Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2.Официально-деловой стиль
1. Понятие официально-делового стиля. Основные подстили и жанры ОДС. 2. Экстралингвистическая основа делового стиля 3. Лингвистические признаки ОДС по уровням языка Официально-деловой стиль – один из самых ранних стилей. Особенно интенсивно развивался в XIV-XV вв. в Московской Руси в результате быстрого развития торговли, судопроизводства. Выходила «Русская правда», которая представляла собой свод законов, различные судебники. Известны дошедшие до нас Договоры русских с греками, первый общерусский свод законов – Судебник 1497 г. составленный в Москве. В конце XV века наметилось взаимодействие делового языка с разговорным: в деловую речь нередко попадали бытовые слова: чердак, чулан, башмак, зипун, колпак, каблук, кушак и др. Усваиваются союзы – что, который, используются в основном простые синтаксические конструкции. Деловой язык Москвы, в отличие от Киева, почти не имел старославянских элементов, не было изукрашенности: метафор, эпитетов. В национальную эпоху XVII века продолжалось сближение делового и разговорного языков. В эту же эпоху формируются функциональные стили: публицистический, научный, появляются индивидуально-авторские стили художественной литературы, повествовательной литературы («Житие Протопопа Аввакума», анонимные произведения). Ещё раньше повествовательный стиль начал формироваться на основе живой русской речи в XIV-XV вв. в житийной литературе. Язык деловых документов XIX века отличает витиеватость слога, он утрачивает такие качества как точность, определённость, однозначность выражения… В начале XIX века делались попытки упрощения делового языка. 30 декабря 1919 г. Совет Народных Депутатов принял декрет «Об устранении волокиты» за подписью В.И. Ленина. «До сих пор официально-деловой стиль оказывает влияние на разговорную речи, засоряя ее «канцеляритом» (К.И.Чуковский). Официально-деловой стиль обслуживает правовую - законодательную, дипломатическую, административно-деловую - сферу общения. В зависимости от назначения текстов выделяют следующие подстили: 1) Собственно законодательный, который обслуживает правовые отношения между организациями и членами общества. (закон, указ, гражданские и уголовные акты, устав и др.); 2) Административно-канцелярский (акт, распоряжение, приказ, заявление, характеристика, автобиография, расписка, доверенность и др.); 3) Дипломатический (нота – дипломатическое обращение одного правительства к другому; меморандум – дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо документ; коммюнике – официальное сообщение; конвенция – международный договор по какому-либо вопросу и др.). Документы - это оформленные по установленным правилам и зафиксированные на разных носителях информации тексты, необходимые для реализации управляющих воздействий. Правила оформления текстов деловых документов регулируются следующими стандартами: · ГОСТ Р 6.30 - 2003. Унифицированная система организационно распорядительной документации. Требования к оформлению документов. · ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированная система документации. Требования к построению формуляра-образца. · ГОСТ ИСО 8601-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление дат и времени. Общие требования. · ГОСТ ИСО 15489: 2001. Information and Documentation. Records Management. Существуют пять типов записи для деловых документов: 1. Линейная - запись, обладающая самостоятельностью в оформлении мысли, с полностью оформленными предложениями, которые соответствуют требованиям официально-делового стиля (автобиографии, заявления, объяснительные записки, деловые письма, инструкции). 2. Запись в виде текстов-аналогов, отличающаяся от линейной большей стандартностью, совпадением целого ряда языковых и графических компонентов (приказы, решения, постановления). 3. Трафарет - традиционная линейная запись, но с пробелами, которые заполняются переменной информацией; используются в типичных ситуациях (справки, контракты, договоры). 4. Анкета - перечень заранее подобранных вопросов. Отличается от трафарета тем, что является более дробной, вопросы и ответы могут иметь как одинаковую, так и разную форму, вопросы и ответы располагаются по вертикали (личный листок по учёту кадров). 5. Таблица - совокупность данных, представленных в цифровой или словесной форме и занесённых в графы вертикальной и горизонтальной плоскостей (табели, расчётные ведомости, штатное расписание и др.). Форма, в соответствии с которой составляется документ, определяется требованиями ГОСТов и действующими правилами оформления документов. В случае отсутствия законодательно закреплённых рекомендаций по составлению документа прибегают к сложившейся практике их оформления. Составные части документа (его реквизиты) определяются рекомендациями ГОСТ Р 6.30 - 2003. «Унифицированная система организационно распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Для каждой разновидности документов набор реквизитов определяется отдельно в соответствии с требованиями ГОСТа, Гражданского или Налогового кодексов РФ, другими юридическими актами, а также сложившейся практикой делопроизводства. Отсутствие обязательных реквизитов документа может повлечь за собой признание его недействительным, а значит освободить партнёра от обязательств, зафиксированных в таком документе. Все виды документов 2-го подстиля составляются в соответствии с принятой традицией. Требования к оформлению документов документа определены ГОСТом 6.38 – 72. С 1.01.1991 вступила в силу Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ), которая представляет собой совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах госуправления. Документы подразделяются на 3 группы: 1) Организационные: уставы, положения, инструкции, правила, штатные расписания. 2) Распорядительные: постановления, решения, распоряжения, указания, приказы. 3) Справочно-информационные: письма, телеграммы, телефонограммы, докладные и объяснительные записки, договоры, акты, справки, заключения. Кроме того, в составе 3-й группы выделяют документы по личному составу (кадровая документация): заявления, характеристики, личные карточки, автобиография. Существуют отдельные жанры, которые находятся на стыке двух стилей: научного и официально-делового. Так, например, М.П. Сенкевич отмечает, что равно к обоим стилям можно отнести жанры: технической инструкции, патентной литературы. Тогда в системе ОРД следует выделить еще и научно-техническую документацию. Следует различать жанр и вид служебного документа: жанр - протокол, вид - заседания, - собрания, - допроса, - разногласий; жанр- акт: вид- прием передачи дел, - инвентаризации, недостачи. Вся ОРД фиксирует управленческую деятельность, которая охватывает организационные вопросы, планирование, финансирование, отраслевую производственную работу, контроль, подбор и расстановку кадров и т. д. · по происхождению документы делятся на служебные и личные; · по месту составления на: исходящие и входящие; · по способу изготовления: обычно представлены линейными текстами, рукописные, машинописные, типографские. К типографским относятся формализованные документы: трафареты, анкеты, таблицы, которые не составляются, а заполняются на бланках, чаще отпечатанных типографским способом. · по форме изложения: типовые (для всех или для ряда учреждений) и индивидуальные (автобиография, характеристика, учетная карточка и проч.); · по количеству вопросов: простые - включающие один вопрос, сложные – несколько вопросов. Каждому документу присущ свой формуляр. Формуляр – это совокупность реквизитов, расположенных в определенном порядке. Реквизит – информационный элемент документа. Формуляр определяет жанровую и видовую принадлежность документа. В состав реквизитов входят:
|