Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Превознесение пророков.
Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносили Ису, сына Марйам, ибо я - только раб, а поэтому говорите: ”Раб Аллаха и посланник Его”». Этот хадис приводит аль-Бухари. Первый вопрос: что подразумевается под превознесением? Имеется в виду чрезмерность прославлений, результатом чего становится произнесение неверных или просто лживых слов. Приведенный нами выше хадис является не чем иным как предостережением пророка, да благословит его Аллах и приветствует, адресованным членам его общины. Смысл этого предостережения состоит в том, чтобы не дать чувствам любви и почтения к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, которые питают сердца мусульман, принять какие-либо крайние формы, в результате чего люди могли бы совершить нечто запретное или впасть в многобожие, что и произошло с христианами, которые стали называть Ису, сына Марйам, Богом, или сыном Божьим или одним из троих. Второй вопрос: запрещение, равносильное запрету.1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретивший мусульманам превозносить себя, сделал это не просто из смирения, нет, это означало, что подобные действия запретны с точки зрения установлений шариата. Во многих хадисах содержатся сообщения о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не только отвергал подобные восхваления и испытывал к ним отвращение, но и выражал своё порицание тем, кто делал это. Так, например, имам Ахмад приводит хадис, в котором сообщается что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: - Однажды, когда один человек обратился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, со словами: ” О Мухаммад, о наш господин и сын нашего господина, о лучший среди нас и сын лучшего среди нас! ”-, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«О люди, прекратите говорить так, и да не соблазнит вас на это шайтан! Я -Мухаммад бин Абдаллах, раб Аллаха и Его посланник, и клянусь Аллахом, не хочу я, чтобы вы ставили меня выше того места, которое я занимаю по воле Аллаха Всемогущего и Великого!»
В другом хадисе, который приводят Абу Дауд и ан-Насаи, сообщается о прибытии к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, делегации от племени бану амир и среди прочего рассказывается о том, что маленькая невольница стала петь в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а когда она произнесла слова: ” Среди нас есть пророк, знающий о том, что будет завтра ”-, посланник Аллаха выразил ей своё порицание, велев: ” Прекрати это! ” Ибн Маджа, который также приводит этот хадис, сообщает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, добавил к этому следующее: ” Не знает о том, что будет завтра никто, кроме Аллаха! ”-, а в другом хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ” Поистине, я просто больше вас знаю об Аллахе и больше вас боюсь Его! ” Третий вопрос: невежество приводит к превознесению. К сожалению, то, что запрещал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и то, от чего он предостерегал людей, стали совершать многие из тех, кто пришёл на смену первым поколениям мусульман. Причиной этого было незнание ими установлений шариата и привычка произносить слова, не взвесив их предварительно на весах Корана и сунны. Это привело некоторых из них к большому многобожию, иначе говоря, именно к тому, с чем боролся пророк, да благословит его Аллах и приветствует, от чего он был послан спасти людей и с приверженцами чего он сражался. Примеры этого можно обнаружить в некоторых стихотворных произведениях, посвященных восхвалению пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Так, например, в касыде “Бурда” (Плащ) её автор пишет: - О щедрейший из людей, не к кому обращаться мне, кроме тебя, если случится какое-нибудь несчастье! А где же тогда Аллах, к которому только и можно обращаться с мольбами о защите, ведь подобные обращения являются не чем иным как одним из видов поклонения?! Таким образом, этот поэт посчитал себя вправе приписывать пророку, да благословит его Аллах и приветствует, нечто большее, чем он в действительности обладал, и обращаться к нему так, как можно обращаться к одному лишь Аллаху, забыв о том, что восхваления посланника Аллаха, ущемляющие права Аллаха Всемогущего и Великого, неуместны и неприемлемы. Для мусульманина нет никаких сомнений в том, что если бы сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, услышал это или нечто подобное, то он разгневался бы на такого невежественного поэта и выразил ему своё порицание. И в самом деле, человек, услышавший слова автора “Бурды”: - Поистине, мир этот и мир иной существуют лишь потому, что существуешь ты, и знаешь ты, что записано на Скрижали и что известно перу! -, может подумать, что эти слова являются обращением к Аллаху, поскольку один лишь Аллах владеет миром этим и миром вечным и лишь Он один знает о том, что написано на Хранимой Скрижали, ведь Аллах Всевышний сказал: ق ُ ل ل ّ َ ا ي َ ع ْ ل َ م ُ م َ ن ف ِ ي ا ل س ّ َ م َ ا و َ ا ت ِ و َ ا ل ْ أ َ ر ْ ض ِ ا ل ْ غ َ ي ْ ب َ إ ِ ل ّ َ ا ا ل ل ّ َ ه ُ Скажи: ” Из тех, кто обитает на небесах и на земле, лишь Аллах ведает о сокрытом...” (“Муравьи”, 65) К подобным вещам этого поэта и ему подобных побуждала вовсе не особая любовь к нашему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а только их невежество и убеждённость в том, что своими стихами они могут возвысить или принизить кого-нибудь. Между тем нет никаких сомнений в том, что люди, относившиеся к числу сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и их последователей, иначе говоря, те, кто относился к первому поколению обладателей знания, больше почитали и сильнее любили пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако когда они восхваляли его, то ничего подобного не говорили, примером же того, что они считали для себя допустимым, могут служить слова Хассана бин Сабита, который сказал: - Жившим прежде не приходилось лишаться подобного Мухаммаду, и никто уже не лишится подобного ему до самого дня воскресения! В пример можно привести также и слова Ка’ба бин Зухайра, который сказал: - Поистине, посланник - это свет, который позволяет видеть. Он - обнажённый меч из индийской стали из числа мечей Аллаха! Четвёртый вопрос: любые формы превознесения запретны. Некоторые люди считали, что данный хадис содержит в себе запрет лишь на такие формы превознесения, которые граничат с обожествлением пророка, да благословит его Аллах и приветствует, иначе говоря, - на действия, подобные действиям христиан по отношению к Исе, мир ему, в то время как всё остальное дозволено. Однако подобное понимание является ошибочным, на что и указывает вторая часть хадиса, то есть слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «...а поэтому говорите: “Раб Аллаха и посланник Его”». Сказав это, посланник Аллаха, да пребудут над ним благословения и мир, запретил людям превозносить его запретным с точки зрения шариата образом и направил их к тому, что является обязательным, указав на то, что к нему можно относиться только как к рабу Аллаха, а это значит, что он нуждается в своём Господе и сам по себе не может принести себе, как и другим, ни пользы, ни вреда. Аллах Всевышний сказал: ق ُ ل ْ إ ِ ن ّ ِ ي ل َ ا أ َ م ْ ل ِ ك ُ ل َ ك ُ م ْ ض َ ر ّ ً ا و َ ل َ ا ر َ ش َ د ً ا Скажи: ” Поистине, не в моей власти причинить вам вред или принести пользу”.(“Джинны”, 21) Аллах Всевышний также сказал: ق ُ ل ل ا ّ َ أ َ م ْ ل ِ ك ُ ل ِ ن َ ف ْ س ِ ي ن َ ف ْ ع ً ا و َ ل ا َ ض َ ر ّ ً ا إ ِ ل ا ّ َ م َ ا ش َ ا ء ا ل ل ّ ه ُ Скажи: ” Не в моей власти принести себе пользу или повредить, если только не пожелает того Аллах”.(“Преграды”, 188) От остальных же людей посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отличался лишь тем, что Аллах избрал его для того, чтобы вручить ему Своё послание и доверить ему Свои откровения. Аллах Всевышний сказал: ق ُ ل ْ إ ِ ن ّ َ م َ ا أ َ ن َ ا ب َ ش َ ر ٌ م ّ ِ ث ْ ل ُ ك ُ م ْ ي ُ و ح َ ى إ ِ ل َ ي ّ َ - Скажи: ”Поистине, я - такой же человек, как и вы, но ниспосланы мне откровения...”(“Пещера”, 100.) Пятый вопрос: служение как наивысшая ступень. Служение Аллаху Всевышнему в качестве Его раба ни в коей мере не умаляет достоинств нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибо подобное служение является высшей ступенью. Для человека быть рабом Аллаха значит обладать чем-то наиболее ценным, и именно поэтому Аллах Всевышний называл всех Своих пророков рабами, служившими Ему, и воздавал им за это хвалу. Так, например, о Нухе Аллах Всевышний сказал: ف َ ك َ ذ ّ َ ب ُ و ا ع َ ب ْ د َ ن َ ا ...и посчитали они ложью слова раба Нашего...(“Луна”, 9.) Аллах Всевышний также сказал: و َ ا ذ ْ ك ُ ر ْ ع ِ ب َ ا د َ ن َ ا إ ب ْ ر َ ا ه ِ ي م َ و َ إ ِ س ْ ح َ ا ق َ و َ ي َ ع ْ ق ُ و ب َ Вспомни Наших рабов Ибрахима, Исхака, Йа’куба... (“Сад”, 45.) О Суляймане и Аййубе Аллах Всевышний сказал так: ن ِ ع ْ م َ ا ل ْ ع َ ب ْ د ُ Прекрасный раб! (“Сад”, 38.) Аллах Всевышний также сказал об Исе: إ ِ ن ْ ه ُ و َ إ ِ ل ّ َ ا ع َ ب ْ د ٌ أ َ ن ْ ع َ م ْ ن َ ا ع َ ل َ ي ْ ه ِ Он - всего лишь раб, которому Мы даровали милость... (“Украшения”, 59.) Что же касается нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то, даже когда он достиг наивысших успехов, о его служении Аллах Всевышний говорил как о чём-то наиболее достойном. Аллах Всевышний сказал: س ُ ب ْ ح َ ا ن َ ا ل ّ َ ذ ِ ي أ َ س ْ ر َ ى ب ِ ع َ ب ْ د ِ ه ِ Слава Тому, кто перенёс ночью раба Своего... (“Ночное путешествие”, 1.) Аллах Всевышний также сказал: أ َ ل َ ي ْ س َ ا ل ل ّ َ ه ُ ب ِ ك َ ا ف ٍ ع َ ب ْ د َ ه ُ Разве не довольно Аллаха для раба Его? (“Толпы”, 36.) Аллах Всевышний также сказал: Благословен Тот, кто ниспослал Различение 1 Своему рабу.. ت َ ب َ ا ر َ ك َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ز ّ َ ل َ ا ل ْ ف ُ ر ْ ق َ ا ن َ ع َ ل َ ى ع َ ب ْ د ِ ه ِ. (“Различение”, 1.) Аллах Всевышний также сказал: و َ أ َ ن ّ َ ه ُ ل َ م ّ َ ا ق َ ا م َ ع َ ب ْ د ُ ا ل ل ّ َ ه ِ ي َ د ْ ع ُ و ه ُ Когда раб Аллаха поднялся, чтобы обратиться к Нему с мольбами...(“Джинны”, 19.) Аллах Всевышний также сказал: و َ إ ِ ن ك ُ ن ت ُ م ْ ف ِ ي ر َ ي ْ ب ٍ م ّ ِ م ّ َ ا ن َ ز ّ َ ل ْ ن َ ا ع َ ل َ ى ع َ ب ْ د ِ ن َ ا Если же есть у вас сомнения относительно того, что Мы ниспослали рабу Нашему...(“Корова”, 23.) Что же касается ангелов, то о них Аллах Всевышний сказал так: ب َ ل ْ ع ِ ب َ ا د ٌ م ّ ُ ك ْ ر َ م ُ و ن َ Ведь они - рабы, которых Он почтил.(“Пророки”, 26.) И Аллах Всевышний воздал хвалу, кому пожелал из созданий Своих, во многих других аятах Корана, называя их Своими рабами, ибо поклонение Аллаху и служение Ему и было тем, ради чего Он создал людей, и это угодно Ему. Шестой вопрос: перекрывание путей, ведущих к совершению грехов. Этот хадис указывает на одну из основ шариата, суть которой состоит в том, чтобы перекрыть пути, ведущие к совершению запретного. Подобно тому как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал оставаться наедине с посторонними женщинами, чтобы перекрыть для людей пути, ведущие к прелюбодеянию, точно также запрещал он и всё то, что могло привести их к нарушению величайшего из запретов, иначе говоря, - к многобожию, и именно это является важнейшей частью сунны посланника Аллаха,. Между тем известно, что чаще всего к этому приводит возвеличивание личностей и превознесение праведных людей из числа пророков, улемов, близких к Аллаху и т.д. независимо от того, выражается ли это в виде неумеренных восхвалений или же каких-либо иных действий. Последнее чаще всего находит своё выражение в почитании могил, возведении над ними мечетей и куполов и покрывании их всевозможными покрывалами, от чего особенно настойчиво предостерегал людей посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, в обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщившей, что незадолго до своей смерти пророк,, сказал:
«Аллах проклял иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места для совершения молитв». Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “ Он предостерегал людей от повторения того, что делали они ”.
В “Сахихе” аль-Бухари приводится и другой хадис, также передаваемый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах. Она сообщила о том, что одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, рассказала о церкви, которую она видела в Эфиопии, упомянув о её красоте и изображениях, имевшихся на стенах этой церкви. Услышав это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднял голову и сказал: ” Когда у этих людей умирал кто-нибудь из праведников, они строили над его могилой храм и украшали его изображениями. Поистине, такие люди относятся к числу наихудших созданий пред Аллахом! ” В “Сахихе” Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Джундаба бин Абдаллаха, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Жившие до вас превращали могилы своих пророков в места для совершения молитв, вы же не поступайте так, ибо я запрещаю вам это!» В “Сахихе” Муслима приводится и другой хадис, передаваемый со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, который сообщил о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал покрывать могилы гипсом и возводить над ними строения. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, давал общине своей много подобных наставлений, но несправедливые так и остались неверными.
|