Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема. Правление Екатерины II






Цели урока

® образовательная:

дать учащимся представление о периоде царствования одной из самых выдающихся

правительниц Российской империи, Екатерины II; охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику императрицы; раскрыть особенности российского варианта

просвещенного абсолютизма;

® воспитательная:

прививать учащимся уважение к законам, сильной и легитимной государственной власти,

чувство патриотизма;

® развивающая:

способствовать развитию критического мышления, умения анализировать сложные социальные явления, самостоятельно давать оценку эффективности внутренней и внешней

политики государства.

Тип урока – комбинированный урок.

Учитель: Поляков В.О.

Средства: В.С. Кошелев, Н.В. Кошелева, С.Н. Темушев, Всемирная история нового времени XVI – XVIII вв., учебное пособие для 8 класс, 2010; доска, мел.

 

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент (3 мин.) Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. Проверка готовности к уроку.
2.Проверка д/з (8 мин.) Учащимся задаются следующие вопросы: 1.Назовите предпосылки реформ Петра I. 2.Перечислите преобразования и реформы Петра. Дайте им оценку. 3.Какие цели во внешней политике преследовал русский царь? Удалось ли ему их достигнуть? 4.Каковы итоги деятельности Петра I. Выразите свое отношение к ним. Учащиеся отвечают на вопросы.
3.Переход к изучению нового материала (2 мин.) Вспомните, каким документом было окончательно оформлено крепостное право в России? Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
4. Изучение нового материала (22 мин.) В истории России имеется множество величайших правителей. Одной из таких является Екатерина II, которая вслед за Петром I сделала Россию одной из ведущих европейских государств. Записываю тему урока на доске: Правление Екатерины II Перехожу к изложению нового материала: «Итак, дети, как вы помните, до правления Екатерины II в российской истории была эпоха дворцовых переворотов, характеризующаяся постоянной сменой правителей, нестабильностью в обществе. Давайте посмотрим, как Екатерина II пришла к власти. До крещения Екатерину II звали Софьей Фредрикой Августой. Родилась она 21 апреля 1729 г. в мелком немецком Ангальт-Цербстком княжестве. Образование получила домашнее: немецкий язык, танцы, музыка. С детства увлеклась сочинениями просветителей. 28 июня 1744 приняла православие, получила имя Екатерина, стала изучать русский язык, основы православия. 29 июня 1744 была обручена с Петром Федоровичем. Семейная жизнь с Петром Федоровичем (Петр III), у Екатерины не сложилась, в прочем его политикой были не довольны чиновники, гвардия, высшие командование. Они и участвовали в заговоре 28-30 июня 1762 года. В результате заговора Екатерина пришла к власти, хотя фактически не имела права на российский престол. В такой ситуации ей была необходима поддержка дворянства, благодаря которому она пришла к власти. Поэтому вся ее политика была направлена на увеличение прав и привилегий этого сословия. Политику Екатерины называют «просвещенным абсолютизмом», давайте ребята посмотрим, что это обозначает: Идею просвещенного абсолютизма разработали такие просветители, как Вольтер, Монтескье, Руссо, д’ Аламбер. Перед вами основные идеи просветителей: - Критика феодального общества. - Критика средневековых форм эксплуатации человека и абсолютной монархии. - Каждый человек рождается свободным. - Теория общественного договора. - Критика католической церкви. На основе этих идей в Европе сложилась «политика просвещенного абсолютизма». Запишите основные пункты данной политики: - Покровительство национальной промышленности. - Создание условий для развития земледелия(освобождение крестьян). - Усовершенствование налоговой системы. - Централизация государства. - Кодификация законов. - Просвещение народа. - Борьба с церковью. Эта политика была реализована такими политиками, как Фридрих II в Пруссии, Мария Тереза и Иосиф II в Австрии, министр Тюрго во Франции. Запишите в тетради понятие «политика просвещенного абсолютизма»- это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества. Екатерина II подтвердила Манифест о вольности дворянства (1762) – дворяне освобождались от 25-летней службы. В 1785 г.была издана «Жалованная грамота дворянства». По которой дворяне получили свободу от телесных наказаний, неограниченную собственность на имение и землю с ее полезными ископаемыми, право торгово-промышленной деятельности, созданы дворянские общества в губерниях и уездах. В начале своего правления Екатерина старалась действовать в рамках политики просвещенного абсолютизма, и даже переписывалась с французскими просветителями. Однако с 1775 Екатерина ужесточает внутреннюю политику. Скажите дети, почему? Правильно! Это связанно с реакцией на крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 и Великую Французскую революцию 1789 года.   Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Ученики записывают полное имя Екатерины II, основные даты: 28 июня 1744 приняла православие. (Получила имя Екатерина), 29 июня 1744 была обручена с Петром Федоровичем. Правлением Петра были недовольны чиновники, гвардия, высшие командование. Они участвовали в заговоре 28-30 июня 1762 года. Екатерина пришла к власти. Учащиеся записывают: Идею просвещенного абсолютизма разработали такие просветители, как Вольтер, Монтескье, Руссо, д’ Аламбер. Основные идеи просветителей: - Критика феодального общества. - Критика средневековых форм эксплуатации человека и абсолютной монархии. - Каждый человек рождается свободным. - Теория общественного договора. - Критика католической церкви.     Учащиеся записывают понятие «политика просвещенного абсолютизма»- это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.   Учащиеся записывают: Екатерина II подтвердила Манифест о вольности дворянства (1762) – дворяне освобождались от 25-летней службы. В 1785 г.была издана «Жалованная грамота дворянства».   Примерный ответ: Может война началась или восстание  
  Ученикам предложено изучить самостоятельно п. 4 «Восстание под руководством Е. Пугачева 1773-1775 гг.» на с. 149. Ученики должны будут записать в тетрадь причины, цели, состав участников, итоги и значение восстания.     Сейчас мы разберем внешнюю политику Екатерины II:
Западное направление Южное направление
Утверждение господства на восточнославянских землях. Борьба за выход к Черному морю и обеспечение безопасности южных границ
Участие России в разделах РП. Русско-турецкие войны (1768-1774), (1787-1791)

Давайте, сейчас посмотрим итоги и значение внутренней политики Екатерины II:

- Централизация государства, органов управления. Обогащение дворянства, богатого купечества. Ухудшение положения крестьян, работных людей. Дальнейшее развитие в экономике крепостнических порядков. Открытие новых школ, развитие культуры. Развитие новых отраслей в промышленности.

- Поток финансов в казну позволил ввести активную внешнюю политику России в конце XVIII века.

Не смотря на то, что в результате внутренней политики, ухудшило свое положение основная масса населения (крестьяне, работные люди), Екатерина II достойна названия великой государственницы, так как именно при ней Россия стала одной из европейских государств, активно участвовавшей во всех европейских делах.

Учащиеся записывают в тетрадь ход восстания: Причины: усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьян, ухудшение положения нерусских народов, ликвидация казацкого самоуправления. Цели: уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов, ликвидация помещичьего землевладения и дворянского сословия. Состав: казаки, крестьяне, работные люди. Итоги и значение: самое крупное народное выступление в России. Восстание не улучшило положение крестьянства, усилился репрессивный характер внутренней политики властей.   Ученики записывают схему в тетрадь.
5. Закрепление изученного материала (7 мин.) А теперь дети ответьте на поставленные вопросы: 1) Почему внутренняя политика Екатерины II была ориентирована на дворянство. 2) В чем особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II. Примерные ответы: 1) Потому дворянство помогло ей придти к власти. 2) Может не все выполнила из того, что хотела.  
6.Домашнее задание (3 мин.) Запись на доске: § 25, ответить на вопросы на с. 153. Ученики открывают дневники и записывают домашнее задание.

03.03.2016

Проведение внеклассного мероприятия по истории в 9 «Б» классе

Конкурс знатоков истории «Что? Где? Когда?»

Цель:

- активизировать познавательный интерес к изучению истории;

- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся

План:

· Представление команд.

· Представление судейства.

· Состязание знатоков.

· Подведение итогов

· Награждение победителей.

Вопросы командам

1. О ком писал А.С. Пушкин:

“То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник”?

(Пётр I)

2. На каком музыкальном инструменте играл былинный герой новгородец Садко?

(На гуслях)

3. Не первый раз в игру с вами вступает А.С. Пушкин. О ком говорил поэт: “Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”?

(М.В. Ломоносов)

4. А сейчас с вами в игру вступает ещё одно историческое лицо. Кто и когда мог выслать такую депешу: “Москва пылает. Холодно. Голодно”?

(Наполеон)

5. В нашей сегодняшней игре участвуют многие исторические лица. Вот ещё один просит слова и обращается к вам: “Да как я скажу: братья, ударим вместе! А сам лицо своё начну скрывать. Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть”. Кто произнес эту речь?

(Дмитрий Донской)

6. И ещё одно историческое лицо вступает с вами в игру: “Мою фамилию носит далекий областной город в нашей стране, а железнодорожная станция названа моим именем и отчеством. Назовите мою фамилию, имя, отчество”.

(Ерофей Павлович Хабаров)

7. “Не было крепости крепче, не было обороны отчаяннее обороны Измаила, но Измаил взят”. На памятнике, какому полководцу отлиты эти слова?

(Суворову А.В.)

8. Среди русских крестьян часто можно было слышать такое выражение: “Полюби Андреевну – будешь с хлебом! ” Какую Андреевну нужно было любить, чтобы с хлебом быть?

(Андреевной крестьяне ласково называли соху)

9. Эту длинноклювую птицу летом часто можно видеть на берегу озера, на болоте. Если вспомните название птицы, то сразу же вспомните одну из героических страниц русского народа в далеком прошлом. О каком событии я прошу вас вспомнить?

(О Куликовской битве)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал