Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дозволенное, запретное и сомнительное.






 

Сообщается, что ан-Ну’ман бин Башир, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, дозволенное очевид­но и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором многие люди ясного представления не имеют. Остере­гающийся сомнительного освобождается от него ради религии сво­ей и чести своей, а занимающийся сомнительным придёт и к со­вершению запретного, ибо он подобен пастуху, который пасёт стадо своё около заповедного места и вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, ко­торый, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи не­годным, приводит в негодность и всё тело, и этот кусочек — сердце.» Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.


1 - Передатчик этого хадиса:

Им является Абу Абдаллах (или же Абу Мухаммад) ан-Ну’ман бин Башир бин Са’ д бин Са’ ляба аль-Ансари аль-Хазраджи, ро­дившийся через два года после переселения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину, а сле­довательно относившийся к числу его младших сподвижников. В своё время он был наместником Куфы и Химса, а также занимал пост кади Дамаска. Ан-Ну’ман бин Башир был убит в 64 году хиджры после того, как он начал призывать людей присягнуть Ибн аз-Зубайру.

Пояснения к отдельным словам.

- “ Сомнительное ”. Согласно комментарию имама Ахмада, со­мнительное представляет собой нечто среднее между дозволенным 1 и запретным 2, а в другом месте он сказал, что сомнительным является то, в чём дозволенное смешивается с за­претным.

Согласно же другому мнению, сомнительным является то, относительно дозволенности или запретности чего нет единого мнения.

Вопросы, затронутые в этом хадисе.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: дозволенное, запретное и то, что находит­ся между тем и другим.

Есть вещи ясные и очевидные для каждого члена общины, но есть и такие вещи, которые очевидны и ясны не для всех. Можно указать на целый ряд допустимых или запретных вещей, которые известны всем и незнание которых непростительно никому. Так, например, известно, что мужчина может спать со своей же­ной, или же, что можно пить воду и есть финики. Общеизвестно также, что к числу запретных вещей относятся такие действия как употребление вина, прелюбодеяние, ростовщичество и так далее.

Однако есть и такие вещи, дозволенность или запретность которых ясна лишь некоторым улемам, по­скольку им известны


доводы в пользу дозволенности или запретности тех или иных действий или же потому, что они понимают, какое решение следует принимать в каждом конкретном случае, например, когда речь идёт о временном браке, употреблении в пищу ослиного мяса, совершении хаджжа на деньги, силой отня­тые у другого человека, и многих других вещах. Из этого сле­дует, что каждый мусульманин должен стремиться к приобретению знания о дозволенном и запретном, немедленно отказываясь от того, запретность чего станет для него очевидной, не прибегая при этом ни к каким уловкам и не уподобляясь иудеям, которые стали использовать различные ухищрения, когда Аллах запретил им охотиться по субботам и употреблять в пищу жир мертвечины.

ВОПРОС ВТОРОЙ: причины возникновения сомнений и совмес­тимость этого с полной ясностью.

Аллах Всевышний сказал:

و َ ن َ ز ّ َ ل ْ ن َ ا ع َ ل َ ي ْ ك َ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ت ِ ب ْ ي َ ا ن ً ا ل ّ ِ ك ُ ل ّ ِ ش َ ي ْ ء ٍ

...Мы ниспослали тебе Писание как разъяснение всего...

(“Пчёлы”, 89)

Муджахид сказал: ” Имеется в виду разъяснение всего того, что было повелено или запрещено людям ”.

Аллах Всевышний также сказал:

و َ ا ل ز ّ ُ ب ُ ر ِ و َ أ َ ن ز َ ل ْ ن َ ا إ ِ ل َ ي ْ ك َ ا ل ذ ّ ِ ك ْ ر َ ل ِ ت ُ ب َ ي ّ ِ ن َ ل ِ ل ن ّ َ ا س ِ م َ ا ن ُ ز ّ ِ ل َ إ ِ ل َ ي ْ ه ِ م ْ

-...а тебе Мы ниспослали Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано прежде...(“Пчёлы, 44)

Имам Ахмад, Ибн Маджа и Ибн Абу Асим приводят в своих сборниках хадис, передаваемый со слов аль-Ирбада бин Сарийи, да будет дово­лен им Аллах, который сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Я оставил вам нечто совершенно ясное 1, и никто, кроме обреченных на гибель, не станет отклоняться от этого».


Аль-Мунзири в “Ат-таргиб ва-т-тархиб” считает иснад этого хадиса хорошим, но если это так, то каким же образом смысл его соотносится со смыслом того хадиса, в котором говорится о существовании сомнительно­го?

На этот вопрос можно ответить следующим образом: послан­ник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дейст­вительно разъяснил всё самым наилучшим образом, что же касает­ся сомнений, то они, как мы уже указывали выше, являются относительными и могут возни­кать у отдельных людей, и именно поэтому в цитированном нами хадисе сказано: “ ...а между ними находится сомнительное, о ко­тором многие люди ясного представления не имеют... ” Это озна­чает также и то, что некоторые люди знают об этом, а поэтому если мусульманин, боящийся за себя самого, как боялись за се­бя наши предшественники, да помилует их Аллах, станет защи­щаться посредством благочестия, то он, с соизволения Аллаха, ничего сомнительного и не совершит, а образцом для него в этом могут служить поступки господина людей, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, в обоих “Сахихах” при­водится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет до­волен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Поистине, бывает так, что приходя к себе домой, я об­наруживаю на своей постели упавший на нее финик и поднимаю его, чтобы съесть, но потом у меня возникают опасения, что этот финик может оказаться частью закята, и я отбрасываю его в сторону».

Что же касается причины сомнений, то они могут возникать либо в силу незнания того, что говорится об этом в Коране или сунне, либо по причине неуверенности в этом, либо из-за не­правильного понимания этого, либо из-за убеждённости в том, что то или иное указание было отменено, либо ввиду возникно­вения каких-нибудь колебаний, вызванных противоречивостью са­мого явления, либо в силу неясности смысла этого явления, ли­бо же в силу какой-нибудь иной из многочис­ленных возможных


причин, с чем сталкивались и сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также их последователи.

ВОПРОС третий: принцип допустимости (ибаха), лежащий в основе взаимоотношений между людьми, применим и к тому, что они могут употреблять в пишу.

Если основой всего того, что касается исполнения религи­озных обязанностей, являются ниспосланные свыше откровения, то отношения между людьми и выбор ими того, что они употреб­ляют в пищу, должны основываться на принципе допустимости, в соответствии с которым допускается всё то, что прямо не за­прещается Кораном или сунной.

Аллах Всевышний сказал:

ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ ك ُ ل ُ و ا ْ م ِ ن ط َ ي ّ ِ ب َ ا ت ِ م َ ا ر َ ز َ ق ْ ن َ ا ك ُ م ْ و َ ا ش ْ ك ُ ر ُ و ا ْ ل ِ ل ّ ه ِ

О те, кто уверовал! Вкушайте пищу добрую, которой Мы наделили вас, и благодарите Аллаха... (“Корова”, 172.)

Аллах Всевышний также сказал:

ه ُ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي خ َ ل َ ق َ ل َ ك ُ م م ّ َ ا ف ِ ي ا ل أ َ ر ْ ض ِ ج َ م ِ ي ع ا ً

Он - тот, кто сотворил для вас всё то, что есть на земле...

(“Корова”, 29.)

Ат-Тирмизи приводит хадис, передаваемый со слов Амра бин Ауфа, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что послан­ник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

 

«Дозволено примирение между мусульманами за исключением тех случаев, когда дозволенное объявляется запретным, а запрет­ное - дозволенным.»

В силу того, что передают со слов целого ряда сподвижников, этот хадис можно признать хорошим. С учётом всего вышеупомянутого можно сказать, что из со­держания хадиса, переданного Ирбадом, да будет доволен им Ал­лах, следует, что допустимое также очевидно и что всё, имею­щее к этому отношение, подразделяется на две категории: на то, относительно


запретности чего нет прямых указаний, и на то, допустимость чего подтверждается сунной.

ВОПРОС четвёртый: категории людей в зависимости от их отношения к сомнительному.

В зависимости от отношения людей к сомнительному их мож­но разделить на три категории:

I - Люди, которым ясна допустимость или запретность тех или иных действий и которые, в соответствии с этим, либо пред­принимают те или иные действия, либо отказываются от их совер­шения.

2 - Люди, для которых нечто является сомнительным, но тем не менее они не страшатся делать это.

3 - Люди, которые стараются защититься от сомнительного посредством своего благочестия и отказываются от этого ради своей религии и своей чести.

Как следует из содержания данного хадиса, из всех вышеу­помянутых категорий людей порицания достойны те, кто знает о запретности или дозволенности определенных вещей, но посту­пает вопреки известным им указаниям, равно как и те, кто ис­пытывает сомнения, но тем не менее совершает нечто сомнитель­ное.

ВОПРОС ПЯТЫЙ: освобождение от сомнительного ради религии и чести.

Поистине, совершение сомнительного подчас может навле­кать на человека обвинения в том, что он нарушает установле­ния своей религии или же совершает нечто такое, что может запятнать его честь.

Так, например, если во время рамадана человек станет есть днём в силу тех или иных уважительных причин, а его уви­дят те, кому будет неизвестно, почему он поступает таким об­разом, они обязательно обвинят его в нарушении установлений шариата. Нечто подобное произойдёт и в том случае, если жен­щина встретит на площади, своего брата и начнет перекидываться с ним шутками, ибо тогда люди, увидевшие её с посторонним мужчиной, обязательно станут говорить, что она не блюдет свою честь должным образом.


В качестве примера, поясняющего, как следует поступать в подобных случаях, можно привести сообщение, касающееся Анаса, да будет доволен им Аллах. Однажды он отправился на пятничную молитву, но когда подошёл к мечети, то увидел, что люди, уже совершившие молитву, расходятся по домам. Тогда он укрылся там, где его никто не мог видеть, и сказал: ” Кто не стыдится людей, тот не устыдится и Аллаха ”.

Другим примером может служить содержание хадиса, который приводят аль-Бухари, Муслим и Абу Дауд. В этом хадисе сообщается о том, что однажды ночью в период уединения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в мечети его пришла на­вестить его жена Сафийа.

 

Сафийа сказала:

- А потом я поднялась со своего места и вместе со мной поднялся посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желая проводить меня домой. Это увидели двое ансаров, которые при виде пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поспешили уйти, однако он сказал им: ” Не спешите, это же Сафийа! ”-, а они воскликнули: ” Преславен Аллах! ” 1 - после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ” Поистине, шайтан проникает к человеку и по жилам его, и, поистине, побоялся я, что сумеет заронить он в ваши сердца нечто дурное! ”

ВОПРОС шестой: сомнительное приводит к запретному.

В данном хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прямо указывает на то, что сомнительное явля­ется теми вратами, войдя в которые человек неизбежно придёт и к запретному.


Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, в “Джами‘ аль-‘улюм ва-ль-хикам” (с.63) сказал:

- Что же касается совершающих нечто сомнительное, не из­бавившись от своих сомнений, то о таких пророк,, сказал, что они станут совершать и нечто запретное. Эти слова можно истолковать двояко. Суть одного из двух возможных толкований состоит в том, что если человек будет совершать нечто сомнительное, понимая, что он занимается сомнительными делами, то постепенно в результате потворствования своим страстям он придёт и к совершению за­претных действий, даже если и будет знать об их запретности.

В обоих “Сахихах” приводится версия этого хадиса, в ко­торой сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Осмелившийся совершить нечто такое, что может внушить мысль о греховности этого поступка, близок к совершению и то­го, греховность чего очевидна».

Второе толкование: осмеливающийся совершать нечто сомни­тельное, не зная о том, дозволено это или запретно, не за­страхован от того, чтобы совершить нечто запретное, даже не подозревая об этом.

ВОПРОС СЕДЬМОЙ: примеры и их важность.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упо­добляет запреты Аллаха заповедным местам, а сомнительное -тем территориям, которые примыкают к ним, указывая на то, что человек, занимающийся сомнительными делами, подобен тому, кто пасёт свой скот возле заповедника и рискует по невниматель­ности или же в силу своей слабости не только оказаться там, где ему быть запрещено, но и превратить это место в пастбище для своего скота.

Надо сказать, что как Коран, так и сунна изобилуют разно­го рода примерами, важность которых состоит в том, что они весьма поучительны, дают слушателю наглядное представление о предмете разговора и в наибольшей степени способствуют пра­вильному пониманию, что является примером предельной ясности и совершенства в доведении желаемого до сведения людей.

ВОПРОС ВОСЬМОЙ: о значении сердца.

Поэт сказал:


- Язык юноши — половина, а другая половина — сердце,

и не остается ничего, кроме вида мяса и крови.

Здесь это означает, что если негодно сердце, то и язык будет представлять собой не более чем кусок плоти с кровью.

Сердце является основой человека и вместилищем его духа, благодаря которому он может совершать те или иные действия, а поэтому если с сердцем всё будет в порядке, то благими и полез­ными будут все дела, слова и мысли человека, в противном же случае этого ожидать не приходится. Поскольку этот кусочек плоти является столь важным органом, ему следует уделять особое внимание. Достаточно сказать, что именно сердце может стано­виться очагом таких тайных болезней как лицемерие, зависть, коварство и многих других, о которых сам человек может даже и не подозревать до тех пор, пока они не ввергнут его в безд­ну гибели. И эти болезни могут превратить сердце из ослепительно белого и чистого в черное, а для лечения его применяются различные средст­ва, однако здесь не место говорить об этом, а о помощи сле­дует взывать к Аллаху.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал