Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема. Архитектура и искусство
Цели урока
обучающая: организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению основных достижений в архитектуре и искусстве Беларуси второй половины XVII – первой половины XVIII в.;
развивающая: продолжить развитие умений анализировать явления культуры, характеризовать деятельность исторических личностей, определять значение достижений культуры;
воспитательная: через знакомство с выдающимися произведениями белорусского искусства способствовать воспитанию патриотических чувств и эстетической культуры учащихся, формированию уважения и бережного отношения к историко-культурному наследию своего народа
Тип урока – комбинированный.
Учитель: Поляков В.О.
Средства: В.А. Белозорович, И.П. Крень, Н.Н. Ганущенко. История Беларуси (вторая половина XVII- конец XVIII вв.), учебное пособие для 8 класса, 2010., мел, доска.
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Оргмомент
(2 мин.)
| Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку.
| Проверка готовности к уроку.
| 2.Проверка д/з
(10 мин.)
| Учащимся задается ряд вопросов:
1.Раскройте содержание понятий и конкретизируйте их примерами: барокко в литературе, летопись, хроника, диариуш, религиозная полемика, атеизм.
2. На каких языках создавались литературные произведения того времени и почему?
3. Охарактеризуйте историко-документальную литературу.
4. Какой вклад в развитие восточнославянской культуры внес С. Полоцкий? Выделите основные направления его культурно-просветительской деятельности.
5. Сравните взгляды на религию религиозных полемистов К. Лыщинского, А. Фредры, А. Олизаровского на политический строй РП.
| Ученики отвечают на вопросы учителя
| 3.Переход к изучению нового материала (3 мин.)
| Вспомните, какие черты были характерны для западноевропейской и византийской культур в начале Нового времени?
| Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
| 4.Изучение нового материала
(20 мин.)
| Сегодня тема нашего урока следующая «Архитектура и искусство»
Учитель предлагает классу разделиться на три группы с условными названиями «Архитекторы», «Художники», «Музыканты», которым предлагаются вопросы и задания.
Для группы «Архитекторы»
1.Какой архитектурный стиль был распространен во второй половине XVII – начале XVIII вв.?
Охарактеризуйте виленское барокко
И покажите, в чем состояло его своеобразие. Сравните барокко с архитектурным стилем, распространенным в XVI в.
2.Перечислите наиболее известные архитектурные памятники данной эпохи. Используя материалы учебного пособия и
иллюстративный материал, опишите один из них.
| Класс делится на три группы.
Первая группа учеников самостоятельно работает с первым пунктом § 21 стр. 119
|
| Для группы «Художники»
1.Приведите примеры проникновения стиля барокко в изобразительное искусство. Используйте при ответе иллюстративные средства.
2.Что такое сарматский портрет? Почему он приобрел особую популярность и стал особенностью шляхетской культуры?
3.Назовите отличительные особенности и выдающиеся произведения белорусской иконописной школы.
| Вторая группа учеников самостоятельно работает со вторым пунктом § 21 стр. 121-122
|
| Для группы «Музыканты»
1.Охарактеризуйте и сравните церковную и костельную музыку. При ответе используйте понятия: одноголосое пение, знаменный распев, «Полоцкая тетрадь», капелла.
2.Какие театры существовали во второй половине XVII- начале XVIII вв.? Какие виды театральных постановок в них осуществлялись?
| Третья группа учеников самостоятельно работает с третьим пунктом § 21 стр. 122-124
| 5.Закрепление
изученного материала
(7 мин.)
| Группа «Архитекторы»
Охарактеризуйте развитие архитектуры в XVII- первой половине XVIII вв.
Группа «Художники»
Охарактеризуйте развитие изобразительного искусства в XVII- первой половине XVIII вв.
Группа «Музыканты»
Охарактеризуйте развитие театрального искусства в XVII- первой половине XVIII вв.
| Ученики отвечают на вопросы учителя.
| 6. Дом. задание (3 мин.)
| Запись на доске:
§ 21, ответы на вопросы устно на с. 124
| Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание.
|
Проведение классного часа в 9 «Б» классе на тему: «Памятник вечной любви»
09.03.2016
Проведение зачетного урока в закрепленном 8 «А» классе по всемирной истории
Тема. Русская культура XVI–XVIII вв.
