Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема сознания в философии. Генезис сознания и его сущность. 3 страница
Философия Нового времени считала истинно человеческим в человеке то, что делает его представителем всего человечества, поэтому сконцентрировала внимание на его всеобщей природе, социальной сущности, универсальности и т. п. Так, новоевропейская философия XVII в. особое внимание уделяла разуму как специфической особенности человека. Например, Рене Декарт связывал сущность человека с его мышлением: «Мыслю — следовательно, существую». Рационалистический подход к человеку объединялся у Декарта с натуралистическим: он рассматривал человека как реальную связь бездушного и мертвого телесного механизма с разумной душой, которая обладает волей и мыслит. Много внимания проблеме человека уделяли и такие философы Нового времени, как Бенедикт Спиноза. Томас Гоббс, Дени Дидро, Клод Гельвеций, Жюльен Ламетри. Для немецкой классической философии определяющим являлось представление о человеке как субъекте духовной деятельности, который создает мир культуры и является носителем общего идеального начала, духа, разума. Иммануил Кант подчеркивал моральный характер природы человека, Иоганн Фихте — роль деятельности в жизни человека, Георг Гегель — духовность, Людвиг Фейербах — любовь к ближнему. Людвиг Фейербах рассматривал человека как природное существо, высшую ступень природного саморазвития. Чувства и сознание человека являются также природными явлениями. Поэтому он говорил о человеке как о чем-то неизменном, абсолютном, а не как о конкретном историческом человеке. Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактовка его как производной от общества, он — продукт и субъект общественно-практической деятельности. Сущностью человека Карл Маркс считал именно совокупность всех общественных отношений. Марксизм обосновал принципиальную незавершенность человека, его открытость миру, «незапрограммированность» раз и навсегда его сущности. Человек самосоздает и саморазвивает себя в процессе исторической и культурной жизни. Марксизму принадлежит трудовая теория происхождения человека, которая анализирует механизм трансформации биологического в социальное. В начале XX е. в философии осуществился своеобразный антропологический поворот — проблема человека стала неотъемлемой частью исследований практически всех философских направлений, в частности и тех, которые раньше выводили ее за свои пределы. Появилось множество концепций человека. В зависимости от того, что следует считать сугубо человеческим в человеке (природное, социальное или духовное), их условно объединили в три группы. Первая группа — биологизаторские концепции. Доминирующей чертой этих концепций является представление о человеке как преимущественно природном существе, жизнь и поведение, индивидуальные и общественные качества, духовные качества которого обусловлены природными (биологическими) факторами. К таким концепциям относятся: психологизм, натурализм, волюнтаризм, натуралистический дуализм. Схема 9.1. Философские концепции человека Психологизм. Здесь преувеличивается психологическая природа человека. Она рассматривается вне связи с конкретно-исторической системой общественных отношений. Например, сторонник этого направления австрийский философ Альфред Щтоц утверждал, что люди по своей природе разные. Их необходимо рассматривать такими, какие они есть, не навязывая им один, общий для всех идеал. Натурализм пытался объяснить сущность человека законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями). Преувеличение роли природных факторов характерно для современного социобиологизма. Его исповедовали такие известные ученые, как нобелевский лауреат Жан Моно (Франция), профессор Гарвардского университета Беррес Скжнер, австрийский физиолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц и др. Совершенствование человека, с их точки зрения, сводится к совершенствованию его генетических начал. Волюнтаризм провозглашает первоосновой человеческого бытия волю. Как философская концепция волюнтаризм сформировался в трудах Артура Шопенгауэра, который провозглашал основой мира иррациональную свободу, недосягаемую для познания разумом. Его последователь Фридрих Ницше утверждал, что сущность человека — в неудержимой «воле к власти». «Воля к власти» — основа права сильного, наиболее значимый критерий любого типа поведения. Именно ею должен руководствоваться настоящий человек. На этой основе Ницше провозгласил культ сверхчеловека. Натуралистический дуализм. Сюда относятся религиозные учения, согласно которым человек состоит из двух уровней, обеспечивающих его существование в двух разных мирах — материальном и духовном. Например, в таком учении, как индуизм, души выступают самостоятельными сущностями по отношению к своим телесным оболочкам. Они способны после смерти переходить из одной оболочки в другую. Этот переход (реинкарнация) связывается с общим законом (кармой), который по совокупности добрых и плохих поступков определяет будущую судьбу человека. Вторая группа — социологизаторские концепции. Они игнорируют природно-биологические факторы человеческого существования, которым отводится роль только предпосылки социальной жизни и которые не оказывают никакого влияния на особенности поведения, интеллект, творческие способности, социальные ориентации человека. К таким концепциям относятся: Конвенционализм. Элементы конвенционализма свойственны философии науки, или позитивной философии. Ее сторонники Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пауль Фейерабенд и другие считают, что вся наука имеет определенный конвенциональный характер, т. е. характер определенного согласования, договора между учеными. Это относится и к науке о человеке. Жизнь человека и его поведение обусловлены нормами, которые являются следствием конвенций (соглашений) между учеными, произвольно принятыми в обществах различного типа. Такие нормы можно описывать и конструировать, но вряд ли стоит давать им сравнительную оценку. Социологизм. Это вульгарно-материалистическая концепция. Она, как и предыдущая, игнорирует природную основу человека. Представители этой концепции не замечают его «надсоциальной», духовной сущности. Отсюда берет свое начало известный тезис о формировании «нового человека», согласно которому при определенных социальных обстоятельствах из человека можно «вылепить» все что угодно, а совершенствование человека зависит только от совершенствования общества. Панлогизм. Сторонники этой концепции считают, что существует мировая логика, или мировой разум. Законы логики (мышления) являются универсальными закономерностями становления мира. Человек — это средство воплощения в жизнь замыслов мирового разума. Высшая честь для человека — быть сознательным орудием в реализации этой цели. Социологический дуализм. В современной антропологии вариантом социологического дуализма является учение Зигмунда Фрейда. Человеческую психику он рассматривал как сложное явление, в содержание которого входят бессознательное (сфера вытесненных аффективных взглядов), подсознательное (выполняет функции «цензуры», которая выборочно пропускает в сознание то, что для нее приемлемо) и сознательное (сфера знаний о себе самом и о внешней среде). Основную же ее «массу» составляют заряженные огромной энергией бессознательные психические импульсы активности людей. Эти динамичные источники инстинктивного заряда мотивационной энергии несдерживаемы и аморальны, а также полностью иррациональны по своей природе. Именно они, а не разум, не сознание являются главными стимулами поведения и деятельности человека — вот главный вывод З.Фрейда. Третья группа современных концепций человека — спиритуализм (от лат. spiritualis — духовный). Она объединяет в себе взгляды, согласно которым в основе сущности человека лежит его внутренний духовный мир (бескорыстный поиск истины, способность к моральному выбору, к переживанию прекрасного, к творчеству; наличие свободы воли и глубинного самосознания), и провозглашает первичность индивидуального «Я» как духовного стержня личности. К этой группе принадлежат такие течения. Субъективный антропологизм. Его формы очень личны. Наиболее влиятельной является экзистенциализм Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю, Габриэль Марсель). Представители экзистенциализма считали, что нет заданной человеческой природы, никакая внешняя сила, кроме данного индивида, не может за него осуществить превращение в человека. И именно он несет ответственность, если превращение это так и не произошло. Человек является своего рода «проектом», который живет, реализуется или не реализуется, и процесс обретения человеческой сущности продолжается всю жизнь, не теряя остроты, напряжения, драматизма. Свободный выбор индивида — его судьба, ответственность и его трагедия. Антропологический материализм апеллирует к чувственности. Человек — универсальное существо, которому свойственны чувства, разум и воля. И этой универсальностью он отличается от других живых существ. Важным для данного учения является так называемый «туизм», т. е. понимание человека как существа, связанного с другим, себе подобным существом. Человеческая сущность выражается только в общении, единении человека с человеком, в единстве, которое лишь опирается на реальность отличия между «Я» и «Ты». Антропологизму недостает исторического взгляда на человека, поэтому он имеет абстрактный характер. Религиозный антропологизм. Его содержание раскрывается в следующих положениях. Человек есть существо-двойник: он содержит в себе и божественное начало, и природное бытие, но ни тем, ни другим не определяется полностью. Божественное начало освобождает человека от природной зависимости, а природа, в свою очередь, делает человека свободным относительно божества. Человек получает свободу только ценой полного покорения Богу. Счастье человека невозможно без веры в Бога. А его назначение — свободное совершенствование мира на пути к идеалу, данному Богом. Спиритуалистический дуализм. Эта концепция трактует человека в космическом понимании. Человек — средство космической эволюции, точка пересечения мировых потоков. Только через космическую эволюцию, благодаря ряду космических превращений человеческая личность приобщается к абсолютному бытию. Приобщение, по мнению сторонников этой концепции, наблюдается благодаря наличию у человека особых, сверхъестественных свойств, с их помощью становится реальностью общение с якобы существующим миром духов. Космическая эволюция, в свою очередь, функционирует только благодаря деянию Бога, и в то же время Бог является всего лишь моментом космической эволюции. Таково краткое содержание современных концепций человека. Они содержат в себе как позитивные, так и негативные моменты. К позитивным следует отнести: а) конкретно-научное направление исследования человека; б) объективность научных исследований; в) утверждение принципиального значения основных факторов существования человека. Но негативные моменты односторонних подходов, особенно на современном этапе научного познания человека, причиняют больший вред его объективно-научному изучению. К таковым можно отнести, прежде всего, односторонность биологизаторского, социологизаторского и спиритуалистического подходов, разрывающих целостность изучения человека, что приводит к абсолютизации одной из сторон из составных частей человеческой сущности. Известно, что человека невозможно познать, если подходить к нему как к автономному организму, существующему независимо от природы и общества. Он является природным и социальным, потому что одновременно — продукт природы и общества и их главное действующее лицо. Задача состоит в том, чтобы синтезировать позитивный философский опыт исследования человека. Как же возник человек? Откуда он берет свое начало? Эти вопросы чрезвычайно сложны. Несмотря на достаточно широкую систему исследований, проблему происхождения человека, впрочем, как и возникновения жизни на Земле, нельзя считать разрешенной. Собственно говоря, сегодня не существует убедительной теории, которая была бы подкреплена бесспорными фактами и могла объяснить предысторию человечества. Размышления по этому поводу можно классифицировать как гипотезы. Чаще всего выделяют три гипотезы: религиозную, космическую, эволюционную. Религиозная (теологическая) гипотеза происхождения человека основана на библейских историях о создании Богом мира и человека, о грехопадении Адама и Евы, о Всемирном потопе, о том, что завещал Бог людям, и регламентации жизнедеятельности человека, изложенной в его заповедях. Обратим внимание на то, что в Библии сказано: человек создан «из праха земного»; ведь это можно прочесть и так: он имеет земную природу, а не занесен на Землю из Космоса. Космическая гипотеза происхождения человека основана на предположении о том, что жизнь привнесена на Землю из Космоса, в том числе в ее цивилизованных проявлениях. Под Космосом здесь имеется в виду Вселенная, находящаяся за пределами нашей планетарной среды. Разновидностью космической гипотезы является предположение о том, что жизнь на Землю могла быть занесена космической пылью через атмосферу, которая благодаря благоприятным условиям географии и биологии планеты превратилась в современные формы живого. Еще есть предположение о существовании внеземных цивилизаций, уровень развития которых позволяет преодолевать космическое пространство и время. Они были на Земле, оставили своих представителей, которые со временем превратились в землян и достигли нынешнего цивилизованного развития. Однако все эти предположения остаются гипотезами, так как не имеют экспериментально-практического подтверждения. Эволюционная гипотеза происхождения жизни и человека появилась во второй половине XIX в. Сначала Чарльз Дарвин (1809—1882) предложил описание биологической предыстории человека, создав теорию естественного отбора. В соответствии с этой теорией, под воздействием естественных факторов отбора, вследствие потребности адаптации к среде Homo sapiens возник как прямое следствие эволюционного совершенствования живых существ. Затем Льюис Морган (1818—1881) исследовал процесс становления человеческого общества и человека как общественного существа. Он дал такую картину поэтапного становления человечества: 1) стадия австралопитеков (обезьянолюдей), способных к деятельности с помощью орудий (3—2 млн. лет до н. э.); 2) стадия питекантропов — период начальных производственных отношений (2 млн. — 200 тыс. лет до н. э.); 3) стадия неандертальцев, которым присущи развитие языка как средства обмена информацией, формирование логико-понятийной формы отражения действительности (от 200 тыс. до 40 тыс. лет до н. э.); 4) начало стадии человека современного типа (кроманьонца), связанной с развитием предметного сознания, родовой общности, частного хозяйства. На основе этих исследований Фридрих Энгельс (1820—1895) выдвинул теорию происхождения человека и общества. Он утверждал, что решающую роль в этом процессе сыграл труд как целенаправленная деятельность. Начальный труд привел к тому, что: а) организм предков человека начал приспосабливаться не только к условиям среды, но и к трудовой деятельности. В процессе продолжительного освоения трудовых операций у человеческого существа появилась прямая походка, произошла дифференциация функций передних и задних конечностей, развились руки, головной мозг; б) труд, который был совместной деятельностью, обусловил появление и развитие различных видов общения, членораздельного языка как средства общения и передачи трудового и социального опыта; в) благодаря трудовой деятельности сложились производственные отношения. Люди не могут производить материальные блага, не объединившись. На основе производственных отношений появились разнообразные идеологические отношения, формы общественного сознания и соответствующие учреждения и организации. Это означало, что сформировалось человеческое общество. Эта схема в определенной мере удовлетворяет научную любознательность, хотя, без сомнения, требует уточнений и является открытой для новых выводов антропологов, археологов, историков и других специалистов. Теперь перейдем к рассмотрению понятия «сущность человека». И здесь следует вспомнить, что такое «сущность» вообще. Категория «сущность» соотносится с категорией «явление». Обе выражают моменты, уровни движения познания двух различных, но взаимосвязанных сторон действительности. Категория «явление» отражает внешние свойства, процессы, связи предмета, которые даются познанию непосредственно в форме живого созерцания. Категория «сущность» выражает главное, основное, определяющее в предмете — то, что обусловлено глубинными, необходимыми, внутренними связями и тенденциями развития и познается на уровне теоретического мышления. Сущность всегда выступает как внутреннее содержание явлений, скрытое от непосредственного восприятия. Сущность не однозначна. В зависимости от глубины познания она может быть первого уровня, второго уровня и т. д. Это положение применимо и к анализу сущности человека. Процесс его познания начинается с явления, т. е. чувственного восприятия конкретных индивидов, реальной жизнедеятельности людей. Далее познается то общее, совместное, что определяет их существование и развитие, — т. е. сущность. В человеке условно выделяют сущность пяти уровней. Рассмотрим их. Прежде чем перейти к характеристике этих уровней, необходимо выяснить, во-первых, что общего между человеком как живым существом и миром, и, во-вторых, определить то главное, что отличает человека от животного. Общего между человеком и миром всего живого очень много. Но главное то, что и для человека, и для всего живого исходным импульсом жизнедеятельности является потребность. Потребность — это состояние живого как открытой сложной системы, обусловленное нарушением внутреннего равновесия организма, направляющее и побуждающее к действиям по восстановлению этого равновесия. Безусловно, потребности животных и людей не одинаковы. Потребности животных, которые являются сугубо биологическими, возникают на основе инстинктов и условных рефлексов и довольствуются предметами, данными природой в готовом виде. Потребности генетически обуславливают активность животных. Возникновение и удовлетворение человеком потребностей имеет более сложный характер. Благодаря сознанию человек «высвечивает» объект потребности. От эмоционального момента происходит переход к рациональному — поиску путей реализации стремления, разрешения противоречия между имеющимися в наличии и необходимыми условиями жизнедеятельности. Это противоречие разрешается с помощью целенаправленной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что человеческая деятельность не тождественна активности биологических систем. Активность является отражением биологической эволюции и функцией определенных нервно-психологических систем организма, т. е. биологическая активность однозначно детерминирована генами, инстинктами, рефлексами (миграция птиц, охота хищников). Деятельность человека имеет творческий характер, это поиск наиболее эффективных путей достижения целей и удовлетворения своих потребностей. Человеческая деятельность — это: 1) принципиально новый, свойственный только человеку способ взаимодействия с природной средой, который состоит в создании человеком условий своего существования в связи с тем, что он не находит их готовыми в природе; 2) особый способ существования и развития самого человека, его жизненных сил и способностей; 3) особое свойство и способность человека, специфический вид и форма его жизненной активности, существенно отличающиеся от всех процессов тем, что человек целесообразно изменяет и превращает мир посредством освоения и развития имеющихся в наличии форм культуры. Таким образом, человеческую деятельность можно определить так: деятельность — это сущностная определенность способа бытия человека в мире, способность его вносить в действительность изменения, опосредованные идеальным. Человеческая деятельность, как и активность животного, осуществляется ради потребности. Потребность и деятельность — это то, что сближает человека с миром живого. Именно в этом состоит сущность человека как сущность первого порядка. Человек как живое существо, часть природы, удовлетворяет свои потребности за счет природной среды. Сущность человека первого уровня не раскрывает специфику его жизнедеятельности, его качественное отличие от жизнедеятельности животных. Нам же необходимо установить границу, за которой человек собственно становится человеком. Началом перехода от животного к человеку некоторые ученые считают изготовление простейших орудий труда. Но, конечно, трудно согласиться с такой точкой зрения, поскольку у животных можно наблюдать элементы примитивного труда. Где же тогда это начало? Настоящим человеческим началом следует считать превращение труда в главное условие бытия человека, когда труд стал особой потребностью, без удовлетворения которой невозможна сама жизнь. Такое понимание труда характерно для многих философских систем, в частности для материалистической традиции. Так, Фридрих Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» сделал вывод о том, что в известном смысле «труд создал человека». Прямохождение изменило анатомию предчеловека, освободило от хождения передние конечности, вследствие чего он научился с их помощью постепенно, шаг за шагом, изготавливать орудия труда, т. е. труд для человека стал источником и средством выделения из природы. Человек свои потребности стал удовлетворять не путем приспособления к природе, как животные, а посредством материально-производственной деятельности. Под влиянием нового образа жизнедеятельности произошло изменение потребностей. Даже биологические потребности человека (в еде, воде и т. п.) существенно отличаются по способу удовлетворения от соответствующих потребностей животных. Таким образом, можно сделать вывод, что человек — существо деятельное, ведь он изготавливает средства для существования, а это характеризует его как существо более высокого уровня по сравнению с другими. Поэтому сущность человека второго уровня заключается в том, что жизненная потребность опосредуется потребностью в орудиях труда, а потребность в орудиях труда можно удовлетворить только через деятельность как труд. Но труд, возникший как следствие и средство, превращается в причину для создания новой потребности. В сущности человека второго уровня акцентируется внимание на том, что человек — деятельное существо, ведь он производит средства для существования. Мы установили, что человек — не только живое, но и деятельное существо. Однако сущность человека заключается и в том, что его труд требует труда других людей. Они могут осуществлять производство только совместно, вступая в качественно новые, по сравнению с животным миром, взаимосвязи и связи с природой. Определяющими в системе общественных отношений являются производственные отношения. Но, кроме них, в эту систему входят еще, например, брачно-семейные, бытовые, межличностные отношения, отношения между личностью и обществом и др. Посредством общественных отношений налаживаются и осмысливаются необходимые для деятельности связи, обмен информацией, закрепление приобретенного опыта, передача его из поколения в поколение. Вступая в общественные отношения, люди и физически, и духовно «создают» друг друга, т. е. формируют и воспроизводят качественное своеобразие своей жизни как общественной. Благодаря общественным отношениям происходит взаимовлияние и взаимодействие индивидов, появляется и формируется общность взглядов, мыслей, настроений, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение привычек, появляется сплоченность и солидарность. Без этих отношений человек просто не может существовать. Поэтому для человека важно не только удовлетворять жизненные потребности, но и иметь систему общественных отношений. Воссоздание этих отношений впоследствии становится особой потребностью жизнедеятельности людей и превращается в относительно самостоятельную сферу жизнедеятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что возникновение и развитие общественных отношений в большой степени влияет на формирование человека. А это дает нам право утверждать, что становление человека как бы углубляется, продвигаясь от сущности второго уровня к сущности третьего уровня. Условно этот процесс можно сформулировать так: жизненная потребность, опосредованная потребностью в орудиях труда и деятельностью как труда, обуславливает потребность в общественных отношениях и деятельности по их воспроизводству, а это ведет к рождению новой потребности, которая включает в себя потребности жизненные, потребности в орудиях труда и общественных отношениях. Из этого следует, что человек — общественное существо, которое общается с себе подобными существами. Следовательно, мы установили, что человек — деятельное, общественное существо. Но и этого мало для раскрытия его сущности. Необходимо обратить внимание еще на такое обстоятельство. Появление материального производства и системы общественных отношений обусловило потребность в новом типе поведения. Поведение — это внешнее проявление деятельности, система действий биологического индивида, направленная на поддержание своего существования.
Схема 9.2. Типы поведения Животный тип поведения характеризуется тем, что потребности удовлетворяются здесь путем приспосабливания к природе и сбора продуктов природы, он основан на системе условных и безусловных рефлексов, инстинктах. Животные взаимодействуют с природной средой прямо, не опосредованно. Для человека такой тип поведения стал недостаточным вот почему. Отношения человека с природой и удовлетворение его жизнедеятельности опосредованы социальными условиями, т. е. процессом производства и системой общественных отношений. С их помощью человек не приспосабливается к среде, а изменяет ее. Усложнение взаимосвязей между обществом и природой породило необходимость осознания человеком опосредования своей жизнедеятельности социальными условиями. Появляется речь как средство общения с другими людьми. Зависимость жизнедеятельности человека от социальных условий вызвала к жизни такой феномен, как интерес (от лат. interest — то, что имеет значение). Интерес — это способ отношения человека к необходимым условиям существования и развития, который выражается в стремлении создавать и использовать эти условия. Если потребности ориентируют человека на объект их удовлетворения, то интерес ориентирует человека на те условия, которые обеспечивают возможность поиска объекта и определяют способ удовлетворения потребности. Осознание людьми своего отношения к природе и социальным условиям жизни сквозь призму интересов находит свое выражение в целях. Цель — это идеализированная потребность человека, которая нашла свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельности человека. Цели формируются на базе совокупного опыта человечества и поднимаются к высшим формам своего проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Способность к целеустремлению — специфически человеческая способность, которая является кардинальной характеристикой сознания. Постановка целей и их реализация приобретают относительно самостоятельную сферу жизнедеятельности, сферу, которая, с одной стороны, предстает как результат предыдущей жизнедеятельности, а с другой — как его предпосылка. На этой основе можно сделать вывод, что сущность человека четвертого уровня заключается в том, что его жизнедеятельность является процессом сознательной, целесообразной деятельности, направленной на осознание индивидом своего отношения к миру и к себе, на познание и изменение мира для обеспечения своего существования; процессом, в котором создание и постановка новых целей становится особой социальной потребностью. Этот порядок сущности человека проявляет себя в диалектике потребностей, в целях и деятельности по ее реализации. А новая потребность включает в себя все предыдущие. В сущности человека четвертого уровня акцентируется внимание на том, что человек — мыслящее существо, ибо сознательно относится к своему бытию, познает мир. Но человеческая мысль не только отражает непосредственно существующее, а может и отрываться от него. В сознании человека возникают и правильные, верные, и вероятные представления. Мысль движется как по готовым шаблонам, так и прокладывает новые пути, разрушая старые нормы. Ей присуща способность к новаторству, творчеству. Творческая активность сознания тесно связана с такой категорией, как «свобода» — способность принимать решения в рамках возможного. Творчество невозможно там, где свобода зажата в своих проявлениях. Сознательная свободная деятельность — это способ самореализации человека. Свобода расширяет возможности творческого влияния на окружающий мир и на самого себя. Это положение приводит нас к пониманию сущности человека пятого уровня. На этом уровне у человека появляется новая потребность — потребность в свободе и творческой деятельности. Следовательно, сущность человека пятого уровня заключается в том, что его жизнедеятельность является процессом свободного творческого воздействия на окружающий мир и на самого человека для обеспечения своего существования, функционирования и развития; процессом, в котором потребность свободы — необходимое условие жизнедеятельности. Этот процесс реализуется в диалектике свободы и творческой деятельности. Предыдущая диалектика потребностей и деятельности обуславливает потребности в свободе и деятельности как творчестве. А это ведет к рождению новой потребности, которая объединяет в себе все предыдущие.
|