Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семья и школа ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
функции школы в работе с родителями: · обучающая, способствующая развитию у родителей готовности и умения быть учителем и воспитателем своих детей. · Воспитывающая, способствующая повышению воспитательного потенциала у родителей · Развивающая, оказывающая влияние на личностный рост родителей · Исследовательская, проявляющаяся в умении диагностировать проблемы семьи · Информативная, обеспечивающая постоянный обменинформации между педагогом и родителями · Корректирующая, помогает провести коррекцию семейных отношений · Прогностическая, помогает понять характер развития личности ребенка в семье и спланировать совместно с родителями перспективу этого развития · Организационная, проявляющаяся в умении организовать разнообразные формы сотрудничества родителей и детей с образовательным учреждением · Координирующая, проявляющаяся привлечь к проблемам семьи разных специалистов Направления взаимодействия школы и родителей: · педагогическая диагностика семьи, особенностей семейного воспитания · формирование мотивации родителей к взаимодействию со школой · Создание условий для активного участия родителей в управлении процессом образования и воспитания и его демократизации · Активное вовлечение семьи в воспитательный процесс · Создание в рамках образовательного учреждения условий для развития творческих способностей детей · Сотрудничество в сфере валеологических проблем · Оказание посреднической помощи семье в гармонизации отношений с социумом · Сотрудничество в организации досуга и отдыха детей · Создание условий для создания и развития родительских общественных объединений Формы взаимодействия с семьей: · Коллективные и групповые формы взаимодействия образовательного учреждения и родителей · Формы организации совместной деятельности родителей и детей в школе · Формы взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования, социальных центров Социальные институты как участники воспитания. Общественные институты: - средства массовой информации, - учреждения науки, культуры, - производственно-технические и бытовые предприятия, - театры, - музеи, - общественные организации, - неформальные объединения, - специальные организации и учреждения для работы с подростками вне школы. - Внешкольные учреждения для детей и подростков. 4. Основы дошкольной педагогики. Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г. г.) создал первую систему дошкольного воспитания. В своих трудах Я. А.Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка: -указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; -разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школе. Для детей от рождения до б лет предназначается " материнская школа" -выдвинул идею природособразности воспитания; -созданное им пособие " Видимый мир в картинках" положило начало наглядному ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни;, -обосновал необходимость широкого использования наглядных методов в воспитательно-образовательной работе с детьми; -важной задачей воспитания детей до б лет считал развитие органов чувств, речи и представлений об окружающем; -предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук. Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному; Швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г. г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию, -основной задачей воспитания считал формирование нравственного облика ребенка, отвергая нравоучения как средство нравственного воспитания, стремился развить у детей любовь прежде всего к матери, затем к сверстникам и взрослым, воспитать чувство долга, справедливости путем упражнения и нравственных поступков; -выдвинул идею соединения производительного труда с обучением; -разработал идею элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет. Первоначальное обучение должно основываться на этих элементах; -уделял большое внимание разработке задач, содержания и методов дошкольного воспитания ребенка в семье; -в умственном воспитании на первое место выдвигал развитие мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений; -создал " Книгу матерей", где он писал о том, что мать, как основная воспитательница, должна развивать физические силы ребенка с раннего возраста, прививать ему трудовые навыки, вести его к познанию окружающего мира, воспитывать любовь к людям. Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782-1852 г. г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек - маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Назначение человека - выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения. Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть" даров". Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость, Абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т. д. МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952 г. г.) - итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге " Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания. Ее прогрессивные идеи: -впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения; -для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование; -определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид. материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей; -наряду с основной формой воспитания и обучения детей - самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность -создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства. Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори: -строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения; -детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей; -исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям; -считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой. К. Д.УШИНСКИЙ (1824 - 1870 г. г.) - основоположник русской, в частности, дошкольной педагогики. Его мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории. Считал, что необходимо создать систему народного воспитания, отвечающую потребностям, интересам народа (воспитание патриотизма, национальной гордости, любви к труду; знание народной культуры, родного языка, произведений устного народного творчества). Создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (игра - деятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда; воспитатель не должен вмешиваться; большое значение имеет игрушки; важно использовать народные игры). Признавал теснейшую связь эстетического и нравственного воспитания дошкольников. С.СИМОНОВИЧ (1640 - 1933 г. г.) рассматривала детский сад как подготовительную ступень я школьному обучению. Она выдвинула мысль о создании в детском саду элементарного класса для детей от 6 до 7 лет. Определила цель и назначение детского сада, стремилась установить общие и специальные задачи детского сада и начальной школы, исходя из психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечала, что взаимоотношения воспитателя с детьми в детском саду должны строиться пе образцу семейных отношений. Е. Н.ВОДОВОЭОВА ( 1644 - 1923 г. г.) первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста, начиная с раннего. В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста положила идею народности воспитания. Большое значение придавала физическому воспитанию детей и трудовому воспитанию как одной из сторон нравственного и т. д. П. Ф.ЛЕСГАФТ (1837 - 1909 г. г.) - ученый и педагог - доказал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения, считал необходимым для воспитателей, родителей изучение детей в процессе повседневной жизни и воспитательной работы. В своей книге " Семейное воспитание ребенка и его значение" изложил научные основы семейного воспитания детей; выдвинул главные требования к организации воспитания в семье, писал о недопустимости телесных наказаний детей, о важности роли игры и игрушек в воспитании детей. Создал оригинальную теорию физического воспитания, в соответствии с которой на первое место в анатомо-фиэиологическом совершенствовании организма детей он поставил двигательные упражнения, умение сознательно управлять отдельными движениями, преодолевать препятствия с возможно большей ловкостью и наименьшей затратой энергии. Физическое воспитание он считал важным средством всестороннего развития личности, тесно связанным с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Источники дошкольной педагогики: - изучение наследия прошлого, - научно-экспериментальные исследования, - передовой опыт детского сада, - данные смежных наук Воспитание личности ребенка.
|