Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровень минимальной цены предложения товара формируется под значительным влиянием уровня налогообложения предпринимательской деятельности.
В цене товаров, кроме расходов на их производство и 4. Цена предложения товаров на рынке в значительной мере формируется под воздействием темпов инфляции. Между двумя циклами производства и реализации товара (операционными циклами) иногда проходит значительный период времени, на протяжении которого в условиях инфляционной экономики существенно растут цены на сырье, материалы, оборудование, услуги, которые используются. Поэтому продавец в цене предложения товара должен предусмотреть возмещение будущих инфляционных потерь. Влияние инфляции на формирование уровня цен предложения товара будет тем выше, чем выше его операционный цикл производства и реализации. Эта зависимость может быть проиллюстрирована графически (рис. 11). 5. Цена предложения зависит от физико-химических качеств товаров. По товарам, которые в результате определенных физико-химических качеств быстро портятся и не рассчитаны на длительное хранение, любая задержка реализации вынуждает продавцов к снижению уровня цен.
Темп инфляции, % Уровень цен предложения
Продолжительность операционного цикла, дней
Рис. 11. График формирования уровня цен предложения в зависимости от темпов инфляции и продолжительности операционного цикла По таким товарам уровень цен предложения снижается в зависимости от фактического срока их хранения с тем, чтобы обеспечить продажу всего объема их предложения, сформированного уже реально на рынке. Таким образом, рассмотренная выше функция предложения в процессе действия рыночного механизма ценообразования, более детально может быть определена таким образом: ПР= f(Т, В, НП, РО, I, Ц) где ПР - объем предложения соответствующего товара на рынке; Т - характеристика соответствующего товара из позиции его физико-химических свойств, длительности операционного цикла; В - уровень расходов производства и реализации товаров; НП - норма прибыли на капитал, которая сложилась на рынке; РО - уровень налогообложения предпринимательской деятельности; I - уровень инфляции; Ц - уровень рыночной цены предложения на соответствующий товар; f - функция, которая характеризует математические параметры зависимости предложения от цены в условиях действия конкретных факторов. Возможности вариации цены предложения конкретных продавцов в условиях рыночной экономики в значительной мере определяются показателем «запас финансовой прочности» (или «предел безопасности»). Этот показатель характеризует размер возможного снижения объема реализации товара в стоимостном выражении конкретным продавцом при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную (или по меньшей мере безубыточную) коммерческую деятельность. «Запас финансовой прочности» позволяет определить возможные пределы маневрирования продавца как в установлении уровня цен предложения, так и в снижении натурального объема производства и реализации товара при ухудшении рыночных условий. Формирование этого показателя в процессе осуществления коммерческой деятельности продавца на рынке графически изображено на рис. 12.
Сумма доходов и расходов Доход от реализации товара по определенному уровню цен Точка безубыточности Прибыль Переменные Запас затраты финансовой прочности Постоянные Убыток расходы Постоянные расходы ОР1 ОР2 Объем производства (реализации) товара
Рис. 12 График формирования «запаса финансовой прочности» в процессе осуществления продавцом коммерческой деятельности
Как можно увидеть из приведенного графика, «запас финансовой прочности» («пределы безопасности») характеризует тот объем реализации товара продавцом, который находится в пределах между точкой достигнутой прибыли и точкой безубыточности его коммерческой деятельности. В стоимостном выражении этот показатель рассчитывается по такой формуле: ЗФП = ОР2- ОР1 где: ЗФП - стоимостной объем реализации продукции продавцом, который обеспечивает «запас финансовой прочности» коммерческой деятельности; ОР2 - стоимостный объем реализации товара продавцом, который сложился в точке достигнутой прибыли; ОР1 - стоимостный объем реализации товара продавцом, который обеспечивает достижение точки безубыточности. Значение «запаса финансовой прочности» может быть оценено не только в стоимостном выражении, но и относительным показателем - коэффициентом финансовой прочности: ЗФП КФП = ------------*100 ОР2 где: КФП - коэффициент финансовой прочности при продаже товара продавцом; ЗФП - стоимостный объем запаса финансовой прочности; ОР2 - стоимостный объем реализации товаров продавцом в точке достигнутой прибыли. Таким образом, можно сделать вывод, что чем выше коэффициент финансовой прочности продавца в процессе коммерческой деятельности при продаже конкретного товара, тем выше его возможности маневрирования уровнем цены предложения на рынке в зависимости от ухудшения его конъюнктуры и других условий. В пределах диапазона цен спроса и предложения, которые формируются на рынке конкретного товара, происходит реальное ценообразование, по которыму осуществляются акты их купли - продажи. Оптимальным вариантом реального ценообразования выступает цена рыночного равновесия. Формирование такой цены графически изображено на рис. 13. Уровень цены Цена предложения
Цена рыночного Равновесия О
цена спроса
Объем реализованной продукции Рис. 13. График формирования цены рыночного равновесия в механизме рыночного ценообразования (рыночное саморегулирование цен) Выше была рассмотрена модель формирования цены в рыночных условиях под воздействием спроса и предложения. В то же время следует отметить, что механизм рыночного ценообразования значительным образом образуется под воздействием определенного типа рынка, который присущ определенному товару. В теории рыночного ценообразования выделяют четыре основных типа рынка: свободной, монополистической и олигополистической конкуренции и чистой монополии. 1. Рынок свободной конкуренции характеризуется наличием большого количества продавцов, каждому из которых принадлежит лишь незначительная доля рынка, и, соответственно, ни один из них не может осуществлять существенного влияния на уровень текущих рыночных цен. Возможности проведения активной ценовой политики продавцом в условиях этого рынка достаточно ограничены — если он будет пытаться установить высокий уровень цен на однородные товары, покупатели будут покупать их у других продавцов. Если же он установит существенно низкий уровень цен, то будет получать меньшую сумму прибыли, которая сократит финансовый потенциал его развития и возможности конкурентной борьбы в следующем периоде. Механизм рыночного ценообразования на этом типе рынка в наибольшей степени формируется под воздействием спроса и предложения. 2. Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием большого количества продавцов, каждый из которых формирует свой уровень цен предложения за счет дифференциации товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность. Эта дифференциация товаров происходит за счет разного уровня их качества, дизайнерского оформления, послепродажного обслуживания покупателей и других качественных показателей, которые формируют потребительские преимущества. Для такого рынка характерна глубокая сегментация, в пределах которой каждый продавец занимает соответствующую рыночную нишу, что позволяет ему устанавливать индивидуальный уровень цен на реализацию эксклюзивного товара одинакового назначения. 3. Рынок олигополистической конкуренции характеризуется наличием нескольких крупных продавцов, которые владеют значительной частью продаж товаров, - как однородных по своим качественными признаками, так и дифференцированных по определенным из этих признаков. Каждый из олигополистов на рынке может влиять на уровень текущих цен. Учитывая взаимное влияние каждого из олигополистов на уровень рыночной цены, они иногда проводят согласованную ценовую политику, которая законодательно запрещена в странах с рыночной экономикой (она рассматривается как форма монопольной деятельности таких субъектов, направленной на ограничение конкуренции). 4. Рынок чистой монополии характеризуется наличием на нем лишь единственного продавца - субъекта хозяйствования государственной или частной форм собственности. Занимая монопольную позицию на рынке, такой продавец имеет возможность устанавливать на нем монопольную цену, получая в определенных случаях сверхприбыль. На рынке чистой монополии полностью ограничена конкуренция и, как правило, существенно нарушаются права потребителей (покупателей). В Украине такая монопольная деятельность субъектов на рынке запрещена законодательством (кроме определенных случаев деятельности естественных монополистов, за ценами которых государство осуществляет контроль). Если на рынке чистой монополии действует естественный монополист государственной формы собственности, государство имеет возможность в определенных случаях существенно расширять круг покупателей товаров или услуг, устанавливая минимальный уровень цены (иногда, даже, ниже уровня себестоимости) или наоборот - ограничивать их потребление путем установления высокого уровня цены.
|