Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Попытка создания «право-левого» центра в 1995 г.






 

В 1994 г. из политических обзоров средств массовой информации практически полностью исчезает словосочетание «партия власти». Изредка этот термин использовал журналист М. Соколов, описывая борьбу «либеральных» бюрократов – Лифшица, Урнова, Сатарова с «наперсниками Президента» – Коржаковым, Барсуковым и Полтораниным. При этом роль «партии власти» относилась к «наперсникам».

Политический 1995 год открыло Послание Президента РФ Федеральному Собранию 16 февраля «О действенности государственной власти в России». Помимо оценки текущей ситуации в стране, Б. Ельцин дал обещание, что выборы депутатов и Президента состоятся в срок – в декабре 95-го и июне 96-го. Такое обещание означало одно – предвыборной кампании был дан старт.

В 1995 г. законодательная база деятельности общественных объединений расширилась. 14 апреля 1995 г. Государственная Дума приняла Федеральный Закон «Об общественных объединениях». В соответствии с документом трём гражданам разрешалось не только создавать организацию, движение, фонд, партию, учреждение, но и при наличии филиалов или отделений не менее чем в половине субъектов федераций, вступать, после выполнений несложных формальностей процедур по регистрации, в политическую борьбу. Такие широкие возможности позволили людям мало-мальски умеющим складывать несложные фразы приступить к организации своих предвыборных объединений. В скором времени число общественных объединений обладавших правом участия в выборах в 1995 году выросло до 276. В конечном итоге 43 политические организации будут допущены к предвыборной гонке в Государственную Думу II созыва.

Созданные к тому времени политические объединения, за исключением КПРФ, не выполняли каких-либо идеологических функций, не были надёжным инструментом связи между политической элитой и рядовыми гражданами. Организационная структура у подавляющего большинства партий отсутствовала. Организация политических мероприятий полностью зависела от формально беспартийной центральной или региональной администрации. Программные платформы большинства партий содержали набор банальных истин – «борьба с коррупцией», «социальные гарантии», «истинное народовластие», «за цивилизованный рынок», «патриотизм» и т.п. Эти «партийные программы» населению были неизвестны, что обрекало население на персональный отбор по частоте мелькания на телеэкранах. Партии представляли собой образования вождистского плана – «партия Гайдара», «партия Явлинского», «партия Жириновского», «партия Шахрая», «партия Травкина», «партия Святослава Фёдорова» и т.д.

В начале 1995 г. в руках Администрации Президента была единственная партия послушная её воли – ПРЕС во главе с Шахраем. Однако использовать её в качестве «партии власти» не представлялось целесообразным. Поддержка действий Администрации Президента в Чечне не могла пройти даром – региональные элиты Северного Кавказа отвернулись от её руководства.

В начале февраля 1995 г. представители Администрации Президента Г. А. Сатаров и А. Я. Лифшиц встретились в пансионате «Десна» с группой депутатов, где сформировали группу под условным названием «Стабильность». 28 февраля газета «Коммерсантъ» сделала вывод, что за спиной группы «Стабильность» угадывается «партия власти».

С 8 февраля по 14 марта, день её регистрации в Госдуме, в группу удалось завербовать 36 депутатов. 9 апреля на основе депутатской группы «Стабильность» было создано Всероссийское общественно-политическое движение «Стабильная Россия». Однако побыть претендентом на титул «партии власти» «Стабильной России» пришлось недолго. Спустя месяц потребность в услугах группы отпала сама собой и на будущих выборах в Госдуму ІІ созыва, несчастные депутаты в составе «Стабильной России» выставили отдельный список, но получили всего лишь 0, 12% голосов.

Но это будет позже, а в конце февраля параллельно с формированием группы «Стабильность», Администрация Президента приступила к созданию группы «Россия». Заявления о приёме в неё собирали члены ПРЕС и представители Председателя Государственной Думы И. П. Рыбкина. В качестве варианта названия новой депутатской группы выбрали слово «Россия».

К середине апреля стали известными стратегия Администрации и её автор. У истоков создания двублоковой партийно-политической системы стоял лидер ПРЕС Сергей Шахрай. Своими планами Шахрай поделился с Председателем Государственной Думы И. П. Рыбкиным. Эта идея получила развитие после встречи Шахрая в марте 1995 г. с В. Черномырдиным.

По мысли Шахрая, одна партия («Стабильность» или «Стабильная Россия») будет правоцентристской и её возглавит В. С. Черномырдин. Под знамёна «правого центра» вполне могли бы встать «Выбор России», «ЯБЛоко», «Женщины России», другие партии с правого фланга.

Левоцентристскую партию, или «левый центр» («Россия») можно было отдать под руководство И. Рыбкина, а образовать его из небольших партий социалистической ориентации, а также «конструктивной» части КПРФ вместе лидером партии Г. А. Зюгановым. Идеи Шахрая с двублоковой партийно-политической системы понравилась не только Рыбкину, но её поддержал Черномырдин. Оставалось уговорить только Зюганова.

В конце апреля 1995 г. эти планы одобрил Б. Ельцин. Однако их тут же пришлось подвергнуть корректировке. Зюганов идеи Шахрая не поддержал.

Корректируя свои идеи, Шахрай дал правоцентристской организации кодовое имя «партия слона», которое должно было называться «Избирательное объединение " В.С. Черномырдина"». Основой для объединения становилась движение «Стабильная Россия». Сюда предполагалось включить ПРЕС, депутатов «Новой региональной политики», часть членов «Выбора России» и «Союза 12 декабря». К финансированию «партии слона» можно было привлечь сырьевые отрасли промышленности и банковский сектор экономики.

«Левая партия», получившая кодовое название «партия осла», на выборы в Государственную Думу ІІ созыва должна пойти под названием «Избирательное объединение " И. П. Рыбкина"». Организационной основой для объединения должна была стать депутатская группа «Россия», на основе которой планировалось создать политическое движение. В это движение могли бы вступить члены Аграрной партии России, часть членов КПРФ, небольших социалистических партий, движение «Женщины России», иные сторонники активного участия государства в экономике. Материальную поддержку «партии осла» должны были оказать предприятия военно-промышленного комплекса России.

25 апреля 1995 г. Б. Ельцин встретился депутатами группы «Стабильность». На этой встрече Президент заявил, что на ближайших выборах в Государственную Думу будет два центристских блока: один под руководством Черномырдина, а другой – Рыбкина. В тот же день, во время встречи с прессой, после церемонии передачи Всероссийской книги памяти в Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, В. Черномырдин сделал заявление: «Я хочу создать сильное избирательное объединение, чтобы не дать экстремистам победить на выборах и получить возможность сформировать Правительство на основе большинства в Думе». Несколько часов спустя, информагентства передали уже мнение Президента о заявлении Черномырдина: «Я уверен, что он сумеет объединить в своём движении самых серьёзных людей для серьёзного дела». Таким образом, планы Шахрая вступили в стадию практической реализации.

Однако лидеры политических партий инициативы Шахрая приняли критически. Руководство Демократической партии России, Аграрной партии России, движение «Женщины России» – объединения, которые по замыслам организаторов должны были войти в один из блоков – в категорической форме отказались участвовать в этом мероприятии. Г. Зюганов высказал предположение, что блок на ближайших выборах сумеет набрать всего 15-20% голосов. Е. Гайдар заявил, что сам создаст блок куда войдут «Демократическая Россия», «Выбор России» и «Демократический выбор России». Г. Явлинский и Б. Фёдоров тоже со скепсисом отнеслись к реализации замыслов Шахрая.

Им оппонировал В. Черномырдин: «Мы хотим создать сильное избирательное движение, чтобы обеспечить стабильность в стране и нормальную, эффективную власть. Это будет широкая коалиция. И войдут в неё люди, которые не понаслышке знакомы со сложнейшими проблемами управления экономикой, государством, финансами и предпринимательством».

«Правоцентристы» оперативно решили вопросы создания оргкомитета и персонального состава руководства блока. В оргкомитет вошли 6 министров (среди них и С. Шахрай), руководитель аппарата Правительства В. С. Бабичев, два депутата от ПРЕС и представитель группы «Россия», т.к. эту группу со «Стабильностью» стали считать основой будущей организации.

Чуть позже «Россию» вновь передадут под патронаж И. Рыбкина, у которого перспективы с созданием «левоцентристского» блока обстояли гораздо хуже. Аграрная партия России отказалась от сотрудничества со спикером Госдумы, а подходящих политических организаций не было. Реальной возможностью представлялось вхождение в блок двух-трёх мелких партий социалистического толка, которые на выборах погоды сделать не могли.

Между тем перед Шахраем и ПРЕС выросла опасность оттеснения не только от руководства, но и вообще затеряться среди обилия имён, которые вошли в состав оргкомитета. Руководить этим органом назначили не его, а главу администрации Самарской области К. А. Титова. На правах рядовых членов были включены Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев, Президент Башкортостана М. Г. Рахимов, руководители ряда субъектов Федерации. Кроме этого человеком № 2 в блоке стал первый вице-премьер О. Н. Сосковец. Процесс подготовки к съезду контролировал В. Бабичев.

Страх Шахрая и членов его партии был вполне понятен. С февраля они ходили по кабинетам, собирали депутатов, создавали группы и – вдруг! – приехали губернаторы, и возникла опасность их оттеснения на политические задворки. В конце концов, это и произошло. 30 августа Шахрай объявил о том, что ПРЕС самостоятельно пойдёт на выборы в Государственную Думу. По итогам голосования в декабре партия получила 0, 36% голосов, что стало концом политической карьеры С. М. Шахрая, одного из авторов ныне действующей Конституции РФ.

12 мая 1995 г. под председательством В. Черномырдина прошёл учредительный съезд Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом – Россия» (ВОПД НДР). В работе съезда приняли участие 292 делегата из 318 избранных от 76 регионов, которые выслушали доклад премьера, прения по докладу, приняли постановление о создании движения, устав, избрали председателя, двух его заместителей, совет движения, ревизионную комиссию, а также обнародовали политическую декларацию. Всё мероприятие продлилось три с половиной часа. Среди 210 приглашённых на съезд гостей, присутствовали федеральные министры, депутаты Думы, главы местных администраций, руководители политических организаций, первый заместитель премьера правительства г. Москвы, руководители профсоюзных и ветеранских организаций, директора крупнейших российских предприятий и коммерческих банков от «Газпрома», «ЛогоВАЗа», «Микродина», Токобанка, «Менатепа», Промрадтехбанка, концерна «Олби»и др. Съезд приветствовал И. Рыбкин. Делегаты открытым голосованием председателем движения избрали В. Черномырдина.

Виктор Степанович родился 9 апреля 1938 г. в с. Черный Отрог Саракташского района Оренбургской области. Трудовую деятельность начал в 1957 г. слесарем, служил в Советской Армии. После окончания Куйбышевского политехнического института в 1967 г. на партийной работе. Прошёл карьерный путь от инструктора Орского горкома КПСС до министра нефтяной и газовой промышленности СССР. В августе 1989 г. избран председателем правления государственного концерна «Газпром». 14 декабря 1992 г. утверждён Председателем Совета Министров РФ, а с 1994 г. по 1998 г. – Председатель Правительства РФ. Умер В. Черномырдин 3 ноября 2010 г.

Заместителями Черномырдина избрали К. Титова и О. Сосковца. Списком утвердили персональный состав Совета движения из 125 человек. В состав Совета вошли 3 вице-премьера, 4 министра, президенты 4 республик, главы кабинетов министров 7 национальных автономных образований, главы 32 региональных администраций России.

Все решения на съезде принимались единогласно. По декларациям и программным заявлениям, НДР можно было бы назвать «центристской политической организацией», если иметь в виду «центр» между «демократами», с одной стороны и коммунистами, с другой. Реально НДР объединило представителей административно-хозяйственной номенклатуры, превратившись, в некотором смысле, в профсоюз начальников.

Реальную тяжесть организационной работы по формированию движения взял на себя депутат Госдумы А. Л. Головков. В 1993 г. он исполнял обязанности ответственного секретаря предвыборного штаба «Выбора Россия» и эта работа ему была знакома. Головков содействовал назначению финансовым директором НДР Б. А. Березовского.

Если руководство НДР летом ожидали приятные хлопоты, связанные с организацией работы и финансированием объединения, то спикеру Госдумы И. Рыбкину приходилось скрести по номенклатурным сусекам для подготовки к проведению учредительного съезда. В идеологических отношениях «рыбкинского» объединения и НДР на рубеже июля-августа наступили непростые времена. Руководство НДР, анализируя обстановку сложившуюся в обществе, в проектах своих программных документов стало работать на «левом» поле политического спектра. Журнал «Власть» 1 августа 1995 г. отметил, что в проекте программы НДР «появляются положения, навевающие воспоминания о программе КПСС… Сказать что-либо принципиально новое в области экономической политики рыбкинскому блоку будет трудно».

Учредительную конференцию блока И. Рыбкину удалось созвать 21 августа. Делегаты утвердили название: «Избирательный блок Ивана Рыбкина». На пресс-конференции спикер поделился с журналистами программными идеями. По его мнению, России нужны сильный центр и сильные регионы, а в реальной политике нужно было «поставить во главу угла человека с его заботами и нуждами». Программные принципы заключали в себя социальную справедливость, порядок, закон, созидание и реализм. Оппонировать Черномырдину на выборах спикер не собирался, а намерен был мирно поделить с ним центристское электоральное поле.

7 сентября прошёл второй этап конференции. На нём окончательно сформировали предвыборную тройку – И. Рыбкин, генерал Б. Громов и академик С. Шаталин. На высоких местах в предвыборном списке блока шли певцы И. Кобзон и А. Розенбаум. Помимо мелких организаций, в блок вошло движение «Моё Отечество», во главе с бывшим первым секретарём ЦК ВЛКСМ В. Мишиным, а также Российский Союз Молодёжи.

Рыбкин уехал на отдых, но вскоре ему пришлось срочно возвращаться в Москву. 13 сентября движение «Моё Отечество» приняло решение о выходе из состава блока. Руководители движения обвинили спикера в «политической вялости и нерешительности», «желании все время оставаться в тени». «Для блока такая позиция сыграла разрушительную роль, превратив коллектив единомышленников в ристалище недоразумений, нездоровой конкуренции, взаимных обид и недоверия друг к другу», – говорилось в заявлении.

20 сентября ЦИК РФ перерегистрировал «Блок Ивана Рыбкина» вторично и в его окончательный состав вошли ОПО «Народное движение – Россия» (Союз), Общественное объединение «Регионы России», Российский Союз Молодежи, ОПД «Согласие», ОПД «Союз реалистов». Первую тройку составили И. П. Рыбкин, Ю. В. Петров, А. Н. Чилингаров. В предвыборной агитации блок обратил на себя внимание сюжетами из жизни коровы Машки и быка Ивана, от имени которых предлагался слоган: «Голосуйте за Ивана!». 26 сентября журнал «Власть» пришёл к выводу: «Блок Ивана Рыбкина, задуманный как левый центр, фактически распался». Как итог, на выборах в Государственную Думу ІІ созыва «Избирательный блок Ивана Рыбкина» получил всего 1, 11% голосов.

На этом фоне неурядиц «левого» фланга, движение «Наш дом – Россия», на первый взгляд, выглядело более солидно. Совет движения на своём первом заседании 24 июня принял два заявления. В первом документе «О мирном урегулировании в Чечне» руководящий орган движения поддержал начинания своего лидера, которому удалось разблокировать ситуацию в Будённовске, когда банда Басаева захватила заложников в больнице, подчеркнув, что при необходимости Черномырдину надо будет лично возглавить идущие в Грозном переговоры. Во втором заявлении «О парламентско-правительственном кризисе» говорилось, что ни отставка Правительства, ни роспуск парламента пользы не принесут. Этот документ появился, когда Государственная Дума 21 июня вынесла вотум недоверия Правительству. К слову сказать, 1 июля депутаты свой вотум недоверия отменили, и развитие политического кризиса было предотвращено.

Экономический блок программы НДР представил А. Шохин. Движение выступило за переход от либеральных устремлений в экономике к консервативным направлениям. Сам же Шохин окончательно определился со своей партийной принадлежностью. Выйдя из думской фракции ПРЕС, он вернулся в привычную среду министерских чиновников. В целом мероприятие можно было расценить как этап на пути превращения Черномырдина из хозяйственника, в самостоятельную политическую фигуру.

22 июля 1995 г. состоялась научно-практическая конференция НДР, посвящённая выработке программы движения. Зампред совета движения О. Сосковец разъяснил, как нужно относиться к словосочетанию «партия власти». По его мнению, характер любой партии определяется не «классовым» составом, а интересами, которые она отстаивает, подчеркнул, что избиратели вправе ждать чёткого ответа, как представители движения будут использовать свою власть, какой она будет, если движение победит на выборах. Сосковец внёс и конкретное предложение: подготовить документ, содержащий законопроекты, которые депутаты от НДР предложат в самом начале работы Госдумы нового созыва.

Теоретический характер мероприятия был сбит рассказами представителей регионов о трудовых буднях глубинки. А. Шохин, разработчик программы, попытался вернуть конференцию в рамки заявленной повестки. Отметив, что ряд положений заимствован у «соратников» на «левом» фланге, он тем самым подтвердил наличие единого с ними идеологического поля. Приоритеты в деятельности движения проектом программы декларировались: укрепление государства на принципах федерализма; защита прав личности; сохранение культуры, национальных и духовных традиций. Внешнеполитический курс НДР был направлен на возвращение России «в лоно великих держав». Экономическую политику Шохин изложил в семи лозунгах: национальное накопление и устойчивый рост; экономический реализм и предсказуемость рынков; сильная экономика регионов – сильная Россия; экспортная экспансия и разумный протекционизм; от содружества государств – к интеграции; мощное государство – чистая экономика; ставка на сильных – гарантии слабым.

В августе эксперты информационно-аналитической службы движения пришли к неутешительному выводу – имидж НДР формируется не программными выступлениями лидеров, а мнением оппонентов и СМИ. «Ахиллесовой пятой» движения, в процессе формирования его имиджа, являлось отсутствие чётко подаваемой избирателю (и понятной для него) позиции руководства НДР по основным положениям социально-экономической политики. Аналитики предупреждали, что образ блока в глазах избирателей таков – это номенклатурная партия с неокоммунистической идеологией, ориентированная на укрепление интересов крупного капитала.

12 августа прошёл первый этап ІІ съезда НДР. На съезде присутствовали 500 делегатов. Впервые была сделана попытка рассадить делегатов не чопорными рядами, а более непринуждённо, за столиками. Венчал заседание съезда концерт, на котором член совета НДР Л. Зыкина пропела делегатам гимн движения. Делегаты единогласно проголосовали за предложенные проекты программы и предвыборной платформы НДР. Во время своего выступления А. Шохин заявил, что НДР отказывается от правоцентристской ориентации и, чтобы не путать население, намерен отныне называться «движением широкого центра». То есть, фактически из-под Рыбкина, НДР выдернул его потенциальную социальную базу.

Позже, в ноябре 1995 г., накануне выборов, в интервью газете «Коммерсантъ» Шохин подтвердил, что Программа движения содержит прямые заимствования у некогда бывших коллективных членов НДР: ПРЕС и Союз землевладельцев. Однако Шохин, заимствуя с «левого» фланга программу для её представления трудящимся, тут же проговорился о своей подлинной либеральной сути: «Мы могли бы " быть в одной компании" с английскими консерваторами и лейбористами, если бы последние отказались от примата общественной собственности на средства производства».

На первом этапе ІІ съезда Черномырдин публично признал, что НДР является «партией власти», призвав сподвижников не стесняться этого. Спустя три года, 28 декабря 1998 г. В. Черномырдин встретился с лидером движения «Отечество» Ю. М. Лужковым и сообщил ему, что готов уступить «Отечеству» титул «партия власти». А затем грустно добавил: «Если Юрий Лужков убережет возглавляемое им движение " Отечество" от титула " партия власти", " это будет высший класс"...».

На втором этапе ІІ съезда 2-3 сентября был сформирован общефедеральный список для участия в выборах в Госдуму. В первую тройку вошли – В. С. Черномырдин, кинорежиссёр Н. С. Михалков и генерал Л. Я. Рохлин.

Принятая на втором этапе ІІ съезда программа НДР, в качестве приоритетов провозглашала: укрепление государственности, федерализма, поощрение местного самоуправления, усиление борьбы с преступностью и коррупцией; развитие культуры, науки, образования, усиление акцента на укрепление семьи, повышенное внимание к проблемам молодежи. Декларировалась необходимость дальнейшего расширения социальной политики по всем направлениям. Выделенная в особый раздел тема аграрной политики базировалась на признании многоукладности в сельском хозяйстве, что включало и право частной собственности на землю, необходимость существенной государственной поддержки всей аграрной отрасли. Раздел «Внешняя политика и безопасность» перечислил важнейшие направления в этой области: обеспечение внешних условий безопасности, особое внимание к отношениям со странами СНГ, защита соотечественников, поддержание обороноспособности на адекватном уровне, что подразумевает дополнительные усилия по укреплению вооруженных сил и оборонно-промышленного потенциала страны.

Программа движения зафиксировало тезис о завершении (в основном) «либерального этапа реформирования» экономической системы. Тем самым контроль над инфляцией и финансовая стабилизация, как решающее условие стабилизации в экономике, зафиксированное в «гайдаровской» программе реформ, дополнялись новыми мерами. НДР сделал заключение о финансовой политике как одном из ключевых направлений, но не «любой ценой». НДР планировал провести антиинфляционные меры с целью обеспечения стабильного (спокойного) функционирования отечественного товаропроизводителя путем всесторонней поддержки государством.

На втором этапе съезда было объявлено, что в г. Москве учреждено отделение НДР, а мэр города Лужков публично заявил о поддержке движения.

Если в Москве региональное объединение было создано в начале осени, то в Санкт-Петербурге оно работало с начала мая. Председателем отделения был избран первый заместитель мэра В. Путин. Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 года в Ленинграде. В 1970 г. окончил спецшколу с химическим уклоном на базе технологического института. В 1975 г. с отличием закончил международное отделение юридического факультета Ленинградского государственного университета. В 1985 г. окончил московскую Высшую школу КГБ № 1 (сегодня – Школа Внешней разведки). В 1985 г. получил командировку в ГДР. Курировал со стороны КГБ поведение советских студентов в ГДР. С 1990 г. работал в должности помощника проректора ЛГУ по международным вопросам. После избрания А. Собчака мэром Санкт-Петербурга был назначен председателем Комитета по внешним связям мэрии. С 1992 г. занимал пост заместителя мэра Санкт-Петербурга.

В мае-сентябре 1995 г. отделения ВОПД «Наш дом – Россия» были созданы, в основном, в 84 регионах России. В ряды движения вступили 20 общественных организаций, получивших статус коллективных участников. Одновременно создавалась материальная база Движения, шла интенсивная работа по формированию региональных списков кандидатов в депутаты.

В 1995 г. члены Правительства успешно учились лавированию между декларируемыми населению принципами и реально проводимой экономической политикой. К середине 1995 г. в руки иностранных компаний и криминальных структур были переданы основополагающие отрасли экономики России: машиностроение, нефте-газодобыча и переработка, производство электроэнергии, водный, речной и авиационный транспорт, объекты связи.

Заместитель Председателя Правительства А. Б. Чубайс ещё 7 июля 1994 г. доложил на пленарном заседании Госдумы, что ни одна политическая сила, ни одна политическая партия в стране не в состоянии повернуть назад то, что сделано. После завершения ваучерной приватизации, для новой политической элиты открылись широкие горизонты для личного обогащения.

Осенью 1995 г., находясь в новой должности первого заместителя Председателя Правительства РФ А. Чубайс и вр. и. о. председателя Госкомимущества А. Кох, провели первые залоговые аукционы по очень «хитрой» схеме. «Доверенные лица» выдали кредиты Правительству, якобы, из «личных средств», а Правительство предоставило им в залог акции ведущих предприятий России. В действительности эти «личные средства» само Правительство выдало им ранее. Этими «доверенными лицами» были известные банкиры В. Гусинский, М. Ходорковский, Г. Тосунян и др., посетившие Президента 31 августа 1995 г. Результатом этой встречи стал Указ Президента об аукционах на право заключения договоров банковского кредита Правительству. Несколько месяцев спустя Правительство, сославшись на отсутствие средств, деньги «доверенным лицам» не вернуло, а доходные предприятия дёшево были отданы в их руки. Высказывались предположения, что здесь не обошлось без взяток Чубайсу, Коху и т.д. В будущем все иски о признании залоговых аукционов недействительными были отклонены. Подобные махинации, приведшие к сказочному обогащению узкой группы лиц, проходило на фоне массовых невыплат зарплат бюджетникам, пенсий, стипендий и пособий.

Получая информацию о недовольстве населением страны проводимой социально-экономической политикой, Б. Ельцин постарался дистанцироваться от НДР, пренебрежительно отозвавшись 8 сентября о перспективах движения на выборах и предсказав ему 8-12% голосов. Оговорку Ельцина, политические оппоненты НДР припоминали вплоть до декабря.

Вскоре и В. Черномырдин отвернулся от своего детища, когда 28 октября заявил: «Скажу прямо: главной своей работой я все-таки считаю работу в Правительстве. И буду делать всё, чтобы вытянуть именно эту работу, реализовать намеченное на этот год по стабилизации экономики».

Недовольство значительной части населения, вызванное резким разрывом в уровне доходов населения, определяло ожидаемые итоги голосования для НДР. Подавляющая часть граждан оказалась в 1992-1993 гг. за чертой бедности, а в 1994-1995 гг. разрыв между ростом цен и доходами населения не только не сократился, но и увеличился. Аналитические службы Совета Федерации указывали на высокую степень вероятности победы КПРФ.

Таблица 2


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал