Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жыр-тепсеу - песни и танцы






 

Той этилмеген къууанч — Мухарлагъа жубанч.

Веселье без танцев Развлечение обжор.

 

Ючюнчю алгъыш белгиди: Ашны къой да, тойгъа чыкъ.

Третий тост — знак: Оставь еду и выходи на танцы.

 

Жырлай билмеген жарсыуду, Тепсей билмеген айыпды.

Не уметь петь — печально, Не уметь танцевать — стыдно.

 

Той болса — оюн болур, Къурманлыкъгъа союм болур, Къонакълагъа тоюм болур.

Будет пир — будут шутки, Будет жертвоприношение, Будет угощение для гостей.

 

Сыйны чырагъы жырды.

Иги шорпа — чырлы, Керти къууанч — жырлы.

Эсирип, тойну бузгъан — Ит кибик, жерге къусхан.

 

Светильник пира — песня.

Хороший бульон — с наваром, Настоящее веселье — с песнями.

Опьянеть и разладить свадьбу -Все равно, что блевать на

землю, как пес.

 

Смысл праздника, торжества, как оно и должно быть в любой устоявшейся культуре, заключался не в принятии пищи и напитков, а в веселье, радости и свободе открытого, доброжелательного общения. После третьего тоста по слову тамады все выходили во двор и начинались танцы под руководством распорядителя (бегеуюл). Не уметь танцевать считалось постыдным. Неслучайно слово той имеет четыре значения «пир»; «веселье»; «пляска»; «насыщение». Отсюда - около ста чудом сохранившихся (в записях) танцев и плясок, к сожалению, большей частью все еще не поставленных на сцене.

Не меньшее и не менее почетное место занимала в праздничной культуре карачаево-балкарцев песня. Умения петь от каждого не требовалось -не всем Бог дал хороший голос. Но все же, даже в недавнее время, среди представителей старшего поколения умевших и любивших петь было много. Ныне положение и здесь плачевное: почти утрачено то, что придавало народной музыке особую силу и красоту - певческая традиция. Большая часть исполнителей народных песен сегодня упрощает и искажает мелодию.

После шестого тоста, перед тем, как на стол подадут мясо жертвенного животного, старшие начинали петь, передавая черед друг другу, под басовое сопровождение присутствующих. Шапа по распоряжению тамады приглашал к столу юношей, которые слушали стоя, стараясь запомнить слова и мелодию песен. Вероятно, именно благодаря этому обычаю мы и сохранили, пусть неполностью, огромное песенное богатство своих предков.

Кроме того, были также и особые песенные состязания (жыр эришиу). Одно село могло пригласить к себе песельников из другого. Кто-нибудь из состоятельных сельчан готовил для них угощение, к назначенному сроку собирались и зрители. Пели поочередно. Условие было одно - каждую песню исполнять до конца. Один из старожилов рассказывал, что он присутствовал на таком состязании в селении Кашхатау, куда приехали песельники из Безенги. Оно продлилось до самого утра, и победу одержали безенгиевцы, исполнив напоследок колыбельную, на которую их соперникам ответить уже было нечем, весь репертуар они исчерпали.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал