Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хадис Первый.






ХАДИСЫ И ТЕРМИНЫ

ا ل ح د ي ث و ا ل م ص ط ل ح

 

 


Во имя Аллаха

Милостивого, Милосердного.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Хвала Аллаху, одно лишь поминание которого делает приятным мир этот, одна лишь милость и прощение которого делают приятным мир иной и один лишь взор на лик которого делают приятным рай, благословение и мир Его рабу, Его посланнику и хранителю Его откровений Мухаммаду бин Абдаллаху, которого Аллах послал с руководством и религией истины, чтобы вознести её выше любой иной религии, даже если и ненавистно это многобожникам.

А затем:

По милости Всевышнего к рабам Его Он направил к ним Своего посланника из их числа, чтобы посланник этот вывел их из мрака к свету, вывел их на прямую дорогу, указал им на те пути блага и успеха, которые оставались неизвестными для них, отделил для них то, что любит Аллах Всевышний, от того, что Ему ненавистно, очистил их и обучил их Корану и мудрости. Человечество нуждалось в том, что сделал для него наш пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, больше, чем в чём бы то ни было ином, однако осуществление миссии этого благородного пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, явилось не только высшим проявлением милости Аллаха, но и весомым аргументом для людей и джиннов, а это значит, что у тех непокорных, которые и после этого станут выдвигатъ свои доводы, они не будут приняты и оправдания их будут отвергнуты, поскольку пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ясно изложил всё то, что было поручено ему передать людям, и это засвидетельствовали его сподвижники 1.


 

В силу этой, а также многих иных причин, наилучшим для каждого мусульманина является изучение сунны и жизненного пути пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ибо это поможет ему придерживаться установлений своей религии, поддерживать жизнь своего сердца и обрести счастье как в религиозных, так и в мирских делах.

Ввиду этого министерство по делам ислама и вакфов решило осуществить программу облегчённого изложения основных моментов сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручив доктору Абдаллаху бин Абд аль-Мухсину ат-Тувайджари, помощнику профессора факультета основ религии в ар-Рийаде, прокомментировать семь первых хадисов, приводимых в данной программе по изучению наиболее многозначных слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а доктору Абд аль-Азизу Мухаммаду Хамаду аль-Маджиду, профессору того же факультета, — прокомментировать остальные хадисы и составить краткий обзор терминов, имеющих отношение к сунне.

В данном пособии излагаются не только важнейшие моменты сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в текстах которой и комментариях к ним каждый желающий найдет для себя богатый дополнительный источник знаний, но приводятся и упоминания о том, что сделали для её сохранения учёные. Цель этого состояла в том, чтобы мусульманин испытал чувство благодарности по отношению к этим людям и был уверен в том, что Аллах позаботился о сохранении сунны, поручив хранить её людям, которые посвятили этому всю свою жизнь, да будет доволен ими всеми Аллах.

 

Поистине, лишь Аллах может обеспечить успех и вывести на правильную дорогу!

 


ХАДИС ПЕРВЫЙ.

“Поистине, дела оцениваются по намерениям...”

 

Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, дела связаны с намерениями и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести. Так, переселявшийся к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, переселявшийся же ради обретения мирских благ или ради того, чтобы жениться на какой-нибудь женщине, переселится к тому, что являлось целью его переселения».

Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

1 - Передатчик этого хадиса:

Им является повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб бин Нуфайль бин Абд аль-Узза аль-Кураши аль-Адави, праведный халиф, который нашел мученическую смерть за веру у михраба во время молитвы в мечети. Он был лучшим из членов этой общины после Абу Бакра, и яявлялся одним из тех десяти, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порадовал вестью о рае. Он относился к числу наиболее знатных, влиятельных и известных курайшитов, и Аллах укрепил им ислам, когда он принял эту религию по призыву посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с которым он принимал участие во всех походах и сражениях. После смерти Абу Бакра он правил халифатом в течении десяти лет, и за


это время было одержано множество побед, а территория исламского государства значительно расширилась. Он был лысым, одинаково хорошо владел обеими руками и выделялся среди других людей высоким ростом и весьма смуглым цветом кожи. В тринадцати случаях аяты Корана под­тверждали правильность высказанного им ранее мнения, что каса­ется, например, ношения покрывала женщинами, запрета на совер­шение молитв за лицемеров, необходимости казни всех взятых в плен во время битвы при Бадре и избрания места стояния Ибрахима местом молитвы. Сила его была такова, что шайтан предпо­читал не ходить теми путями, которыми ходил он. Огнепоклонник Абу Лю’лю’а заколол Умара, да будет доволен им Аллах, кинжа­лом, когда за четыре дня до окончания месяца зу-ль-хиджжа 23 го­да хиджры он проводил с людьми утреннюю молитву. Он скончал­ся от ран в возрасте шестидесяти трех лет и был похоронен ря­дом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, в доме Аиши.

2 - Величие этого хадиса:

Все авторитетные знатоки сунны сходились во мнении о том, что данный хадис является достоверным. Аль-Бухари начинает свой “Сахих” именно им, сделав его как бы своим вступительным словом и желая указать на то, что всякое дело, которое совершается не ради Аллаха, является тщетным и не принесёт плодов ни в мире этом, ни в мире ином. В этом хадисе сформулирован один из важнейших принципов религии ис­лама, а имам аш-Шафи’и сказал: ” Этот хадис заключает в себе треть знания ”.

Имам Ахмад сказал: ” Основу ислама составляют собой три хадиса ” -, упомянув этот хадис, тот хадис, который начинается словами: ” Тот, кто внесёт нечто новое в наше дело... ”, а также хадис, начинающийся со слов: ” Дозволенное очевидно...

Исхак бин Рахавийа сказал: ” Четыре хадиса составляют со­бой основу этой религии ” -, имея в виду те хадисы, о которых говорил имам Ахмад, а также тот хадис, который начинается словами: ” Каждый из вас формируется в утробе своей матери...

То же самое говорил и Абу Дауд, считавший, что именно эти четыре хадиса являются основой сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.


3 - Вопросы, затронутые в этом хадисе:

ВОПРОС первый: что означает “намерение” (нийа) и что под этим под­разумевается?

В общеупотребительном смысле слова “ намерение ” означает “ стремление ” или “ желание ”. Аллах Всевышний сказал:

م ِ ن ك ُ م م ّ َ ن ي ُ ر ِ ي د ُ ا ل د ّ ُ ن ْ ي َ ا و َ م ِ ن ك ُ م م ّ َ ن ي ُ ر ِ ي د ُ ا ل آ خ ِ ر َ ة َ

Были среди вас те, кто желал мира этого, и те, кто же­лал мира вечного. (“Семейство Имрана”, 152.)

Что же касается слова “ намерение ” как термина, использо­вавшегося знатоками сунны, то под этим понималось различение (“ тамййиз ”), иначе говоря, определение для самого себя цели совершения того или иного действия, что подразумевало собой чёткое представление о том, ради чего оно совершается: ради Аллаха, ради чего-то иного или же ради того и другого вместе. В фикхе же под “ намерением ” понимается отделение одних видов поклонения от других, примером чему может служить отделение поста в рамадане от постов, соблюдаемых в любой иной период времени.

ВОПРОС второй: что подразумевается под делами?

Имеется в виду совершение или несовершение всех обяза­тельных, желательных, допустимых, отвергаемых или же запреща­емых шариатом действий.

Зайд аш-Шами сказал:

- Поистине, хотел бы я, чтобы каждому из моих действий предшествовало определённое намерение, даже если речь будет идти о еде или питье.

В обоих “Сахихах” 1 приводятся слова Са’да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 


«Поистине, что бы ни потратил ты ради Аллаха, ты обяза­тельно получишь за это свою награду, даже если речь идёт о том кусочке, который положишь ты в рот собственной жены!»

Ибн Хаджар 1, да помилует его Аллах, также считал, что под “ делами ” подразумеваются дела поклонения Аллаху.

ВОПРОС ТРЕТИЙ: побуждение к формированию правильного на­мерения.

Этот хадис имеет форму сообщения, однако смысл слов про­рока, да благословит его Аллах и приветствует, состоит в том, чтобы обратить внимание на важность обладания определён­ным намерением, уделения внимания этому вопросу и необходи­мость стремления к формированию благих намерений, что может сделать действия, совершаемые человеком, полезными. Таким образом, смысл этих слов состоит в указании на то, что любое действие должно преследовать определённую цель и предварять­ся определённым намерением.

ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ: действие следует за намерением, а воз­даяние является следствием и того, и другого.

Некоторые из знатоков сунны считали, что слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “ ...каждому чело­веку достанется лишь то, что он намеревался обрести ” -, подт­верждают собой то, что было сказано им до этого, и означают то же самое, однако на самом деле эти слова заключают в себе новый смысл, а именно: воздаяние, которое получит человек за свои действия, будет соответствовать его намерениям, в то вре­мя как предыдущие слова указывают на то, что действия связаны с намерениями и устремлениями. Таким образом, первые слова как бы указывают на то, что дел без намерений не бывает, смысл же вторых состоит в том, что намерениям будет придаваться не меньше значения, чем совершенным действиям как таковым, и расчет с человеком будет произведён по намерениям его.

Ибн Абд ас-Салям сказал:

— Первая часть этой фразы поясняет собой, что именно из относящегося к делам будет приниматься в расчёт, а вторая -что из этого следует.

Что же касается Ибн ас-Сам’ани, то он сказал:


Вторая часть этой фразы указывает на то, что за дейст­вия, не имеющие отношения к поклонению, награда не полагает­ся, если только совершивший их не намеревался совершить их в надежде приблизиться к Аллаху.

ВОПРОС ПЯТЫЙ: для того, чтобы дело было принято, оно должно удовлетворять двум условиям.

Человек, прочитавший этот хадис, может решить, что для того, чтобы дело было принято, достаточно одного лишь благо­го намерения, однако это не так, поскольку в данном случае обязательно нужно помнить о том, что говорится в другом хадисе, который приводится в обоих “Сахихах”. Аиша, да будет до­волен ею Аллах, передала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Любое дело того, кто со­вершит нечто, не соответствующее нашему делу 1, будет отвергну­то».

Таким образом, одного лишь благого намерения недостаточно, необходимо ещё, чтобы дела соответствовали руководству проро­ка, да благословит его Аллах и приветствует, на что указы­вают и слова Аллаха Всевышнего:

ف َ م َ ن ك َ ا ن َ ي َ ر ْ ج ُ و ل ِ ق َ ا ء ر َ ب ّ ِ ه ِ ف َ ل ْ ي َ ع ْ م َ ل ْ ع َ م َ ل ً ا ص َ ا ل ِ ح ً ا و َ ل َ ا ي ُ ش ْ ر ِ ك ْ ب ِ ع ِ ب َ ا د َ ة ِ ر َ ب ّ ِ ه ِ أ َ ح َ د ً ا

И пусть тот, кто хочет встретиться с Господом своим, вершит благие дела и не поклоняется никому больше, кроме Господа своего. (“Пещера”, 110.)

Что касается “ благих дел ”, то ими являются такие дела, которые соответствуют шариату, но можно привести и слова аль-Фудайля бин Ийада, да помилует его Аллах, который, услышав слова Алла­ха Всевышнего:

ل ِ ي َ ب ْ ل ُ و َ ك ُ م ْ أ َ ي ّ ُ ك ُ م ْ أ َ ح ْ س َ ن ُ ع َ م َ ل ً ا

чтобы испытать вас и увидеть, кто из вас лучше по делам своим (“Власть”, 2.), — сказал: «Здесь “лучше” означает “искреннее” и “правильнее”».


ВОПРОС шестой: переселение (хиджра).

В обычном словоупотреблении слово “ переселение ” подразу­мевает собой покидание или оставление. Если же говорить об этом слове как о термине, то общим его значением является “ оставление страны неверных и пересе­ление в страну ислама ”, а особым - “ отказ от неверия и ослушания, запрещенных Аллахом, и обращение к тому, что угодно Алла­ху ”. Именно на это указывают слова хадиса, передаваемого со слов Ибн Амра и приводимого в сборниках аль-Бухари, Абу Дауда, ан-Насаи и Ахмада. В этом хадисе сообщается, что посланник Ал­лаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«...а мухаджиром 1 является лишь отказавшийся от того, что было за­прещено Аллахом».

Таким образом, более подходящим в данном случае является общее значение слова “ переселение ”, хотя некоторые знатоки и склонялись к мнению о том, что более подходящим является осо­бое значение этого слова, поскольку они принимали в расчёт то, в связи с чем были сказаны эти слова, однако ниже мы приводим доводы в пользу того, что их соображения были безоснова-тель­ными, а Аллах знает об этом лучше.

ВОПРОС СЕДЬМОЙ: стремление к Аллаху едино, а прочие уст­ремления могут быть разнообразными.

Именно поэтому в первом случае посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: “ ...переселяв­шийся к Аллаху и к посланнику Его переселится к Аллаху и по­сланнику Его... ”-, что же касается всего прочего, то он упоми­нает о двух мотивах переселения: мирских благах и женщине, при­чём, по сути дела, это всего лишь примеры, так как подобных мотивов или устремлений может быть очень много, ведь одни, пе­реселяясь, могли стремиться достичь высокого положения, дру­гие - приобрести известность и так далее. В связи с этим умест­но вспомнить о том, что в обоих “Сахихах” приводится хадис, пе­редаваемый со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, кто следует путём Ал­лаха:


сражающийся ради того, чтобы показать свою храбрость, сражающийся под воздействием ярости 1 или сражающийся из лицеме­рия? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ” Путём Аллаха следует сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха ” — и эту мысль подтверж­дают также многие другие хадисы и аяты Корана.

 

 

ВОПРОС ВОСЬМОЙ: намерение, объединяющее в себе стремле­ние не только к Аллаху, но и к чему-ли­бо ещё.

Аллах Всевышний сказал:

و َ ل َ ق َ د ْ أ ُ و ح ِ ي َ إ ِ ل َ ي ْ ك َ و َ إ ِ ل َ ى ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ م ِ ن ْ ق َ ب ْ ل ِ ك َ ل َ ئ ِ ن ْ أ َ ش ْ ر َ ك ْ ت َ ل َ ي َ ح ْ ب َ ط َ ن ّ َ ع َ م َ ل ُ ك َ و َ ل َ ت َ ك ُ و ن َ ن ّ َ م ِ ن َ ا ل ْ خ َ ا س ِ ر ِ ي ن َ

Тебе и тем, кто жил до тебя, было внушено через откро­вение: ”Если будешь ты поклоняться и другим богам помимо Ал­лаха, то тщетными окажутся твои дела и будешь ты среди потерпевших ущерб. (“Толпы”, 65.)

В “Сахихе” Муслима и “Сунан” Ибн Маджи приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, где сообщается, что пророк,, сказал:

«Аллах Всевышний сказал: Я менее чем кто бы то ни было нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, а поэтому если кто-нибудь сделает нечто не только ради Меня, но вместе с тем и ради кого-то другого, Я покину и его, и его многобо­жие.»

Однако имам ат-Табари, ссылавшийся на мнение предшест-вен­ников, указывал, что в расчёт следует принимать


первоначаль­ное побуждение, так как если в основе своей намерение было связано только с Аллахом, то тщеславие и прочие вещи, кото­рые могут примешаться к этому в дальнейшем, уже не повредят человеку.

Но наиболее предпочтительным является мнение тех знатоков сунны, которые считали, что если к первоначальному искреннему намерению в дальнейшем примешаются и другие побуждения, а человек не отвергнет их, то в результате дело его не будет иметь успеха.

4 - Причина:

Ибн Хаджар писал:

- Ибн Дакик аль-Ид сказал: ”Передают, что один человек пересе­лился из Мекки в Медину не ради достоинства этого переселения (хиджры) как такового, а для того, что­бы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и поэтому в данном хадисе говорится именно о женщине, а о других возможных наме­рениях людей умалчивается”.

Историю человека, переселявшегося из-за Умм Кайс, приво­дят также Са’ид бин Мансур и ат-Табарани, который сказал: ”Од­нако нет здесь ничего, свидетельствовающего о том, что именно этот случай побудил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произнести эти слова, не дают оснований говорить об этом и иные источники”.

Что же касается Ибн Раджаба, то он сказал:

- Многие считают, что именно из-за того, кто переселил­ся ради Умм Кайс, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ” ...переселявшийся же ради мирских благ или ради того, чтобы жениться на какой-нибудь женщине... ”—, и многие поздние авторы упоминают об этом в своих книгах, од­нако мы не считаем, что для этого есть какие-нибудь основания, а Аллах знает об этом лучше.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал