№
| Наименование
| Категория детей
| Назначение
|
1.
| Программы, методические рекомендации, экспериментальные разработки по обучению и воспитанию дошкольников с нарушением зрения.
|
| Изучение и использование в работе тифлопедагога; использование педагогами, родителями детей с нарушением зрения (по рекомендации тифлопедагога)
|
2.
| Набор материалов для тифлопедагогического обследования
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Выявление готовности ребенка к обучению, индивидуальных особенностей и возможностей его познавательной деятельности
|
3.
| Учебная доска с подсветкой, окрашенная в темно-зеленый или коричневый цвет, с матовой поверхностью; часть доски – с магнитным покрытием.
| Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием
| Демонстрация учебных пособий, выполнение различных графических заданий; в качестве наборного полотна
|
4.
| Демонстрационный фланелеграф (с темной и светлой стороной для соблюдения контрастности предъявляемых объектов по отношению к фону)
| Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием
| Обучение составлению узоров, изображений с учетом пространственных положений и отношений, сюжетных картин и т.п.
|
5.
| Индивидуальные двухсторонние фланелеграфы
| Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием
| Обучение составлению узоров, изображений с учетом пространственных положений и отношений, сюжетных картин и т.п.
|
6.
| Индивидуальные магнитные доски и пособия с магнитным креплением
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение составлению узоров, целого из частей, изображений с учетом пространственных положений и отношений и др.
|
7.
| Подставки для фланелеграфов, для демонстрации наглядности
| Дети со сходящимся косоглазием, миопией, афакией, глаукомой
| Обеспечение вертикальной и наклонной плоскостей рабочей поверхности
|
8.
| Тетради в клетку (обычную и крупную) с обычной и усиленной разлиновкой, бумага с матовой поверхностью
| Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием
| Обучение рисованию, раскрашиванию и штриховке изображений; выполнению графических элементов; рисованию схем пространства и т.п.
|
9.
| Наборы фломастеров, карандашей
| Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием
| Обучение рисованию, раскрашиванию и штриховке изображений; выполнению графических элементов; рисованию схем пространства
|
10.
| Контрастные экраны
| Незрячие с остаточным зрением, слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием
| Обеспечение контрастности предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону
|
11.
| Магнитофон
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Прослушивание аудиозаписей
|
12.
| Диапроектор
| Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием
| Просмотр диафильмов, слайдов
|
Развитие осязания и мелкой моторики
|
1.
| Наборы образцов различных материалов (дерево, пластмасса, металл, резина, кожа, стекло, бумага, ткань, мех, картон)
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение дифференцированию различных материалов с помощью осязания
|
2.
| Набор предметов, выполненных из различных материалов
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение соотнесению предметов с образцами материалов
|
3.
| Эталоны формы (плоскостные и объемные)
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение различению геометрических фигур с помощью осязания
|
4.
| Эталоны величины
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение различению различных измерений величины с помощью осязания
|
5.
| Набор предметов различной формы, величины, фактуры, веса; тепловые, весовые, шероховатые таблички
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Сортировка по различным признакам и свойствам с помощью осязания
|
6.
| Конструкторы, мозаика, пластилин, различные сорта бумаги, фольга, счетные палочки, клубки, нити, шнуры; книги, выполненные рельефно-точечным шрифтом
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение использованию осязания при выполнении предметно-практических действий
|
7.
| Контурные рисунки, лекала, трафареты (внутренние и внешние)
| Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием
| Обучение обводке, раскрашиванию, штриховке
|
8.
| Предметные и сюжетные рельефные картинки
| Незрячие, незрячие с остаточным зрением, слабовидящие
| Обучение чтению рельефных рисунков
|
9.
| Макеты, муляжи, скульптурные изображения, барельефы, шарнирные модели
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение осязательному и зрительно-осязательному обследованию
|
10.
| Прибор для рельефного рисования
| Незрячие, незрячие с остаточным зрением
| Обучение элементам рисования
|
11.
| Основы (рельефные рисунки) для рельефной лепки, пластилин
| Незрячие, незрячие с остаточным зрением, слабовидящие
| Обучение приемам аппликационной лепки
|
12.
| Настенные модули:
- с замочками и задвижками;
- движение по прорези
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Развитие мелкой моторики, упражнение в развитии запястья
|
13.
| Манипуляторы для шнуровки, завязывания узлов, застегивания на кнопки, пуговицы, приклеивания на липучки и др.
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Развитие мелкой моторики
|
Развитие зрительного восприятия
|
1.
| Эталоны цвета, формы (плоскостные и объемные)
| Незрячие с остаточным зрением, слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием
| Обучение обследованию, узнаванию, называнию
|
2.
| Набор предметов и игрушек разной формы, цвета, величины
|
-//-
| Обучение соотнесению сенсорных признаков предметов с сенсорными эталонами; определению формы, цвета, величины предметов; группировке по одному из сенсорных признаков
|
3.
| Наборы одинаковых предметов, отличающихся по величине
|
-//-
| Обучение соотнесению предметов по величине
|
4.
| Дидактические игры по развитию зрительного восприятия
|
-//-
| Использование в коррекции нарушений зрительного восприятия и связанных с ним познавательных процессов
|
5.
| Альбом по развитию зрительного восприятия
|
-//-
| Использование в коррекции нарушений зрительного восприятия и связанных с ним познавательных процессов
|
6.
| Движущиеся предметы, игрушки (машинки, мячи, шары, кресты-вертушки, горки-волны для прокатывания предметов и др.)
|
-//-
| Обучение прослеживанию движения предметов глазами в различных направлениях; восприятие дидактического материала в режиме движения
|
7.
| Пирамидки на конической и прямой основе, формы-вкладыши, двух-трехместные дидактические игрушки, мозаика разного размера и формы
|
-//-
| Закрепление представлений о сенсорных свойствах предметов в процессе предметно-практической деятельности
|
8.
| Набор картинок по развитию речи (Л.И. Плаксиной)
|
-//-
| Обучение словесному описанию воспринимаемого изображения
|
9.
| Разрезные картинки
| -//-
| Обучение составлению изображения из частей
|
10.
| Набор сюжетных картинок
|
-//-
| Обучение плану восприятия сюжетных изображений; обучение восприятию глубины пространства и удаленности на основе изобразительных признаков
|
11.
| Натуральные предметы, объекты, муляжи, скульптурные изображения, модели, макеты, чучела животных и птиц, дидактические игрушки, фотоматериалы, слайды, иллюстрации; предметные картинки, контурные и силуэтные изображения предметов, объектов окружающего мира.
|
-//-
| Формирование предметных представлений; обучение сличению контурных, силуэтных, предметных изображений и их соотнесению с реальным объектом
|
12.
| Набор предметов, предметных картинок с тифлопедагогической доработкой, дидактических игрушек по обобщающим понятиям, классификации, исключениям, сравнениям
|
-//-
| Развитие психических процессов (память, мышление, внимание, воображение)
|
13.
| Оптические средства: бинокли, лупы, линзы
|
-//-
| Обучение использованию оптики при рассматривании вблизи и вдали
|
14.
| Набор для обводки предметов по контуру
|
-//-
| Обучение обводке по контуру, дорисовыванию частей предметов
|
15.
| Зеркало
| Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием
| Формирование восприятия своего отражения в зеркале; сравнение действительного расположения предметов в пространстве и их отражения в зеркале
|
16.
| Специальные игры для развития зрительных функций (в соответствии с этапом лечения)
| Дети с амблиопией и косоглазием
| Подготовка к лечению на аппаратах, закрепление результатов аппаратного лечения зрения
|
Развитие слухового восприятия
|
1.
| Звучащие игрушки
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение дифференцировке звуков, соотнесению их с соответствующей игрушкой; локализации звуков в пространстве
|
2.
| Фонотека магнитофонных записей (звуки живой и неживой природы, шум улицы, транспорта и т.д.)
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение дифференцировке звуков окружающего пространства, соотнесению их с источником
|
Развитие обоняния
|
1.
| Коллекция запахов (продуктов питания, растений, моющих средств, парфюмерных запахов, медицинских запахов и др.); фломастеры с различными запахами
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение дифференцированию запахов, соотнесению их с соответствующим предметом, локализации запахов в пространстве
|
Ориентировка в пространстве
|
1.
| Куклы
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Ориентировка в частях тела куклы
|
2.
| Подвижные фигурки кукол (шарнирные модели)
| Незрячие, незрячие с остаточным зрением, слабовидящие
| Изучение поз человека при ходьбе
|
3.
| Картинки-иллюстрации поз человека при ходьбе
| Слабовидящие и дети с косоглазием и амблиопией
| Изучение поз человека при ходьбе
|
4.
| Фонотека: звуки живой и неживой природы, шум улицы, транспорта
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение дифференцировке звуков окружающего пространства с целью использования этой информации в практической ориентировке
|
5.
| Набор различных запахов
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение детей дифференцированию запахов с целью использования этой информации в практической ориентировке
|
6.
| Набор объемных и плоскостных геометрических фигур
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение зрительно-осязательному обследованию, выделению характерных признаков, узнаванию. Обучение сравнению по принципу сходства и различия.
|
7.
| Набор предметов и игрушек разной формы
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение соотнесению формы предметов с эталонами формы. Обучение определению формы предметов. Обучение ориентировке в пространстве с использованием предметов разной формы в качестве ориентиров.
|
8.
| Эталоны величины
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение детей зрительно-осязательному обследованию, выделению характерных признаков, узнаванию эталонов величины.
|
9.
| Наборы одинаковых предметов, отличающихся по величине
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение соотнесению предметов по величине.
Обучение ориентировке в пространстве с использованием предметов разной величины в качестве ориентиров.
|
10.
| Эталоны цветов
| Незрячие с остаточным зрением, слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием
| Обучение детей цветоразличению
|
11.
| Набор крупных игрушек разного цвета
| Незрячие с остаточным зрением, слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием
| Обучение ориентировке в пространстве с использованием цветовых ориентиров
|
12.
| Набор мелких игрушек разного цвета
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение ориентировке в микропространстве
|
13.
| Набор игрушечной мебели
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Демонстрация детям пространственных отношений. Обучение моделированию пространственных отношений.
|
14.
| Настольный строительный конструктор
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Демонстрация детям пространственных отношений. Обучение моделированию пространственных отношений.
|
15.
| Условные обозначения различных предметов и игрушек (рельефные и плоскостные)
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Ознакомление детей с условными обозначениями предметов и игрушек; обучение соотнесению реальных предметов с их условными обозначениями
|
16.
| Схемы помещений дошкольного учреждения (рельефные и плоскостные)
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение детей чтению схем, ориентировке с помощью схем
|
17.
| Схемы различных маршрутов (рельефные и плоскостные)
| Дети с нарушением зрения всех категорий
| Обучение детей чтению схем, ориентировке с помощью схем
|
18.
| Картинки с изображениями в перспективе
| Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием
| Обучение восприятию глубины пространства и удаленности с помощью изобразительных средств
|
19.
| Трости
| Незрячие дети
| Знакомство с элементарными приемами ориентировки в пространстве с помощью трости
|