Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: морфология, синтаксис.
Синтаксические нормы – правила использования синтаксических конструкций. Синтаксические нормы, наряду с морфологическими, относятся к грамматическим нормам литературного языка. В качестве типичных отступлений от нормы в области синтаксиса можно назвать: - нарушение порядка слов; - неверное согласование и управление; - употребление обособленных членов предложения в недопустимых для них конструкциях; - неверное построение конструкций с прямой и косвенной речью. В русском языке порядок слов относительно свободный: не существует строго закрепленного места в предложении за тем или иным главным либо второстепенным членом предложения. Возьмем предложение: Большая туча медленно закрывает лучи солнца. Порядок слов в этом предложении прямой, что свойственно нейтральной речи. Но если мы хотим избежать унылости, в художественном стиле используем обратный порядок (ИНВЕРСИЯ) Мои неприятности кончились. Кончились мои неприятности. Расположение слов в предложении зависит от того, какую цель мы ставим перед собой, создавая предложение. Так, в предложении: Студент не пришел на занятия по болезни важно было подчеркнуть причину неявки. И наоборот, в предложении По болезни студент не пришел на занятия мы исходим из факта болезни студента. Таким образом, в предложении выделяются две части: первая – это то, что нам известно из предшествующего текста или самой обстановки речи, и вторая – это то, что сообщается нового. Первая часть называется основой высказывания (т е м о й) а вторая ядром (р е м о й); само деление предложения на две части называется актуальным членением. Укажите ошибки, возникшие из-за нарушения порядка слов; устраните двусмысленность, исправьте предложения: 1. Иванов отказался со всеми студентами сдавать экзамен. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных.
К синтаксическим ошибкам относятся следующие: 1. Прежде всего в сочетании слов. К ошибкам в сочетании слов относится нарушение согласования членов предложения. 1) Большинство проголосовали ( вместо проголосовало) за данное предложение. 2) Часть группы сдали (вместо сдала) экзамен досрочно. В первом и втором предложениях сказуемое следует поставить в единственном числе, так как при подлежащем, выраженном собирательным существительным большинство, в первом предложении нет управляемого существительного, во втором – управляемое существительное группы стоит в единственном числе. В следующих предложениях нарушены нормы согласования определения с определяемым словом: 1) Галина Уланова – одна ( вместо один) из крупнейших представителей нашей балетной школы ( или одна из крупнейших представительниц). 2) Принятые ( вместо принятое) решение или предложение было поддержано всеми участниками сбора. В первом предложении слово представитель ошибочно отнесено к существительным общего рода, тогда как оно является существительным мужского рода и поэтому не может быть согласовано с определением, стоящим в женском роде. 2. К ошибкам в сочетании слов относится и нарушение норм управления: а) Многочисленные ошибки на смешение предложного и беспредложного управления. Например: оплачивайте за проезд вместо оплачивайте проезд; уделяется внимание на что-то вместо уделяется внимание чему-то; описывает о чем-то вместо описывает что-то и т.п. Иногда управляемое слово ставится не в том падеже, которого требует управляющее слово. Например: заведующий библиотеки вместо заведующий библиотекой; не оказывает влияние вместо не оказывает влияния и т.п. Часто управляемые слова употребляются не с теми предлогами, которые необходимы, например: зол против него вместо зол на него; преимущества над кем-то вместо превосходство над кем-то и т.п.
б) Иногда в речи может возникнуть неясность высказывания в результате двусмысленности форм, выражаемых некоторыми косвенными падежами, особенно родительным, дательным и творительным. На стене висели портреты Репина не ясно, идет ли речь о портретах, написанных Репиным, или о портретах, изображающих Репина. Следует избегать конструкций такого типа. Преподавателю приходилось многое объяснять, неясно, объяснял ли преподаватель или объясняли преподавателю. Был сообщен ответ комиссии не ясно, был ли сообщен ответ, присланный комиссии, или ответ, присланный комиссией. Проверка будет произведена назначенной администрацией комиссией. Лучше сказать: Проверка будет произведена комиссией, которую назначила администрация. Двусмысленность высказывания возникает и в результате того, что каждое из входящих в сочетание слов может восприниматься и как подчиняющее, и как подчиненное, например: Работники ЖЭКа требовали устранения утечки газа и ремонта. Изменив порядок слов, мы устраним двусмысленность: Работники ЖЭКа требовали ремонта и устранения утечки газа. 3. Часто нарушается порядок слов при двойных сопоставительных союзах, особенно при союзе не только – но и. Например: Мы не только получили учебник, но и сборник упражнений. Иногда ошибочно смешивают союзы не только – но и и также, например: Машина будет использована не только для решения задач, а также ( следует: но и) для контроля. Часто пропускают предлог при сопоставительных союзах, например: Для точного приземления космического корабля в заданном районе важное значение имеет точность работы систем наведения не только на первой ступени, но и во второй и последней ступенях ( следует: но и на второй…) Встречаются в текстах и ошибки, связанные с нарушением порядка следования частей сложноподчиненного предложения. Необходимо помнить, что порядок следования частей сложноподчиненного предложения разных типов различен: он может быть свободным и несвободным, строго закрепленным. Это зависит от структурно-семантических особенностей всего предложения. Так, например, придаточные части, прикрепленные союзами ибо, потому что, благо, так что, могут стоять только после главного предложения. Перед главным предложением постановка их приведет к ошибке, которая возникла, например, в следующей фразе: Благо (потому что) я знал о его приезде, я смог подготовится к нему. Может возникнуть ошибка, связанная с неправильным расположением частей в сложноподчиненном предложении с определительным придаточным предложением. Определительное придаточное предложение может помещаться только после определяемого имени существительного. Нарушение этого порядка расположения частей может привести не только к грамматико-стилистическим ошибкам, но и к фактическим неточностям, к двусмысленности высказывания, которая возникла, например, в предложении: Каждый тракторист закреплен за определенным трактором и следит за его состоянием. 4. На уровне предложения можно выделить ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Это ошибки в сочетаниях однородных членов (несопоставимость родовых и видовых понятий). Например: Надо очистить от грязи и от запыленности ( следует от грязи и пыли ). К подобным ошибкам следует отнести: Проект был отмечен премией и ученым советом института. В книге описывается происхождение этой религии и какими обрядами она сопровождалась вместо В книге описывается происхождение этой религии и сопровождавшие ее обряды. 5. Главное, на чем настаивали английские рабочие, - это на требовании ( следует: это требование) повышения зарплаты и отмены незаконных штрафов. 6. Встречаются (преимущественно в устной речи) недочеты в употреблении прямой, косвенной и несобственно-прямой речи. Например: Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к нашей группе; Преподаватель сказал, что я, мол, не буду сегодня спрашивать вместо Преподаватель сказал, что он не будет сегодня спрашивать.
|