Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9 практика диагностики организационной культуры российских предприятий и организаций






§9.1 ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «СИБИРСКИЙ ПАРК»38

000 «Сибирский парк» — одна из ландшафтных организаций ма­лого бизнеса г. Новосибирска. Основными направлениями деятель­ности организации является выращивание посадочного материала, продажа декоративных и плодово-ягодных растений, дизайн-проект участка, комплекс услуг по реализации дизайн-проекта. Организация работает как с юридическими, так и с физическими лицами. Числен­ность работников находится в пределах 25—30 человек.

Диагностика проводилась по методике К. Камерона и Р. Куинна, усовершенствованной А. Балашовым и А. Непомнящим [1, с. 52—54]. По анкете, описанной в п. 6.4 методики (приложение 7), были опро­шены 10 сотрудников этой организации. Каждый опрошенный со­трудник 000 «Сибирский парк» должен был распределить 100% между двумя конкурирующими утверждениями, характеризующими тот или иной тип культуры.

В первом разделе анкеты респонденты оценивали важнейшие (ключевые) характеристики организационной культуры: «гибкость-стабильность», «внутренняя ориентация — внешняя ориентация».

Например, по характеристике организационной культуры «гиб­кость — стабильность» респонденты распределили 100% между дву­мя утверждениями следующим образом (табл. 9.1).

Средняя оценка по ответам 10 респондентов определена как сред­неарифметическое из десяти чисел. По первому утверждению она составила 59, 5%, а по второму утверждению — 40, 5%.

По второй важнейшей характеристике организационной культу­ры «внутренняя ориентация — внешняя ориентация» распределение 100% между двумя конкурирующими утверждениями представлены в табл. 9.2.

Из таблицы 9.2 видно, что средняя оценка по ответам 10 респон­дентов по первому утверждению составила 30%, а по второму — 70%.

Утверждения во втором разделе анкеты, в которых отражаются дополнительные характеристики организационной культуры, распо­ложены попарно так, что они являются альтернативными (конкури-

Анализ организационной культуры ООО «Сибирский парк» проведен сту­дентом СибУПК А. Писковец в выпускной квалификационной работе (руково­дитель А. Балашов).




 


рующими) по направлениям «клановая культура — рыночная куль­тура» и «адхократическая культура — бюрократическая культура». Веса предпочтений по двум конкурирующим утверждениям в сумме также должны составлять 100%.

Обработка ответов респондентов по этим характеристикам про­изведена в аналогичном порядке. Например, по характеристике ор­ганизационной культуры «связующая сущность организации» были получены следующие распределения 100% между двумя парами кон­курирующих утверждений (табл. 9.3).

Первая пара утверждений — это конкурирующие между собой аспекты кланового и рыночного типа культуры. Вторая пара утверж­дений — это конкурирующие между собой аспекты адхократической и бюрократической культуры. Средняя оценка по ответам 10 респон­дентов по первому утверждению первой пары составила 44, 5%, по второму — 55, 5%. Во второй паре утверждений оценки соответствен­но составили — 71% и 29%.

Аналогичным образом обобщены результаты опроса респонден­тов по характеристикам культуры: «стратегические цели», «общий стиль лидерства», «стиль менеджеров при управлении работниками» и «критерии успеха».

Средние оценки респондентов по характеристикам культуры, по­лученные по результатам анкетирования сотрудников из табл. 9.1— 9.3 и таблиц, составленных по результатам опроса по другим харак­теристикам, перенесены в табл. 9.4.

Для более наглядного представления и описания полученных ре­зультатов, содержащихся в табл. 9.4, построен графический профиль организационной культуры ООО «Сибирский парк» (рис. 9.1).

Из рисунка 9.1 видно, что большая часть профиля расположена в области рыночной культуры, наименьшая — в области клановой. Оценки организационной культуры, указывающие на рыночный тип, колеблются от 40, 5% по характеристике «гибкость — стабильность», до 70% по характеристике «внутренняя ориентация — внешняя ори­ентация».

Следовательно, в ООО «Сибирский парк» доминирует рыночный тип организационной культуры. Очень широко в ней представлены также элементы бюрократической культуры.

Высокая оценка респондентами ключевой характеристики «внеш­няя ориентация» (70%) указывает на то, что организация не замыка­ется на решении внутренних проблем, а больше внимания в своей деятельности уделяет своим покупателям.

В культуре данной организации оценены положительно такие характеристики, как «стиль менеджеров при управлении работника­ми» (56%), «критерии успеха» (58%). Это означает, что в организации




 


высоко ценится стремление к обеспечению конкурентоспособности, а успех определяется на основе опережения конкурентов.

В организационной культуре ООО «Сибирский парк» респонден­ты оценили высоко и некоторые характеристики, присущие другим типам культуры. Например, на вопрос: «Что связывает воедино ор­ганизацию?» большинство респондентов отдали предпочтение ут­верждению: «приверженность новаторству и совершенствованию, ориентация на быстрый рост». Это утверждение относится к адхо-кратическому типу культуры.

Самую низкую оценку получила характеристика культуры «вну­тренняя ориентация» (30%). Но это следует оценить с положитель­ной стороны, так как организация не замыкается на решении вну­тренних проблем, а в большей мере сфокусирована на изучении и удовлетворении спроса покупателей.

В целом можно утверждать, что культура 000 «Сибирский парк» в основном соответствует целям и стратегии организации.


§9.2 ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «МЕРКУРИ»39

000 «Меркури» находится в г. Новосибирске. Учредители обще­ства — физические лица. Основными видами деятельности является розничная торговля мужской, женской и детской одеждой. Числен­ность сотрудников не превышает 50 человек.

Диагностика культуры проведена по методике К. Камерона и Р. Куинна, усовершенствованной А. Балашовым и А. Непомнящим [1]. Была также использована предложенная ими анкета (приложение 7).

Всего было опрошено 15 человек. Ответы респондентов обрабо­таны по названной выше методике так, как это сделано в § 9.1. Обо­бщенные результаты опроса работников показаны в табл. 9.5.

Из данных табл. 9.5 видно, что оценки характеристик организа­ционной культуры, указывающие на рыночный тип культуры 000 «Меркури», колеблются от 49, 67% по характеристике «гибкость-ста­бильность» до 90, 33% по характеристике «внутренняя ориентация — внешняя ориентация». В целом же данный тип культуры получил 74, 1%.

Графическое изображение профиля организационной культуры 000 «Меркури» на круговой диаграмме представлено на рис. 9.2.

Из рисунка 9.2 видно, что большая часть профиля расположена в области рыночной культуры. Наименьший удельный вес профиля культуры занимает клановый тип. На графическом профиле показаны также индексы базисных типов культуры, по наибольшему значению которых определяется доминирующий тип. Наибольший индекс куль­туры, равный 0, 4911, у рыночного типа, который подтверждает доми­нирование рыночного типа культуры в ООО «Меркури» [ 1, с. 55-58].

Обсуждение полученных результатов с руководителями, специа­листами и рядовыми работниками данной организации подтвердило соответствие полученных оценок и существующей культуры.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал