Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хадис седьмой.
Изменение порицаемого.
Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит нечто достойное порицания, пусть изменит это собственноручно, если же он не сможет сделать этого своими руками, пусть сделает это своим языком, а если не сможет и этого, то пусть сделает это сердцем своим, и последнее будет самым слабым проявлением веры».Этот хадис приводит Муслим. Передатчик этого хадиса. Им является Абу Са’ид Са’д бин Малик бин Синан аль-Худри аль-Хазраджи, который являлся сподвижником пророка, да благословит его Аллах и приветствует, также как и его отец, погибший в битве при Ухуде. Сам же Абу Са’ид, да будет доволен им Аллах, принимал участие в битве у рва и был одним из тех, кто принёс посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, клятву, угодную Аллаху. С его слов было передано большое количество хадисов. Абу Са’д был одним из муфтиев Медины и не поддержал ни одну из враждующих сторон в период смуты. Он, да будет доволен им Аллах, скончался в Медине в 64 году хиджры. Вопросы. ВОПРОС ПЕРВЫЙ: степени выражения порицания. 1 - Выразить своё неодобрение тому, что достойно порицания, можно разными способами. Высшей формой этого является собственноручное изменение, приводящее к устранению того, что достойно порицания и последствий этого, однако, как правило, добиться подобного удаётся лишь тому, кто обладает властью, например, правителю на подвластной ему территории или отцу, являющемуся главой своей семьи. Тем не менее иногда это удаётся и обладающим знанием или влиянием, то есть таким людям, к словам которых прислушиваются другие. Такой случай был в Медине с имамом Маликом, о котором поэт сказал так: Когда он не даёт ответа, во второй раз его не спрашивают из уважения к нему, а спрашивающие склоняют перед ним головы. Свет достоинства и власть благочестия соединились в нём, И другие почитают его, хотя он и не обладает властью! 2 - Если человек не может изменить нечто первым способом, то можно попытаться добиться изменений словом. Иногда это удаётся сделать, а иногда подобные попытки результатов не дают, ведь бывает так, что к порицаемому человека приводит невежество или небрежность. Оповещение других о чём-либо порицаемом может привести к тому, что об этом станет известно тем, в чьих силах будет устранение подобного, однако даже если этого и не произойдёт, то попытка изменить что-либо словом послужит человеку оправданием, ведь Аллах Всевышний сказал: و َ إ ِ ذ َ ق َ ا ل َ ت ْ أ ُ م ّ َ ة ٌ م ّ ِ ن ْ ه ُ م ْ ل ِ م َ ت َ ع ِ ظ ُ و ن َ ق َ و ْ م ً ا ا ل ل ّ ه ُ م ُ ه ْ ل ِ ك ُ ه ُ م ْ أ َ و ْ م ُ ع َ ذ ّ ِ ب ُ ه ُ م ْ ع َ ذ َ ا ب ً ا ش َ د ِ ي د ً ا ق َ ا ل ُ و ا ْ م َ ع ْ ذ ِ ر َ ة ً إ ِ ل َ ى ر َ ب ّ ِ ك ُ م ْ و َ ل َ ع َ ل ّ َ ه ُ م ْ ي َ ت ّ َ ق ُ و ن َ Вспомни также, как некоторые люди из их числа вопрошали: “Ради чего увещаете вы людей, которых погубит или сурово накажет Аллах? ” Они ответили: ”Чтобы оправдаться перед вашим Господом. Да к тому же, быть может, они станут богобоязненными”.(“Преграды, 164.) 3 -И, наконец, изменить достойное порицания можно сердцем. Это доступно любому мусульманину, а если человек утверждает, что он не в состоянии сделать и этого, значит, сердце его лишено веры, потому что он не выразил порицание достойному порицания, увидев это или узнав об этом, и поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “ ...и последнее будет самым слабым проявлением веры ”. В “Сахихе” Муслима приводится и другой хадис, передаваемый со слов Ибн Мас’ уда, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«У каждого пророка, которого Аллах посылал до меня к тому или иному народу, были свои апостолы и сподвижники, придерживавшиеся его сунны и во всём следовавшие его примеру, а потом1на смену им пришли другие, которые говорили то, чего не делали, и делали то, чего им делать не приказывали. Тот, кто борется с такими своими руками, является верующим, и тот, кто борется с такими свои языком, является верующим, и тот, кто борется с такими своим сердцем, является верующим, а за этим нет веры и на вес горчичного зерна!» Знай же, что одним из необходимых условий порицания сердцем является расставание с порицаемым, если это возможно, а тот, кто не делает этого, несмотря на наличие такой возможности, не может и говорить о том, что он не одобряет этого, так как чувствующий отвращение к чему-либо уходит от того, что внушает ему подобные чувства. ВОПРОС второй: суждение о порицании. Как следует из содержания этого хадиса, порицание является обязательным, однако при этом следует учитывать, что изменять достойное порицания с помощью рук и языка обязательно по мере возможности, если же говорить о сердце, то это обязательно в любом случае в силу того, что это может сделать каждый. Если человек не делает и этого, значит он лишён веры, и поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ ...и последнее будет самым слабым проявлением веры ”. И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал также: ” ... а за этим нет веры и на вес горчичного зерна ”. И действительно, невозможно представить себе верующего, который допускает неподчинение Господу небес и земли и нарушение Его запретов другими так, будто он не придаёт никакого значения тому, что угодно Аллаху и что вызывает Его гнев. ВОПРОС ТРЕТИЙ: выделение порицаемого, доступного взорам людей. В приводимом нами хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: ” Если кто-нибудь из вас увидит... ” Однако это не означает, что веление посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, касается только того, что можно увидеть, поскольку то же самое относится и к тому, что человек может услышать или о чём он может узнать. Знатоки сунны указывали, что упоминание о том, что доступно взорам, в данном случае связано с тем, что в большинстве случаев то достойное порицания, что мусульманин обязан изменить, он может увидеть. Говорят также, что это связано со степенью уверенности, ведь видящего нельзя даже сравнивать со слышащим, а сообщение - с видением воочию, и поэтому тот, кто видит нечто достойное порицания, может действовать уверенно и спокойно. ВОПРОС четвёртый: способы изменения того, что достойно порицания. Иногда для изменения достойного порицания приходится кого-то убивать или призывать на помощь войска, однако если можно добиться желаемого иными средствами, то к подобным методам прибегать не следует. Иногда для этого бывает достаточно знака и мягких речей, и поэтому, когда Аллах послал Мусу и Харуна к фараону, который был одним из самых жестоких притеснителей на земле, Он дал им такое наставление: ف َ ق ُ و ل َ ا ل َ ه ُ ق َ و ْ ل ً ا ل ّ َ ي ّ ِ ن ً ا ل ّ َ ع َ ل ّ َ ه ُ ي َ ت َ ذ َ ك ّ َ ر ُ أ َ و ْ ي َ خ ْ ش َ ى Говорите с ним мягко, и может быть, он одумается или устрашится.(“Та ха”, 44.) Таким образом, для того, чтобы выбрать способ изменения достойного порицания, необходимо постараться понять, какие силы будут этому противостоять, а потом посмотреть, принесёт ли это пользу. ВОПРОС ПЯТЫЙ: результаты отрицания того, что достойно порицания. Изменение достойного порицания приводит к важным результатам и окажет огромное воздействие как на отдельных людей, так и на всё общество в целом в настоящее время и в будущем. К числу важнейших результатов этого относится нижеследующее: - Улучшение положения того, кто совершил нечто достойное порицания, будь то отдельный человек или целая группа людей, что станет свидетельством проявления искренности по отношению к нему или к ним, а подобная искренность является обязательной. Кроме того, это будет свидетельствовать о желании блага совершившему нечто достойное порицания, что является одним из обязательных следствий веры. - Произнесение слов истины и разъяснение того или иного из положений шариата, целью чего является его сохранение, чтобы ни одно из указаний шариата не исчезло и не осталось сокрытым от людей за завесой лжи. У того, кто поступает подобным образом, есть основания надеяться на то, что он окажется среди преуспевших (ат-таифату-ль-мансура)1. - Желание получить награду Аллаха за выполнение этой важнейшей религиозной обязанности, которая подчас является даже более важной, чем борьба на пути Аллаха. - Защита общества от наказания, которое может постичь всех, если все будут замалчивать достойное порицания и откажутся от попыток изменить это. На это существует множество указаний в Коране и сунне. Так, например, Аллах Всевышний сказал: و َ ا ت ّ َ ق ُ و ا ْ ف ِ ت ْ ن َ ة ً ل ا ّ َ ت ُ ص ِ ي ب َ ن ّ َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ظ َ ل َ م ُ و ا ْ م ِ ن ك ُ م ْ خ َ آ ص ّ َ ة ً Страшитесь бедствия, которое поразит не только тех из вас, кто грешил. (“Добыча”, 25.) Другим примером может послужить тот хадис, который приводится в сборниках аль-Бухари, ат-Тирмизи и имама Ахмада. Этот хадис передаётся со слов ан-Ну’мана бин Башира, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пекущихся о нерушимости границ Аллаха1и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам 2, чтобы занять те или иные места на корабле 3, в результате чего одна часть их разместилась на палубе, а другая - в трюме. Когда оказавшиеся в трюме хотели зачерпнуть воды, им приходилось проходить через находившихся на палубе 4, и в конце концов они сказали: ” А не проделать ли нам дыру в днище, чтобы набирать воду через неё, не доставляя беспокойств тем, кто находится наверху? ” И если они 5 предоставят их 1 самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут и те, и другие, если же они помешают им, то спасутся сами и спасут всех остальных» ВОПРОС СЕДЬМОЙ: степени веры. Многие аяты Корана и хадисы указывают на существование более высоких и более низких степеней веры, что зависит от того, в какой мере верующий придерживается установлений шариата, и сколь сильно он почитает Аллаха и боится Его, и этой теме в сборниках Бухари и других мухаддисов посвящены даже особые главы. Что же касается рассматриваемого нами хадиса, то приводимые в нём слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указывают на существование самого слабого проявления (или же степени) веры, но это означает, что существует и наиболее высокая её степень, а также и различные промежуточные степени. Известно также, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что у веры есть более семидесяти ветвей, наиболее высокой из которых является свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, а самой низкой - внутреннее побуждение человека, заставляющее его убирать с дороги то, что может принести людям вред.
ХАДИС ВОСЬМОЙ:
|