Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 9 практика диагностики организационной культуры российских предприятий и организаций
§9.1 ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «СИБИРСКИЙ ПАРК»38 000 «Сибирский парк» — одна из ландшафтных организаций малого бизнеса г. Новосибирска. Основными направлениями деятельности организации является выращивание посадочного материала, продажа декоративных и плодово-ягодных растений, дизайн-проект участка, комплекс услуг по реализации дизайн-проекта. Организация работает как с юридическими, так и с физическими лицами. Численность работников находится в пределах 25—30 человек. Диагностика проводилась по методике К. Камерона и Р. Куинна, усовершенствованной А. Балашовым и А. Непомнящим [1, с. 52—54]. По анкете, описанной в п. 6.4 методики (приложение 7), были опрошены 10 сотрудников этой организации. Каждый опрошенный сотрудник 000 «Сибирский парк» должен был распределить 100% между двумя конкурирующими утверждениями, характеризующими тот или иной тип культуры. В первом разделе анкеты респонденты оценивали важнейшие (ключевые) характеристики организационной культуры: «гибкость-стабильность», «внутренняя ориентация — внешняя ориентация». Например, по характеристике организационной культуры «гибкость — стабильность» респонденты распределили 100% между двумя утверждениями следующим образом (табл. 9.1). Средняя оценка по ответам 10 респондентов определена как среднеарифметическое из десяти чисел. По первому утверждению она составила 59, 5%, а по второму утверждению — 40, 5%. По второй важнейшей характеристике организационной культуры «внутренняя ориентация — внешняя ориентация» распределение 100% между двумя конкурирующими утверждениями представлены в табл. 9.2. Из таблицы 9.2 видно, что средняя оценка по ответам 10 респондентов по первому утверждению составила 30%, а по второму — 70%. Утверждения во втором разделе анкеты, в которых отражаются дополнительные характеристики организационной культуры, расположены попарно так, что они являются альтернативными (конкури- Анализ организационной культуры ООО «Сибирский парк» проведен студентом СибУПК А. Писковец в выпускной квалификационной работе (руководитель А. Балашов).
рующими) по направлениям «клановая культура — рыночная культура» и «адхократическая культура — бюрократическая культура». Веса предпочтений по двум конкурирующим утверждениям в сумме также должны составлять 100%. Обработка ответов респондентов по этим характеристикам произведена в аналогичном порядке. Например, по характеристике организационной культуры «связующая сущность организации» были получены следующие распределения 100% между двумя парами конкурирующих утверждений (табл. 9.3). Первая пара утверждений — это конкурирующие между собой аспекты кланового и рыночного типа культуры. Вторая пара утверждений — это конкурирующие между собой аспекты адхократической и бюрократической культуры. Средняя оценка по ответам 10 респондентов по первому утверждению первой пары составила 44, 5%, по второму — 55, 5%. Во второй паре утверждений оценки соответственно составили — 71% и 29%. Аналогичным образом обобщены результаты опроса респондентов по характеристикам культуры: «стратегические цели», «общий стиль лидерства», «стиль менеджеров при управлении работниками» и «критерии успеха». Средние оценки респондентов по характеристикам культуры, полученные по результатам анкетирования сотрудников из табл. 9.1— 9.3 и таблиц, составленных по результатам опроса по другим характеристикам, перенесены в табл. 9.4. Для более наглядного представления и описания полученных результатов, содержащихся в табл. 9.4, построен графический профиль организационной культуры ООО «Сибирский парк» (рис. 9.1). Из рисунка 9.1 видно, что большая часть профиля расположена в области рыночной культуры, наименьшая — в области клановой. Оценки организационной культуры, указывающие на рыночный тип, колеблются от 40, 5% по характеристике «гибкость — стабильность», до 70% по характеристике «внутренняя ориентация — внешняя ориентация». Следовательно, в ООО «Сибирский парк» доминирует рыночный тип организационной культуры. Очень широко в ней представлены также элементы бюрократической культуры. Высокая оценка респондентами ключевой характеристики «внешняя ориентация» (70%) указывает на то, что организация не замыкается на решении внутренних проблем, а больше внимания в своей деятельности уделяет своим покупателям. В культуре данной организации оценены положительно такие характеристики, как «стиль менеджеров при управлении работниками» (56%), «критерии успеха» (58%). Это означает, что в организации
высоко ценится стремление к обеспечению конкурентоспособности, а успех определяется на основе опережения конкурентов. В организационной культуре ООО «Сибирский парк» респонденты оценили высоко и некоторые характеристики, присущие другим типам культуры. Например, на вопрос: «Что связывает воедино организацию?» большинство респондентов отдали предпочтение утверждению: «приверженность новаторству и совершенствованию, ориентация на быстрый рост». Это утверждение относится к адхо-кратическому типу культуры. Самую низкую оценку получила характеристика культуры «внутренняя ориентация» (30%). Но это следует оценить с положительной стороны, так как организация не замыкается на решении внутренних проблем, а в большей мере сфокусирована на изучении и удовлетворении спроса покупателей. В целом можно утверждать, что культура 000 «Сибирский парк» в основном соответствует целям и стратегии организации. §9.2 ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «МЕРКУРИ»39 000 «Меркури» находится в г. Новосибирске. Учредители общества — физические лица. Основными видами деятельности является розничная торговля мужской, женской и детской одеждой. Численность сотрудников не превышает 50 человек. Диагностика культуры проведена по методике К. Камерона и Р. Куинна, усовершенствованной А. Балашовым и А. Непомнящим [1]. Была также использована предложенная ими анкета (приложение 7). Всего было опрошено 15 человек. Ответы респондентов обработаны по названной выше методике так, как это сделано в § 9.1. Обобщенные результаты опроса работников показаны в табл. 9.5. Из данных табл. 9.5 видно, что оценки характеристик организационной культуры, указывающие на рыночный тип культуры 000 «Меркури», колеблются от 49, 67% по характеристике «гибкость-стабильность» до 90, 33% по характеристике «внутренняя ориентация — внешняя ориентация». В целом же данный тип культуры получил 74, 1%. Графическое изображение профиля организационной культуры 000 «Меркури» на круговой диаграмме представлено на рис. 9.2. Из рисунка 9.2 видно, что большая часть профиля расположена в области рыночной культуры. Наименьший удельный вес профиля культуры занимает клановый тип. На графическом профиле показаны также индексы базисных типов культуры, по наибольшему значению которых определяется доминирующий тип. Наибольший индекс культуры, равный 0, 4911, у рыночного типа, который подтверждает доминирование рыночного типа культуры в ООО «Меркури» [ 1, с. 55-58]. Обсуждение полученных результатов с руководителями, специалистами и рядовыми работниками данной организации подтвердило соответствие полученных оценок и существующей культуры.
|