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании и в соответствии с условиями соглашения. При этом лицензия, удостоверяющая право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением в течение 30 дней с даты подписания соглашения. Указанная лицензия выдается на срок действия соглашения и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения (ст. 4). 4.2. Лицензионно-договорные основы права пользования водами Вопросы лицензирования водопользования решаются с учетом особенностей использования водных ресурсов для тех или иных целей. Водный кодекс РФ устанавливает, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, т.е. специальное водопользование, осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок и взлетов воздушных судов; водопользования для пожарных нужд; пользования обособленными водными объектами. Водным законодательством предусмотрено два вида лицензии: распорядительная и на водопользование. Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются Министерством природных ресурсов РФ. Лицензия на водопользование может быть выдана на срок до 25 лет. Распорядительная лицензия представляет собой документ, на основании которого осуществляется переход права пользования водными объектами от одного лица к другому. Этот вид лицензии выдается водопользователю при условии осуществления им мер, способствующих улучшению состояния водных объектов (укрепление берегов, очистка вод, воспроизводство водных биоресурсов и др.). Особенностью лицензирования водопользования является то, что сама по себе лицензия не дает права пользования водными объектами. Такие права приобретаются на основании заключен- ного в соответствии с лицензией договора пользования водным объектом. В соответствии с Водным кодексом РФ после выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным. Водное законодательство предусматривает следующие виды договоров пользования водными объектами: • договор долгосрочного пользования водным объектом, который заключается на срок от трех до 25 лет; • договор краткосрочного пользования водным объектом (до трех лет); • договор установления частного водного сервитута (забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств, водопоя скота, использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и др.) (ст. 54 ВК РФ). Договор пользования водным объектом заключается между органом исполнительной власти субъекта РФ и водопользователем. Если водный объект расположен на территории нескольких субъектов Российской Федерации, договор пользования заключается со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов либо с их согласия с одним из этих органов. Предмет договора -- порядок использования и охраны водного объекта или его части. Водный кодекс РФ требует, чтобы при оформлении лицензии на водопользование и заключении договора пользования водным объектом специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда и органы исполнительной власти субъектов Федерации согласовали их условия между собой и с иными заинтересованными органами исполнительной власти (ст. 56). Органами исполнительной власти, с которыми согласуются условия лицензии и договора, являются государственные органы по охране окружающей среды (в части согласования требования о предупреждении вреда окружающей среде), государственные органы по охране недр (в части пользования подземными водами) и др. Договор пользования водным объектом должен заключаться в соответствии с лицензией на водопользование. В случае противоречия договора условиям лицензии он признается недействительным. XII. Лицензионно-договорные основы природопользования 4. Особенности лицензионно-договорного регулирования 4.3. Лицензионно-договорные основы права пользования лесами Права пользования лесными ресурсами в соответствии с Лесным кодексом' РФ возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Договор аренды участка лесного фонда может быть заключен между лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) и лесопользователем (арендатором) на срок от одного года до сорока девяти лет. Аренда участка лесного фонда является платной. Договор аренды может регулировать осуществление одного или нескольких видов лесопользования. В соответствии с договором аренды добытые лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора. Лесной кодекс РФ запрещает субаренду участков лесного фонда. Решение о предоставлении участка лесного фонда в аренду принимается органами государственной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов. Представления о передаче участков лесного фонда в аренду подготавливаются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством с участием органов местного самоуправления и лесопользователей. Участки лесного фонда предоставляются в аренду на срок от одного года до пяти лет лесопользователям, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории. При этом в ЛК РФ содержатся условия о том, чтобы лесопользователи длительное время (срок не уточнен) осуществляли свою деятельность на данной территории и имели производственные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов. Предоставление участков лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно, с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории. К сожалению, это важное положение в ЛК РФ не развивается и не конкретизируется. Согласно ЛК РФ участок лесного фонда предоставляется только при условии, что арендатор имеет лицензию на осуществление соответствующей деятельности. За исключением случаев, предусмотренных ЛК РФ, участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов, которые организуются и проводятся территориальными органами Рослесхоза. Для проведения лесного конкурса создается комиссия. В нее входят представители органа государственной власти субъекта РФ (председатель), территориального органа Рослесхоза (заместитель председателя), специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, заинтересованных организаций. Выставляются участки лесного фонда на лесные конкурсы органом государственной власти субъекта РФ по представлению территориального органа Рослесхоза. Лицо, выигравшее конкурс, и организатор конкурса подписывают протокол о его результатах, на основании которого и заключается договор аренды участка лесного фонда. Лесной кодекс РФ предусматривает также возможность заключения договора концессии участка лесного фонда. Сторонами такого договора являются Правительство России или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами. По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до сорока девяти лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда. В пользование по договору концессии предоставляются участки лесного фонда, как правило, неосвоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения их в эксплуатацию. Договор заключается по результатам проведения конкурса или аукциона. Выставляются участки лесного фонда на конкурсы или аукционы Правительством России по согласованию с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ. Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда и договора концессии участка лесного фонда; подписания протокола о результатах лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета. В соответствии с ЛК РФ (ст. 42) лесопользование допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю лесхозом при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. XII. Лицензионно-договерные основы природопользования 4. Особенности лицензионно-договорного регулирования Эти документы предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Он выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством. Лесорубочный билет является основанием для выдачи лесничеством ордера. На основании ордера лесопользователь осуществляет отдельные виды заготовки и вывозку древесины, заготовку второстепенных лесных ресурсов. Лесничество на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществлять отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины. 4.4. Лицензионно-договорные основы права пользования объектами животного мира Особенности лицензирования пользования животным миром и развития договорных отношений в данной сфере предусмотрены Законами о животном мире, о континентальном шельфе РФ, некоторыми другими актами. Субъектами специального, т.е. на основании лицензии, пользования объектами животного мира являются как юридические лица, так и граждане, в том числе иностранные. Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами на основании лицензии в течение срока, указанного в ней, по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Граждане осуществляют пользование животным миром на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. Законодатель, однако, подчеркивает, что приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории (акватории) отдается российским юридическим лицам и гражданам, ранее осуществлявшим в' установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории (акватории), а также собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами. Дополнительные субъекты преимущественного права на использование живых ресурсов определены Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации». Это -представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока РФ, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на ведении промысла живых ресурсов; население Севера и Дальнего Востока России в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью РФ; российские заявители, осуществляющие мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов. Лицензии на пользование объектами животного мира выдают Государственный комитет РФ по рыболовству или его бассейновые управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, а также Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхоза России и его территориальные подразделения. Специфика лицензирования пользования животным миром проявляется в том, что сама лицензия не дает права пользования, а служит необходимой предпосылкой для заключения договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром. По срокам действия лицензии на пользование животным миром подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочную лицензию выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства России или органа исполнительной власти субъекта РФ. Правительство РФ принимает решение о предоставлении в пользование объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности, а органы исполнительной власти субъекта РФ — объектов животного мира, не находящихся в федеральной собственности. 4.5. Особенности лицензирования деятельности по удалению отходов в окружающую среду Речь идет о лицензировании выбросов предприятиями загрязняющих веществ в атмосферу, сброса сточных вод и размещения (захоронения) твердых отходов производства и потребления, захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра. Удаление отходов в окружающую среду регулируется в праве окружающей среды как вид пользования соответствующим природным ресурсом — атмосферным воздухом, водами, землями, недрами. XII. Лицензионно-договорные основы природопользования Лицензирование данного вида деятельности регулируется Законом об охране окружающей среды, природоресурсными актами законодательства, Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, другими нормативными правовыми актами. Лицензии на удаление отходов в объекты окружающей среды выдают: • Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы (на утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных); на водопользование, связанное с использованием водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод, а также пользование недрами для захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра); • Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (на обращение с радиоактивными отходами). Гарантией, обеспечивающей выполнение требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по удалению названных выше видов отходов, служит проведение государственной экологической экспертизы экологических обоснований соответствующих лицензий. Для принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган проводит экспертизу представленных материалов, определяет условия действия лицензии и при необходимости проводит экологическое аудирование предприятия, обратившегося с заявлением. Лицензия выдается на срок не менее трех лет, но по просьбе заявителя срок ее действия может быть укорочен. Продление срока действия лицензии производится в том же порядке, как и ее получение.
|