Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Попытка формирования «партии власти» в 1993-1994 гг.






Ю. А. ШАКИРОВ

История «партии власти» (1993-2011 гг.)

Учебное пособие

 

Новомосковск

УДК 93/99

ББК 63.3(2 Рос)

Ш 176

 

 

Рецензенты:

к.и.н., доцент Л.Ю. Казанина

(Новомосковский филиал

Университета Российской академии образования)

к.э.н., доцент Т..В. Суркова

ФГБОУ ВПО РХТУ им. Д.И. Менделеева

Новомосковский институт (филиал)

 

Шакиров Ю.А.

 

Ш 176. История «партии власти» (1993-2011 гг.). Учебное пособие / ФГБОУ ВПО РХТУ им. Д.И. Менделеева, Новомосковский институт (филиал), Новомосковск, 2012. – 200 с.

Табл. 6.

 

 

В учебном пособии рассматриваются исторические этапы возникновения в Российской Федерации в конце XX - нач. XXI вв. политических объединений получивших название «партия власти». Его своеобразие состоит в том, что автор большое внимание уделил рассмотрению эволюции идеологических и организационных сторон наиболее крупных и влиятельных политических движений партий, созданных по инициативе представителей исполнительной власти.

Для студентов неисторических факультетов дневной, вечерней и заочной форм обучения, активистов политических объединений, интересующихся современной историей России.

 

УДК 93/99

ББК 63.3(2 Рос)

 

© ФГБОУ ВПО Российский химико-технологический

университет им. Д.И. Менделеева,

Новомосковский ин-т (филиал), 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………4

 

Попытка формирования «партии власти» в 1993-1994 гг……………….. 6

 

Попытка создания «право-левого» центра в 1995 г. …………………….. 13

 

«Партия власти» – новые акценты (1996- нач. 1997 гг.)………………….27

 

От реорганизации Правительства к дефолту

(март 1997-август 1998 гг.) ………………………………………………...40

 

Новые претенденты на титул «партии власти» …………………………..52

 

ОВР и «Единство»: новые «партии власти» ………………………………70

 

Выборы в Государственную Думу ІІІ созыва ……………………………..83

 

На пути к объединению (2000-2001 гг.) …………………………………...95

 

Первые шаги и трудности роста (2002-2003 гг.) ………………………...112

 

Реформы и укрепление «вертикали власти» (2004-2006 гг.) ……………120

 

Триумф 2007 года ………………………………………………………….133

 

Новый Президент – новые задачи ………………………………………….142

 

Конфликт «окружений» и курс на «модернизацию» (2009-2010гг.)…….156

 

2010 год. Накануне выборных кампаний…………………………………..170

 

2011 год: морально-политический крах «партии власти»………………...183

 

Заключение………………………………………………………………….. 202

 

Библиографический список……………………

 

Предисловие

 

Политические партии в современном обществе представляют собой один из его базовых институтов. Партии, играя роль посредника, призваны снимать внутренние противоречия между обществом и государством, содействовать утверждению социальной стабильности. Выражая интересы определённых слоев общества, партии участвуют в формировании этих интересов. Помогая трансформировать социальную неудовлетворённость в позитивные цели, политические партии, стихийную энергию протеста направляют в русло конституционной борьбы, с последующим включением своих представителей в состав органов власти. В данном учебном пособии показаны этапы становления и развития «партии власти» в 1993-2011 гг., как отдельного элемента создававшейся партийно-политической системы России в целом.

В современную политическую лексику прочно вошло понятие «партия власти», которая в конкретно-исторической действительности стала важной особенностью партийной системы России, где она, как крупное и авторитетное объединение, заняло центральное место, сумев стать эффективным инструментом консолидации политической и экономической элиты общества.

На рубеже XX-XXI высшая бюрократия Российской Федерации предпринимала несколько попыток формирования политической «партии власти» как активного субъекта демократического процесса в стране. Рассматривались различные механизмы её функционирования, идеологические конструкции, а также способы формирования.

В научных кругах высказывается мнение, что «партия власти» на всех этапах своего развития являла собой придаток государственного управления, не имела демократической сущности, выражала интересы высшей и региональной бюрократии, а её участие в избирательных процессах носило формальный характер. Кроме этого, в организации «партии власти» проявился непосредственный интерес государственной бюрократии в установлении прямого использования представительных институтов власти в качестве надёжного инструмента легитимизации своего политического и экономического курса, укреплению господствующего положения в политике.

