Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Ценообразование в сфере обращения потребительских товаров






 

По данной теме предусматривается изучение следующих вопросов:

9.1. Социально-экономическое значение и сущность розничной цены.

9.2. Формирование ценовой политики торгового предприятия.

9.3. Ценообразование на предприятиях общественного питания.

 

9.1. Розничные цены на потребительские товары - это цены на товары непроизводственного потребления, по которым их продают непосредственно потребителям для собственного некоммерческого использования.

В общей системе цен розничные цены на потребительские товары занимают важнейшее место. Именно благодаря розничным ценам можно оценить настоящую полезность товара для потребителя, они определяют пропорции обмена потребительских товаров на доходы населения, формируют пропорции, которые складываются между спросом и предложением и определяют уровень жизни населения.

В соответствии с законом «О ценообразовании» в народном хозяйстве Украины применяются как свободные розничные цены, так и государственные фиксированные регулируемые розничные цены.

Государственное регулирование розничных цен осуществляется путем:

- установление государственных фиксированных цен;

- установление предельных уровней цен или предельных ограничений от государственных фиксированных цен.

Государственные фиксированные и регулируемые цены устанавливаются на товары, которые имеют определяющее социальное значение, а также на товары, производство которых сосредоточенно на предприятиях, которые занимают монопольное положение на рынке.

В Украине в частности регулируются:

- Национальной комиссией регулирования электроэнергетики - цены на электроэнергию и природный газ, которые используются для потребностей населения;

- Министерством труда - цены на протезно-ортопедические изделия и технические средства профилактики инвалидности и реабилитации;

- Государственными областными и местными администрациями - цены на топливно-энергетические ресурсы для бытовых потребностей населения, предельные уровни рентабельности и торговые наценки на детское питание, предельные уровни торговых наценок на отечественные импортные лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Если на определенный вид потребительских товаров нет государственных ограничений, розничные цены устанавливаются предприятиями розничной торговли самостоятельно с учетом следующей информации: себестоимость товара, затраты предприятия, цены на потребительском рынке, спроса и предложения товаров, платежеспособность покупателей.

9.2. Формирование ценовой политики принадлежит к важнейшим управленческим решениям торгового предприятия, которые обеспечивают приоритеты его экономического развития, существенно влияют на объем продаж, прибыльность, положение предприятия на рынке, имидж у покупателей.

Под формированием ценовой политики торгового предприятия понимается обоснование системы дифференцированных уровней торговых наценок на товары и разработка мероприятий по обеспечению их коррекции в зависимости от изменений рыночной ситуации.

При формировании ценовой политики нужно учитывать специфику торговой деятельности, которая заключается в следующем: основы ценовой политики на товары формирует его производитель, торговые предприятия вынуждены в значительной мере это учитывать; ценовая политика торговых предприятий направлена не на один товар или группу товаров, а на широкий ассортимент товаров по профилю предприятия; элементом ценовой политики торгового предприятия является не только товар, но и уровень торговых услуг населению; предметом ценовой политики торгового предприятия является не цена в целом, а лишь один из ее элементов - торговая наценка.

Процесс формирования ценовой политики торгового предприятия охватывает следующие этапы:

1. Выбор целей формирования ценовой политики. С учетом специфики торговой деятельности такими целями могут быть: ориентация на покупателей, ориентация на текущие расходы, ориентация на прибыль.

2. Оценка уровня торговой наценки, которая сложилась на данном торговом предприятии.

3. Оценка потребительского рынка, его вместимости, эластичности.

4. Дифференциация целей ценовой политики по товарным группам, подгруппам, видам товаров.

5. Выбор методики расчета торговой наценки. Этот выбор обусловливается целью ценовой политики торгового предприятия.

При ориентации на покупателя торговая наценка рассчитывается по формуле:

 

Ртн = (Црз)*100/Ц3,

где, Ртн - уровень торговой наценки;

Цр - цена реализации товара;

Цз - цена закупки товара.

При ориентации на текущие расходы предприятия уровень торговой наценки рассчитывается по формуле:

 

Ртн = (ВО + П) / Ц, (100 - Сндс) * 10000

 

где, ВО - расходы обращения торгового предприятия;

П - прибыль;

Сндс - ставка налога на добавленную стоимость.

При ориентации торгового предприятия на прибыль уровень торговой наценки рассчитывается по формуле:

 

Ртн= (ЦП +ВО) * 10000 / Цз * (100 - Сндс);

ЦП = ВО*Ртн/ 100

 

где, ЦП - целевая прибыль предприятия.

6. Формирование механизма коррекции торговых наценок и контроля за розничными ценами в целом

9.3. Особенности ценообразования на предприятиях массового питания предопределены тем, что на этих предприятиях одновременно выполняется три функции: изготовление продукции, реализация изготовленной продукции и организация потребления продукции.

Предприятия массового питания, как и торговые, для возмещения своих расходов устанавливают торговую наценку. Однако торговая наценка возмещает лишь часть расходов, а расходы, связанные с производством продукции и организацией ее потребления, возмещаются наценкой предприятий массового потребления. На этих предприятиях реализация продукции происходит не по розничным ценам, а по продажным, которые определяются калькуляцией.

Продажная цена предприятий массового питания состоит из следующих элементов:

       
 
   
 

 

 


Рис. 16. Состав цены продукта предприятий массового питания

 

Цены на предприятиях массового питания зависят от типа предприятия, места расположения предприятия, контингента обслуживания.

Согласно действующему законодательству максимальные равные наценки определяются местными органами самоуправления. Каждое предприятие имеет право в этих пределах устанавливать наценку с учетом спроса потребителей и конъюнктуры рынка.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал