Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий. Адаптация –приспособление организма к изменившимся условиям существования; изменение чувствительности анализаторов в результате приспособления к действующим ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Адаптация – приспособление организма к изменившимся условиям существования; изменение чувствительности анализаторов в результате приспособления к действующим на них раздражителям Адаптация зрительная – приспособление зрительного анализатора к уровню яркости световых (цветовых) раздражителей, приводящее к изменениям световой(цветовой) чувствительности Адаптация социальная – процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; результат этого процесса Азбука для слепых – рельефно-точечный шрифт по системе Брайля, принятый для письма и чтения слепых Вербализм – недостаток, при котором словесное выражение у детей не соответствует конкретным представлениям и понятиям Взаимодействие анализаторов – одно из проявлений единства сенсорной сферы Внимание – форма организации психической деятельности, обеспечивающая выделение в сознании одних объектов отражения про одновременном отвлечении от других объектов Восстановительное лечение глаз – лечение, проводимое с целью восстановления зрительных функций и ликвидации патологических процессов и их последствий Вторичные дефекты у слепых и слабовидящих – дефекты, обусловленные нарушениями зрения и препятствующие развитию личности ребенка Депривация – лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма (двигательных, сенсорных и др.) Зрение – функция зрительной системы, заключающаяся в преобразовании энергии света, излученного или отраженного различными объектами Зрительно-моторные координации – содружественные движения глаз и руки как внешние перцептивные действия. При глубоких нарушениях зрения координация движений глаз и руки может быть плохо сформирована вследствие недостаточного развития навыка использования остаточного зрения Зрительная работоспособность – способность человека выполнять зрительную работу с допустимым числом негрубых ошибок в течение определенного периода времени Зрительные функции – заключаются в способности воспринимать свет, цвет, форму и пространственные отношения предметов. Различают центральное, периферическое зрение, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение Инвалид по зрению – человек, полностью или частично утративший трудоспособность вследствие дефекта зрения Когнитивный – познавательный Книги для слабовидящих – книги, напечатанные крупным шрифтом с доступными для зрительного восприятия иллюстрациями Книги для слепых -книги, напечатанные рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля с доступными для осязательного восприятия иллюстрациями Мотивация -побуждения, которые стимулируют активность ребенка и направляют его деятельность. В процессе перцептивного обучения детей с сенсорными нарушениями прежде всего следует формировать мотивацию к улучшению восприятия, побуждая их к получению возможно более четких, ясных и полных зрительных образов Моторика – двигательная активность организма, отдельных его органов и частей Мышление наглядно-действенное – вид мышления, направленный на решение практических задач посредством зрительного изучения ситуации и практического действия в ней с материальными предметами Мышление наглядно-образное – вид мышления, направленный на решение посредством наблюдения за ситуацией и оперирования образами составляющих ее предметов без практических действий с ними Мышление словесно-логическое -вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логическое рассуждение Органы чувств – нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изменениях в окружающей субъекта среде (экстерорецепция) и в его организме (интерорецепция) Объем восприятия – максимальное число правильно воспринятых одновременно объектов Опознание – сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку зрительной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию- отнесение воспринимаемого объекта к какому- либо классу Перцепция – восприятие Перцептивное поле – воспринимаемая область пространства Познавательный интерес – стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлекс Понимание- процесс осмысления явлений или предметов путем установления связей между ними Психические функции – различные формы отражательной деятельности мозга: ощущение, восприятие, память, мышление и т.д. Психическое развитие – формирование и совершенствование познавательной деятельности и черт личности человека на различных этапах его жизни Пропедевтика – введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме Различение цветов – способность воспринимать или узнавать сходство и различие между цветами, оттенками и другими свойствами одного и того же цвета, определять конкретные цвета, узнавать гармонирующие и конкретные цветосочетания, точно подбирая цвета Реабилитация – комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов Рельефный шрифт – специальный выпуклый шрифт, созданный для чтения и письма слепых Сенсорная система -синоним понятия «анализатор»; сенсорные эталоны – системы признаков объектов, которые ребенок усваивает и использует при обследовании предметов и выделении их свойств (системы светлот, цветов спектра, геометрических форм и т.д.) Самоконтроль – контроль над самим собой, над своими действиями Самосознание – осознание человеком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к внешнему миру, другим людям и самому себе Сенсорное воспитание – совокупность педагогических приемов, направленных на развитие органов чувств, совершенствование зрительных, слуховых, осязательных и других ощущений и восприятий Специальная методика -методика обучения, учитывающая особенности развития детей с отклонениями в развитии Способности -индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности Узнавание – сложная, многоступенчатая познавательная деятельность, возникающая при восприятии предметов и явлений окружающей действительности Умение – подготовленность к быстрому, точному, сознательному выполнению каких-либо действий на основе усвоенных знаний и жизненного опыта Утомление зрения (астенопия) – проявляется в субъективных жалобах на чувство утомления, тяжести, боли в глазах и голове, расплывание контуров, двоение (диплопию) изображений. Выражается в снижении работоспособности светоощущающего, нервного и двигательного аппаратов органа зрения Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова
Литература 1. Акимова А.К. Коррекционная работа над недостатками физического развития слабовидящих детей школьного возраста средствами лечебной физкультуры. - Алма-Ата: «Мектеп», 1983. 2. Арушанова А.Г. Истоки диалога (3-5 лет).- М., 2004. 3. Арушанова А.Г.Развитие диалогического общения.- М., 2003. 4. Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. – М.: Просвещение, 1982. 5. Витковская А.М. Основные направления работы с родителями детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения. // Дефектология. - 2003. - № 4. 6. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. – Л., 1982. 7. Воспитание и обучение слепого дошкольника. // Под ред. Солнцевой Л.И. – М.: Просвещение, 1967. 8. Гаук Л.Н. Сборник упражнений, песен и танцев для детей с ограниченными возможностями (на материале казахстанских композиторов). – Алматы: РНПЦ САТР, 2003. 9. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Базовый минимум содержания общеобразовательной программы дошкольного воспитания и обучения детей от 1 года до 6 лет. - Астана, 2004. 10. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрениям в семье, детском саду, начальной школе.- М., 2001. 11. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. – М.: Советский спорт, 2000. 12. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 12. 13. Денискина В.З., Петрова Г.Г. Развитие обоняния у детей с нарушениями зрения. // Дефектология. – 2005. - №4. 14. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой. – М., 1976. 15. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб, 1995. 16. Дорофеева Т.А. Формирование представлений о сенсорных возможностях младших школьников с нарушением зрения в рамках коррекционной программы «Ребенку о нем самом». // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - № 2. 17. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Владос, 2000. 18. Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей. – М.: Просвещение, 1984. 19. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. – М.: АПН РСФСР, 1956. 20. Иванникова О. Играем в русские народные игры с детьми с нарушением зрения. // Дошкольное воспитание. - 2005.- №4. 21. Иванникова О.А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушением зрения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №2. 22. Игрушки и пособия детского сада /под ред. В.М. Изгаршевой/. – М., 1982. 23. Каталог фирмы «Альма» (Россия). 24. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР // Под ред. Осокиной Т.И. – М.: Просвещение, 1998. 25. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. СПб., 2002. 26. Клушина Н.В. Формирование пространственных и геометрических представлений у слепых детей. – М.: Просвещение, 1984. 27. Коваленко Б.И. Тифлопедагогическое исследование.-М., 1959. 28. Коновалов В.Ю. Психолого-педагогические закономерности психосоматической коррекции и реабилитации. // Коррекционная педагогика. - 2005. - №3(9). 29. Короткова Н., Нежнов П. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников. // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 3. 30. Крылова Н.А. Специальные приемы и методы обучения русскому языку слабовидящих детей.- М., 1990. 31. Лисина М.И. Общение, личность и психика детей.- М,. 1997. 32. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985. 33. Мартьянова Г.Ю. Психологическая коррекция в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - № 2. 34. Методические рекомендации по организации лечения детей с косоглазием и амблиопией в специализированных дошкольных учреждениях. - М., 1978. 35. Милова Л.М. Развитие осязательного восприятия у тотально слепых младших школьников. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 1. 36. Незнамова Е.С. Система коррекционно-педагогической работы тифлопедагога по восстановлению зрения у дошкольников с амблиопией и косоглазием. // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. – Л., 1981. 37. Образовательные стандарты общего среднего образования РК: Состояние, поиск и перспективы. - Астана, 2003. 38. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях. Методические указания. – М.: Просвещение, 1978. 39. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. // Под редакцией М.И. Земцовой. - М.: Просвещение, 1978. 40. Пименова И.В. Формирование неречевых и речевых средств общения у слепых детей дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада.- М., 1973. 41. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. - Калуга, 1998. 42. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования. – М., 1991. 43. Плаксина Л.И. Развитие элементарных математических представлений у детей с косоглазием и амблиопией. – М., 1980. 44. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998. 45. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. – М., 1998. 46. Плаксина Л.И. Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в условиях сенсорного воспитания. // Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. Под ред. Плаксиной Л.И. – М., 1995. 47. Плаксина Л.И. Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир. // Дефектология. – 1985. - № 1. 48. Подольская Е.Н. Лечебная гимнастика. // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5. 49. Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения. // Дефектология. – 2002. - № 6. - 2003.- № 3. 50. Подколзина Е.Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения в их жизнедеятельности. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - №5. 51. Подколзина Е.Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения. // Дефектология. – 2005. - № 3. 52. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. // Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2004. 53. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание.- 2002. - № 1. 54. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. – М.: Логос, 1995. 55. Проблемы кадрового обеспечения коррекционно-педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. // Дошкольное воспитание. – 1998. -№ 5. 56. Программа «Балбобек». – Алматы, 1999. 57. Программа обучения, воспитания и развития в детском саду. // Под ред. Комаровой Т.С., Гербовой В.В., Васильевой М.А. Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1-4, 6-9. 58. Программа развития и воспитания дошкольников в детском саду и семье. - Алматы, 1997. 59. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. – М.: Экзамен, 2003. 60. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. // Под ред. Шипицыной Л.М. - М., 2003. 61. Психолого-медико-педагогическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Под ред. Р.А. Сулейменовой: Учебно-методическое пособие. – Алматы, 2000. 62. Ремезова Л. Рекомендации по обучению конструированию детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. // Дошкольное воспитание. - 1999.- № 3. 63. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей). - СПб., - 2001. 64. Селиверстов В. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 12. 65. Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей. М.: Просвещение, 1983. 66. Советы офтальмолога для воспитателей, работающих с детьми, имеющими недостатки зрения. // Дошкольное воспитание. - 1998.- № 9. 67. Солнцева О. Играем в сюжетные игры. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. 68. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1980. 69. Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М., 1998. 70. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. - Алма-Ата: «Мектеп», 1989. 71. Ткачева В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - № 2. 72. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999. 73. Тупоногов Б.К. Использование офтальмоэргономических рекомендаций в ходе предметного преподавания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III и IV видов. // Дефектология. – 2003.-№ 2. 74. Филичева Т.Б., Г.В. Чиркина Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М., 1993. 75. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. // Ред. Плаксина Л.И. - Калуга: Адель, 1998. 76. Хорош С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. - М., 1983. 77. Чигринова И. П. Развитие речи слабовидящих учащихся.- Киев, 1983. 78. Школа 2100 / Под. ред. А.А. Леонтьева.- М., 1999. 79. Шерьяздановой Х.Т. Учите детей общению. - Алма-Ата, 1992.
|