Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Между уровнем развития организационной культуры и показателями эффективности предприятий
При определении наиболее значимых характеристик культуры, оказывающих влияние на эффективность деятельности организации, автор, так или иначе, опирался на исследования зарубежных ученых. При этом, естественно, возникал вопрос: есть ли устойчивая связь между организационной культурой российских предприятий (преимущественно небольших по численности сотрудников) и эффективностью их деятельности? Поэтому была поставлена цель, разработать методику для проверки тесноты связи между характеристиками культуры и эффективностью деятельности организаций. Методика состоит из трех четко различимых разделов (этапов): 1. Определение уровня развития четырех наиболее значимых характеристик организационной культуры (адаптивность, миссия, взаимодействие, вовлеченность) и ее общего уровня в однородной совокупности предприятий. 2. Обоснование, сбор и обобщение показателей эффективности деятельности предприятий. 3. Определение тесноты связи между показателями эффективности предприятий и их культурой. Для наглядности и лучшего усвоения читателями сущности и содержания методики, одновременно с изложением материала проводится ее апробация. Апробация методики проведена на материалах потребительских обществ Иркутской области, оказывающих услуги для сельских жителей области. Это однородная совокупность организаций системы потребительской кооперации, выполняющих одни и те же функции. Поэтому данная совокупность организаций может быть использована для проверки гипотезы о наличии корреляционных связей между уровнем развития культуры и показателями эффективности деятельности данных потребительских обществ. 9.6.1 Определение наиболее значимых характеристик организационной культуры однородной совокупности предприятий Для качественной и количественной оценки характеристик организационной культуры предприятий использовалась усовершенствованная автором и А. Непомнящим методика Д. Денисона. Характеристики организационной культуры, оказывающие наибольшее влияние на эффективность деятельности компаний (по Де-нисону): • Адаптивность (перемены в компании, ориентир на потребителя, организационное обучение). • Миссия (стратегическое планирование, постановка целей, видение). • Взаимодействие (координация, согласие, ценности). • Вовлеченность (развитие способностей, работа в команде, ответственность и полномочия) (см. главу 8, §8.2). Сбор первичной информации о культуре предприятий осуществлялся на основе ответов респондентов на вопросы анкеты (приложение 9). В анкете содержится пять вопросов на один индикатор характеристики культуры. На каждый вопрос предложено пять вариантов ответов типа: да, в основном да, иногда да, в основном нет, нет и т.п., которые при обработке анкет переводятся в баллы. Обработка ответов респондентов производится по методике, изложенной в §8.2. В качестве респондентов выступали руководители, специалисты и рядовые работники потребительских обществ Иркутской области. Как правило, в каждом обществе было не менее десяти респондентов. Огромную помощь в организации анкетирования сотрудников районных потребительских обществ оказали руководители и специалисты областного Союза потребительских обществ. Заполненные респондентами анкеты обработаны в следующей последовательности: • ответы респондентов переведены в баллы (от 0 до 1, 0); • по каждому респонденту определена средняя оценка каждого индикатора как среднее арифметическое оценок респондента на пять вопросов; • рассчитаны средние значения индикаторов по потребительским обществам; • на основе значений оценок индикаторов определены средние показатели характеристик организационной культуры; • на заключительном этапе определен общий уровень развития организационной культуры в целом как среднее значение четырех характеристик. Сводные результаты расчетов общих оценок организационных культур потребительских обществ данной области представлены в табл. 9.16. Данные в итоговой графе табл. 9.16 будут использоваться в дальнейших расчетах. 9.6.2 Сбор и обобщение показателей эффективности При обосновании показателей для оценки эффективности деятельности этих предприятий учитывались такие факторы, как доступность и простота сбора информации, ее сопоставимость и пригодность для проведения корреляционно-регрессионного анализа. Исходя из этой посылки, на наш взгляд, более приемлемыми для данного исследования являются: 1) уровень рентабельности, 2) темп роста выручки. При этом уровень рентабельности рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Эти показатели определяются на основе данных, содержащихся в форме годового Отчета о финансовых результатах. Для дальнейших расчетов будут использоваться данные об уровне рентабельности и темпам роста выручки, содержащиеся в гр. 5 и 8 табл. 9.17. 9.6.3 Определение тесноты связи между характеристиками Итак, нами получены два массива информации по потребительским обществам Иркутской области. В таблице 9.16 содержится информация об уровне развития их организационной культуры, в табл. 9.17 — показатели эффективности деятельности этих организаций. Для определения тесноты связи между этими показателями предлагается использовать метод ранговой корреляции. Расчет коэффициентов корреляции рангов Спирмена (Rc), показывающих тесноту связи между уровнем развития культуры и показателями эффективности, будет производиться традиционным способом по формуле [3, с. 217] где di — разность рангов между факторным (уровень развития организационной культуры) и результативным показателем эффективности /-го потребительского общества; п — количество единиц выборки (в нашем случае количество потребительских обществ); Та и Тъ — поправки на одинаковые ранги потребительских обществ, соответственно в первом (факторном) и втором (результативном) массивах информации.
Для расчета коэффициентов ранговой корреляции по формуле (1) необходимо: 1) провести ранжирование потребительских обществ по уровню развития организационной культуры и показателям эффективности; 2) найти отклонения рангов (в данном случае это разность межу рангами потребительских обществ по уровню развития культуры и, соответственно, рангами по уровню рентабельности и темпу прироста выручки); 3) рассчитать поправки Та и Тб на одинаковые ранги в массивах организационной культуры и показателей эффективности. Ранжирование потребительских обществ по уровню развития организационной культуры проведено на основе данных табл. 9.16. При этом ранг, равный 1, присвоен Тулунскому райпо, имеющему самый низкий уровень развития организационной культуры (0, 42 балла). Остальным потребительским обществам присвоены ранги в соответствии с правилами ранжирования. Аналогичным образом на основе данных табл. 9.17 проведено ранжирование этих предприятий по уровню рентабельности и темпу роста выручки (табл. 9.18). На основе данных табл. 9.18 находим разность рангов между уровнем развития культуры и показателями эффективности (d; ), а также квадрат разности рангов (ds2) по всем потребительским обществам (табл. 9.19). Поправки Та и Тб на одинаковые ранги потребительских обществ в массиве уровня развития организационной культуры и в массивах показателей эффективности определены по формуле [3, с. 217]. Поправка Та составила 2, 5; Тб — 1 и 0 соответственно. Коэффициент ранговой корреляции (Rc) между уровнем развития культуры и уровнем рентабельности определяется путем подстановки в приведенную выше формулу данных, полученных расчетным путем. Он составил 0, 642 [1 - ((6 х 162, 5) + 2, 5 + 1, 0)/(14(142 - 1))]. Аналогичным образом определен коэффициент ранговой корреляции (RL) между уровнем развития культуры и темпом прироста выручки, который составил 0, 752. Статистическая оценка выполненных расчетов проведена путем сравнения полученных коэффициентов корреляции с табличным (или критическим) показателем RK„m, значение которого отыскивается по специальной таблице [2, с. 97], При этом если окажется, что Rc > Якрт, то с заданной степенью вероятности (обычно 95%) можно утверждать, что между рассматриваемыми числовыми значениями существует корреляционная связь. Так, для уровня вероятности допустимой ошибки в прогнозе в размере 5% (а = 0, 05) и числа измерений П ~ 14 (14 потребительских обществ) табличное значение Лкрит = 0, 534. В наших расчетах коэффициент корреляции между уровнем развития культуры и уровнем рентабельности составил 0, 642, а между уровнем развития культуры и темпом роста выручки — 0, 752. Следовательно, между уровнем развития культуры и показателями эффективности, при заданном уровне вероятности 95%, существует корреляционная связь. Качественная оценка тесноты связи между рассматриваемыми совокупностями показывает, что влияние уровня развития организационной культуры на уровень рентабельности оценивается как «заметное», а на темп роста выручки как «сильное» [2, с. 17]. > Таким образом, была разработана и апробирована методика оценки влияния организационной культуры на показатели эффективности предприятий. Гипотеза о наличии корреляционных связей между уровнем развития организационной культуры и показателями эффективности в организациях системы потребительской кооперации подтверждена. Исследования показали, что потребительские общества с более высоким уровнем развития организационной культуры имеют, как правило, более высокие экономические показатели. Выводы 1. В результате диагностики организационной культуры ООО «Сибирский парк» и ООО «Меркури» по усовершенствованной методике OCAI К. Камерона и Р. Куинна установлено, что в этих организациях доминирует рыночный тип организационной культуры. Кроме того, в ООО «Сибирский парк» развиты элементы бюрократического типа культуры, а в ООО «Меркури» — адхократического. Обсуждение полученных результатов с руководителями, специалистами рядовыми работниками подтвердило соответствие полученных оценок и существующих культур в этих организациях. Это говорит о том, что данная методика может использоваться для диагностики организационной культуры других предприятий и организаций. 2. В ООО «Сибирский парк» проведена также апробация усовер Данная методика была также апробирована на материалах организаций потребительской кооперации Новосибирской области. Было установлено, что в их организационной культуре преобладают характеристики, сложившиеся в прошлые годы, а характеристики, присущие рыночной экономике, развиты пока недостаточно. Этот вывод не оспаривается большинством организаций и в областном совете потребительских обществ Новосибирской области. Следовательно, усовершенствованная автором совместно с А. Непомнящим методика Денисона может использоваться для анализа, сравнения и обоснования предложений по развитию организационной культуры других предприятий и организаций. 3. Разработанная О.Г. Тихомировой и автором данного учебного пособия методика диагностики культуры на основе типологии Ч. Хэнди апробировалась в ООО «Доршецпроект». На утверждения анкеты получены ответы от семи респондентов. Установлено, что в ООО «Дорспецпроект» доминирует культура Задачи. Беседы с руководителями и специалистами данной организации подтвердили адекватность полученных результатов. Следовательно, ее можно использовать при анализе культуры других организаций. 4. Для подтверждения влияния организационной культуры на экономические показатели деятельности организаций автором разработана и апробирована на материалах потребительских обществ системы потребительской кооперации Иркутской области методика определения тесноты связи между характеристиками культуры и эффективностью деятельности организаций. Гипотеза о наличии корреляционных связей между уровнем развития организационной культуры и показателями эффективности в организациях системы потребительской кооперации подтверждена. Исследования показали, что потребительские общества с более высоким уровнем развития организационной культуры имеют, как правило, более высокие экономические показатели. Следовательно, можно утверждать, что организационная культура оказывает аналогичное влияние и на другие предприятия и организации. Рекомендуемая литература 1. Балашов АЛ. Диагностика организационной культуры [Текст]: монография / А.П. Балашов, А.В. Непомнящий. — Новосибирск: Сиб. ун-т потреб, кооперации, 2011. 2. Бараз В.Р. Корреляционно-регрессионный анализ связи показателей коммерческой деятельности с использованием программы Excel [Текст]: учеб. пособие / В.Р. Бараз. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2005. 3. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О.Ю. Ермолаев. — М.: ФЛИНТА, 2003. 4. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры [Текст]/ К. Камерон, Р. Куинн. — СПб.: Питер, 2001. 5. Тихомирова О.Г. Организационная культура: Формирование, развитие и оценка [Текст]: учеб. пособие/ О.Г. Тихомирова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. Ключевые термины и понятия Адаптация организации к внешней среде — 1) реакция организация на требования внешней среды; 2) выживание организации на рынке, нахождение ею своей рыночной ниши, формирование отношений с деловыми партнерами, потребителями, другими участниками рынка. Адаптивность — характеристика организационной культуры, указывающая на склонность организации гибко приспосабливаться к изменениям внешней среды, на способность к инновациям. Адхократическая культура — тип организационной культуры в классификации, разработанной К. Камероном и Р. Куинном. В организациях с адхократическим типом культуры формальности сводятся к минимуму, ключевыми факторами в ней являются компетентность, инициатива и свобода действий. Анкета — 1) документ, содержащий вопросы по определенной теме, и место для ответов на них; 2) список вопросов для получения первичной социологической информации, самостоятельно заполняемый опрашиваемым (респондентом) по указанным в нем правилам. Анкетирование — способ получения информации путем прямого или косвенного взаимодействия исследователя с опрашиваемыми респондентами в форме регистрации ответов на вопросы. Артефакты — 1) видимые организационные структуры и процессы; 2) вещи, предметы, являющиеся продуктом целенаправленной челове Базовые представления — 1) подсознательные, представляющиеся чем-то самоочевидным убеждения, особенности восприятия, мысли и чувства; 2) первичный источник ценностей и поступков. Бюрократическая культура — культура организации, для которой характерны подчинение ее членов формальным правилам, иерархия отношений, мотивация трудовой деятельности на основе денежного вознаграждения и служебного продвижения. Бюрократический стиль управления — использование руководителем устаревших методов работы, формализм в деятельности органов управления, пренебрежение интересов подчиненных работников. Бюрократия — 1) власть аппарата управления; 2) рационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на основе утвержденных ранее правил и процедур; 3) теория немецкого социолога М. Вебера, определяющая бюрократию Вербальные коммуникации — коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Вербальные символы (слова) — основное средство для кодирования информации и решений, предназначенных к передаче. Вертикальные коммуникации — передача информации с высших уровней руководства на низшие и, наоборот, — с низших на высшие. Верования — некритически усвоенные и не подвергающиеся сомнению устойчивые представления о человеке, явлении или процессе, которые люди используют при их восприятии. Виртуальная организация — 1) организация, существующая в форме корпоративного, некоммерческого или иного объединения, не имеющего географического центра и функционирующего через телекоммуникационные средства; 2) сеть делового сотрудничества, включающая основной бизнес данной организации, ее внешнее окружение (поставщиков, потребителей и т.д.), функционирование которых координируется и объединяется с помощью современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Власть — 1) реальная возможность использовать ресурсы организации; 2) потенциал, имеющийся у руководителя. Внешние коммуникации — обмен информацией между организацией и ее внешней средой. Внешняя среда организации — то, что окружает организацию и воздействует на нее. Внутренние коммуникации — информационный обмен внутри организации. Внутренняя интеграция организации — формирование единой команды из отдельных работников организации в процессе совместного решения стоящих перед ними задач, достижения общих целей, разрешения основных внутренних проблем. Внутренняя коммуникационная система — система, предназначенная для управления процессами передачи информации внутри организации. Внутренняя среда организации — все ее составляющие элементы, связи и отношения между ними по поводу производства продукции (услуг) и управления. Вход — потоки информации, материалов, энергии и т.п., поступающие из внешней среды в организацию. Выход — продукты, услуги и результаты деятельности организации. Горизонтальные коммуникации — 1) обмен информацией между равноправными звеньями (отделами, подразделениями, работниками и т.п.). Государственное (муниципальное) унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Группа — 1) два или более человека, которые общаются между собой и влияют друг на друга; 2) объединения людей, в которых имеет место единство деятельности, условий, обстоятельств, признаков; 3) относительно обособленное незначительной численности объединение людей для достижения общей (групповой) цели. Групповая динамика — 1) формирование группы и управление ею; 2) процессы, оказывающие существенное влияние на поведение человека в организации; 3) процессы, протекающие в группе и в целом в организации под воздействием группы. Групповые нормы — 1) определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов; 2) правила регулирования поведения членов группы на основе представления о должном, одобряемом, желательном. Делегирование — 1) средство распределения задач (работ) среди сотрудников, выполнение которых необходимо для достижения целей организации; 2) постановка задач перед кем-нибудь и одновременно наделение этого лица полномочиями для их решения. Деловая беседа — форма деловой коммуникации, при которой происходит межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений. Деловая этика — 1) этические нормы поведения сотрудников организации; 2) наука о морали, нравственности, принципах и нормах делового общения. Деловое общение — вид общения двух или более людей, которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т.п.). Децентрализация управления — процесс передачи на нижние уровни управления задач и полномочий, входивших ранее в компетенцию вышестоящих органов управления. Диагностика — изучение и установление возможных отклонений признаков, характеризующих состояние исследуемого объекта, для предотвращения нарушения нормального режима его работы. Диагональные коммуникации в организации — коммуникации, осуществляемые между работниками подразделений различных уровней иерархии (например, между специалистом финансового отдела и начальником отдела маркетинга и т.п.). Долгосрочные цели — цели, устанавливаемые на пять лет и более. Должностная инструкция — документ, в котором изложены основные задачи, полномочия и квалификационные требования, адресованные исполнителю конкретной должности. Должность — совокупность прав, обязанностей и ответственности работников, определяющая их трудовые функции и границы компетенции. Доминирующая культура — совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов организации. Жизненный цикл организации — определенная последовательность стадий, которые она проходит в период своего функционирования. Иерархия — 1) расположение элементов в системе (организации) в порядке от высшего к низшему; 2) многоуровневая структура управления в организации с отношениями подчиненности сверху вниз. Изменение организационной культуры — изменение привычных, разделяемых сотрудниками ценностей, норм и правил поведения, которые становятся препятствием к адаптации организации к внешней среде и формированию нового организационного устройства. Имидж — 1) образ организации среди внешних клиентов и ее персонала; 2) представление (часто целенаправленно созданное) о внутреннем и внешнем облике организации. Инновации (нововведения) — процесс постоянного обновления всех сфер предпринимательства. Интеграция — 1) объединение в целое разнородных частей; 2) создание новой системы (объединения) из ранее несвязанных элементов (организаций); 3) усиление связей между предприятиями, входящими в объединение. Информация управленческая — сведения о внутреннем и внешнем состоянии организации, используемые для оценки ситуации и разработки управленческих решений. Кадры управления — работники, участвующие в управлении организацией и составляющие аппарат управления. Категория — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности. Качество управления — эффективность управления организацией с точки зрения квалификации, способностей, опыта аппарата управления и качества принимаемых решений. Клановая культура — тип организационной культуры в классификации, разработанной К. Камероном и Р Куинном, которую отличает доверие и преданность сотрудников организации. Организации этого типа фокусируют внимание на заботе о людях и добром чувстве к потребителям. Классификация — 1) операция отнесения заданного объекта к одному из классов, внутри которых объекты считаются неразличимыми; 2) результат этой операции. Кодекс корпоративной культуры — 1) список стандартов общения и ценностей, которые соответствуют конкретному бизнесу и могут соответствовать ожиданиям сотрудников и клиентам компании; 2) концентрированное выражение корпоративной культуры и идеологии управления. Команда — 1) сплоченный трудовой коллектив, в котором все работники привержены общим целям и базовым ценностям организации; 2) коллектив единомышленников, объединившихся вокруг лидера, являющегося руководителем данной организации. Коммерческая организация — организация, которая преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммуникации — 1) процесс обмена информацией между двумя или более людьми; 2) способ получения информации, на основе которой руководитель принимает решения и организует их выполнение; 3) общение людей, которое включает обмен идеями, мыслями, чувствами, информацией. Коммуникационная сеть — соединение определенным образом участвующих в каком-либо процессе индивидов с помощью информационных потоков. Коммуникационный стиль — способ, с помощью которого индивид предпочитает строить отношения по данному поводу с другими. Конкуренты — лица, фирмы, предприятия, соперничающие в достижении идентичных целей, или стремящиеся обладать теми же ресурсами, доминировать на рынке. Контркультура — субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, а противостоит ей или находится в конфликте с доминирующими ценностями. Конфликт — 1) отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами; 2) противоречие, возникающее между людьми в процессе решения тех или иных вопросов; 3) столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных групп, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. Концепция — 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел какого-либо произведения, научного труда. Корпоративная культура — тип организационной культуры компании (корпорации), в которой низкая степень привлечения работников к установлению целей и выбору средств для их достижения. Термины «организационная культура» и «корпоративная культура» соотносятся между собой как общее с частным. Корпоративная организация — социальный тип организации, представляющий собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узкокорпоративных интересов. Критерий — 1) средство для вынесения суждения; 2) стандарт для сравнения; 3) правило для оценки. Культура — 1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком, характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества; 2) совокупность достижений человечества в производственном, социальном и интеллектуальном отношениях. Культура власти — культура, в которой доминирует руководитель организации, оказывающий сильное влияние на деятельность сотрудников. Культура задачи — культура, в которой основное внимание концентрируется на успешном выполнении поставленных задач или реализации проектов. Культура личности — культура, в которой центральным пунктом является личность, ее профессионализм и способности договариваться. Культура роли — культура, в которой деятельность сотрудников организации основана на должностных полномочиях, четкой системе норм и инструкций, распределении прав, обязанностей и ответственности. Культура труда — условия труда, средства труда, социальное партнерство, социальная ответственность. Лидер — 1) руководитель, который идет впереди, воодушевляет работников, передавая им свое видение проблемы и путей ее решения; 2) лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в каком-либо коллективе. Лидерство — 1) способность выдвигать цели и эффективно использовать все имеющиеся источники власти для их достижения; 2) тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, направленный на побуждение людей к достижению общих целей; 3) воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Линейная структура — 1) структура, в основе которой лежат линейные связи; 2) структура, характеризующаяся четким единоначалием, в которой каждый руководитель и каждый работник подчинены только одному вышестоящему лицу. Линейно-функциональная структура — структура, базирующаяся на совмещении линейной и функциональной структур. Линейные полномочия — 1) право непосредственного единоличного командования; 2) право принятия решений по всем вопросам, возникающим в подчиненном руководителю коллективе, в пределах, установленных организацией, законом или обычаем. Линейные связи — связи подчинения по всем вопросам одному руководителю более высокого уровня управления, который самостоятельно выполняет все управленческие функции. Маркетинг и сбыт — деятельность по изучению рынка, реклама, распределение и продвижение товаров для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых достигаются цели. Матричная структура — структура, базирующаяся на совмещении линейно-функциональной структуры и структуры управления по проекту. Менеджер — 1) специалист по управлению экономической системой (организацией); 2) наемный профессиональный управляющий; 3) член трудового коллектива организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Менеджмент — 1) управление в социально-экономических системах (организациях) в условиях рыночных отношений; 2) совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и персоналом с использованием достижений науки управления; 3) самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению организацией или ее конкретной сферой. Менталитет — 1) совокупность исторически сложившихся психологических и социально-психологических особенностей поведения нации; 2) образ мышления, особенности мировосприятия, присущие нации, сообществу, группе или индивиду. Метод — способ освоения действительности, основанный на рациональном, системном исследовании природы и общества. Метод управления — способ воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Механистическая организация — организация, характеризующаяся использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, жесткой иерархией власти. Мировая культура — синтез достижений всех национальных культур, населяющих нашу планету. Миссия — 1) предназначение организации в условиях постоянно меняющейся внешней среды; 2) наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в общей форме и четко выражающая основную причину ее существования. Моделирование — особый метод изучения объектов (систем) и процессов. Модель — 1) описание, изображение или схема какого-либо объекта (явления или процесса), отображающая его структуру и функционирование; 2) форма представления реальности. Модель организации типа «7С» — модель организации, разработанная компанией Маккинси, которая включает семь взаимосвязанных переменных: стратегию, структуру, совместные ценности, системы, стиль управления, состав работников, сумму навыков. Модель управления организацией — 1) совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла обеспечивать свою жизнеспособность и добиваться поставленных целей; 2) условный аналог системы управления организацией, представление самых общих ее осмысленных характеристик. Мотив — побудительная причина поведения человека, возникающая под воздействием множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов Мотивация — 1) функция управления; 2) побуждение человека к определенным действиям с помощью внешних и внутренних факторов; 3) процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации. Муниципальное управление — составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления на муниципальное образование и взаимодействие его с субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета. Наблюдение — целенаправленное, организованное и осмысленное восприятие процессов, протекающих в системе (организации) в естественных условиях ее существования с целью получения первичной эмпирической информации в форме эмпирических фактов. Национальная культура — высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется наличием своеобразной культурой систе- мы на основе социальной солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории. Невербальная (несловесная) коммуникация — коммуникация, осуществляемая на основе жестов, интонаций и т.п. Неформальная группа — группа людей, объединенная какой-либо целью, в которой внутренние связи и межличностные отношения не закреплены в документах. Неформальная коммуникация — информация, передаваемая по каналам распространения слухов. Неформальное лидерство — влияние через способности умения или другие ресурсы, необходимые людям. Образцы базовых предположений — убеждения, представления и т.п., которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Обряд — стандартное и повторяющееся мероприятие коллектива, проводимое по тому или иному поводу для понимания работниками отдельных элементов организационной культуры и оказания влияния на их поведение. Общество с ограниченной ответственностью — коммерческая организация, учрежденная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли. Объективные элементы культуры организации — материальные объекты организации (например, здание, мебель, столовая, служебные автомобили и т.п.). Организационная культура — 1) набор предположений, задающих членам организации ориентиры их поведения; 2) предположения и ценности, принимаемые и разделяемые членами организации; 3) философия и идеология управления, принимаемые большей частью организации. Организационная структура управления — 1) упорядоченная совокупность органов, управляющих деятельностью предприятия; 2) состав и взаимосвязи управленческих подразделений предприятия; 3) форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата управления. Организационное поведение — поведение людей и групп на работе. Организация — 1) группа людей, объединенных общей программой, общей целью; 2) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели; 3) компания, фирма, предприятие, общественное объединение, учреждение. Организационный климат — характерная манера взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними липами. Персонал (человеческие ресурсы) — весь штатный состав работников организации, выполняющий различные производственно-хозяйственные функции. Поведенческие стереотипы — обычаи и традиции, которых придерживаются члены организации; ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях. Полномочия — 1) совокупность предоставленных прав самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять иные действия в интересах организации; 2) делегированное ограниченное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации. Положение о корпоративной (организационной) культуре — (см. Кодекс корпоративной культуры). Поставщики — организации, поставляющие сырье, ресурсы, комплектующие изделия и т.п. Потребители — те, кто покупает товары (услуги). Предприятие — 1) самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию и (или) услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности; 2) имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Принцип — 1) основное, исходное положение какой-либо теории; 2) руководящая идея, основное правило деятельности; 3) внутренние убеждения человека, определяющие его отношение к действительности. Принципы и нормы поведения работника — внутренние убеждения человека, определяющие его отношение к работе. Принципы найма на работу новых членов — то, из чего исходит организация при наборе и назначении вновь принятых работников на ту или иную должность. Принципы управления — наиболее значимые правила управления. Прогрессивное развитие — переход от низшего уровня к высшему, от менее совершенного к более совершенному, базирующемуся на новейших достижениях науки и техники. Производственный кооператив — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии. Процесс — 1) продвижение вперед; 2) развитие какого-нибудь явления; 3) последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Процесс принятия решений — последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации. Процессный подход к управлению — подход, рассматривающий управление как непрерывное и последовательное выполнение взаимосвязанных функций управления. Рекомендательные полномочия — полномочия узкоспециализированных работников аппарата управления, которые готовят по своим вопросам рекомендации или советы линейным руководителям. Решение — выбор альтернативы (альтернативного варианта действий). Ритуал — 1) система обрядов; 2) выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-нибудь. Роль — совокупность требований и ожиданий определенных действий от лица, занимающего ту или иную должность со стороны других членов общества. Рыночная культура — тип организационной культуры, характеризующейся ориентацией на результат. Главной заботой организации с подобным типом культуры является выполнение поставленной задачи и достижение цели. Сетевая организация — 1) организация, использующая в управлении бизнесом сетевые связи, отношения и технологии; 2) совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Сильная организационная культура — культура, разделяемая большинством работников организации, имеющая более глубокое влияние на поведение ее членов. Символика — 1) совокупность символов, используемых организацией или другим образованием; 2) выражение идей, понятий, чувств с помощью условных знаков или предметов (символов). Символы — девизы, лозунги, логотипы, бренды, мифы, герои, традиции, легенды. Система — 1) совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое; 2) некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Системный подход в управлении организацией — 1) подход к управлению организацией, при котором организация и внешняя среда, в которой она функционирует, рассматриваются как единое целое; 2) метод исследования организации, при котором она рассматривается как система составных элементов, их свойств и взаимосвязей. Ситуационный подход — 1) подход к управлению организацией, центральным моментом которого является ситуация; 2) подход к управлению организацией, предусматривающий «увязку» применяемых теорий и методов управления с конкретной ситуацией, сложившейся в организации. Ситуация — конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время. Слабая организационная культура — культура организации с расплывчатыми правилами поведения сотрудников. Для координирования организационного поведения, как правило, применяется организационная структура, а не ценности и нормы. Социализация — процесс введения человека в организацию при помощи общения с другими членами коллектива, менеджерами и усвоение им ценностей, норм и правил поведения, присущих данному коллективу. Социальная организация — 1) организация, в которую входит человек и которая предназначена для человека; 2) объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных норм и правил. Стиль управления — 1) способ, которым руководитель управляет подчиненными ему работниками; 2) привычная манера поведения руково- дителя по отношению к подчиненным, чтобы побуждать их к достижению целей организации. Структура — 1) форма организации системы, отражающая наиболее существенные, устойчивые связи между ее элементами, которые обеспечивают основные свойства системы; 2) способ сочетания составных частей (компонентов) системы для наилучшего выполнения главной цели системы. Структура организации — совокупность взаимосвязанных структурных элементов, взаимодействующих между собой на основе единой цели. Субкультура — культура отдельных групп населения (национальных, профессиональных, социальных и т.п.). От доминирующей культуры она может отличаться языком, образом жизни и т.п. Субъект управления — 1) управляющая подсистема в системе управления; 2) подразделение или лицо, принимающее решения. Субъективные элементы культуры — разделяемые работниками образцы предположений, веры и ожиданий (например, обряды, ритуалы, язык общения и т.п.), принятые в организации. Трудовая этика — отношение к работе и ответственность по работе, чистота рабочего места, качество работы. Трудовые ресурсы — часть населения страны располагающая совокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в труде. Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Управление — 1) осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники; 2) процесс стратегического, текущего и оперативного планирования, организации, координации и регулирования; 3) осознанная деятельность человека по организации совместного труда людей для достижения поставленных целей. Управленческое решение — 1) выбор альтернативы, осуществленный менеджером в рамках его должностных полномочий и направленный на достижение целей организации; 2) организационная реакция на возникшую проблему. Факторы косвенного воздействия — факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на операции организации, тем не менее влияют на них (политика, экономика, научно-технический прогресс и т.п.). Факторы прямого воздействия — факторы, которые непосредственно влияют на операции организации (покупатели, конкуренты, поставщики и т.п.). Философия бизнеса — способы и правила действия организации и ее сотрудников на рынке. Философия организации — наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются действия организации по отношению к работникам, клиентам или посредникам. Формальная организация — организация, созданная собственниками (учредителями) для осуществления производственной или иной деятельности. Формальное лидерство — влияние на людей с позиции занимаемой должности. Формальные организационные коммуникации — коммуникации, которые определяются уставом организации или официальными правилами. Формирование организационной культуры — 1) процесс становления организационной культуры под воздействием факторов внешней и внутренней среды; 2) процесс целенаправленного овладения организацией устойчивых ценностей, черт и признаков, необходимых для ее успешной деятельности. Функции управления — основные виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда. Функция — повторяющийся вид деятельности. Применительно к объекту управления — это его основная и вспомогательная деятельность. Применительно к субъекту управления — это деятельность по управлению. Функция организационной культуры — назначение (обязанность) организационной культуры в системе управления организацией. Харизма — форма влияния руководителя на других в силу своих личных качеств и стиля управления. Харизматический лидер — лидер, обладающий таким набором личных качеств, которые позволяют ему оказывать глубокое воздействие на последователей. Хозяйственное управление — управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рыночных условиях. Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности. Цель управления — 1) желаемый результат, которого стремится добиться организация; 2) желаемое состояние отдельных параметров организации, на достижение которых направлена ее деятельность. Ценность — значение объекта для субъекта. Ценности организации — значение определенных материальных предметов, явлений или действий для организации в целом и для ее работников. Ценности, разделяемые человеком — набор стандартов, критериев и правил, которых человек придерживается в своей жизни. Централизация управления — система управления организацией, при которой преобладают вертикальные связи, при этом в верхних уровнях управления сосредоточены основные полномочия в принятии решений, обязательных для нижестоящих звеньев. Эффективность управления — 1) результативность управленческой деятельности; 2) взаимозависимость между поставленными целями, задачами, принятыми решениями и реально полученными результатами.
|