Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пятница
1. География
2. Русский язык
3. Физика
4. Биология
5. Всемирная история
6. Иностранный язык
Список учеников 9 «Б» класса
1. Артамоненко Максим – санитарно-гигиенический сектор
2. Белова Ксения – командир класса
3. Глушнев Дмитрий – цветовод
4. Гусев Николай – культурно-массовый сектор
5. Дорофеев Евгений – спортивный сектор
6. Жигарев Даниил – информационный сектор
7. Жинь Анастасия – цветовод
8. Клинов Артем – цветовод
9. Козловский Иван - информационный сектор
10. Крицкий Сергей – спортивный сектор
11. Крот Юлия - библиотекарь
12. Мисурагина Анастасия – староста
13. Михайленко Алексей – санитарно-гигиенический сектор
14. Парфенов Артур – информационный сектор
15. Рожков Никита – редколлегия
16. Сидорова Анна – культурно-массовый сектор
17. Стебетов Александр – цветовод
18. Сулейманов Равшан – учебный сектор
19. Турбанов Илья – спортивный сектор
20. Шакаль Вячеслав – культурно-массовый сектор
21. Шипуло Олег – санитарно-гигиенический сектор
22. Шишко Анастасия – заместитель старосты
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Дата
| Тема урока, план изучения нового материала
| Понятия
| Материал учебного пособия
|
|
|
|
|
| 1.
| 15.02
| Города Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.
1.Упадок городов
2.Города в первой половине XVIII в.
3.Торговля в первой половине XVIII в.
4.Возникновение мануфактур
| Ярмарка,
мануфактура
| § 18
| 2.
| 17.02
| Начало правления Романовых
1.Избрание царем Михаила Федоровича Романова.
2.Царь Алексей Михайлович. Боярская дума. Земские соборы.
3.Усиление крепостничества
4.Восстание Степана Разина
5.Новые черты в экономике
| Династия Романовых, самодержавие, Соборное уложение, восстание Степана Разина
| § 23
| 3.
| 22.02
| Образование и наука
1.Образование
2.Виленская академия
3.Наука
| Коллегиум, Виленская академия, пиары
| § 19
| 4.
| 24.02
| Эпоха Петра Великого
1.Предпосылки реформ
2.Начало правления Петра I
3.Петровские реформы
4.Военные реформы
5.Северная война
6. Новая столица
7.Цена реформ
| Сенад, Синод, коллегии, «Табель о рангах», регулярная армия, рекрутский набор, Северная война, Ништадский мир, Российская империя
| § 24
| 5.
| 29.02
| Литература и общественно-политическая мысль
1.Литература
2.Симеон Полоцкий
3.Общественно-политическая мысль
| Религиозная полемика, атеист, диариуш, латиноязычная поэзия
| § 20
| 6.
| 02.03
| Правление Екатерины II
1.Дворцовые перевороты в России и приход к власти Екатерины II
2.Манифест о вольности дворянства
3.Укрепление феодального землевладения
4.Восстание под руководством Е. Пугачева
5.Внешняя политика Екатерины II
6.Политика «просвещенного абсолютизма»
| Дворцовые перевороты, Манифест о вольности дворянства, Жалованная грамота дворянству, восстание под руководством Пугачева, Русско-турецкие войны
| § 25
| 7.
| 05.03
| Архитектура и искусство
1.Архитектура
2.Изобразительное искусство
3.Музыка и театр
| Виленское барокко, сарматский портрет, ратуша, интермедия, батлейка, знаменный распев.
| § 21
| 8.
| 09.03
| Русская культура XVI-XVIII вв.
1.Культура XVI в.: книгопечатание, зодчество, живопись
2.Культура XVII в.: образование, литература, архитектура, живопись
3.Культура XVIII в.: просвещение и наука, литература и искусство
| Иконопись, Славяно-греко-латинская академия, русское барокко, парсуна
| § 26
| 9.
| 14.03
| Урок обобщения и контроля знаний учащихся по теме «Беларусь во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.».
|
|
| 10.
| 16.03
| Урок обобщения и контроля знаний учащихся по теме «Россия».
|
|
| ХОД ПРАКТИКИ:
08.02.2016
Участие в установочной конференции по педагогической практике под руководством Глазыриной Т.Н.
Посещение ГУО «Средняя школа № 1 г. Полоцка». Знакомство с администрацией школы, закрепление за учителем-методистом Телюк О.Г. и распределение в 8 «А» класс, закрепление за классным руководительством Мацкевич Т.В. и распределение в 9 «Б» класс. Знакомство с учащимися. Ознакомление с расписанием звонков и уроков в закреплённом классе.
Администрация ГУО «Средняя школа № 1 г. Полоцка»:
Директор: Матус В.П.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Пашкова Т.В.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Завадская М.И.
Заместитель директора по воспитательной работе: Дадеко Т.Е.
Учителя-методисты ГУО«Средняя школа № 1 г. Полоцка»:
Буленкова Е.А.
Телюк О.Г.
09.02.2016
Присутствовал на уроке по русской литературе у 9 «Б» с целью ознакомления с классом, а также определения их уровней знания и активности.
10.02.2016
Присутствовал на уроке учителя-методиста, который проводился в классе, закрепленным за мной на время прохождения практики (8 «А»), с целью ознакомления с методами, приемами обучения.
Присутствовал на уроке в 9 «А» по истории Беларуси у студента-практиканта Ястремского П.Г. по теме «Формирование политических партий и движений». Цель: познакомиться с методикой проведения комбинированного урока. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:
· Проверка домашнего задания была организована в форме фронтального опроса.
· При изложении нового материала применялся объяснительно-иллюстративный метод, работа со всем классом с целью развития умений логически мыслить.
· Сообщение домашнего задания было прокомментировано.
· В целом цель урока была достигнута, поставленные задачи выполнены.
11.02.2016
Присутствовал на уроке математики у 9 «Б» класса, с целью ознакомления с составом класса.
12.02.2016
Консультация с учителем-методистом по поводу проведения уроков по истории.
Присутствовал на уроке в 5 «В» по всемирной истории у студентки-практикантки Страшинской Я.Е. по теме «Возникновение греческих полисов». Цель: познакомиться с организацией работы с учебником на уроке. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:
· Проверка домашнего задания была организована форме устного опроса.
· При изложении нового материала применялся проектный метод.
· Сообщение домашнего задания было прокомментировано.
· Домашнее задание было дифференцированным.
· В целом цель урока была достигнута, поставленные задачи выполнены.
15.02.2016
Проведение урока в закрепленном 8 «А» классе по истории Беларуси
Тема: Города Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII в.
Цели урока:
® обучающая: организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению основных черт развития городов во второй половине XVII – первой половине XVIII в.
(упадок городской жизни во время военного лихолетья и ее постепенное обновление; развитие торговли; появление мануфактурного производства);
® развивающая: продолжить развитие умений характеризовать исторические явления, сравнивать
исторические события и раскрывать причинно-следственные связи между ними, обобщать
исторические факты и формулировать на их основе выводы;
® воспитательная: создать условия для воспитания уважительного отношения к труду как основному средству создания материальных благ.
Учитель: Поляков В.О.
Тип урока – комбинированный.
Средства: В.А. Белозорович, И.П. Крень, Н.Н. Ганущенко. История Беларуси (вторая половина XVII- конец XVIII вв.), учебное пособие для 8 класса, 2010.
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Оргмомент
(2 мин.)
| Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку.
| Проверка готовности к уроку.
| 2.Проверка д/з
(10 мин.)
| Проверочная работа по вариантам:
Вариант 1
1.Перечислите основные формы
антифеодальной борьбы.
2. Укажите хронологические рамки восстания на Каменщине.
3. Основной причиной восстания на Каменщине является….
4. Перечислите итоги восстания на Каменщине.
Выберите правильный ответ:
Кто такой Михаил Казимир Радзивилл?
а) руководитель Кричевского восстания,
б) гетман ВКЛ,
в) владелец Кричевского староства.
Вариант 2
1. Перечислите основные формы
антифеодальной борьбы.
2. Укажите хронологические рамки Кричевского восстания.
3. Основными причинами Кричевского восстания являются….
4. Перечислите итоги Кричевского восстания.
5. Выберите правильный ответ:
Кто такой Иероним Радзивилл?
а) гетман ВКЛ,
б) руководитель Кричевского восстания,
в) владелец Кричевского староства.
| Предполагаемые ответы учащихся:
Вариант 1
1.Вооруженные выступления крестьян против феодалов, жалобы, побеги, отказ от выполнения повинностей, поджоги и вырубка лесов.
2.1754-1756 гг.
3. Причиной восстания стал непосильный гнет, который терпели крестьяне от местной администрации.
4.Улучшение положения крестьян, ослабление повинностей.
5.б
Вариант 2
2. 1740-1744 гг.
3. Жалование королем РП Кричевского староства магнатам Радзивиллам; сдача Радзивиллами Кричевского староства в аренду; стремление арендаторов за короткое время заработать много денег, заставляя крестьян больше работать, а также отбирая у крестьян их запасы.
4.Ослабление феодального гнета в старостве, снятие ряда ограничений на крестьянскую торговлю.
5.в
| 3.Переход к изучению нового материала (3 мин.)
| Вспомните, когда в Западной Европе начинает формироваться капитализм? Назовите его основные черты.
| Ученики отвечают на вопросы учителя.
| 4.Изучение нового материала
(20 мин.)
| Сегодня тема нашего урока следующая «Города Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.»
1.Упадок городов
Военные события середины и второй половины XVII в. привели к разорению большинства белорусских городов и местечек. В период казацко-крестьянской войны пострадало очень много городов Брест, Пинск, Туров, и др. Особенно сильным разрушениям подверглись города на востоке белорусских земель. Могилев потерял 1790 городских дворов, Полоцк — 1398. Сильно пострадали города на юге Беларуси. После захвата российской армией Бреста в январе 1660 г. «город был полностью разрушен и сожжен. Количество дворов в Пинске, Турове, Кобрине, Пружанах уменьшилось более чем наполовину. Упадок городов проявился в резком сокращении количества их жителей, нищете мещан. Например, в Шклове в середине XVTI в. насчитывалось 288 ремесленников 47 профессий, а в 1661 г. осталось только 120 ремесленников 18 профессий. В Копыси за это же время количество ремесленных профессий сократилось с 37 до 10, в Клецке — с 41 до 25. Пожары, военные грабежи и голод сопровождались эпидемиями, природными катаклизмами. В связи с тяжелым состоянием городов, сейм Речи Посполитой в 1760-е гг. освободил 22 города от выплаты налогов в государственную казну на четыре года.
| Ученики внимательно слушают учителя.
|
| 2. Города в первой половине XVIII в.
Северная война 1700—1721 гг. привела к разрушению городов и уничтожению населения. Шведы сожгли Мир и Кореличи, разграбили Гродно, Слоним, Клецк, Пинск и др. В 1708 г. особенно пострадала территория Восточной Беларуси. В сентябре по приказу Петра I российские войска сожгли Мстиславль, Оршу, Дубровно, Витебск, Могилев. Значительно были разрушены Кричев и Шклов. Продолжительные боевые действия между российскими и шведскими войсками, а также голод и эпидемии привели к значительным потерям среди мирного населения и запустению целых регионов Беларуси. В инвентаре 1712 г. Брестской и Кобринской экономии отмечалось: «Города Брест, Кобрин, Городец полностью разрушены, дома сожжены, люди вымерли, остальные разошлись».
Эпидемия чумы, разразившаяся в начале XVIII в., стала причиной значительного уменьшения числа населения на Гродненщине. С восстановлением деревни постепенно, но очень медленно возрождались белорусские города. Но вернуть былую красоту ряду городов так и не удалось. В королевской грамоте 1744 г. отмечалось: «Разрушение Минска из-за вражеских нашествий, грабежей, проходов и постоев войск... неоднократные пожары, эпидемии, голод и другие беды... довели этот город до полного упадка». Мусор с улиц здесь не убирался. Улицы практически не мостились. Рыночная площадь зарастала бурьяном. Ночью город не освещался. Быстрее всего поднимались из руин Могилев, Несвиж, Новогрудок.
| Ученики внимательно слушают учителя.
|
| 3.Учащиеся самостоятельно читают п. 3 учебника с. 104. Учащимся задается проблемный вопрос «Что препятствовало, а что способствовало стабильности в хозяйстве на белорусских землях?»
| Ученики записывают в тетрадь что ярмарка – это форма проведения торговли в виде периодических съездов торговцев в определенном месте на протяжении определенного срока. Стабильности в хозяйстве способствовала заграничная торговля, а препятствие оказывала нестабильная денежная система.
|
| 4. Учащиеся вспоминают определение мануфактуры из курса всемирной истории. Вспоминают отличительные черты от ремесленной мастерской? В случае затруднений используется схема
«Эволюция товарного производства» на с. 105. После этого в ходе объяснения учителя или на основе самостоятельной работы с учебником по п. 4 с. 104 организовывается заполнение таблицы «Первые мануфактуры на территории Беларуси»:
Название и владелец мануфактуры
| Время
основания
| Что производили мастера
| Особенности
производства
| 1. гуты
(Анна Радзивилл)
| 1-ая треть 18 в.
| стекло
| Для организации приглашались иностр. мастера
| 2.Налибокская
мануфактура
| с 1717 г.
| Зеркала, люстры, посуду и т.д.
| Варили редкое рубиновое стекло, окрашивали его золотом.
| 3.Уречская,
(Т.Шербер)
| 1737 г.
| зеркала
| Внедрение технологии произ-ва фран., богем., и англ. зеркал
| 4.Суконная
(М.К. Радзивилл)
| 1752 г.
| Шерстяные ткани
| Раб. день длился 15 часов.
| 5. Персиарня
(М.К. Радзивилл)
| Нач. 1760 гг.
| Слуцкие пояса, ковры, и др.
| Использов. нац. орнамент.
|
| Мануфактура – это предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленнической технике.
1. Мануфактура, как и ремесленная мастерская, предполагала использование ручного труда, но уже с разделением его по этапам между работниками.
2. Мануфактура – более масштабное предприятие, предлагала потребителю менее качественный товар, чем ремесленная мастерская.
3. Производительность мануфактуры существенно превышала производительность ремесленной мастерской.
| 5.Закрепление
изученного материала
(7 мин.)
| Ученики должны будут раскрыть содержание следующих понятий: местечко, ярмарка, мануфактура, гута, персиарня, конкретизировать понятия примерами.
| Ученики отвечают:
Местечко – небольшой населенный пункт городского типа.
Ярмарка – это форма проведения торговли в виде периодических съездов торговцев в определенном месте на протяжении определенного срока.
Мануфактура – это предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленнической технике.
Гута – это предприятия по изготовлению стекла.
Персиарня – слуцкая мануфактура шелковых поясов.
| 6. Дом. задание (3 мин.)
| Запись на доске:
§ 18, ответы на вопросы устно на с. 107-108, дописать таблицу.
| Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание.
|
16.02.2016
Консультация с классным руководителем по поводу проведения классных и информационных часов. Присутствовал на уроке русского языка в 9 «Б» классе, с целью наблюдения за учащимися и дальнейшего выполнения заданий по педагогике и психологии.
17.02.2016
Проведение урока в закрепленном 8 «А» классе по всемирной истории
Тема: Начало правления Романовых
Цели урока:
® образовательная:
охарактеризовать политическое устройство и социально-экономическое развитие России XVII в., правление Алексея Михайловича, его внутреннюю и внешнюю политику; оценить
процессы усиления крепостничества; раскрыть причины, ход, характер, итоги и значение восстания под предводительством Степана Разина;
® воспитательная:
способствовать воспитанию уважения к великим деятелям российской и всемирной истории, понимания роли личности в истории, прививать интерес к истории;
® развивающая:
способствовать развитию умения анализировать исторические процессы, оценивать роль личности в истории, проводить сравнение и обобщение.
Учитель: Поляков В.О.
Тип урока – комбинированный урок.
Средства: В.С. Кошелев, Н.В. Кошелева, С.Н. Темушев, Всемирная история нового времени XVI-XVIII вв., учебное пособие для 8 класса, 2010.
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Оргмомент
(3 мин.)
| Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку.
| Проверка готовности к уроку.
| 2.Проверка д/з
(7 мин.)
| Учащимся задаются следующие вопросы:
1.Что такое смутное время, каковы его причины и хронологические рамки.
2. Охарактеризовать 1 и 2 этапы Смутного времени.
3. Охарактеризовать 3 и 4 этапы Смутного времени.
Два ученика вызываются к доске для выступления с сообщениями про Б. Годунова и В. Шуйского
| Учащиеся отвечают на вопросы, а также два ученика выступают с сообщениями.
| 3.Переход к изучению нового материала (3 мин.)
| Вспомните и назовите формы капиталистического производства, существовавшие в Европе в XVII в.
| Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
| 4. Изучение нового материала
(22 мин.)
| Тема урока: «Начало правления Романовых»
В 1613 г. на престол был избран М.Ф. Романов, выходец из известного боярского рода, внук И. Грозного. С приходом Романовых начинается эпоха расцвета Российского государства.
Основные направления политики: курс на примирение в стране, разоренной в Смутное время, преодоление хозяйственного разорения, восстановление государственности, упорядочение системы управления – введение воеводского правления на местах.
Итоги правления: Заключение «вечного мира» со Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700—1721 г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией. Также Россия должна была выплатить большую по тому времени контрибуцию в 20000 рублей. Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Речью Посполитой (Поляновский мир 1634 г.). Польша и Литва сохранили за собой Смоленск и Северскую землю, но зато польский король и великий князь литовский Владислав IV отказался от притязаний на русский престол. Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах.
Для определения размера налогов по всей стране была произведена точная опись всех поместных земель. Был учрежден особый «приказ» (канцелярия) для приёма и разбора жалоб от населения «на обиды сильных людей».Присоединение к России земель по Яику, Прибайкалья, Якутии, выход к Тихому океану. Реорганизация армии (1631—1634 г.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского. Царь Михаил от рождения не отличался крепким здоровьем. Скончался 13 (23) июля 1645 год от водяной болезни неизвестного происхождения в возрасте 49 лет. По мнению лекарей, лечивших Московского государя, болезнь его произошла от «многого сиденья», от холодного питья и меланхолии.
| Ученики записывают тему урока в тетрадь и внимательно слушают учителя, записывают основные даты темы.
1613 г. - на престол был избран М.Ф. Романов.
1617 г. – Столбовский мир (заключение «вечного мира» со Швецией).
1618 г.- «Деулинское перемирие» (Россия уступала смоленские, черниговские, и новгород-северские земли.)
1634 г. – Поляновский мир (Вечный мир с РП).
1631-1634 гг. – реорганизация армии.
|
| Алексе́ й Миха́ йлович (19 (29) марта 1629 — 29 января (8 февраля) 1676) — второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 — 29 января 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.
Основные направления деятельности: окончательное прикрепление тяглых классов, крестьян и посадских людей, к месту жительства; переход воспрещён был в 1648 году не только крестьянам-хозяевам, но и детям их, братьям и племянникам. Основаны новые центральные учреждения, каковы приказы: Тайных дел (не позже 1658 года), Хлебный (не позже 1663 года), Рейтарский (с 1651 года). В финансовом отношении сделано также несколько преобразований: указом от 30 апреля 1653 года запрещено было взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп и велено было зачислить в рублёвые пошлины, взимаемые в таможнях; в начале 1656 года (не позже 3-го марта) ввиду недостатка денежных средств выпущены медные деньги. Вскоре (с 1658 года) медный рубль стал цениться в 10, 12, а в 1660-х годах даже в 20 и 25 раз дешевле серебряного; наступившая вследствие этого страшная дороговизна вызвала народный мятеж (Медный бунт) 25 июля 1662 года. Мятеж усмирён обещанием царя наказать виновных и высылкой стрелецкого войска против мятежников, указом от 19 июня 1667 года велено было приступить к постройке кораблей в селе Дединове на Оке; В области законодательства: составлено и издано Соборное уложение (печаталось в 1-й раз 7—20 мая 1649 года) по которому оформлялось крепостное право, отменялся срок сыска беглых. Новоторговый устав 1667 года, Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 года, Новоуказные статьи о поместьях 1676 года, воинский устав 1649 года, также Россия объединилась с Украиной в 1654 году.
30 января 1676 года царь Алексей Михайлович скончался от сердечного приступа на 47 году жизни.
| Ученики внимательно слушают учителя, записывают основные даты темы.
1645 г. – на престол был избран Алексей Михайлович.
1649 г. – Соборное уложение
(оформлялось крепостное право, отменялся срок сыска беглых крестьян.)
30.04.1653 г. - запрещено было взимать мелкие таможенные пошлины и велено было зачислить в рублёвые пошлины, взимаемые в таможнях.
1654 г. – объединение России и Украины.
1656 г. – выпуск медных денег.
|
| Ученики должны самостоятельно ознакомиться с п. 4 на с. 139 «Восстание под предводительством С. Разина». Перед учащимися ставится ряд вопросов:
1.Дата восстания, 2. Причины, 3. Участники восстания, 4. Цели восставших 5. Итоги восстания
| Ученики самостоятельно изучают п. 4 на с.139.
Предполагаемые ответы учеников:
1.1670-1671 гг.
2. Окончательное закрепощение крестьянства;
рост налогов и повинностей социальных низов;
стремление власти ограничить казачью вольницу; скопление бедного «голутвенного» казачества и беглого крестьянства на Дону.
3.Казаки, крестьяне, работные люди.
4. «Прелестные письма»: избавиться от бояр, обещание поддержки всем угнетенным.
5. Масштабы расправы над восставшими были огромны, в одном Арзамасе было казнено более 11 тысяч человек.Всего было убито и замучено 100 тысяч восставших. Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворян и крепостного права
|
| Ученики самостоятельно изучают п. 5 с. 139-140. Перед учащимися ставятся следующие вопросы: 1.Какая форма производства приходит на смену ремесленным мастерским?
2.Кто выступал в качестве владельцев мануфактур?
3.Перечислите знаменитые и наиболее крупные мануфактуры.
| Предполагаемые ответы учащихся:
1.Мануфактура.
2.Гос-во, иностранные и отечественные купцы, крупные феодалы и царский двор.
3.Металлургические заводы на Урале, кожевенные (Ярославль, Нижний Новгород), солеваренные (Прикамье, Новая Русса.)
| 5. Закрепление
изученного
материала
(7 мин.)
| 1. Перечислите основные направления внутренней и внешней политики, а также итоги правления М. Романова.
2. Охарактеризуйте правления А.М. Романова.
3.Как назывался свод законов, принятый в 1649 г., в чем его суть?
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
| 6.Домашнее задание
(3 мин.)
| Запись на доске:
§ 23, ответить на вопросы на с. 140
| Ученики открывают дневники и записывают домашнее задание.
|
18.02.2016
Консультация с учителем-методистом по поводу проведения уроков по истории.
Присутствовал на уроке информатики у девочек 9 «Б» класса, с целью определения уровня заинтересованности информационными технологиями.
19.02.2016
Присутствовал на уроке в 5 «В» по всемирной истории у студентки-практикантки Страшинской Я.Е. по теме «Древняя Спарта». Цель: познакомиться с использованием наглядности на уроке. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:
· Проверка домашнего задания была организована в письменной форме.
· При изложении нового материала применялся модульный метод.
· На уроке была использованы различные иллюстрации по теме.
· Сообщение домашнего задания было прокомментировано.
· В целом цель урока была достигнута, поставленные задачи выполнены.
22.02.2016
Проведение урока в закрепленном 8 «А» классе по истории Беларуси
Тема: Образование и наука
Цели урока
® обучающая: создать условия для усвоения учащимися знаний о развитии образования и науки на белорусских землях во второй половине XVII — первой половине XVIII в.;
® развивающая: содействовать развитию умений анализировать исторические события, явления, характеризовать деятельность исторических личностей, определять значение достижений культуры;
® воспитательная: способствовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию уважения и бережного отношения к историко-культурному наследию своего народа.
Тип урока – комбинированный.
Учитель: Поляков В.О.
Средства: В.А. Белозорович, И.П. Крень, Н.Н. Ганущенко. История Беларуси (вторая половина XVII- конец XVIII вв.), учебное пособие для 8 класса, 2010., мел, доска.
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Оргмомент
(3 мин.)
| Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку.
| Проверка готовности к уроку.
| 2.Проверка д/з
(10 мин.)
| Учащимся задаются следующие вопросы:
1. Ярмарка – это….
2. Мануфактура – это….
3. Персиарня – это….
4. Гуты – это….
5. Перечислите основные различия мануфактуры от ремесленной мастерской.
| Предполагаемые ответы учащихся:
1.Ярмарка – это форма проведения торговли в виде периодических съездов торговцев в определенном месте на протяжении определенного срока.
2. Мануфактура – это предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленнической технике.
3.Персиарня – это Слуцкая мануфактура шелковых поясов.
4.Гуты – это предприятия по изготовлению стекла.
4. 5.Мануфактура – более масштабное предприятие, предлагала потребителю менее качественный товар, чем ремесленная мастерская.
5. Производительность мануфактуры существенно превышала производительность ремесленной мастерской.
6. Мануфактура, как и ремесленная мастерская, предполагала использование ручного труда, но уже с разделением его по этапам между работниками.
| 3.Переход к изучению нового материала (2 мин.)
| Вспомните, почему в Западной Европе с конца XVII в. начала формироваться новая культурно-историческая эпоха Просвещение?
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
| 4. Изучение нового материала
(22 мин.)
| Тема урока: «Образование и наука»
Под влиянием Контрреформации образование и воспитание молодежи строго контролировались католической церковью. Ее школы во второй половине XVII — первой половине XVIII в. подразделялись на иезуитские и пиарские коллегиумы. Постигали науку в школах преимущественно шляхетские дети. Ведущее место в обучении принадлежало ордену иезуитов. Принимали туда не только католиков, но и представителей других вероисповеданий (протестантов, православных). Учебный процесс состоял из пяти классов. Учащиеся изучали латинский язык, считавшийся языком науки, древнегреческий язык и литературу, риторику, поэтику, геометрию, астрономию, философию, музыку. Большое значение придавалось умению вести диспуты, организовывались театральные постановки. С 1720-х гг. на территории Беларуси получили распространение пиарские школы. пиары свою главную задачу видели в обучении и воспитании молодежи. В пиарских коллегиумах изучали те же предметы, что и в иезуитских. Но дисциплина была менее строгой. Потому эти школы пользовались большей популярностью у юношей. Во второй половине XVI — начале XVII в. в Ивье, Любче, действовали арианские школы. Процесс обучения включал от 3 до 5 классов. У детей воспитывали уважение к человеку и его уму, их учили самостоятельно мыслить. Самой известной считалась школа в Ивье, основанная магнатом Яном Кишкой. Также в Витебске, Глубоком, Заславле и других городах и местечках были открыты кальвинистские школы. Срок обучения в них составлял от 6 до 10 лет. Лучшие воспитанники получали возможность продолжить учебу в университетах Англии и Германии. Основное внимание в этих школах уделялось богословию, физическому воспитанию. Самой известной стала кальвинистская гимназия в Слуцке, основанная в 1617 г. князем Янушем Радзивиллом. С 1580-х гг. создавались школы и при православных братствах. К числу первых относятся школы в Вильне, Могилеве, Бресте. После начального образования в них изучали «тривиум»: грамматику, риторику, диалектику, затем — «квадривиум»: арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Особое внимание уделялось изучению церковнославянского языка, в котором видели средство противостояния католичеству.
Открытый в 1803 г. Виленский университет стал образовательным центром на землях Беларуси, Литвы и частично Украины. Университет имел 4 факультета: моральных и политических наук, медицинский, физико-математический, литературы и вольных искусств, а также главную семинарию (на правах богословского факультета).
Университет быстро развивался, при нем вскоре были открыты 3 института (ветеринарный, агрономический, медицинский), филологическая семинария,
художественная школа, оборудована
обсерватория, создан богатый ботанический сад.
Большими полномочиями обладал Совет университета: он имел право избирать профессоров, деканов, ректоров, имел свой суд, цензуру, издательство. Данный вуз развивался как классический университет, в нем преобладало изучение и исследование теоретических дисциплин,
осуществлялся поиск новых ценностей, новых форм философского восприятия мира в сочетании с критическим осмыслением основных достижений прошлого опыта.
Одновременно решались и профессионально-прикладные задачи.
Развитие университета и образования в Виленском округе в значительной мере было обязано активной позиции попечителя округа — князя А. Чарторийского. В самом округе с участием университета были внесены изменения в структуру школьного дела, она была упорядочена и упрощена, школы более равномерно размещены на территории Беларуси. В 1832 г. университет был закрыт по политическим мотивам. Его деятельность возобновилась только в 1940 г. За годы советской власти университет превратился в значительный образовательный, научный и культурный центр Литвы. На 8 факультетах обучается около 12 тыс. студентов, университет имеет ботанический сад, богатую научную библиотеку, содержащую древние рукописи и печатные работы.
| Ученики записывают тему урока в тетрадь и внимательно слушают учителя.
Учащиеся записывают в тетрадь:
Пиары – монахи католического монашеского ордена, целью которых было воспитание и обучение молодежи посредством создания широкой сети коллегиумов.
«Тривиум» - это цикл грамматики, риторики, диалектики.
«Квадриум» - это цикл арифметики, геометрии, астрономии и музыки.
1579 г. – основание Виленского университета.
|
| Учащиеся по материалу параграфа составляют таблицу:
Фамилия и имя ученого
| Достижения
| М. Смиглецкий
| фил. трактат «Логика»
| О.Крюгер
| Восстановил Несвижский замок после пожара.
| В. Коялович
| Курс истории ВКЛ.
| Я. Дубович
| книга «Календарь правдивый церкви Христовой»
| К. Семенович
| «Великое искусство артиллерии» монументальная работа
| Т. Маковский
| Карта ВКЛ.
| Ю. Нароньский
| Книга с чертежами «Геометрия, или Трактование и мастерство всякого измерения».
| И. Капиевич
| Работы по истории, арифметике, грамматике, астрономии, навигации.
|
| Ученики, используя текст параграфа заполняют таблицу.
| 5. Закрепление
изученного
материала
(5 мин.)
| Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
1.Докажите, что образование находилось под контролем церкви.
2.Определите роль Виленской академии в развитии белорусских земель.
3.Дайте историческую оценку научным достижениям ученых данного времени.
| Учащиеся отвечают на вопросы.
| 6.Домашнее задание
(3 мин.)
| Запись на доске:
§ 19, ответить на вопросы на с. 113
| Ученики открывают дневники и записывают домашнее задание.
|
23.02.2016
По производственной необходимости заменял урок черчения в 9 «В», а также изобразительное искусство в 5 «А» и 5 «Б» классах.
Проведение в 9 «Б» классного часа на тему: «День защитника отечества: из истории праздника»
24.02.2016
Проведение урока в закрепленном 8 «А» классе по всемирной истории
Тема: Эпоха Петра Великого
Цели урока:
® образовательная: раскрыть уникальность эпохи Петра Великого в истории России;
охарактеризовать личность Петра, его реформы; дать общую оценку правлению Петра I;
® воспитательная: способствовать воспитанию уважения к великим деятелям отечественной и зарубежной истории, понимания роли личности в истории;
® развивающая: способствовать развитию навыков самостоятельной оценки роли личности в историческом процессе, формированию навыков анализа переломных эпох в
отечественной и мировой истории.
Тип урока – комбинированный урок.
Учитель: Поляков В.О.
Средства: В.С. Кошелев, Н.В. Кошелева, С.Н. Темушев, Всемирная история нового времени XVI-XVIII вв., учебное пособие для 8 класса, 2010., мел, доска.
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Оргмомент
(3 мин.)
| Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку.
| Проверка готовности к уроку.
| 2.Проверка д/з
(10 мин.)
| Учащимся задаются следующие вопросы:
1.Какая новая форма производства возникла в России в XVII в.? Чем она отличалась от западноевропейской.
2.В чем проявлялось усиление крепостничества в России в начале XVII в.
3.Сравните восстания И. Болотникова и С. Разина: даты и причины выступлений, цели восставших, состав участников, размах.
4.XVII в. вошел в русскую историю как «бунташный». Почему? Правильно ли такое определение?
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
| 3.Переход к изучению нового материала (2 мин.)
| Вспомните, каким было экономическое положение России и передовых стран Европы в XVII в.?
| Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
| 4. Изучение нового материала
(22 мин.)
| Тема урока: «Эпоха Петра Великого»
Пётр I Алексе́ евич, прозванный Вели́ кий (30 мая [9 июня] 1672 год — 28 января [8 февраля] 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Как представитель династии Романовых, Пётр был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).
Причины реформ Петра I:
1.Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от Западной Европы
2.Ослабление международного положения России.
3.Угроза потери независимости.
Реформы:
1.Реформа государственного управления (1699-1721 гг.) – создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочий. 2.Областная (губернская) реформа (1708-1715) и (1719-1720 гг.). на первом этапе Петр I поделил Россию на 8 губерний. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дисткрикты, руководимые земскими комиссарами. Происходит централизация власти.
3.Судебная реформа (1697 г., 1719 г., 1722 г.) – были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерифты, нижние суды. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (суд присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.
4.Военные реформы (с 1699 г.) – введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии. Введение с помощью «Табели о рангах» воинских званий. Создание военных учебных заведений, а также введение армейской дисциплины и воинских уставов.
5.Церковная реформа (1700-1701, 1721 гг.). Был фактически ликвидирован институт патриаршества. Петр I восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 г. принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру I, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора. 6. Финансовые реформы (почти все царствование Петра I) – введение множества налогов, монополизация продажи алкоголи, соли и др. Порча монеты, копейка – основная монета, переход к подушной подати.
Основные итоги реформ:
Становление абсолютной монархии в России, подчинение церкви государству, подавление личности государством, активное вмешательство государства в социально-экономические отношения, ускорение темпов социально-экономического и культурного развития, консервация феодально-крепостнических отношений, превращение России в империю с мощной армией и флотом, улучшение международного положения.
| Ученики записывают тему урока, а также суть реформ Петра I, внимательно слушают учителя.
| 5.Закрепление изученного материала (5 мин.)
| Ученикам ставится ряд вопросов:
1.Перечислите причины проведения Петровских реформ?
2.Перечислите основные реформы, которые проводил Петр I.
3.Как реформы повлияли на дальнейшее развитие России?
4.Выразите свое отношение к итогам деятельности Петра I.
| Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
| 6.Домашнее задание (3 мин.)
| Запись на доске:
§ 24, вопросы на с. 146, подготовить сообщение «Правление Петра I».
| Ученики открывают дневники и записывают домашнее задание.
|
25.02.2016
По производственной необходимости заменял уроки белорусского языка, белорусской литературы, всемирной истории и математики в 6 «Б» классе.
26.02.2016
Провел анализ урока студентки-практикантки Парай Е.И.
Учитель: Парай Елена Ивановна.
Тема урока: «Формирование белорусской народности.»
Место урока в изучении новой темы: 11 урок в теме «Беларуские земли в конце XIV – середине XVI вв.»
Цель урока: дать характеристику проведения урока студентом-практикантом.
Тип урока, его основные этапы: комбинированный тип, в его структуре выделяются: организационный момент, проверка домашнего задания, переход к изучению нового, изучение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание.
Методика проверки знаний и умений учащихся: проверка домашнего задания происходила в письменной форме.
Содержание и методика изучения нового материала: при изучении нового материала учитель активно использовал объяснительно-иллюстративный метод. На уроке были соблюдены также основные требования к современному уроку. Так, все данные, преподносимые учителем детям, полностью соответствовали исторической действительности и принятым в исторической науке принципам. При проведении урока студентом-практикантом были соблюдены принципы активности и сознательности усвоения учениками новых знаний.
Оптимальность выбора методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод для изучения нового материала был выбран с учётом возрастных особенностей, стремлением вовлечь в работу весь класс.
Реализация на уроке принципов научности, систематичности, последовательности, доступности и посильности, сознательности и активности: на уроке были реализованы принципы научности, последовательности, доступности и посильности в изучении нового материала, также был учтён принцип активности учащихся.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся, способность учителя задействовать в работе всех или большинство учеников: учитель активизировал познавательную активность учащихся с помощью вопросов на размышление и вопросов требовавших точных ответов.
Содержание и методика закрепления изученного материала: студентом-практикантом были заданы вопросы по материалу пройдённого параграфа. За небольшое время учащимся было предложено ответить на ряд несложных и конкретных вопросов. Им был сделан вывод относительно результативности роботы по новому параграфу.
Объём домашнего задания, инструкция по выполнению, наличие индивидуализации: все пункты домашнего задания студент-практикант прокомментировал детям для лучшего его выполнения.
Методические проблемы: отсутствовали.
Рациональность использования времени урока: время использовано рационально, затронуты все элементы урока.
Вывод: по результатам данного урока можно заключить следующее – студенту-практиканту удалось полностью реализовать пункты плана урока. Эффективности учебного процесса способствовал устойчивый контакт между учащимися и учителем.
29.02.2016
Проведение урока в закрепленном 8 «А» классе по истории Беларуси
Тема: Литература и общественно - политическая мысль
Цели урока:
® обучающая: организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению основных достижений в литературе и общественно-политической мысли Беларуси второй половины XVII – первой половины XVIII в.;
® развивающая: продолжить развитие умений анализировать явления культуры, характеризовать деятельность исторических личностей, определять значение достижений культуры;
® воспитательная: через знакомство с жизнью и творчеством выдающихся деятелей культуры способствовать воспитанию патриотических чувств и эстетической культуры учащихся, формированию уважения и бережного отношения к историко-культурному наследию своего народа.
Тип урока: комбинированный.
Учитель: Поляков В.О.
Средства: В.А. Белозорович, И.П. Крень, Н.Н. Ганущенко. История Беларуси (вторая половина XVII- конец XVIII вв.), учебное пособие для 8 класса, 2010., мел, доска.
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Оргмомент (2 мин.)
| Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку.
| Проверка готовности к уроку.
| 2.Проверка д/з
(10 мин.)
| Учащимся задаются следующие вопросы:
1.Пиары – это….
2.«Тривиум» - это….
3.«Квадриум» - это….
Три ученика вызываются к доске для выступления с сообщениями про И. Капиевича, Я. Дубовича, О. Крюгера
| Учащиеся отвечают на вопросы, три ученика выступают с сообщениями.
| 3.Переход к изучению нового материала (2 мин.)
| Вспомните, какой статус имел белорусский язык в РП с конца XVII в.?
| Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
| 4. Изучение нового материала
(20 мин.)
| Тема нашего урока сегодня: «Литература и общественно-политическая мысль»
XVII век – время, характеризующееся развитием научной, философской и общественной мысли на Беларуси. Широко развивалась в это время литература и общественно-политическая мысль. М. К. Сарбевский – теоретик барокко в лит-ре. Преподавал в Полоцком иезуитском коллегиуме риторику, поэтику и теорию литературы. При жизни поэта вышло пять изданий его стихотворений на латинском языке (поэтика Сарбевия). В которой обсуждаются основные жанры и роды поэзии – эпиграмма, элегия, лирика и эпос.
Данила Наборовский (1573-1640 гг.) – поэт и врач.
Его стихотворения характеризуются образностью, «игрой слов».
Поэт высмеивает шляхту, иезуитов, духовенство.
Ян Пашкевич (дата смерти 1635 – 1636 г.)
Стихотворение «Польска квитнет латиною …» (1621 г.) – отмечается роль белорусского языка, гордился славой своего народа.
Как свидетельствуют содержание, поэтическая форма и язык стихотворения, автор был человеком светским, высокообразованным, патриотически настроенным белорусским шляхтичем или мещанином. Произведение сохранилось в Слуцком списке Статута ВКЛ 1529. В нём содержится ещё 5 автографов поэта, а также записи других лиц, которые свидетельствуют, что в 1-й половине XVII в. рукопись находилась в Вильнюсе.
Фома Иевлевич
Культурный и религиозный деятель РП. Польский поэт, гуманист. Ректор Киевской братской школы. Среди произведений Евлевича — известная польскоязычная поэма «Лабиринт», отмечена ярко выраженной ренессансно-гуманистической направленностью, в частности в толковании исторического процесса как следствия разумной или неразумной деятельности определённого народа и его руководящей элиты, а не Божественным проведением.
Историко-документальная литература
Была представлена летописями и мемуарами. Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Мемуары – это записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор мемуаров был знаком.
Баркулабовская летопись – это белорусско-литовская летопись, составленная в конце XVI — начале XVII вв. Баркулабовская летопись охватывает события с 1563 до 1608 года. Главное место в нем занимают рассказы о деятельности казачества под руководством Северина Наливайко, отряды которого действовали на Украине и в Белоруссии. В частности о сожжении отрядами Наливайко Могилёва в 1595 году, массовых убийствах и ограблении местных жителей. В летописи отображена жизнь и быт русинов того времени, изложена история белорусских городов.
Могилёвская хроника, Хроника Сурты́ -Трубни́ цких — городская хроника города Могилёва, создававшаяся на протяжении с XVII по XIX века и охватывающая период с 1526 по 1856 года. Является важным источником по истории социально-политической, экономической и культурной жизни Могилёва на протяжении нескольких столетий. Мемуары на территории Беларуси были представлены были представлены в основном дневниками (диариушами – это записи, сделанные определенным лицом о событиях своей внешней и внутренней жизни.
Начало XVII в. – диариуш новогрудского шляхтича Ф. Евлашовского.
«Диариуш» С. Маскевича – подробно раскрывается быт московских бояр, мастерство ремесленников, показаны некоторые черты жизни русского крестьянина и его отношению к войску РП. 1646 г. – полемически-публицистический «Диариуш» Афанасия Филипповича.
С. Полоцкий (1629 – 1680 гг.) – один из первых русских поэтов. Он написал множество стихотворений, в которых воспевал разные события из царского семейства и придворных («Рифмологион»), а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в сборник «Вертоград многоцветный». Написал также две комедии для зарождавшегося театра «Комедия о Навуходоносоре царе» и «Комедия притчи о блудном сыне».
Общественно-политическая мысль была представлена религиозной полемикой, затрагивала проблемы католической и православной церквей. Второе направление – государственно-правовая мысль. Появляются произведения, в которых восхваляется политический строй РП, основанный на широких правах шляхты.
Представители общественно-политической мысли
Анджей Фредра (1620-1679 гг.) – писал трактаты, в которых обосновывал верховенство права «либерум вето».
Аарон Олизаровский (1634-1689 гг.) «О политической общности людей» (1651 г.). Выступал за уравнение прав крестьян с правами других сословий РП, осуждал крепостное право.
Казимир Лыщинский (1634-1689)
Покинув орден иезуитов, написал трактат, который назвал «О несуществовании Бога». Из достаточно объёмного сочинения (трактат состоял из 530 страниц в 15 тетрадях) сохранилось всего 5 фрагментов, обнаруженных только в 1957 году, смысл которых сводится к отрицанию существования Бога и обвинению клерикалов в «гашении света разума».
| Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Запись в тетради:
Диариуш – это записи, сделанные определенным лицом о событиях своей внешней и внутренней жизни. (Диариуш С. Маскевича, Ф. Евлашовского)
Атеизм – это вера в несуществование Бога.
М. К. Сарбевский – теоретик барокко в лит-ре. Написал поэтику Сарбевия, которой обсуждаются основные жанры и роды поэзии – эпиграмма, элегия, лирика и эпос.
Данила Наборовский - поэт высмеивает шляхту, иезуитов, духовенство.
Ян Пашкевич
«Польска квитнет латиною …» (1621 г.) – отмечается роль белорусского языка, гордился славой своего народа.
Фома Иевлевич «Лабиринт»
Баркулабовская летопись – это белорусско-литовская летопись, составленная в конце XVI — начале XVII вв. Баркулабовская летопись охватывает события с 1563 до 1608 года.
Хроника Сурты́ -Трубни́ цких — городская хроника города Могилёва, создававшаяся на протяжении с XVII по XIX века и охватывающая период с 1526 по 1856 года.
С. Полоцкий -
воспевал разные события из царского семейства и придворных («Рифмологион»)
Общественно-политическая мысль была представлена религиозной полемикой, затрагивала проблемы католической и православной церквей. Второе направление – государственно-правовая мысль (А. Фредра, А. Олизаровский, К. Лыщинский).
| 5.Закрепление изученного материала (7 мин.)
| Учащимся ставится ряд вопросов:
1.Какой стиль господствовал в литературе белорусских земель XVII – первой половине XVIII вв.?
2.Охарактеризуйте историко-документальную литературу.
3.Какой вклад в развитие белорусской литературы внес С. Полоцкий?
4.Охарактеризуйте взгляды К. Лыщинского?
| Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
| 6. Дом. задание (3 мин.)
| Запись на доске:
§ 20, ответы на вопросы устно на с. 118 в., подготовить сообщения (Я. Глаубитц, Сарматский портрет).
| Ученики открывают дневники и записывают домашнее задание.
|
01.03.2016
Проведение классного часа в 9 «Б» на тему: «1 марта – День гражданской обороны».
Консультация с учителем-методистом по поводу проведения уроков по истории.
02.03.2016
Проведение урока в закрепленном 8 «А» классе по всемирной истории
|