Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы стимулирования и мотивации ученика
· методы стимулирования и мотивации интереса к учению · методы стимулирования и мотивации долга и ответственности Методы контроля и самоконтроля в обучении. · методы устного контроля и самоконтроля · методы письменного контроля и самоконтроля · методы лабораторного и практического контроля и самоконтроля. Самостоятельная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах, от постановки проблемы до осуществления контроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковой характер. Условия самостоятельной работы: · Ученик должен быть заинтересован в ее выполнении, что поддерживается ясностью задачи и осознанием важности ее выполнения · Учитель должен заранее подготовить материалы для выполнения СР · Уровень сложности должен предполагать возможности ученика · Целесообразно давать дифференцированные работы, исходя из успешности и подготовленности отдельных групп учащихся. · Работа должна быть проверена, ошибки исправлены, а результаты оценены. ПК – универсальное обучающее ср-во, которое может быть с успехом использовано на уч. Занятиях ПК может способствовать активному включению учащегося в процесс обучения, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала. Мультимедийность. Виды обучающих компьютерных программ: · Иллюстрирующие · Консультирующие · Программы-тренажеры · Программы обучающего контроля · Операционные среды Хорошими возможностями обладают программы реализующие проблемное обучение. В трудовом и профессиональном обучении особенно полезны программы моделирующие конкретные ситуации, так как они способствуют стимулированию принятий самостоятельных решений в различных обстоятельствах Формы обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, воспитателей и воспитанников, осуществляемой в определенном порядке и режиме. · Индивидуальное обучение · Индивидуально-групповое · Лекционно-семинарское · Классно-урочная система · Белл-ланкастерская система взаимного обучения · Батавская система · Дальтон-план · Бригадно-лабараторная система · Метод проектов Урок – динамичная и вариативная форма обучения, при которой в течении точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся в специально отведенном месте с учетом особенностей каждого ученика путем использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей. Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах. Дидактические основы построения урока: · Организация начала урока · Постановка цели и задачи урока · Проверка домашнего задания · Объяснение · Закрепление · Повторение · Домашнее задание · Подведение итогов урока Типы уроков: · Урок изучение нового материала. Необходимость в нем возникает, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему. · Урок закрепление. Завершение изучения целой темы требует проведение особого типа урока, посвященного закреплению знаний, обработке в специальных упражнениях умений и навыков. · Уроки обобщения и повторения. Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. · Урок контроля Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку диагностику состояния обученности учащихся, эффективности работы учителя и учащихся, получение обратной информации. · Комбинированный урок В его структуре так или иначе присутствуют все элементы урока. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической обработки и освоения школьниками учебного материала. Повышение эффективности урока: · создание свободной творческой максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и доверии к школьникам · формирования высокого уровня мотивации учебной деятельности · вооружение учащихся умениями и навыками учиться, формирование учебной деятельности · практическая направленность обучения, обеспечивающая овладение прочными умениями и навыками, облегчающими учение и дающими школьникам уверенность в своих силах · организация на уроках условий для творческой деятельности, как учащихся, так и учителя Проверка знаний учащихся: После завершения каждого этапа обучения и воспитания необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать сделанным, а что придется повторить. Для выяснения этого используется диагностика – общий способ получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса. В задачи ее входит анализ процессов и результатов: • развития школьников (готовности к школьному образованию, темпов созревания психических функций, достигнутых сдвигов); • обучения (объем и глубина обученности, умение использовать накопленные знания, умения, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности и др.); • воспитания (уровень воспитанности, глубина и сила нравственных убеждений, сформированности нравственного поведения и т.д.). Виды, методы и формы контроля: – наблюдение за работой учеников; – устный индивидуальный опрос; – фронтальный опрос; – групповой опрос; – письменный контроль; – комбинированный опрос (уплотненный); – тестовый контроль; – программированный контроль; – практический контроль; – самоконтроль. В нынешней теории понятия «оценка», «контроль», «проверка», «учет» не во всех учебниках и не всеми специалистами трактуются одинаково. Общим понятием выступает «контроль», означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений. Выявление и измерение называют проверкой. Количественное значение уровня обученности получается тогда, когда оценку определяют как соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями (Ф) и общим объемом их, предложенным для усвоения (П). Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется из соотношения: где О – оценка успеваемости (обученности, продуктивности), Ф – фактический объем усвоенных знаний, умений, П – полный объем знаний, умений, предложенных для усвоения. Как видим, показатель усвоения (оценка) здесь колеблется между 100 % – полное усвоение информации, 0 % – полное отсутствие такового. Неуспеваемость учащихся – несоответствие учебных успехов учащегося требованиям учебной программы Причины неуспеваемости: * социально-экономические, * биопсихического характера * педагогические 3. Теория воспитания. Воспитание как педагогическое явление определяется следующим образом: · как целенаправленная проф. Деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни его мотивов и ценностей · целенаправленная управляемая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в систему изменения, способствующее оптимальному развитию детей. · Целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности. Движущие силы и закономерности воспитательного процесса являются следующие противоречия, разрешение которых происходит через формирование более высоких уровней деятельности и появление новых потребностей: · между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворить · возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности · растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности
|