Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неимущий.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: - Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил людей: ” Знаете ли вы, кто является неимущим? ” Они ответили: ” Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества ”. Тогда он сказал: ” Поистине, неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в день воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвёртого и ударил пятого, и тогда придется ему отдать нечто из своих благих дел одному и нечто отдать другому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных им станут брать что-то и возлагать на него, а потом его ввергнут в ад! ” Этот хадис приводит Муслим Первый вопрос: права Аллаха и права Его рабов. Права, которые необходимо соблюдать каждому рабу, делятся на две категории. К первой относятся права Аллаха, соблюдение которых выражается в совершении обязательного и отказе от запретного, а ко второй - права других людей, соблюдение которых выражается в предоставлении им того, что им причитается, отказе от притеснения их и отказе от неправомерного причинения им зла. Соблюдая права Аллаха, следует помнить о Его снисходительности и готовности прощать, а поэтому для исправления различных упущений в этом отношении достаточно искреннего покаяния. Что же касается соблюдения прав других людей, то здесь следует помнить о том, что душам людей присуща скупость, а поэтому в случае нарушения их прав одного только покаяния будет недостаточно, и придется либо испрашивать прощения у обиженного, либо возвращать то, что было несправедливо отнято у него, в противном же случае в день воскресения из запасов благих дел человека будет изъято то, что соответствует тяжести причинённой им другому несправедливости. Объясняется же это тем, что душам присуща скупость, как и сказал об этом Аллах Всевышний: و َ أ ُ ح ْ ض ِ ر َ ت ِ ا ل أ َ ن ف ُ س ُ ا ل ش ّ ُ ح ّ َ ((Хотя) души и скупы (по своей природе)... 1 (“Женщины”, 128.) Их2и касаются наставления пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые он дал людям и о которых сообщается в этом хадисе. Второй вопрос: тонкий метод. Начиная с людьми разговор с этого вопроса, посланник Аллаха, использует весьма тонкий метод для того, чтобы привлечь к своим словам внимание тех, к кому он обращался, и заставить их сердца размышлять об этом. Слова пророка,: ” Неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в день воскресения... ”-, не означают, что он был не согласен с тем определением понятия “ неимущий ”, которое дали люди, нет, он лишь хотел указать, что истинно неимущим окажется такой человек, который в день воскресения попадёт в подобное положение, а это значит, что он заслуживает такого эпитета в большей степени, чем тот, кто не имеет ни денег, ни имущества. И в самом деле, положение того, кто ничем в этом мире не обладает может измениться, если человек разбогатеет или умрёт, если же человек окажется неимущим в мире вечном, это будет означать, что он уже окончательно пропал и погиб. Надо сказать, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вообще часто прибегал к этому методу, то есть к методу использования обычных и общеизвестных понятий для освещения тех или иных аспектов религии. Так, например, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не тот силён, кто может победить многих, истинной силой обладает тот, кто способен сдерживать свой гнев». Можно привести и другие примеры. Третий вопрос: тяжёлые последствия. Этот хадис предупреждает всех тех, кто причиняет другим мусульманам зло своим языком и своими руками, о том страшном, что грозит каждому из них. Для того, чтобы отнестись к этим угрозам должным образом, нашим сердцам необходимо поразмыслить о том, в каком положении окажется тот неимущий, о котором говорится в данном хадисе. Речь идёт о мусульманине, который соблюдает посты, молится и оказывает помощь неимущим и который в этот день, день величайшего страха, будет стоять, трепеща при виде каждой записи о своих дурных делах и испытывая неописуемую радость при виде каждой записи о том или ином благом деле. И вот, когда он будет находиться в подобном положении, его окружат люди, которым он остался должен и которые отберут его благие дела, он же будет смотреть на них, не имея возможности защититься от них и не зная, откуда они взялись и кем являются. Однако потом выяснится, что это те люди, которых он в этом мире обругал, или оскорбил, или ударил, или у которых отобрал что-нибудь или же которых убил, пользуясь своим высоким положением, силой или умом. Однако в мире вечном человек лишится всего этого и будет, подобно всем остальным, стоять голым и босым. В День тот у людей не будет денег, и поэтому они станут рассчитываться друг с другом своими благими и дурными делами, и: و َ م َ ن ْ خ َ ف ّ َ ت ْ م َ و َ ا ز ِ ي ن ُ ه ُ ف َ أ ُ و ْ ل َ ـ ئ ِ ك َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ خ َ س ِ ر ُ و ا ْ أ َ ن ف ُ س َ ه ُ م ب ِ م َ ا ك َ ا ن ُ و ا ْ ب ِ آ ي َ ا ت ِ ن َ ا ي ِ ظ ْ ل ِ م ُ و ن َ ...те, у которых чаша весов окажется лёгкой, сами нанесли себе ущерб.(“Преграды”, 9) Четвёртый вопрос: права будут соблюдены. Этот хадис заключает в себе не только великую угрозу по адресу притеснителей, но и слова утешения притесняемым, которые проявляют терпение, ведь в нём говорится о том, что если он не сумеет получить с притеснителя причитающегося ему в этом мире, то это не пропадёт, а будет сохранено для него в мире вечном, и поэтому ему следует хранить терпение и довериться своему Господу и Творцу. Однако вместе с тем мусульманину следует удерживать притеснителей от несправедливостей и стараться не допускать притеснения других, если это будет в его силах, защищая их имущество, честь и жизнь. Помимо всего прочего это станет благодеянием и по отношению к притеснителю, поскольку благодаря этому он получит возможность избежать большой беды, о которой упоминается в данном хадисе. В связи с этим можно привести другой хадис.
Сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал какому-то человеку: ” Оказывай помощь брату своему независимо от того, притеснителем он является или притесняемым ”. Этот человек спросил: ” Как же я могу помочь притеснителю? ” Он ответил: ” Ты можешь попытаться удержать его от несправедливости и тем самым помочь ему ”.Этот хадис приводит аль-Бухари. Пятый вопрос: каким образом можно принести покаяние? Если человек совершит какую-нибудь несправедливость по отношению к рабам Аллаха, выход для него будет состоять в том, чтобы примириться с обиженным, добившись его прощения или вернув ему то, что он присвоил себе. Если же это сделать не удастся, то ему следует загладить свою вину с помощью совершения множества благих дел. В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообшившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пусть тот, кто нанесёт обиду брату своему, оскорбив его или же совершив нечто иное, освободится от этого сегодня, до того, как исчезнут динары и дирхемы, ибо тогда, если будут в запасе у него благие дела, их заберут у него сообразно тяжести нанесённых им обид, а если благих дел у него в запасе не окажется, то бремя ответственности за дурные дела обиженного им человека будет возложено на обидчика». Шестой вопрос: совершенство справедливости Аллаха Всевышнего. Содержание этого хадиса указывает на совершенство справедливости Аллаха Всевышнего, на то, что Он не обидит никого и на вес пылинки, и на то, что несправедливости в царстве Его места не будет, а это значит, что там обиженный обязательно получит с обидчика то, что ему причитается, и даже безрогая овца будет иметь возможность отомстить рогатой. Именно поэтому бремя дурных дел обиженных будет возложено на обидчиков в том случае, если запас их благих дел истощится. Это будет сделано для того, чтобы права обиженных ни при каких обстоятельствах не остались ущемленными. что же касается людей, позволяющих себе обижать рабов Аллаха, то они по сути дела не придают значения смыслу сообщений о высшей справедливости Аллаха или не обращают внимания на то, что осуществление того, чего она требует, находится во власти Аллаха.
|