В 90-е годы XX века исполнительную власть на законодательном уровне олицетворяли несколько субъектов политического процесса, но именно они отражали раскол правящей элиты. Консолидировавшись в социальном плане вокруг структур исполнительной власти, новая элита оказалась неспособной к сплочению на уровне публичной политики в качестве единой политической партии или блока. Более того, на выборах в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. ангажированным «партиям власти» противостояли избирательные объединения, лоббировавшие интересы различных групп внутри властвующей элиты.

Описание термина «партия власти» имеет несколько толкований. В широком смысле «партия власти» являлась выразителем интересов представителей самых разных партий и политических движений, в т.ч. и недавних непримиримых оппонентов, критиков «антинародного режима». Однако иные исследователи дают более узкую трактовку «партии власти», обозначая её как партии, которые полностью поддерживали курс Президента РФ. Другие, относят отнести к «партии власти» разнообразные субъекты политического поля, участвующие в выборах и имеющие представительство в органах власти разных уровней

В начале XXІ века политическая система в России стабилизировалась. Однако эта стабилизация привела к крайней гипертрофии исполнительной ветви в ущерб представительной. Политические партии Российской Федерации не вносят какого-либо решающего вклада в формирование внутренней и внешней политики страны. Акции, проводимые ими, редко собирали несколько десятков тысяч человек. Институт парламентаризма находится в зависимом положении, его прерогативы ограничены. Партии, как правило, в основном ориентированы на выборы и парламентскую деятельность. Между тем в политической системе нынешней России от Государственной думы зависит не так уж много. И даже если избранный депутат всерьез намерен исполнить обещания, данные своим избирателям его возможности минимальны. Вместе с тем рост влияния политических партий по сравнению девяностыми годами ХХ в. очевиден. Большинство субъектов Российской Федерации возглавляют лица с партбилетом в кармане. Партия, победившая на выборах в региональный законодательный орган власти, предлагает Президенту кандидатуру на пост руководителя региона.

Анализ процесса идеологической трансформации формальной «партии власти» позволяет выяснить отношение различных групп политической элиты к проблеме трансформации социально-экономического строя России, осмыслить партийно-идеологические программы, их соответствие с реальной сложившейся общественно-политической ситуацией.

Теоретико-методологической основой учебного пособия является совокупность методов исторического познания, научности, комплексности, принципов объективности, всесторонности, предполагающих объективный отбор фактов при анализе конкретных исторических ситуаций.

Целевая направленность пособия обращена на расширение рамок учебной программы в ходе изучения темы «Россия на пути реформ и преобразований», в том числе и на семинарских занятиях. Общеобразовательная цель предусматривает формирование и развитие способностей у студентов ориентации в современной политической жизни России и умения творчески исследовать новые политические реалии.

 

Попытка формирования «партии власти» в 1993-1994 гг.

 

Особенностью формирования российской политической системы являлось, с разной степенью успеха, постоянное участие в предвыборных кампаниях 1993-2011 гг. т.н. «партии власти», обеспечивающей контроль исполнительной ветви власти за представительными органами. Формально беспартийная Администрации Президента, стремилась к использованию «партии власти», в качестве дополнительного инструмента при формировании законодательной базы.

3 июня 1993 г. бывший и.о. Председатель Правительства РФ Е. Т. Гайдар и, близкий к фигуре Президента РФ Б. Н. Ельцина, Г. Э. Бурбулис провели совещание с представителями демократических организаций по вопросу создания предвыборного блока «Выбор России».

Предложения о формировании первого пропрезидентского объединения сторонники Б. Н. Ельцина конкретизировали 10 июня 1993 г. в «Заявлении о формировании предвыборного объединения избирателей – блока реформистских сил». Помимо Гайдара и Бурбулиса, под документом поставили свои подписи А. Б. Чубайс, вице-премьеры правительства Б. Г. Фёдоров и В. Ф. Шумейко, министр иностранных дел А. В. Козырев, руководитель Администрации Президента С. А. Филатов, М. Н. Полторанин, С. Н. Юшенков, Л. А. Пономарёв, адвокат А. М. Макаров, режиссёр М. А. Захаров, академик Д. С. Лихачёв, бывший Секретарь ЦК КПСС А. Н. Яковлев.

В заявлении инициативной группы осуждались экстремизм любого толка, разжигание воинствующего национализма и нетерпимости, прозвучал призыв к сплочению всех реформаторских сил перед угрозой реванша «репрессивного политического режима и принудительно-распределительной экономики». Журнал «Власть» 14 июня 1993 г. отмечал: «Ельцин, довольный закулисными трудами Бурбулиса по сколачиванию блока заметил: " Ведётся очень капитальная работа. Она просто не рекламируется" – и пообещал, что " блок в итоге должен перерасти в итоге в президентскую партию"».

3 июля на первом заседании Оргкомитета название будущего предвыборного блока «Выбор России» было окончательно утверждено. На этом же заседании председателем Оргкомитета блока выбрали Егора Тимуровича Гайдара, родившегося 19 марта 1956 г. В 1987-1990 гг. он руководил экономическим отделом журнала «Коммунист». С 16 июня 1992 г. Гайдар работал в должности «исполняющего обязанности Председателя Правительства Российской Федерации». 18 сентября 1993 г. Указом Президента Гайдар был утверждён Первым заместителем Председателя Правительства. Скончался Е. Т. Гайдар 16 декабря 2009 года. В мае 2010 г. Президент РФ Д. Медведев подписал указ «Об увековечивании памяти Егора Гайдара».

В качестве председателя оргкомитета, на своей первой пресс-конференции, Гайдар отметил, что главная задача «Выбора России» – создание «неинфляционной рыночной экономики, позволяющей решать социальные проблемы». По словам Гайдара, работу над программой блока ведёт специально сформированный инициативный кабинет, кроме того, к ней привлечены специалисты из Института экономики переходного периода.

В середине сентября Гайдар передал в СМИ основные положения проекта предвыборной программы блока. Автор проекта считал, что спад в экономике уже закончился и пора наращивать усилия по преодолению его последствий, в т.ч. и переходить к экономическому росту. В качестве основного инструмента перехода к росту предполагалась отладка денежных регуляторов на макроэкономическом уровне. Только финансовая стабилизация, по мнению Гайдара, поможет успешному выполнению поставленной задачи. Проанализировав гайдаровский документ, сотрудники журнала «Власть» Н. Кириченко и А. Шмаров пришли к выводу: «…автор загорается чем-то очень сильно – буквально до боли – желанным и, выдав это желанное за действительное, бодро раскручивает свою программу. В итоге его рассуждения приобретают вид некоторого метафизического ясновидения примерно в духе хрущевской программы КПСС».

Среди основных событий, непосредственно влиявших на развитие процессов в общественной жизни страны в 1993 г., следует отметить кризис, выразившийся в политическом противостоянии законодательной и исполнительной ветвей власти. Постоянная борьба между Президентом и Верховным Советом РФ, проходившая без видимых успехов для той или другой стороны, вела к снижению роли обоих институтов, их способности сколько-нибудь активно влиять на положение дел в экономике. Процессы в экономике стали заложниками борьбы на политическом Олимпе. Многие решения принимались под воздействием политической конъюнктуры. Это привело к открытию нового фронта политической борьбы – между федеральным центром и субъектами федерации. Верховный Совет РФ выступил против экономической политики Президента и Правительства, не без оснований объявив, что она ведет страну к экономическому кризису. Критиковались правительственные методы приватизации и т.н. метод «шоковой терапии». В публикации Счётной палаты РФ «Финансовый контроль» от июля 2007 г. утверждалось: «Национальный доход России в 1991-1993 гг. уменьшился на 40% (а в военные 1941-1945 гг. лишь на 23%)».

Не монолитом выглядела и исполнительная власть. В 1993 г. усилились позиции тех членов Правительства, «государственников» – В. С. Черномырдин, О. Н. Сосковец, С. Ю. Глазьев, А. А. Кокошин, которые выступали за активное участие государства в структурных изменениях в экономике. Этому направлению противостояли т.н. «монетаристы», сторонники неограниченной свободы в экономике: Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс, Б. Г. Фёдоров, акцентировавшие усилия на ограничении денежной массы в экономике.

В конце сентября 1993 г. кризис в отношениях между исполнительной и законодательной ветвями власти дошёл до крайних форм, отличавшимися непримиримым характером и обращениями непосредственно к народу.

Будущий расстрел Верховного Совета РФ Б. Ельцин согласовал с лидерами Запада, не вызвав у них возражений. Во время визита в США министр иностранных дел РФ А. Козырев 13 сентября предупредил государственного секретаря Уоррена Кристофера о грядущем антиконституционном «демократическом перевороте». В «Записках президента» Ельцин сообщил и о своём разговоре с канцлером ФРГ Колем в 1993 г.: «Я хотел обсудить с ним принципиальный для меня вопрос: если я пойду на ограничение деятельности парламента, как... Запад отреагирует на мои действия... Он поддержал меня, выразив уверенность, что и другие лидеры «семерки» с пониманием отнесутся к жёстким, но необходимым мерам».

Вечером 21 сентября Б. Ельцин, опираясь на поддержку «цивилизованного мира», довёл до сведения населения основные положения Указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»:

– прекращались Верховного Совета; до принятия новой Конституции и начала работы нового двухпалатного парламента РФ, власть сосредотачивалась в руках Президента; после выборов, новому представительному органу – Федеральному Собранию, предлагалось рассмотреть вопрос о выборах Президента РФ; приостанавливалась деятельность Конституционного суда.

В конечном итоге противостояние завершилось 3-4 октября 1993 г. расстрелом здания Верховного Совета и убийством его многочисленных защитников. Победа Ельцина привела к окончательному демонтажу советской политической системы, который получил возможность действовать, не будучи скованным обязательствами по отношению к своим политическим оппонентам. Возникла удобная ситуация, когда победители могли навязать побеждённым оппонентам свои политические схемы.

Как отметил в своём исследовании Ри Дон Хи (Южная Корея) «История чековой приватизации в Российской Федерации. 1991-1994 гг.»: «[Танки] поставили точку в борьбе с парламентом, в основе которой было противостояние двух концепций чековой приватизации – именной, народной и анонимной, криминальной. Правовое поле неправовыми методами для завершения последней было расчищено».

На 12 декабря 1993 г. было назначено всенародное голосование по проекту Конституции РФ и выборы двухпалатное Федеральное Собрание – Совет Федерации (верхняя палата) и Государственную Думу (нижняя палата).

Учредительный съезд «Выбора России», с привлечением большого количества центральной и региональной номенклатуры, работал 16-17 октября 1993 г. Под одним названием – «Выбор России» – решили утвердить две организации: общественно-политическое движение и предвыборный блок.

Первый день работы участники заседания посвятили созданию общественно-политического движения «Выбор России». Председателем движения избрали С. Ковалёва. В политсовет движения вошло 17 человек (в том числе – Е. Гайдар, Г. Бурбулис и адвокат А. Макаров).

Следующий день работы съезда был посвящён формированию предвыборного блока «Выбор России». Его учредителями стало созданное днём ранее ОПД «Выбор России», а также движение «Демократическая Россия», партия «Демократическая инициатива» и Крестьянская партия России. Вначале избрали исполком блока из 40 человек во главе с Е. Гайдаром. Кандидатами в депутаты в Государственную Думу от блока числились в представители новой политической элиты: два первых вице-премьера, три вице-премьера, пять министров и руководитель Администрации Президента. Известный в 90-х гг. политик К. Боровой, комментируя прошедший съезд, заявил, что правящая партия в лице «Выбора России» лишь прикрывается идеей российской государственности, «а на самом деле в их понимании сильное государство – это безграничная власть номенклатуры».

На съезде представители окружения Ельцина выступили против досрочных выборов Президента. Позднее к проекту Конституции будет присовокуплён раздел «Заключительные и переходные положения», где было предусмотрено сохранение полномочий действующего Президента. Таким образом, 12 декабря население России, проголосовав за проект Конституции, одновременно как бы высказалось за отмену досрочных выборов Президента, а предложение Ельцина по этому вопросу теряло свою силу. В Госдуме блок рассчитывал получить конституционное большинство– более 300 мандатов.

В эти же дни в Новгороде, посланцы 72 регионов провели учредительный съезд второй «партии власти» – «Партии Российского Единства и Согласия» (ПРЕС). В предвыборный блок ПРЕС вошли четыре министра и два вице-премьера Правительства РФ – С. М. Шахрай и А. Н. Шохин.

В своей книге «Дни поражений и побед» Гайдар свидетельствовал, что каких-либо решений по созданию двухпартийной системы не было. Инициатива Шахрая, по мнению Гайдара, выглядела «нелепо». Попытки мэра Москвы Ю. М. Лужкова объединить конкурентов ни к чему не привели.

Активное участие чиновников в выборах было оправданным. В обстановке бурных социальных потрясений чиновник, формально оставаясь в рамках действующего законодательства, в 1992-1993 гг. стал реальным распорядителем огромных материальных и финансовых ресурсов. Появились легальные и полулегальные возможности для получения сверхприбылей: игра на разнице внутренних и мировых цен, льготные государственные кредиты, получение дотаций на импортное продовольствие. Огромные возможности для обогащения открыла ваучерная приватизация.

Сомнений в победе этих двух объединений, особенно первого, не было ни у кого. На первых порах это подтверждали опросы социологов.

Позиции «Выбора России» выглядели более предпочтительными хотя бы потому, что к выборам сторонники «демократических реформ» начали готовиться ещё с июня 1993 г. Кроме этого «Выбор России» обладал значительными финансовыми возможностями, надёжной вертикалью исполнительных структур в лице членов Правительства и сотрудников Администрации Президента. Избирательные комиссии всех уровней формировались по распоряжению органов исполнительной власти, обладавших возможностями контроля над ходом кампании. Помимо прочего оппозиционные организации, после расстрела Белого дома, были запрещены. Прекратили свои выпуски программы «600 секунд», «Парламентский час», парламентский канал на радио. Приостановлен выход газет «Советская Россия» и «День». Сменилось руководство «Российской газеты».

В предвыборной кампании «Выбор России» отстаивал правоту политики Ельцина-Гайдара, а трудности связал с сопротивлением противников реформ. Блок объявил альтернативой себе возвращение к власти коммунистов, а девизом выбрал лозунг «Свобода, собственность, законность». Портреты Гайдара сопровождались текстом: «Говорят все, делает он!». Ближе к выборам наблюдатели отмечали и недочёты в пропагандистской работе «Выбора России». «Как было бы хорошо, – советовали «АиФ», – если бы от огромных забот Е. Гайдар похудел…».

За три недели до выборов Гайдар считал своё положение настолько прочным, что, по его мнению, надобность в представлении экономической программы блока отпала сама собой. Может быть, поэтому 23 ноября, без решения руководящих органов политического движения «Выбор России» или одноимённого предвыборного блока, он, своим единоличным решением, предложил считать «Программу Совета Министров – Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы " Развитие реформ и стабилизация российской экономики"», принятую на заседании Правительства 6 августа 1993 г., программой «Выбора России». В документе были описаны цели, которые наметило Правительство – высокое благосостояние граждан, уверенность людей в завтрашнем дне на основе обладания собственностью, стабильность, безопасность и справедливость в обществе при высоком уровне социальных гарантий; обеспечение прав и свобод граждан, завершение формирования гражданского общества и т.п. В качестве основного метода достижения этих целей, на первое место Программа ставила «значительное ограничение вмешательства государства в экономику, сокращение доли государственного сектора, снижение налогов и государственных расходов». Кроме этого предлагалось развивать предпринимательство и конкуренцию, обеспечить «поддержание высокой доли накопления и резкое повышение эффективности инвестиций». В духе либерально-демократических представлений предлагалось обеспечить «открытие экономики», при этом преодолеть кризис в аграрном секторе «в основном за счёт отечественного производства». В последние дни перед выборами, почувствовав эффективность агитации лидера ЛДПР В. В. Жириновского, представители блока говорили о явлении в его лице в Россию фашизма.

Особенностью выборов 1993 г. стало их совмещение с конституционным референдумом. Одобрение проекта новой Конституции было призвано закрепить победу Ельцина, максимизировать его полномочия, в то время как полномочия Думы в проекте были значительно урезаны. Парламент лишался возможности определять состав и курс Правительства. Условий для правления парламентского большинства или парламентской коалиции не было.

Значение выборов для Ельцина и его окружения было вторичным по отношению к референдуму. Президент получал огромные полномочия – в его руках сосредотачивалась вся внутренняя и внешняя политика России. Отрешение Президента от должности, следовательно, и установление за ним контроля, было крайне затруднительно. При таких условиях аппарат Администрации Президента мог получить огромную, никаким органом неограниченную, власть.

Во время предвыборной кампании Ельцин отказался от публичной поддержки даже лояльных по отношению к нему партий. Когда некоторые оппозиционные партии выступали с критикой проекта Основного Закона, Ельцин потребовал от них «не трогать» Конституцию.

В соответствии с требованиями законодательства право участия в выборах получили 13 избирательных объединений и блоков были допущены к участию в выборах. 8 партий и движений преодолели пятипроцентный барьер, дающий право на представительство в Государственной Думе. Не проводились выборы в двух округах – Чечня и Татарстан. В четырёх округах (Татарстан) выборы из-за низкой явки избирателей были провалены.

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал