Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и основные характеристики технического регулирования






Под техническим регулированием понимается правовое регу­лирование отношений в области установления, применения и ис­полнения обязательных экологических требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ре­ализации и утилизации, а также в области установления и при­менения на добровольной основе экологических требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В содержании технического регулирования можно выделить два основных экологически значимых элемента:

• установление, применение и исполнение требований ко всем стадиям обращения с экологически значимой продукцией, а также выполнения работ и услуг;

• оценка их соответствия.

При этом выделяются два вида требований в зависимости от их юридической силы: обязательные и добровольные. Принципы, положенные в основу такого деления, будут рассмотрены ниже при изложении деталей технического регулирования.

Техническое регулирование с таким содержанием — новое на­правление развития российского законодательства. Его основы закреплены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О тех­ническом регулировании»1. В целом современный подход законо­дателя к техническому регулированию можно считать прогрес­сивным, отвечающим общественным потребностям, в том числе применительно к достижению целей охраны окружающей среды.

Далее — Закон о техническом регулировании.

XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования

1. Понятие и основные характеристики технического регулирования 267

Цели и задачи технического регулирования более широкие, нежели обеспечение охраны окружающей среды и защита эколо­гических интересов общества. Они связаны с необходимостью обеспечения безопасности продукции, работ и услуг. Под безопас­ностью продукции, работ и услуг понимается состояние, при ко­тором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному иму­ществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Для достижения целей экологического права техническое ре­гулирование важно в той степени, в какой создание и использова­ние разнообразной продукции может оказывать вредное воздейст­вие на состояние окружающей среды. Речь идет, к примеру, о такой продукции, как автомобили, другие транспортные средст­ва, оборудование буровых установок, агрохимические средства (минеральные удобрения и ядохимикаты, применяемые в сель­ском и лесном хозяйствах) и т.п.

Исторически экологические требования к разнообразной эко­логически значимой продукции массового производства стали ус­танавливаться в бывшем СССР после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования при­родных ресурсов»1. С этим постановлением была связана интен­сификация развития экологической стандартизации в последую­щие годы как мера охраны окружающей среды.

Экологические требования к продукции были предусмотрены Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды». В соответствии со ст. 32 этого Закона в стандартах на новую тех­нику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природ­ную среду, должны устанавливаться экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде, здо­ровью и генетическому фонду человека.

Аналогичная мера предусмотрена Законом об охране окру­жающей среды (ст. 29). Государственными стандартами устанав­ливаются требования, нормы и правила в области охраны окру­жающей среды к продукции, работам, услугам и соответствую­щим методам контроля. В государственных стандартах на новую

СП СССР. 1973. № 2. Ст. 6.

технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, исполь­зование такой продукции, в том числе после перехода ее в кате­горию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

Современный подход к техническому регулированию обладает рядом особенностей. Так, особенностью действующего законода­тельства по техническому регулированию, в отличие от прежнего, является то, что в нем комплексно и в едином процессе решаются задачи установления требований к продукции (работам и услу­гам) и их соответствия. Ранее стандартизация и сертификация ре­гулировались самостоятельными актами.

В соответствии с Законом о техническом регулировании дан­ная область общественных отношений регулируется лишь на федеральном уровне. И что важно, обязательные к исполнению требования к технической регламентации устанавливаются пре­имущественно федеральным законом.

На современном этапе техническое регулирование осущест­вляется в соответствии с принципами:

• применения единых правил установления требований к про­дукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказа­нию услуг;

• соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

• независимости органов по аккредитации, органов по серти­фикации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобре­тателей;

• единой системы и правил аккредитации;

• единства правил и методов исследований (испытаний) и из­мерений при проведении процедур обязательной оценки соответ­ствия;

• единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

• недопустимости ограничения конкуренции при осуществле­нии аккредитации и сертификации;

• недопустимости совмещения полномочий органа государст­венного контроля (надзора) и органа по сертификации;

• недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования

• недопустимости внебюджетного финансирования государст­венного контроля (надзора) за соблюдением требований техничес­ких регламентов.

t

2. Технические регламенты

2.1. Экологические требования технических регламентов

Под техническим регламентом понимается документ, кото­рый принят международным договором, ратифицированным рос­сийским государством в порядке, установленном законодательст­вом, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязатель­ные для применения и исполнения требования к объектам техни­ческого регулирования (продукции, в том числе зданиям, стро­ениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Обратим внима­ние на то, что техническим регламентом устанавливаются только обязательные для исполнения требования.

В Законе о техническом регулировании прямо предусматрива­ется исключительный перечень целей принятия технических регламентов. Ими являются:

• защита жизни или здоровья граждан, имущества физичес­ких или юридических лиц, государственного или муниципально­го имущества;

• охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

•предупреждение действий, вводящих в заблуждение приоб­ретателей.

Для достижения целей технического регулирования важное значение имеет вопрос о содержании технических регламентов. С учетом степени риска причинения вреда той или другой про­дукцией (работами) в технических регламентах должны устанав­ливаться минимально необходимые требования, обеспечиваю­щие, в частности, безопасность излучений; биологическую безопасность; химическую безопасность; ядерную и радиацион­ную безопасность; электромагнитную совместимость в части обес­печения безопасности работы приборов и оборудования. При этом требования технических регламентов не могут служить препятст­вием осуществлению предпринимательской деятельности в боль­шей степени, чем это минимально необходимо для выполнения названных выше целей принятия регламента.

2. Технические регламенты

Технический регламент должен совершенно конкретно опре­делять сферу его действия. В нем должен содержаться исчерпы вающий перечень продукции, процессов производства, эксплуата­ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отноше­нии которых устанавливаются его требования, и правила иденти фикации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться также правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикет­кам и правилам их нанесения.

Оценка соответствия проводится в разнообразных формах: государственного контроля (надзора), аккредитации, испыта­ния, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого законче­но, и др.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные тре­бования к объектам регламентации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминоло­гии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесе­ния являются исчерпывающими. Они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Такие требования могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Не включенные в технические регламенты требования к объ­ектам регламентации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут но­сить обязательный характер. К таковым можно отнести правила, установленные стандартами.

Закон устанавливает требования к характеру предписаний, которые могут содержаться в техническом регламенте. В частнос­ти, регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В то же время он не должен содержать требования к конструкции и исполнению. Этим гаран­тируется свобода предпринимателя в использовании технических решений. Исключение составляют случаи, когда из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения объектом регламентации вреда не обеспечивается до-

XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования

стижение целей принятия технического регламента, о которых говорилось выше.

С учетом степени риска причинения вреда в технических рег­ламентах могут содержаться специальные требования к продук­ции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевоз­ки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовер­шеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвали­дов). К примеру, такие требования могут быть установлены при­менительно к обращению с экологически опасными химическими веществами — агрохимикатами и др.

В соответствии со ст. 7 Закона о техническом регулировании технический регламент не может содержать требования к продук­ции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапли­ваемый при длительном использовании этой продукции и завися­щий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования при­обретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зави­сит. Это положение Закона представляется необоснованным. Применительно к такой продукции мало информировать приоб­ретателя. В техническом регламенте, очевидно, должны содер­жаться требования о мерах, которые должны учитываться при об­ращении с таким объектом регламентации. Более того, Закон мог бы даже содержать запрет на реализацию определенной продук­ции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан.

За некоторыми исключениями технические регламенты при­меняются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ре­ализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовите­лями, исполнителями, продавцами, приобретателями. В частнос­ти, технический регламент может содержать специальные требо­вания к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и гео­графических особенностей приведет к недостижению целей тех­нической регламентации, установленных Законом.

2. Технические регламенты

Значительное внимание в Законе уделяется регулированию в технических регламентах ветеринарно-санитарных и фитосани-тарных мер1, что важно с точки зрения экологического права. Так, технические регламенты должны устанавливать минималь­но необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хра­нения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем). Ветеринарно-са-нитарными и фитосанитарными мерами могут предусматривать­ся требования к продукции, методам ее обработки и производст­ва, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необ­ходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и рас­тений во время их перевозки материалов, а также методы и про­цедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабаты­ваются и применяются на основе научных данных, а также с уче­том соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях со­блюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фито-санитарной защиты, который определяется с учетом степени фак­тического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендации международных организаций, участ­ником которых является Российская Федерация, распростра­ненность заболеваний и вредителей, а также применяемые по­ставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, экономические последствия, связанные с

1 Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры — обязательные для ис­полнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средст­вами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, уста­навливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вред­ных организмов ущерба.

XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования

возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвра­щение причинения вреда.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры должны применяться с учетом соответствующих экономических факто­ров — потенциального ущерба от уменьшения объема производ­ства продукции или ее продаж в случае проникновения, закреп­ления или распространения какого-либо вредителя или заболева­ния, расходов на борьбу с ними или их ликвидацию, эффектив­ности применения альтернативных мер по ограничению рисков, а также необходимости сведения к минимуму воздействия вреди­теля или заболевания на окружающую среду, производство и об­ращение продукции.

Так как для применения требований, предусматриваемых тех­ническим регламентом, необходимо создание соответствующих условий, технический регламент, принимаемый федеральным за­коном или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубли­кования.

В отношении некоторых видов продукции (объектов) техни­ческой регламентации требуется проведение исследований (хими­ческие вещества и др.) и испытаний (двигатели, производствен­ное оборудование и т.п.). Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходи­мые для применения технических регламентов, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в течение шести месяцев со дня официального опуб­ликования технических регламентов и утверждаются Правитель­ством РФ.

С учетом важности технических регламентов для обеспечения охраны здоровья людей и охраны окружающей среды принципи­альное значение имеет решение задачи определения перечня объектов технического регулирования и разработки соответствующих технических регламентов. Эти задачи возложе­ны на Правительство РФ. Согласно Закону о техническом регули­ровании оно разрабатывает предложения об обеспечении соответ­ствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством РФ утвержда­ется программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и публиковаться.

2. Технические регламенты

Система технических регламентов в стране должна быть созда­на в течение семи лет со дня вступления в силу Закона о техни­ческом регулировании.

На Правительство РФ возложена и функция организации мониторинга нарушений требований технических регламентов. Оно организует постоянные учет и анализ всех случаев причи­нения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физи­ческих или юридических лиц, государственному или муници­пальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. Организу­ется также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований техни­ческих регламентов.

Законом о техническом регулировании предусматривается два вида технических регламентов:

• общие технические регламенты;

• специальные технические регламенты.

В отношении экологически значимых объектов технической регламентации принимаются общие технические регламенты. Согласно Закону такие регламенты принимаются по вопросам: биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопас­ности.

Специальные технические регламенты устанавливают требо­вания только к тем отдельным видам продукции, процессам про­изводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются тре­бованиями общих технических регламентов и степень риска при­чинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

И общими, и специальными техническими регламентами ус­танавливаются обязательные требования к отдельным видам про­дукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации.

В качестве основы для разработки проектов технических рег­ламентов полностью или частично могут использоваться между­народные стандарты и (или) национальные стандарты.

J

XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования

2.2. Процесс разработки и утверждения технического регламента

Существенным достоинством Закона о техническом регулиро­вании является достаточно детальное регулирование процесса технического регламентирования. Им предусмотрена специфич­ная, во многом новая для российского законодательства процеду­ра разработки и утверждения технического регламента. Она включает стадии:

• разработки проекта технического регламента;

• опубликования проекта;

• доработки проекта с учетом поступивших замечаний;

• публичного обсуждения проекта технического регламента;

• опубликования уведомления о завершении публичного об­суждения проекта;

• опубликования федеральным органом исполнительной влас­ти по техническому регулированию в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и за­вершении публичного обсуждения;

• внесения субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте;

• направления Государственной Думой проекта федерального закона о техническом регламенте с приложением необходимых документов в Правительство РФ;

• направления в течение месяца в Государственную Думу от­зыва Правительства РФ на проект федерального закона о техни­ческом регламенте, подготовленного с учетом заключения экс­пертной комиссии по техническому регулированию;

• опубликования проекта федерального закона о техническом регламенте, принятого Государственной Думой в первом чтении, в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе об­щего пользования в электронно-цифровой форме;

• направления Государственной Думой проекта федерального закона о техническом регламенте, подготовленного ко второму чтению, в Правительство РФ на отзыв;

• экспертизы проекта технического регламента на стадии под­готовки отзыва Правительства РФ;

• принятия федерального закона о техническом регламенте. Разработчиком проекта технического регламента может

быть любое лицо. При этом Закон о техническом регулировании не дает определение понятия «лицо». Соответственно, можно за-

2. Технические регламенты

ключить, что имеется в виду как юридическое лицо, государст­венный орган, так и гражданин.

Новым для российского законодательства является требова­ние о необходимости опубликования материалов проекта техни­ческого регламента, начиная с уведомления о разработке, в печат­ном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе обще­го пользования в электронно-цифровой форме. Не только про­цедурные, но и содержательные аспекты работы над проектом технического регламента вполне прозрачны.

В Законе установлены требования к содержанию уведомле­ния. Оно должно содержать:

• информацию о том, в отношении какой продукции, процес-

|сов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа­ции и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требо­вания;

• краткое изложение цели этого технического регламента;

• обоснование необходимости его разработки;

• указание тех разрабатываемых требований, которые отлича-отся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Рос­сийской Федерации в момент разработки проекта данного техни­ческого регламента;

• информацию о способе ознакомления с проектом техничес­кого регламента;

• наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента;

• почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме за­мечаний заинтересованных лиц.

В связи с правом любого лица инициировать разработку про­екта технического регламента принципиальным является вопрос о выборе объекта технической регламентации. Закон не содержит требования о том, чтобы такой объект предусматривался програм­мой разработки технических регламентов, утвержденной Прави­тельством РФ в соответствии со ст. 7 Закона. Представляется, что сама программа должна содержать наиболее обширный перечень объектов, потенциально опасных для здоровья человека и окру­жающей среды. Хотя нельзя исключить права других субъек­тов - - прежде всего государственных органов и юридических лиц — проявлять инициативу о разработке проектов технических регламентов для иных объектов, если обращение с ними сопряже-

XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования

но с потенциально вредным воздействием на здоровье человека и состояние окружающей среды.

В соответствии с Законом, в контексте демократизации про­цесса принятия решения, со времени опубликования уведомле­ния о разработке проекта технического регламента соответствую­щий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересо­ванных лиц. После этого он должен провести публичное обсужде ние проекта технического регламента и составляет перечень полу­ченных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания замечаний и результатов их об­суждения1.

Полученные в письменной форме замечания заинтересован­ных лиц должны сохраняться разработчиком до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента. Разработчик должен предостав­лять их депутатам Государственной Думы, представителям феде­ральных органов исполнительной власти и экспертным комисси­ям по техническому регулированию по их запросам.

Затем разработчик должен опубликовать уведомление о завер­шении публичного обсуждения проекта технического регламента в тех же средствах информации, где публиковалось уведомление о разработке проекта технического регламента. Это уведомление должно содержать:

• информацию о способе ознакомления с проектом техничес­кого регламента;

• перечень полученных в письменной форме замечаний заин­тересованных лиц;

• наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента;

1 В Законе не установлены требования к масштабам проведения публичных слушаний по проекту технического регламента: должны ли они проводиться один раз в месте, предложенном заказчиком, либо заинтересованные лица могут потре­бовать более широкого публичного обсуждения. Предусматривается лишь, что срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опублико вания уведомления о его разработке до дня опубликования уведомления о завер­шении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

2. Технические регламенты

• почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

При этом со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента дорабо­танный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

После этого уведомление о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения проекта долж­но быть опубликовано федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в своем печатном изда­нии. Это происходит в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования уведомле­ний и размер платы за их опубликование устанавливаются Пра­вительством РФ.

Следующая стадия — внесение субъектом права законодатель­ной инициативы проекта федерального закона о техническом рег­ламенте в Государственную Думу. При этом должны быть пред­ставлены следующие документы:

• проект технического регламента;

• обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на тер­ритории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;

• финансово-экономическое обоснование принятия федераль­ного закона о техническом регламенте;

• документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента;

• документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регла­мента;

• перечень полученных в письменной форме замечаний заин­тересованных лиц.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального зако­на о техническом регламенте с приложением необходимых доку­ментов направляется Государственной Думой в Правительство РФ на его оценку. В течение месяца Правительство РФ должно напра­вить в Государственную Думу отзыв на проект федерального зако­на о техническом регламенте, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

^

XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования

На этой стадии Закон требует опубликования проекта феде­рального закона о техническом регламенте, принятого Государст­венной Думой в первом чтении, в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме, а позже поправок к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте — в ин­формационной системе общего пользования в электронно-цифро­вой форме.

Перед вторым чтением проекта федерального закона о техничес­ком регламенте Правительство РФ направляет в Государственную Думу отзыв о нем. Такой отзыв подготавливается с учетом заклю­чения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Экспертиза проектов технических регламентов осуществля­ется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представи­тели федеральных органов исполнительной власти, научных ор­ганизаций, саморегулируемых организаций, общественных объ­единений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулиро­ванию утверждается Правительством РФ. Персональный состав комиссий утверждается и их деятельность обеспечивается феде­ральным органом исполнительной власти по техническому регу­лированию. Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печат­ном издании федерального органа исполнительной власти по тех­ническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Кроме того, в соответствии со ст. 12 Закона об экологической экспертизе проекты технических регламентов являются объек­том обязательной государственной экологической экспертизы.

О важности технических регламентов как инструментов регу­лирования охраны здоровья людей и охраны окружающей среды свидетельствует законодательный уровень их утверждения. Можно предположить, что одновременно такой подход стимули­рует прогрессивное развитие всей технической сферы в России, повысит уровень подготавливаемых и принимаемых экологичес­ки значимых технических решений.

Одновременно Закон предусматривает особый порядок разра­ботки и принятия технических регламентов. Закон допускает принятие технического регламента указом Президента РФ, поста­новлением Правительства РФ и международным договором.

3. Экологическая стандартизация

В исключительных случаях технический регламент без его публичного обсуждения может быть утвержден указом Президен­та РФ. К таким случаям Закон относит:

• возникновение обстоятельств, приводящих к непосредствен­ной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

• если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответству­ющего нормативного правового акта о техническом регламенте.

Допускается возможность принятия постановления Прави­тельства РФ о техническом регламенте. Такое постановление может быть принято, если готовится проект федерального закона по техническому регламенту, до его принятия. При этом Прави­тельство должно подготавливать проект постановления в соответ­ствии с изложенными выше требованиями по процедуре подго­товки технического регламента, в частности, касающихся уве­домления, опубликования, проведения экспертизы комиссией по техническому регулированию.

Как только вступает в силу федеральный закон о техническом регламенте, соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу.

Технический регламент может быть принят международным договором, в том числе договором с государствами — участника­ми Содружества Независимых Государств. Такой договор дейст­вует на территории Российской Федерации после его ратифика­ции в порядке, установленном законодательством РФ. И в этом случае проект технического регламента разрабатывается в поряд­ке, изложенном выше.

3. Экологическая стандартизация

На современном этапе экологическая стандартизация регули­руется в едином процессе правового технического регулирования.

Под экологической стандартизацией понимается деятель­ность по установлению экологических правил и требований в целях их добровольного многократного использования, направ­ленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности про­дукции, работ или услуг по их экологическим характеристикам.

 

XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования

В соответствии с Законом о техническом регулировании стан­дартизация осуществляется в целях:

повышения уровня безопасности жизни или здоровья граж­дан, имущества физических или юридических лиц, государствен­ного или муниципального имущества, экологической безопаснос­ти, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

• повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера;

• обеспечения научно-технического прогресса;

• повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

• рационального использования ресурсов;

• технической и информационной совместимости;

• сопоставимости результатов исследований (испытаний) и из­мерений, технических и экономико-статистических данных;

•взаимозаменяемости продукции.

По-новому сформулированы принципы стандартизации. Стан­дартизация осуществляется в соответствии с принципами:

добровольного применения стандартов;

• максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

• применения международного стандарта как основы разра­ботки национального стандарта, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответ­ствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) техноло­гическим особенностям или по иным основаниям либо Россий­ская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или от­дельного его положения;

• недопустимости создания препятствий производству и обра­щению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в боль­шей степени, чем это минимально необходимо для достижения названных выше целей стандартизации;

• недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

• обеспечения условий для единообразного применения стан­дартов.

Концептуально новым является принцип добровольного при­менения стандартов. Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются

3. Экологическая стандартизация

характеристики продукции, правила осуществления и характе­ристики процессов производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказа­ния услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

До принятия Закона о техническом регулировании значитель­ная часть стандартов содержала требования, обязательные для применения. Таким образом, в настоящее время обязательные требования устанавливаются техническими регламентами, а стандарты, направленные на детализацию положений регламен­тов, не обязательны, исполняются добровольно.

Законом предусмотрен широкий ряд форм документов в облас­ти стандартизации. К ним относятся:

• национальные стандарты;

• правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

• применяемые в установленном порядке классификации, об­щероссийские классификаторы технико-экономической и соци­альной информации;

• стандарты организаций.

Работу по стандартизации организует специально уполномо­ченный орган. В настоящее время — это Государственный коми­тет РФ по стандартизации и метрологии. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации:

утверждает национальные стандарты;

• принимает программу разработки национальных стан­дартов;

• организует экспертизу проектов национальных стандартов;

• обеспечивает соответствие национальной системы стандар­тизации интересам национальной экономики, состоянию матери­ально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

• осуществляет учет национальных стандартов, правил стан­дартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

• создает технические комитеты по стандартизации и коорди­нирует их деятельность;

• организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

• участвует в соответствии с уставами международных орга­низаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

 

XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования

• утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

• представляет Российскую Федерацию в международных ор­ганизациях, осуществляющих деятельность в области стандарти­зации.

Национальный орган по стандартизации создает технические комитеты по стандартизации, в состав которых на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организа­ций, саморегулируемых организаций, общественных объедине­ний предпринимателей и потребителей.

Национальную систему стандартизации образуют нацио­нальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Национальные стандарты, утверждаемые национальным ор­ганом по стандартизации, применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов про­изводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или осо­бенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, ис­полнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

К национальной системе стандартизации относятся общерос­сийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Ими являются нормативные документы, распреде­ляющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при созда­нии государственных информационных систем и информацион­ных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Поря­док разработки, принятия, введения в действие, ведения и при­менения общероссийских классификаторов в социально-экономи­ческой области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложе­ния, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанав­ливается Правительством РФ.

Работа по подготовке национальных стандартов ведется в со­ответствии с программой разработки национальных стандартов, разрабатываемой и утверждаемой национальным органом по

3. Экологическая стандартизация

стандартизации. При этом программа разработки национальных стандартов должна быть доступной заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчиком национального стандарта, как и технического регламента, может быть любое лицо.

Процедура разработки национальных стандартов схожа с процедурой разработки проектов технических регламентов и включает:

• направление уведомления о разработке национального стандарта в национальный орган по стандартизации и публика­ция его в информационной системе общего пользования в элек­тронно-цифровой форме и в печатном издании федерального ор­гана исполнительной власти по техническому регулированию;

• обеспечение разработчиком национального стандарта до­ступности проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления;

• доработку разработчиком проекта национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересо­ванных лиц;

• проведение публичного обсуждения проекта национального стандарта и составление перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения;

• публикацию уведомления о завершении публичного обсуж­дения проекта национального стандарта в печатном издании фе­дерального органа исполнительной власти по техническому регу­лированию и в информационной системе -общего пользования в электронно-цифровой форме;

• представление разработчиком проекта национального стан­дарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц в технический комитет по стан­дартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта;

• подготовку техническим комитетом по стандартизации мо­тивированного предложения об утверждении или отклонении проекта национального стандарта и направление его в националь­ный орган по стандартизации;

• принятие национальным органом по стандартизации ре­шения об утверждении или отклонении национального стан­дарта;

• публикацию уведомления об утверждении национального стандарта в печатном издании федерального органа исполнитель-

 

XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования

ной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в те­чение тридцати дней со дня утверждения национального стандар­та;

• в случ'ае отклонения проекта национального стандарта на­правление национальным органом по стандартизации мотивиро­ванного решения разработчику проекта национального стан­дарта;

• утверждение национальным органом по стандартизации стандарта и публикация информации о нем в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому ре­гулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Закон о техническом регулировании предусматривает также стандарты организаций. Для достижения целей стандартиза­ции, о которых говорилось выше, а также для совершенствова­ния производства и обеспечения качества продукции, выполне­ния работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний ре­зультатов исследований (испытаний), измерений и разработок организации, в том числе коммерческие, общественные, науч­ные организации, саморегулируемые организации, объедине­ния юридических лиц вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты. При этом порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.

Разработчик проекта стандарта организации может представ­лять его в технический комитет по стандартизации на экспер­тизу.

Стандарты организаций применяются равным образом и в рав­ной мере независимо от страны и (или) места происхождения про­дукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продав­цами, приобретателями. Очевидно, речь идет о продукции и услу­гах, касающихся организации, разработавшей и утвердившей свой стандарт, при заключении как внутренних (национальных), так и международных сделок.

4. Экологическая сертификация

4. Экологическая сертификация

Если экологическая стандартизация интенсивно развива­лась в Российской Федерации и бывшем СССР в последние 30 лет, то экологическая сертификация находится в зародыше­вом состоянии.

Экологическая сертификация занимает важнейшее место в механизме экологического права. Как мера охраны природы и экологических прав граждан она имеет сходство с государствен­ной экологической экспертизой, целью которой также является определение соответствия объекта экспертизы экологическим требованиям. Принципиальное различие между этими мерами — в объекте. Так, один из объектов обязательной государственной экологической экспертизы -- проекты технической документа­ции на новые технику, технологию, материалы, вещества, серти­фицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, ут­верждаемый федеральным специально уполномоченным государ­ственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары. Но если объекты экс­пертизы — это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты экологической сертификации — готовая продукция. Соответственно объектами экологической сертифика­ции являются новая техника, материалы, вещества. Включение товаров и услуг в перечень обязательной экологической сертифи­кации в соответствии с Законом об экологической экспертизе слу­жит основанием для их отнесения к объектам обязательной госу­дарственной экологической экспертизы.

С помощью экологической сертификации решается ряд важ­нейших задач по обеспечению рационального использования при­родных богатств, охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия экологически потенциально опасной про­дукции или услуг. Она способствует:

• предупреждению появления на рынке и реализации эколо­гически опасной продукции и услуг и соответственно предупреж­дению экологического и экогенного вреда;

• внедрению экологически безопасных технологических про­цессов и оборудования;

• производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конку­рентоспособности;

• созданию условий для организации производств, отвечаю­щих установленным экологическим требованиям;

XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования

 

• совершенствованию управления хозяйственной и иной дея­тельностью;

• предотвращению ввоза в страну экологически опасных про­дукции, технологий, отходов, услуг;

• интеграции экономики страны в мировой рынок и выполне­нию международных обязательств.

Согласно Закону о техническом регулировании, сертифика­ция — форма осуществляемого органом по сертификации под­тверждения соответствия объектов требованиям технических рег­ламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Экологическая сертификация проводится уполномоченным орга­ном для подтверждения соответствия объектов экологическим требованиям.

Особенностью правового регулирования экологической серти­фикации является то, что в новейшем экологическом законода­тельстве требования о ней предусмотрены в ряде актов.

Так, требования обязательной экологической или экологичес­ки значимой сертификации применительно к некоторым видам объектов установлены законодательством. В соответствии с Зако­ном о защите прав потребителей обязательной сертификации под­лежит товар (работа, услуга), в отношении которого законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие без­опасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потреби­теля, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя. Перечни товаров (работ, услуг), подлежа­щих обязательной сертификации, утверждаются Правительством России. Во исполнение этого Закона Правительством РФ 13 авгус­та 1997 г. утверждены перечни товаров, работ и услуг, подлежа­щих обязательной сертификации.

В соответствии со ст. 15 Закона об охране атмосферного возду­ха на территории Российской Федерации только при наличии сер­тификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха, допускаются производство и ис­пользование топлива. Производство и использование техничес­ких, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок также допускаются толь­ко при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах техни­ческих, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормати­вам выбросов. Такие сертификаты выдаются в порядке, опреде­ленном Правительством РФ.

4. Экологическая сертификация

Требования обязательной экологической сертификации преду­смотрены Федеральными законами от 5 июля 1996 г. «О государ­ственном регулировании обеспечения плодородия земель сельско­хозяйственного назначения» (с изм. и доп.), от 19 июля 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (с изм.), от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп.). В общем виде по­ложения об экологической сертификации сформулированы в За­коне об охране окружающей среды.

Закон о техническом регулировании является специальным законом в области сертификации и принят позже названных за­конов, а потому его положения в случае их противоречия ранее принятым законам обладают большей юридической силой.

В соответствии с этим Законом подтверждение соответствия осуществляется в целях:

' удостоверения соответствия продукции, процессов произ­водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути­лизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламен­там, стандартам, условиям договоров;

• содействия приобретателям в компетентном выборе продук­ции, работ, услуг;

• повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

• создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осу­ществления международного экономического, научно-техничес­кого сотрудничества и международной торговли.

В основе подтверждения соответствия лежат принципы:

доступности заинтересованным лицам информации о по­рядке осуществления подтверждения соответствия;

• недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

• установления перечня форм и схем; обязательного под­тверждения соответствия в отношении определенных видов про­дукции в соответствующем техническом регламенте;

• уменьшения сроков осуществления обязательного под­тверждения соответствия и затрат заявителя;

• недопустимости принуждения к осуществлению доброволь­ного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования

• защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осу­ществлении подтверждения соответствия;

• недопустимости подмены обязательного подтверждения со­ответствия добровольной сертификацией.

Сертификация, или подтверждение соответствия, на террито­рии Российской Федерации может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

• принятия декларации о соответствии;

• обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится в слу­чаях:

• установленных соответствующим техническим регламен­том, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента;

• объектом обязательного подтверждения соответствия мо­жет быть только продукция, выпускаемая в обращение на терри­тории Российской Федерации.

При этом форма и схемы обязательного подтверждения соот­ветствия могут устанавливаться только техническим регламен­том с учетом степени риска недостижения целей технических рег­ламентов.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного под­тверждения соответствия и действуют на всей территории Рос­сийской Федерации.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

• принятие декларации о соответствии на основании собст­венных доказательств;

• принятие декларации о соответствии на основании собст­венных доказательств, доказательств, полученных с участием ор­гана по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Субъектами декларирования соответствия могут быть:

• зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя;

• лица, являющиеся изготовителем или продавцом;

• лица, выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия

4. Экологическая сертификация

поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой про­дукции требованиям технических регламентов.

Круг заявителей устанавливается соответствующим техничес­ким регламентом.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказатель­ственные материалы в целях подтверждения соответствия про­дукции требованиям технических регламентов. В качестве дока­зательственных материалов используются техническая докумен­тация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивиро­ванным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательствен­ных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказа­тельств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам:

• включает в доказательственные материалы протоколы ис­следований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредито­ванной испытательной лаборатории (центре);

• предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по серти­фикации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертифи­кации.

Законом установлены требования к содержанию декларации о соответствии. Она должна содержать:

• наименование и местонахождение заявителя;

• наименование и местонахождение изготовителя;

• информацию об объекте подтверждения соответствия, по­зволяющую идентифицировать его;

• наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

• указание на схему декларирования соответствия;

• заявление заявителя о безопасности продукции при ее ис­пользовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требова­ниям технических регламентов;

• сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и из­мерениях, сертификате системы качества, а также документах,

XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования

4. Экологическая сертификация

послуживших основанием для подтверждения соответствия про­дукции требованиям технических регламентов;

• срок действия декларации о соответствии;

• иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.

Оформленная по установленным правилам декларация о соот­ветствии регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней. Срок ее действия определяется техническим регламентом.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ. Проводится она на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертифи­кации определенных видов продукции, устанавливаются соот­ветствующим техническим регламентом. Соответствие продук­ции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает:

наименование и местонахождение заявителя;

• наименование и местонахождение изготовителя продук­ции, прошедшей сертификацию;

• наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

• информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать его;

• наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

• информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;

• информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;

• срок действия сертификата соответствия.

Срок действия сертификата соответствия определяется соот­ветствующим техническим регламентом.

Орган по сертификации наряду с проведением сертификации осуществляет ряд иных функций:

• привлекает на договорной основе для проведения исследо­ваний" (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Прави­тельством РФ;

• осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обяза­тельной сертификации и договором;

• ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;

• информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических рег­ламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не про­шедшей ее;

• приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;

• обеспечивает предоставление заявителям информации о по­рядке проведения обязательной сертификации;

• устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стои­мости таких работ.

Сертификаты соответствия подлежат включению в единый ре­естр выданных сертификатов соответствия, который ведется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

При проведении обязательной сертификации проводятся иссле­дования (испытания) и измерения продукции. Эта работа выполня­ется аккредитованными испытательными лабораториями (центра­ми) на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испыта­тельным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформ­ляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответ­ствующими протоколами, на основании которых орган по серти­фикации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявите­лем и органом по сертификации. Оно может иметь целью установ­ление соответствия национальным стандартам, стандартам орга­низаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия явля­ются продукция, процессы производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, систе­мами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования

Добровольная сертификация проводится специальным орга­ном, называемым в Законе системой добровольной сертифика­ции. Орган по сертификации:

осуществляет подтверждение соответствия объектов добро­вольного подтверждения соответствия;

• выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

• предоставляет заявителям право на применение знака соот­ветствия, если его применение предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

• приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации (орган по сертификации) может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуаль­ным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертифи­кации, устанавливают перечень объектов, подлежащих серти­фикации, и их характеристик, на соответствие которым осу­ществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертифика­ции работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака со­ответствия.

Система добровольной сертификации может быть зареги стрирована федеральным органом исполнительной власти по тех­ническому регулированию. Для такой регистрации в федераль­ный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:

• свидетельство о государственной регистрации юридическо­го лица и (или) индивидуального предпринимателя;

• правила функционирования системы добровольной серти­фикации;

• изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если его применение преду­смотрено, и порядок применения знака соответствия;

• документ об оплате регистрации системы добровольной сер­тификации.

Регистрация системы добровольной сертификации осущест­вляется в течение пяти дней с момента представления указанных документов. Порядок регистрации системы добровольной серти-

4. Экологическая сертификация

фикации и размер платы за нее устанавливаются Правительством РФ. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.

В регистрации системы добровольной сертификации может быть отказано в случаях:

• непредставления необходимых документов;

• совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображе­нием знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации.

Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном поряд­ке.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.07 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал