Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема сознания в философии. Генезис сознания и его сущность. 4 страница
Таким образом, мы рассмотрели в человеке сущности пяти уровней. Они представляют собой различные стороны единого взаимосвязанного процесса. В своем единстве они характеризуют человека как внутреннюю структурируемую целостную систему, составляющую основу его бытия и определяющую его качественные отличия от всего живого. Следовательно, человек — живое существо, имеющее определенные потребности, удовлетворяющее их в процессе производства благодаря общению и способности сознательно, целеустремленно изменять мир, самого себя. Важным аспектом философского осмысления человека является учет его природного движения по замкнутому кругу: рождение — жизнь — смерть. С давних времен человек пытался как-то постичь этот вечный круговорот жизни. В чем смысл природного процесса рождения, развития, зрелости, старения и смерти человека, да и любого другого организма? Этот вопрос возникает, как потребность оправдать свое присутствие на Земле, свою судьбу и назначение. Найдя такое оправдание, человек может смириться с мыслью о конечности индивидуального бытия. Тайна человеческого существования заключается не в том, чтобы только жить, а в том, как и для чего (или для кого) жить. Итак: в чем заключается смысл жизни? Смысл жизни — это понятие, которое отражает постоянное и динамичное стремление человека соотносить свои поступки с системой общественных ценностей, с высшим благом, чтобы таким образом получить возможность оправдать себя в собственных глазах, перед лицом других людей или перед каким-либо авторитетом, Богом. Иными словами — это объяснение себе и другим, «для чего живешь». Смысл жизни каждого человека уникален и неповторим, как и его жизнь. Человек всегда свободен в своем выборе и в его реализации. Но свободу нельзя отождествлять со своеволием. Ее стоит воспринимать с точки зрения ответственности. Человек отвечает за правильно найденный и реализованный смысл своей жизни, жизненных ситуаций, в которые он попадает. Человек должен следовать своему призванию, в котором жизнь обретает смысл. Почувствовать и найти свое призвание человеку помогают самопознание, ответственность за реализацию своего предназначения, которая на Земле помогает согласовать универсальные жизненные ценности с конкретными жизненными ситуациями. С точки зрения содержания высшего блага выделяют следующие типы обоснования смысла жизни: гедонизм, аскетизм, эвдемонизм, корпоративизм, прагматизм, перфекционализм, гуманизм. Представители гедонизма целью жизни и ее наивысшим благом считают наслаждение. Представители аскетизма, наоборот, смысл жизни видят в крайнем ограничении потребностей человека, самоотречении, в отказе его от жизненных благ и наслаждений с целью самоусовершенствования, достижения морального или религиозного идеала. В основе эвдемонизма лежит стремление человека к счастью, которое является главной целью жизни. Корпоративизм исповедует групповой эгоизм, провозгласивший смысл жизни в принадлежности к ограниченному сообществу, для которого главное — личные интересы. Прагматизм выражает стремление человека к выгоде, благу. Перфекционализм связывает смысл жизни с личным самоусовершенствованием, даже если оно осуществляется за счет интересов других людей. Представители гуманизма направляют свои усилия на утверждение достоинства и разума человека, его права на земное счастье, свободное проявление природных человеческих чувств и способностей. Схема 9.3. Типы обоснования смысла жизни С точки зрения веры в осуществление смысла жизни выделяют: оптимизм, скептицизм, пессимизм. И не существует ситуаций, которые были бы напрочь лишены смысла — даже самоубийца верит в смысл если не жизни, то смерти. Жизнь и смерть, любовь и эгоцентризм, этика и аморальность, осмысленность и абсурд, нигилизм и самопожертвование — эти противоположные, но взаимосвязанные «абсолюты» человеческого бытия явно или опосредованно детерминируют выбор человеком самого себя. Схематически и довольно условно можно определить такие варианты разрешения проблемы смысла жизни в истории человеческой культуры: 1. Смысл жизни исконно существует в глубинах самой жизни. Для этого варианта наиболее характерно религиозное толкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как активное соучастие в богочеловеческой жизни. Не изменение мира на принципах добра, но взращивание в себе субстанциального добра, стремление жить с Христом и во Христе. Бог создал человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его, потому что эмпирическая жизнь мира, как писал Семен Франк, бессмысленна, как беспорядочно вырванные из книги страницы. 2. Смысл жизни находится за пределами жизни. Его можно назвать «жизнью ради других людей». Для человека жизнь становится осмысленной, если он служит интересам семьи, нации, общества, если он живет ради счастья будущих поколений. Для человека небезразлично, что он оставит после себя. Не зря прожить жизнь — это значит продлиться в своих потомках, передать им результаты своей материальной и духовной деятельности. Но на этом пути существует опасность оказаться в ситуации, когда вся твоя неповторимая жизнь превращается в средство для создания какой-либо идеи или идеала (это может быть идея коммунизма, «светлого будущего» и т. п.). Если такая позиция не связана с духовной эволюцией человеческой личности, человек становится на путь фанатизма (история знает множество вариантов и классового, и национального, и религиозного фанатизма). 3. Смысл жизни создается самим субъектом. Этот вариант можно понимать как «жизнь ради жизни». Его основателем был древнегреческий философ Эпикур. Жить нужно так, считал он, чтобы наслаждаться самой жизнью, получать удовлетворение от жизненных благ и не думать о смерти. Ценность эпикурейской позиции в том, что она предостерегает нас от ситуации, при которой поиск смысла жизни отодвигает на второй план саму жизнь. Жизнь сама по себе является ценностью, редким подарком, и человек должен относиться к ней с благодарностью и любовью. Ведь ему дана возможность переживать неповторимость собственного существования во всех его проявлениях — от радостей, взлетов и побед до падений, отчаяния и страданий. Вместе с тем само эпикурейское отношение к жизни, если оно лишено ответственности за подарок жизни, утверждает в человеке эгоистическую позицию «жизни ради себя» и ведет к потере ощущения полноценности жизни. Объективная логика развития будущей цивилизации предполагает дальнейший социальный, духовный прогресс человека, утверждение более достойного человека гуманного смысла бытия. Немецко-французский мыслитель Альберт Швейцер (1875—1965) неоднократно подчеркивал: «Задача современников — достичь настоящей доброты, жить в согласии с самим собой. Только победа гуманного мировоззрения над антигуманизмом даст нам возможность с надеждой смотреть в будущее». Философское познание имеет гуманистическую направленность, т. е. главным предметом философских рассуждений есть человек и его существование в мире. Все философские проблемы, какими бы абстрактными они ни казались, так или иначе связаны с проблемой человека. Не случайно И. Кант вопрос «Что такое человек?» считал основным вопросом философии. Человек — это биосоциальное единство, в котором через социальное, биологическое и духовное реализуется человеческое, находящее свое проявление в психологическом, моральном, религиозном, политическом. Все эти формы проявления человеческого естества сосуществуют в органическом единстве, взаимодействии, взаимопроникновении. Человек — это существо, способное своей деятельностью создавать собственную историю, в процессе которой формируется, изменяется и развивается его сущность. То есть сущность человека не является исторически неизменной. Она развивается вместе с развитием человека, человечества, аккумулируя в себесодержание человеческого, содержание культуры, социальных ценностей. Человек — единственное существо, осознающее свою смертность. С этим связан вопрос о содержании и смысле жизни, размышления над которыми являются для многих исходным пунктом в выработке «линии жизни». Для того, чтобы определить место человека в современном мире, а также выяснить взаимоотношения в системе «личность — общество», необходимо остановиться на некоторых общих определениях и характеристиках, показывающих человека с различных сторон. Человек, как уже говорилось в предыдущей теме, имеет биосоциально-духовную природу. С одной стороны, это живое существо со свойственными ему общими чертами, присущими человеческому роду, обладающее в то же время собственным внутренним духовным миром, которому свойственны чувство, воля. С другой стороны, в онтологическом аспекте человек — существо социальное, раскрывающее свои сущностные черты именно в коллективе, в процессе общения. Посредством целенаправленной деятельности (труд), коммуникации (речь), системы оценки (критика) и самооценки (самокритика) человек становится «общественным животным», уникальным представителем биосферы, создавшим, по мнению Владимира Вернадского, свою собственную среду обитания — ноосферу. Таким образом, человек — живое существо, которое имеет определенные потребности, удовлетворяет их в процессе производства благодаря общению и способности сознательно, целеустремленно преобразовывать мир и самого себя. Однако, выяснив многоаспектность природы человека, невозможно ответить на вопрос, почему люди, которые принадлежат к одной этнической общности, отличаются друг от друга, почему одни люди известны всей стране, а о существовании других знает только ограниченный круг. Иными словами, для отображения всех аспектов многогранной человеческой личности используются различные качественные характеристики. Это такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Рассмотрим эти понятия более подробно. Смысловым мостиком от биологического (человек) к социальному (личность, индивидуальность) является понятие индивид (от лат. individuum — неделимое). Под понятием «индивид», как правило, понимают конкретного человека. Наряду с общими чертами, которые присущи всему человеческому роду, индивид имеет свои особые качества, благодаря которым он отличается от других. Здесь и физические данные (рост, цвет глаз, кожи, волос, особенности строения тела), и природные задатки, и особенности его мышления и психики (свойства памяти, воображения, темперамента, характера), а также специфические потребности и интересы. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. Итак, индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода, с присущими ему неповторимыми индивидуальными качествами. Понятие «индивид» тесно связано с понятием индивидуальность. Оно, как правило, означает совокупность свойств, способности, особенностей и опыта личности, отличающих данного индивида от многих других. Эта неповторимость вытекает из совокупности отношений конкретного человека с миром природы, обществом, другими людьми и зависит от его жизненной позиции, характера деятельности и уровня оригинальности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности его суждения, поступки, культурные потребности. И хотя они не очень сильно отличаются от присущих другим людям — представителям одной и той же социальной группы, однако в индивидуальности есть что-то свое, свойственное только ей. Например, один человек воспринимает известие об определенном событии в обществе спокойно, другой — с улыбкой, а третий — с цинизмом. Таким образом, в отличие от индивида, характеризующегося единичностью, индивидуальность отличается своей особенностью. Следующая, более высокая степень характеристики общественных свойств человека, — понятие «личность». Личность — это наивысшая степень духовного развития человека, представляющая собой устойчивую совокупность социально значимых качеств, характеризующих индивида как уникальную субъективность, способную осваивать и изменять мир. Иначе говоря, каждая личность — человек, но не каждый человек является личностью. Человеческим индивидом рождаются, а личностью — становятся. Ничего обидного для людей в этом высказывании нет, и используется оно лишь для того, чтобы в очень краткой форме раскрыть степень общественного различия между человеком и личностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых формируется преимущественно на основе биологической природы человека, сущность личности опирается главным образом на ее духовные и социальные качества. Понятие «личность» содержит в себе совокупность всех социальных ролей данного человека, всех общественных отношений, важнейшими среди которых являются отношение к общественному долгу, а также к установкам общественной морали. Личность, таким образом, представляет собой системное качество. Ее индивид приобретает в своей практической деятельности, в частности в работе и общении с другими людьми. Индивид только в том случае становится личностью, если он задействован в общественных отношениях, в общении с людьми. Поэтому понятие «личность» следует раскрывать через практическую деятельность, поскольку именно она представляет собой основу формирования и развития личности. Чем полнее мы изучаем общение между людьми, межличностные отношения, тем глубже познаем суть и структуру любого, кто вступает в эти отношения. Следовательно, основу личности составляет стойкая система общественно значимых черт, которые проявляются в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и возможности определенного влияния на события, происходящие в обществе, а иногда и в мире. Такое понимание личности говорит о сложной внутренней структуре этого феномена, включающей в себя физическую, социальную и духовную составляющие. Физическая составляющая личности — это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической составляющей личности часто относят одежду и домашний очаг, которые являются важной характеристикой сущности личности. Не зря по этому поводу в пословице говорится, что «человека встречают по одежке». К компонентам физической личности можно отнести все, что создано ее руками, а также интеллектом, — бытовые украшения, коллекции, рукописи, письма и т. д.
Социальная структура личности формируется в процессе общения людей, начиная с первичных форм общения матери и ребенка. По сути, она представляет собой систему социальных ролей человека в разных группах, частью которых он является. Существует теория социальных ролей американского социолога Толкотта Парсонса. В соответствии с этой теорией каждая личность в системе отношений играет определенную роль: отца, руководителя, подчиненного, сына, мужа и т. д. Все формы самоутверждения в профессиональной и общественной деятельности, в дружбе, любви, соперничестве формируют социальную структуру личности. Духовная составляющая личности представляет собой тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором базируется вся структура личности человека. Это внутренние, духовные состояния, отражающие устремленность личности к определенным ценностям и идеалам. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания лучшим примерам духовности. История знает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Названные компоненты личности образуют целостную систему, и каждый из этих компонентов на различных этапах жизни человека приобретает доминирующее значение. Человек не рождается личностью, а становится ею в ходе своего индивидуального развития путем усвоения опыта и ценностных ориентации общества, в котором он живет, и это становление и развитие является для нее важнейшей проблемой. Процесс становления личности обусловлен как биологическими особенностями человека, так и социальной средой. По мнению некоторых ученых, умственные способности человека на 70—80 % детерминированы биологическими особенностями человека, т. е. генетически. Так, в семье Баха было 16 композиторов и 29 профессиональных музыкантов, а Александр Пушкин и Лев Толстой являлись родственниками (исследователями установлено, что прабабушка Пушкина и прапрабабушка Толстого были родными сестрами). Таких примеров влияния генетической предрасположенности на формирование личности можно привести множество. При этом важное место в процессе социализации играют воспитание, пример родителей, а также собственная настойчивость и трудолюбие в развитии природных задатков. В то же время важным условием для реализации человеком своих способностей и качеств личности является его востребованность обществом. К сожалению, мы часто наблюдаем эффект невостребованности, когда уровень развития личности значительно выше уровня развития общества в целом. Еще одним важным фактором, оказывающим существенное влияние на формирование личности, является социальная среда. Социальная среда — это совокупность экономических, политических, духовных, информационных условий, в которых происходит жизнедеятельность человека. Это не только само общество, его социальная структура, но и семья, коллективы, группы общения (соседи, друзья), оказывающие влияние на развитие личности и формирующие своеобразие его духовного мира. Важным компонентом социальной среды является тип политической системы общества, в котором формируется личность. Известно, что открытое, демократическое общество, в котором отношения между личностью и обществом строятся на основах социального партнерства и взаимоуважения, более предпочтительно для развития личности и раскрытия всех ее способностей, чем закрытое, тоталитарное (авторитарное), в котором отношения в системе «личность — общество» деформированы. Если, например, в США делают ставку на инициативных людей и практикуют модель интереса во взаимоотношениях, то СССР ценились, прежде всего, исполнительские власти и личности, в качестве, послушание и отрабатывалась модель принуждения на уровне «власть — личность». Поэтому неудивительно, что в соревновании этих двух противоположных социальных систем более жизнеспособной оказалась демократическая модель США. Таким образом, личность формируется под влиянием среды на основе своих индивидуальных биологических задатков. Важным вопросом для понимания проблемы личности является вопрос о типологии личностей. Существует целый ряд типологий, берущих за основу определенный критерий, среди которых: настроенность личности на социальные роли, социальные факторы, психоэнергетические качества личности, цивилизационные особенности общества и ряд других. Немецкий философ, психолог Эдуард Шпрангер (1882—1963) в зависимости от настроенности личности на социально-ролевые отношения выделил несколько типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества: теоретический, экономический (прагматический), эстетический, социальный, политический, религиозный. Политический тип личности символизирует стремление к господству, к распределению социальных ролей, осуществляемому через прямое навязывание своего нормативного поля или мнения другим личностям. Эстетический тип тяготеет к неролевой деятельности. Общение для него — средство самовыражения. Однако индивидуализм эстетической личности порой может привести к закреплению собственного мироощущения в знаково-ролевой форме. Социальный тип личности основывается на установке, согласно которой общение является формой самоотдачи, растворения себя в другом. Любовь — основная форма жизни социального человека. Этот тип не признает нормативных рамок собственной активности, однако в зависимости от объекта любви (отдельный человек, семья, группа, человечество) он может быть склонен к патриархально-ролевому или к анархическому поведению, поскольку вживание в объект любви для социальной личности означает безусловное принятие всех форм его жизнедеятельности. Основой для выделения экономического типа личности выступает ее прагматическая ориентация, поскольку ролевое поведение для экономической личности является необходимым условием достижения пользы. Для религиозного типа личности главное — общение с Абсолютом, Богом, в котором сливаются два типа личностной активности, два типа общения. Роль превращается в призвание. Теоретический тип личности воплощает всепоглощающую страсть к познанию, ему несвойственна условно-ролевая деятельность. Теоретический тип личности далек от вхождения, трансцендирования, характерных для экзистенциальной формы личностной активности. Теоретическая личность может лишь превратить оба способа в объект исследования. По мнению российского исследователя Леонида Жарова, можно выделить несколько крупных социальных типов личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и подвижники. К первому социальному типу личности — деятелям — он относит: охотников и рыболовов, воинов и ремесленников, рабочих и инженеров, педагогов и медиков, менеджеров и т. п. Для таких личностей главное — активное действие, изменение мира и себя самого вместе с ним. Ко второму социальному типу личности относятся мыслители — это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а для того, чтобы смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощающего традиции рода и его историческую память, всегда пользовался у народа авторитетом. К третьему социальному типу личностей относятся люди чувств и эмоций. Это прежде всего деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые прогнозы и прорицания мудрецов. Четвертый социальный тип, по данной классификации, — гуманисты и подвижники, для которых характерно обостренное чувство сострадания. Они способны облегчать душевные и телесные страдания других людей. Их сила — в вере в свое предназначение, в любви к людям и ко всему живому, в активном творении добра. Личностей типологизируют и по такому критерию, как психоэнергетическая составляющая. В соответствии с этой типологией, предложенной Петром Ганнушкиным (1875—1933), выделяются следующие личностные психотипы: 1. Высокоэнергетические (агрессивные): — эпилептоидный (доминирует стремление к порядку); — паранойяльный (предельно выражена целеустремленность); — гипертимный (преобладает повышенное настроение, общительность); — истероидный (имеет выраженную демонстративность поведения). 2. Низкоэнергетические: — шизоидный (погруженность в свой внутренний мир, необщительность); — психостеноидный (явно выражена неуверенность в себе); — гипотимный (преобладает пониженное настроение); — сенситивный (характерна повышенная чувствительность). 3. Непостоянные типы: — циклоидный (характерна периодическая смена настроения); — конформный (доминирует зависимость от социального окружения, стремление приспособиться к нему). Данная классификация берет за основу определенные психические конструкции, энергетический потенциал человека, активно влияющие на поведение личности, ее настроение и особенности духовного мира. Рассматривая типы личности, нельзя не учитывать ментальные особенности «западного» и «восточного» человека, которые, в свою очередь, могут стать основой для типологии личности. В европейской модели личность в различных ситуациях сохраняет свой «стержень», так как это определенная целостность. Для восточной модели личности ключевыми понятиями являются долг и уважение к традициям. Европеец наделен склонностью выделиться и завоевать окружающий мир, а восточный человек стремится слиться с природой, осознает себя ее неотъемлемой частью. Подводя итоги, необходимо отметить, что в реальной жизни понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность» взаимосвязаны, внутренне едины. Поэтому, когда мы говорим о личности, имеем в виду личность-индивидуальность, т. е. такую структуру поведения единичного участника, для которой одновременно характерны самостоятельность и самобытность, ответственность и одаренность, сознательность и разносторонность. Богатство и сложность социального содержания личности обусловлены многообразием ее связей с общественным целым, степенью преобразования в ее сознании и деятельности различных сфер жизни общества. Вот почему уровень развития личности является показателем уровня развития общества, и наоборот. Но личность не растворяется в обществе. Она сохраняет значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, формирующей общественное целое. В каждую историческую эпоху складывается совокупность условий — материальных, социальных, духовных, — определяющих социальный тип человека и характер его взаимоотношений с обществом, что в социальной философии называется историческим типом социальности. Основы учения об исторических типах социальности были заложены еще Карлом Марксом, который на основе формационного подхода к истории выделил три основных типа социальности: отношения личной зависимости, отношения вещной зависимости при личной независимости и отношения свободных индивидуальностей. Позднее идеи Маркса развили и дополнили в своих трудах социологи Чейз Рейч, Эрих Фромм, Джон Рисмен. Так, по мнению американского социолога Д. Рисмена (1909—1950), можно выделить следующие социальные характеры личности на разных этапах развития общества: 1) личность «традиционно ориентированная» (архаическое общество); 2) личность, «ориентированная изнутри» (активный субъект конкурентной борьбы эпохи свободного предпринимательства); 3) личность, «ориентированная извне» (субъект подчинен бюрократической организации, связан с усложнением промышленного производства и урбанизацией общества); 4) автономная личность (субъект отвергает конформизм во имя независимости своих суждений, своего призвания и осознания своей ответственности перед обществом). За основу своей типологии взаимоотношений личности и общества Эрих Фромм (1900—1980) взял различные исторические типы самоотчуждения человека. В соответствии с этим подходом им выделяются четыре типа социального характера: накопительский, эксплуататорский, «рецептивный» (пассивный), рыночный. Рассмотрим более подробно типы взаимоотношений между личностью и обществом, основываясь на формационном подходе к истории. Первым историческим типом взаимоотношений между личностью и обществом являются отношения личной зависимости. Такой тип характерен для всех до индустриальных видов обществ, как доклассовых, так и классовых. Для индивидов этого типа характерна полная зависимость от жестко регламентированной системы общественных связей, которая может принимать вид рода, общины, сословия, касты и т. д. Различия же между доклассовыми и классовыми обществами проявляются в том, что в доклассовых обществах еще отсутствует эксплуатация человека человеком, а личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость человека от первобытного рода, который был в те времена единственным субъектом права, В силу накопления общественных функций интересы личности еще не выделены из интересов коллектива. Человек, составляя одно целое с родом, не выделяет себя из него. Все его права и обязанности являются не личными, а родовыми. Таким образом, личности в архаичном обществе не существовало. В процессе развития труда и обогащения на его основе общественных отношений произошла дифференциация социальных функций людей. Приобретая личные права и обязанности, понимая определенную степень личной ответственности, человек все больше начинает выделяться из рода и развивает в себе качества субъекта. Так постепенно человек становится личностью. Второй исторический тип взаимоотношений между личностью и обществом связан с развитием капиталистического товарного производства и ликвидацией системы внеэкономического принуждения к труду (этот период в современном обществоведении принято называть индустриальным обществом). Следствием этого стало крушение отсталых социальных структур, сословных и иных преград между людьми. Это, в свою очередь, послужило причиной своеобразной атомизации общества, т. е. его разделения на множество независимых индивидов, уже не связанных отношениями личной зависимости. Формальное равенство между людьми, обладающими различным имущественным положением, привело к тому, что одни из них вынуждены были продавать, а другие — заинтересованы покупать рабочую силу. В связи с этим отношения между людьми в своей основе стали отношениями товаропроизводителей, частных собственников, т. е. вещными отношениями. Возник совершенно новый тип социальных отношений, в которых главной формой социальных связей выступает меновая стоимость и капитал. Это отношения внешней зависимости людей при их личной независимости. Развитие личности и ее взаимоотношения с обществом в этот период представляли собой противоречивый процесс. С одной стороны, индустриализация общества способствовала преодолению местечковой замкнутости, человек освобождался от сословных связей и перед ним открывались невиданные ранее возможности общения и саморазвития. С другой стороны, все эти возможности определялись частной собственностью, порождающей неравенство людей, и различными формами отчуждения личностей от общества и друг от друга. Переход развитых стран на стадию постиндустриального общества создал возможности для формирования третьего типа взаимоотношений между личностью и обществом. Это — отношения свободной личности. Характерным для постиндустриального общества является то, что в нем определяющими стали знания и информация, классовое разделение уступило место профессиональной дифференциации, сфера услуг постепенно начала преобладать над сферой производства. Развивая мощные производительные силы и всемирные общественные связи, эта эпоха сформировала материальные и духовные предпосылки для использования всех богатств культуры, приобретенных человечеством на протяжении истории, в интересах развития личности. Такое открытое, свободное общество впервые в истории создало условия для возникновения действительно свободной личности, которая имеет право и, главное, экономические и правовые возможности свободно выбирать в соответствии со своими способностями и призванием профессию, место и образ жизни.
|