Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и основные характеристики технического регулирования
Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных экологических требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе экологических требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. В содержании технического регулирования можно выделить два основных экологически значимых элемента: • установление, применение и исполнение требований ко всем стадиям обращения с экологически значимой продукцией, а также выполнения работ и услуг; • оценка их соответствия. При этом выделяются два вида требований в зависимости от их юридической силы: обязательные и добровольные. Принципы, положенные в основу такого деления, будут рассмотрены ниже при изложении деталей технического регулирования. Техническое регулирование с таким содержанием — новое направление развития российского законодательства. Его основы закреплены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»1. В целом современный подход законодателя к техническому регулированию можно считать прогрессивным, отвечающим общественным потребностям, в том числе применительно к достижению целей охраны окружающей среды. Далее — Закон о техническом регулировании. XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования 1. Понятие и основные характеристики технического регулирования 267 Цели и задачи технического регулирования более широкие, нежели обеспечение охраны окружающей среды и защита экологических интересов общества. Они связаны с необходимостью обеспечения безопасности продукции, работ и услуг. Под безопасностью продукции, работ и услуг понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Для достижения целей экологического права техническое регулирование важно в той степени, в какой создание и использование разнообразной продукции может оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Речь идет, к примеру, о такой продукции, как автомобили, другие транспортные средства, оборудование буровых установок, агрохимические средства (минеральные удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйствах) и т.п. Исторически экологические требования к разнообразной экологически значимой продукции массового производства стали устанавливаться в бывшем СССР после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов»1. С этим постановлением была связана интенсификация развития экологической стандартизации в последующие годы как мера охраны окружающей среды. Экологические требования к продукции были предусмотрены Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды». В соответствии со ст. 32 этого Закона в стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, должны устанавливаться экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Аналогичная мера предусмотрена Законом об охране окружающей среды (ст. 29). Государственными стандартами устанавливаются требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля. В государственных стандартах на новую СП СССР. 1973. № 2. Ст. 6. технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды. Современный подход к техническому регулированию обладает рядом особенностей. Так, особенностью действующего законодательства по техническому регулированию, в отличие от прежнего, является то, что в нем комплексно и в едином процессе решаются задачи установления требований к продукции (работам и услугам) и их соответствия. Ранее стандартизация и сертификация регулировались самостоятельными актами. В соответствии с Законом о техническом регулировании данная область общественных отношений регулируется лишь на федеральном уровне. И что важно, обязательные к исполнению требования к технической регламентации устанавливаются преимущественно федеральным законом. На современном этапе техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами: • применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; • соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития; • независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; • единой системы и правил аккредитации; • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; • единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; • недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; • недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; • недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования • недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. t 2. Технические регламенты 2.1. Экологические требования технических регламентов Под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором, ратифицированным российским государством в порядке, установленном законодательством, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Обратим внимание на то, что техническим регламентом устанавливаются только обязательные для исполнения требования. В Законе о техническом регулировании прямо предусматривается исключительный перечень целей принятия технических регламентов. Ими являются: • защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; • охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; •предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Для достижения целей технического регулирования важное значение имеет вопрос о содержании технических регламентов. С учетом степени риска причинения вреда той или другой продукцией (работами) в технических регламентах должны устанавливаться минимально необходимые требования, обеспечивающие, в частности, безопасность излучений; биологическую безопасность; химическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования. При этом требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения названных выше целей принятия регламента. 2. Технические регламенты Технический регламент должен совершенно конкретно определять сферу его действия. В нем должен содержаться исчерпы вающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила иденти фикации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться также правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Оценка соответствия проводится в разнообразных формах: государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и др. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к объектам регламентации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими. Они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Такие требования могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования к объектам регламентации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. К таковым можно отнести правила, установленные стандартами. Закон устанавливает требования к характеру предписаний, которые могут содержаться в техническом регламенте. В частности, регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В то же время он не должен содержать требования к конструкции и исполнению. Этим гарантируется свобода предпринимателя в использовании технических решений. Исключение составляют случаи, когда из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения объектом регламентации вреда не обеспечивается до- XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования стижение целей принятия технического регламента, о которых говорилось выше. С учетом степени риска причинения вреда в технических регламентах могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов). К примеру, такие требования могут быть установлены применительно к обращению с экологически опасными химическими веществами — агрохимикатами и др. В соответствии со ст. 7 Закона о техническом регулировании технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит. Это положение Закона представляется необоснованным. Применительно к такой продукции мало информировать приобретателя. В техническом регламенте, очевидно, должны содержаться требования о мерах, которые должны учитываться при обращении с таким объектом регламентации. Более того, Закон мог бы даже содержать запрет на реализацию определенной продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан. За некоторыми исключениями технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. В частности, технический регламент может содержать специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей технической регламентации, установленных Законом. 2. Технические регламенты Значительное внимание в Законе уделяется регулированию в технических регламентах ветеринарно-санитарных и фитосани-тарных мер1, что важно с точки зрения экологического права. Так, технические регламенты должны устанавливать минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем). Ветеринарно-са-нитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования. Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фито-санитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендации международных организаций, участником которых является Российская Федерация, распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, экономические последствия, связанные с 1 Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры — обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба. XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда. Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры должны применяться с учетом соответствующих экономических факторов — потенциального ущерба от уменьшения объема производства продукции или ее продаж в случае проникновения, закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания, расходов на борьбу с ними или их ликвидацию, эффективности применения альтернативных мер по ограничению рисков, а также необходимости сведения к минимуму воздействия вредителя или заболевания на окружающую среду, производство и обращение продукции. Так как для применения требований, предусматриваемых техническим регламентом, необходимо создание соответствующих условий, технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. В отношении некоторых видов продукции (объектов) технической регламентации требуется проведение исследований (химические вещества и др.) и испытаний (двигатели, производственное оборудование и т.п.). Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в течение шести месяцев со дня официального опубликования технических регламентов и утверждаются Правительством РФ. С учетом важности технических регламентов для обеспечения охраны здоровья людей и охраны окружающей среды принципиальное значение имеет решение задачи определения перечня объектов технического регулирования и разработки соответствующих технических регламентов. Эти задачи возложены на Правительство РФ. Согласно Закону о техническом регулировании оно разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством РФ утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и публиковаться. 2. Технические регламенты Система технических регламентов в стране должна быть создана в течение семи лет со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании. На Правительство РФ возложена и функция организации мониторинга нарушений требований технических регламентов. Оно организует постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. Организуется также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов. Законом о техническом регулировании предусматривается два вида технических регламентов: • общие технические регламенты; • специальные технические регламенты. В отношении экологически значимых объектов технической регламентации принимаются общие технические регламенты. Согласно Закону такие регламенты принимаются по вопросам: биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов и степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. И общими, и специальными техническими регламентами устанавливаются обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В качестве основы для разработки проектов технических регламентов полностью или частично могут использоваться международные стандарты и (или) национальные стандарты. J XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования 2.2. Процесс разработки и утверждения технического регламента Существенным достоинством Закона о техническом регулировании является достаточно детальное регулирование процесса технического регламентирования. Им предусмотрена специфичная, во многом новая для российского законодательства процедура разработки и утверждения технического регламента. Она включает стадии: • разработки проекта технического регламента; • опубликования проекта; • доработки проекта с учетом поступивших замечаний; • публичного обсуждения проекта технического регламента; • опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта; • опубликования федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения; • внесения субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте; • направления Государственной Думой проекта федерального закона о техническом регламенте с приложением необходимых документов в Правительство РФ; • направления в течение месяца в Государственную Думу отзыва Правительства РФ на проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленного с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию; • опубликования проекта федерального закона о техническом регламенте, принятого Государственной Думой в первом чтении, в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме; • направления Государственной Думой проекта федерального закона о техническом регламенте, подготовленного ко второму чтению, в Правительство РФ на отзыв; • экспертизы проекта технического регламента на стадии подготовки отзыва Правительства РФ; • принятия федерального закона о техническом регламенте. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. При этом Закон о техническом регулировании не дает определение понятия «лицо». Соответственно, можно за- 2. Технические регламенты ключить, что имеется в виду как юридическое лицо, государственный орган, так и гражданин. Новым для российского законодательства является требование о необходимости опубликования материалов проекта технического регламента, начиная с уведомления о разработке, в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Не только процедурные, но и содержательные аспекты работы над проектом технического регламента вполне прозрачны. В Законе установлены требования к содержанию уведомления. Оно должно содержать: • информацию о том, в отношении какой продукции, процес- |сов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования; • краткое изложение цели этого технического регламента; • обоснование необходимости его разработки; • указание тех разрабатываемых требований, которые отлича-отся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента; • информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента; • наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента; • почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. В связи с правом любого лица инициировать разработку проекта технического регламента принципиальным является вопрос о выборе объекта технической регламентации. Закон не содержит требования о том, чтобы такой объект предусматривался программой разработки технических регламентов, утвержденной Правительством РФ в соответствии со ст. 7 Закона. Представляется, что сама программа должна содержать наиболее обширный перечень объектов, потенциально опасных для здоровья человека и окружающей среды. Хотя нельзя исключить права других субъектов - - прежде всего государственных органов и юридических лиц — проявлять инициативу о разработке проектов технических регламентов для иных объектов, если обращение с ними сопряже- XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования но с потенциально вредным воздействием на здоровье человека и состояние окружающей среды. В соответствии с Законом, в контексте демократизации процесса принятия решения, со времени опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. После этого он должен провести публичное обсужде ние проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания замечаний и результатов их обсуждения1. Полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц должны сохраняться разработчиком до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента. Разработчик должен предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти и экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам. Затем разработчик должен опубликовать уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента в тех же средствах информации, где публиковалось уведомление о разработке проекта технического регламента. Это уведомление должно содержать: • информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента; • перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц; • наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента; 1 В Законе не установлены требования к масштабам проведения публичных слушаний по проекту технического регламента: должны ли они проводиться один раз в месте, предложенном заказчиком, либо заинтересованные лица могут потребовать более широкого публичного обсуждения. Предусматривается лишь, что срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опублико вания уведомления о его разработке до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца. 2. Технические регламенты • почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь. При этом со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления. После этого уведомление о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения проекта должно быть опубликовано федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в своем печатном издании. Это происходит в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством РФ. Следующая стадия — внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу. При этом должны быть представлены следующие документы: • проект технического регламента; • обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента; • финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте; • документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента; • документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента; • перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложением необходимых документов направляется Государственной Думой в Правительство РФ на его оценку. В течение месяца Правительство РФ должно направить в Государственную Думу отзыв на проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию. ^ XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования На этой стадии Закон требует опубликования проекта федерального закона о техническом регламенте, принятого Государственной Думой в первом чтении, в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме, а позже поправок к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте — в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Перед вторым чтением проекта федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ направляет в Государственную Думу отзыв о нем. Такой отзыв подготавливается с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию. Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством РФ. Персональный состав комиссий утверждается и их деятельность обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Кроме того, в соответствии со ст. 12 Закона об экологической экспертизе проекты технических регламентов являются объектом обязательной государственной экологической экспертизы. О важности технических регламентов как инструментов регулирования охраны здоровья людей и охраны окружающей среды свидетельствует законодательный уровень их утверждения. Можно предположить, что одновременно такой подход стимулирует прогрессивное развитие всей технической сферы в России, повысит уровень подготавливаемых и принимаемых экологически значимых технических решений. Одновременно Закон предусматривает особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Закон допускает принятие технического регламента указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ и международным договором. 3. Экологическая стандартизация В исключительных случаях технический регламент без его публичного обсуждения может быть утвержден указом Президента РФ. К таким случаям Закон относит: • возникновение обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; • если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. Допускается возможность принятия постановления Правительства РФ о техническом регламенте. Такое постановление может быть принято, если готовится проект федерального закона по техническому регламенту, до его принятия. При этом Правительство должно подготавливать проект постановления в соответствии с изложенными выше требованиями по процедуре подготовки технического регламента, в частности, касающихся уведомления, опубликования, проведения экспертизы комиссией по техническому регулированию. Как только вступает в силу федеральный закон о техническом регламенте, соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу. Технический регламент может быть принят международным договором, в том числе договором с государствами — участниками Содружества Независимых Государств. Такой договор действует на территории Российской Федерации после его ратификации в порядке, установленном законодательством РФ. И в этом случае проект технического регламента разрабатывается в порядке, изложенном выше. 3. Экологическая стандартизация На современном этапе экологическая стандартизация регулируется в едином процессе правового технического регулирования. Под экологической стандартизацией понимается деятельность по установлению экологических правил и требований в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг по их экологическим характеристикам.
XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования В соответствии с Законом о техническом регулировании стандартизация осуществляется в целях: • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • обеспечения научно-технического прогресса; • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; • рационального использования ресурсов; • технической и информационной совместимости; • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; •взаимозаменяемости продукции. По-новому сформулированы принципы стандартизации. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: • добровольного применения стандартов; • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; • применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения названных выше целей стандартизации; • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; • обеспечения условий для единообразного применения стандартов. Концептуально новым является принцип добровольного применения стандартов. Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются 3. Экологическая стандартизация характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. До принятия Закона о техническом регулировании значительная часть стандартов содержала требования, обязательные для применения. Таким образом, в настоящее время обязательные требования устанавливаются техническими регламентами, а стандарты, направленные на детализацию положений регламентов, не обязательны, исполняются добровольно. Законом предусмотрен широкий ряд форм документов в области стандартизации. К ним относятся: • национальные стандарты; • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; • стандарты организаций. Работу по стандартизации организует специально уполномоченный орган. В настоящее время — это Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации: • утверждает национальные стандарты; • принимает программу разработки национальных стандартов; • организует экспертизу проектов национальных стандартов; • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу; • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; • создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность; • организует опубликование национальных стандартов и их распространение; • участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; • представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации. Национальный орган по стандартизации создает технические комитеты по стандартизации, в состав которых на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Национальную систему стандартизации образуют национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Национальные стандарты, утверждаемые национальным органом по стандартизации, применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. К национальной системе стандартизации относятся общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Ими являются нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ. Работа по подготовке национальных стандартов ведется в соответствии с программой разработки национальных стандартов, разрабатываемой и утверждаемой национальным органом по 3. Экологическая стандартизация стандартизации. При этом программа разработки национальных стандартов должна быть доступной заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчиком национального стандарта, как и технического регламента, может быть любое лицо. Процедура разработки национальных стандартов схожа с процедурой разработки проектов технических регламентов и включает: • направление уведомления о разработке национального стандарта в национальный орган по стандартизации и публикация его в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию; • обеспечение разработчиком национального стандарта доступности проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления; • доработку разработчиком проекта национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц; • проведение публичного обсуждения проекта национального стандарта и составление перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения; • публикацию уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе -общего пользования в электронно-цифровой форме; • представление разработчиком проекта национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта; • подготовку техническим комитетом по стандартизации мотивированного предложения об утверждении или отклонении проекта национального стандарта и направление его в национальный орган по стандартизации; • принятие национальным органом по стандартизации решения об утверждении или отклонении национального стандарта; • публикацию уведомления об утверждении национального стандарта в печатном издании федерального органа исполнитель-
XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования ной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта; • в случ'ае отклонения проекта национального стандарта направление национальным органом по стандартизации мотивированного решения разработчику проекта национального стандарта; • утверждение национальным органом по стандартизации стандарта и публикация информации о нем в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Закон о техническом регулировании предусматривает также стандарты организаций. Для достижения целей стандартизации, о которых говорилось выше, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок организации, в том числе коммерческие, общественные, научные организации, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты. При этом порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. Разработчик проекта стандарта организации может представлять его в технический комитет по стандартизации на экспертизу. Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Очевидно, речь идет о продукции и услугах, касающихся организации, разработавшей и утвердившей свой стандарт, при заключении как внутренних (национальных), так и международных сделок. 4. Экологическая сертификация 4. Экологическая сертификация Если экологическая стандартизация интенсивно развивалась в Российской Федерации и бывшем СССР в последние 30 лет, то экологическая сертификация находится в зародышевом состоянии. Экологическая сертификация занимает важнейшее место в механизме экологического права. Как мера охраны природы и экологических прав граждан она имеет сходство с государственной экологической экспертизой, целью которой также является определение соответствия объекта экспертизы экологическим требованиям. Принципиальное различие между этими мерами — в объекте. Так, один из объектов обязательной государственной экологической экспертизы -- проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары. Но если объекты экспертизы — это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты экологической сертификации — готовая продукция. Соответственно объектами экологической сертификации являются новая техника, материалы, вещества. Включение товаров и услуг в перечень обязательной экологической сертификации в соответствии с Законом об экологической экспертизе служит основанием для их отнесения к объектам обязательной государственной экологической экспертизы. С помощью экологической сертификации решается ряд важнейших задач по обеспечению рационального использования природных богатств, охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия экологически потенциально опасной продукции или услуг. Она способствует: • предупреждению появления на рынке и реализации экологически опасной продукции и услуг и соответственно предупреждению экологического и экогенного вреда; • внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования; • производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности; • созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям; XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования
• совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью; • предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг; • интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств. Согласно Закону о техническом регулировании, сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Экологическая сертификация проводится уполномоченным органом для подтверждения соответствия объектов экологическим требованиям. Особенностью правового регулирования экологической сертификации является то, что в новейшем экологическом законодательстве требования о ней предусмотрены в ряде актов. Так, требования обязательной экологической или экологически значимой сертификации применительно к некоторым видам объектов установлены законодательством. В соответствии с Законом о защите прав потребителей обязательной сертификации подлежит товар (работа, услуга), в отношении которого законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством России. Во исполнение этого Закона Правительством РФ 13 августа 1997 г. утверждены перечни товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. В соответствии со ст. 15 Закона об охране атмосферного воздуха на территории Российской Федерации только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха, допускаются производство и использование топлива. Производство и использование технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок также допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов. Такие сертификаты выдаются в порядке, определенном Правительством РФ. 4. Экологическая сертификация Требования обязательной экологической сертификации предусмотрены Федеральными законами от 5 июля 1996 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп.), от 19 июля 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (с изм.), от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп.). В общем виде положения об экологической сертификации сформулированы в Законе об охране окружающей среды. Закон о техническом регулировании является специальным законом в области сертификации и принят позже названных законов, а потому его положения в случае их противоречия ранее принятым законам обладают большей юридической силой. В соответствии с этим Законом подтверждение соответствия осуществляется в целях: ' удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; • содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли. В основе подтверждения соответствия лежат принципы: • доступности заинтересованным лицам информации о порядке осуществления подтверждения соответствия; • недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; • установления перечня форм и схем; обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте; • уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя; • недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации; XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования • защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия; • недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. Сертификация, или подтверждение соответствия, на территории Российской Федерации может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: • принятия декларации о соответствии; • обязательной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия проводится в случаях: • установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента; • объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. При этом форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Субъектами декларирования соответствия могут быть: • зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя; • лица, являющиеся изготовителем или продавцом; • лица, выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия 4. Экологическая сертификация поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам: • включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре); • предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации. Законом установлены требования к содержанию декларации о соответствии. Она должна содержать: • наименование и местонахождение заявителя; • наименование и местонахождение изготовителя; • информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать его; • наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; • указание на схему декларирования соответствия; • заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; • сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования 4. Экологическая сертификация послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; • срок действия декларации о соответствии; • иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения. Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней. Срок ее действия определяется техническим регламентом. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ. Проводится она на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Сертификат соответствия включает: • наименование и местонахождение заявителя; • наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; • наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; • информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать его; • наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; • информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; • информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; • срок действия сертификата соответствия. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. Орган по сертификации наряду с проведением сертификации осуществляет ряд иных функций: • привлекает на договорной основе для проведения исследований" (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ; • осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором; • ведет реестр выданных им сертификатов соответствия; • информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее; • приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия; • обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации; • устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ. Сертификаты соответствия подлежат включению в единый реестр выданных сертификатов соответствия, который ведется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. При проведении обязательной сертификации проводятся исследования (испытания) и измерения продукции. Эта работа выполняется аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Оно может иметь целью установление соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования Добровольная сертификация проводится специальным органом, называемым в Законе системой добровольной сертификации. Орган по сертификации: • осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия; • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; • предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если его применение предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации; • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия. Система добровольной сертификации (орган по сертификации) может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия. Система добровольной сертификации может быть зареги стрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Для такой регистрации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются: • свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя; • правила функционирования системы добровольной сертификации; • изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если его применение предусмотрено, и порядок применения знака соответствия; • документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации. Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления указанных документов. Порядок регистрации системы добровольной серти- 4. Экологическая сертификация фикации и размер платы за нее устанавливаются Правительством РФ. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет. В регистрации системы добровольной сертификации может быть отказано в случаях: • непредставления необходимых документов; • совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
|