Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XIV. Правовые основы экологического аудита
Понятие и цели экологического аудита Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства РФ, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством. В научной литературе употребляется также понятие экологического аудирования, которое является синонимом экологического аудита. Экологический аудит как инструмент экологического права и охраны окружающей среды, достаточно развитый в мире, является пока еще новым для России. Пожалуй, у нас вряд ли найдется инвестиционная компания или банк, который, давая предприятию кредит, изучает вероятность инвестиционного риска с точки зрения экологической защищенности той деятельности, которую ведет потенциальный заемщик. Нормативные правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют. Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г.1 Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны САПП РФ. 1994. № 1. Ст. 2. 1. Понятие и цели экологического аудита окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты: приказы Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» и от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации». В Министерстве природных ресурсов РФ был принят приказ 2 апреля 1998 г. № 95 «О создании системы аудита недропользования». Одними из немногих специальных нормативных правовых актов в этой сфере являются Закон Томской области от 27 августа 1997 г. «Об экологическом аудите в Томской области» и Временное положение о порядке проведения экологического аудита в Республике Башкортостан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 14 сентября 1999 г. Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума в Законе об охране окружающей среды, в ст. 1 которого дано определение понятия экологического аудита, • а в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере ничего не говорится. В Российской Федерации принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп.). Аудиторская деятельность, или аудит, определяется в нем как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы. Оно шире. Чтобы выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится. Экологический аудит проводится в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий; при реализации процедуры банкротства; при проведении обязательного экологического страхования; при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования. С учетом видов деятельности, в рамках которых проводится экологический аудит, определяются его содержание и цели. Преимущественно это: • оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рацио- XIV. Правовые основы экогического аудита нальному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ; • выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую1 среду; • определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения; • выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте; • оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников; • выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте. Проведение экологического аудита основывается на принципах: • объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита; • профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности; • достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности; • планирования работ по проведению экологического аудита; • комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду); • конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита; • ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.
|