Цели урока
® образовательная:
дать учащимся представление о развитии русской культуры в XVI–VIII вв. на примере выдающихся произведений живописи, литературы, музыкального искусства, памятников архитектуры показать ее уникальность и своеобразие;
® воспитательная:
содействовать формированию эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к произведениям культуры;
® развивающая:
способствовать развитию фантазии, творчества, умения анализировать произведения искусства.
Тип урока: комбинированный
Учитель: Поляков В.О.
Средства: В.С. Кошелев, Н.В. Кошелева, С.Н. Темушев, Всемирная история нового времени XVI-XVIII вв., учебное пособие для 8 класса, 2010; компьютерная презентация; мел; доска.
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Оргмомент
(2 мин.)
| Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку.
| Проверка готовности к уроку.
| 2.Проверка д/з
(10 мин.)
| Проверка д/з проходит в письменной форме (тест):
1.Время правления Екатерины II:
а) 1760-1762, б) 1762-1794, в) 1762-1796
2.Годы крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева:
а) 1773-1775, б) 1772-1776, в) 1775-1776
3.Поводом к восстанию крестьян под предводительством Е. Пугачева были:
а) вера в спасшегося императора Петра III, который лучше царствующей императрицы,
б) запрещение свободной ловли рыбы,
в) запрещение добычи соли,
г) ущемление прав яицких казаков,
д) запрещение приобретать землю и работать на ней
4.Дворянству предоставлялись невиданные привилегии:
а) Манифестом о вольности дворянства,
б) Уложенной комиссией,
в) Прелестными письмами,
г) Соборным уложением,
д) Жалованной грамотой дворянству
5.Две основные задачи, которые решало правительство Екатерины II во внешней политике:
а) получение выхода к Черному морю,
б) утверждение господства на восточнославянских землях РП,
в) борьба с революционной Францией.
6.После смерти Петра I, который не оставил наследников и завещания, решающее влияние на смену правителей оказывала….
7.Период с 1725 по 1762 г. получил в истории России название….
| Примерные ответы учащихся:
1. в
2. а
3. б, в
4. а, д
5. а, б
6. гвардия
7. «Эпоха дворцовых переворотов»
| 3. Переход к изучению нового материала
(3 мин.)
| Образование единого Российского государства оказало огромное влияние на развитие культуры. Рост величия и могущества государства отразился в произведениях зодчества, живописи и литературы.
Поэтому, тема нашего урока сегодня следующая: «Русская культура XVI-XVIII вв.».
| Ученики внимательно слушают учителя и записывают тему урока «Русская культура XVI-XVIII вв.» в тетрадь.
| 4.Изучение нового материала
(22 мин.)
| Развитие культуры России XVI в., как и во все времена, была не только обусловлена социальным, экономическим, и политическим развитием общества, но само являлось важнейшей составной частью исторического развития в целом. Культура, не обособленная грань об- щественной жизни, а одно из её прояв- лений, теснейшим образом связанных со всеми другими. Уровень и характер раз- вития культуры зависит от общего уровня социально-экономического развития общества, так и в определённой степени от предыдущих традиций и накопления культурного наследия. Книгопечатание. Около 1553 г. - первая типография в России, но имена печатников не известны. 1563 - 1564 гг. - дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец на Печатном дворе напечатали первую книгу с выходными данными (" Апостол"). К концу XVI в. типографии работали не только на Никольской улице (ныне 25-Октября), но и в Александровской слободе. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги. В 1754 г. И. Федоров напечатал в городе Львове первую русскую «Азбуку».
В архитектуре XVI в. начал формироваться новый стиль – шатровый (каменные церкви строились с деревянным верхом в виде шатра). Высшим достижением русского зодчества этого периода является храм В. Блаженного. Над собором возвышается огромный центральный шатер, объединяющий 8 красочных глав. В конце XVI в. творил зодчий Ф. Конь. Он возвел кольцо укреплений вокруг Москвы, построил мощный кремль в Смоленске.
В XVI в. все еще преобладает деревянное строительство. В это время в живописи продолжалась традиция А. Рублева. Особенно выделялись фрески Дионисия. Лучшие его росписи сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае. Вторая половина XVI в. - появление портретизма и изображений, с чертой реального сходства.
| Заполнение учащимися сравнительной таблицы изменений, происшедших в русской культуре с XVI по XVIII вв.
|
| XVII в. характеризуется ростом грамотности среди различных слоев населения. Поэтому с 40-х гг. появляются средние школы. В 1687 г. в Москве открылось первое ВУЗ – Славяно-греко-латинская академия, которая была создана для подготовки высшего духовенства и государственных чиновников. Литература переходит от религиозной тематике к светской. Большую популярность приобретает бытовая повесть, в которой описывалась бытовая жизнь. Основные герои купцы и небогатые дворяне, отличающиеся авантюрным складом характера. Также развивается сатирическая литература. «Повесть о Ерше Ершовиче». В ней зло высмеивались «большой боярин и воевода» Осетр, дворянин Лещ и богач Сом. В XVII в. достигла расцвета деревянная архитектура, отличалась богатой декоративной отделкой фасада «дивное узорочье» (дворец царя А. Михайловича в с. Коломенском). Церковная архитектура отличалась пышным украшательством: белый резной камень на фоне гладких кирпичных стен, цветные изразцы, фигурный кирпич, многоцветные узоры и красная краска (Казанский храм на Красной площади, Спасская церковь в селе Уборы под Москвой.) Русские мастера стали писать иконы, передавая черты человеческого лица с учетом его анатомического строения, используя светотень. (С. Ушаков, иконы «Спас Нерукотворный», «Троица»). Новым явлением в русском искусстве стали портреты или парсуны царей А. Михайловича, Ф. Алексеевича, Петра I и т.д.
| Заполнение учащимися сравнительной таблицы изменений, происшедших в русской культуре с XVI по XVIII вв.
|
| XVIII в.
В 1724 г. в Санкт-Петербурге была основана Академия наук. С Академией Наук связана жизнь великого русского ученого М.В. Ломоносова. При его участии был основан Московский университет, который и сейчас является главным центром подготовки ученых и преподавателей в России. Русская литература и искусство XVIII в. характеризовалось необыкновенным интересом к личности человека (Г.Р. Державин «Будь на троне человек!»). В русской литературе XVIII в. утверждался классицизм. Возникает светская поэзия (А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). В конце столетия появляется новое направление – сентиментализм, где особый акцент делают на чувственность (Н. Карамзин «Бедная Лиза» 1792 г.). А. Н. Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) выступил за уничтожение крепостного права. Основоположником классицизма в архитектуре был В.И. Баженов. В середине XVIII в. в Россию пришел пышный, величавый стиль барокко (В.В. Растрелли). Пример: здания АН, Академии художеств, Малый Эрмитаж, Таврический дворец.
Небывалый подъем в XVIII в. переживала русская портретная живопись (картины А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого). Среди живописных полотен этого периода – портреты Екатерины II с императорскими знаками власти.
Таким образом, культурное развитие России в XVIII в. заложило фундамент, на котором выросла великая культура XIX в.
| Заполнение учащимися сравнительной таблицы изменений, происшедших в русской культуре с XVI по XVIII вв.
| 5.Закрепление изученного материала
(5 мин.)
| Ученикам будет предложено ответить на вопрос: Какие изменения в русской культуре произошли в XVI-XVIII вв.?
| Учащиеся анализируют данные таблицы, используя п.1-3 § 26 стр. 154-160 учебника, данные компьютерной презентации
| 6.Домашнее задание
(3 мин.)
| Запись на доске: § 26, повторить §§ 21-25, подготовиться к уроку обобщения.
| Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание.
|
Вопросы для сравнения
| XVI в.
| XVII в.
| XVIII в.
| Грамотность, образование
| 1550 г. – в Москве была основана первая типография (И. Федоров)
| Открытие Славяно-греко-латинской академии
| Основание Московского университета (1755)
| Литература
| Религиозная
1564 г. «Апостол».
(И. Федоров, П. Мстиславец)
| Распространение сатирических произведений («Повесть о Ерше Ершовиче»), бытовая повесть, светский х-р лит-ры, господство классицизма.
| Развитие сатирического жанра (Д. Фонвизин).
Сентиментализм (Н.М. Карамзин)
«Бедная Лиза» (1792)
| Архитектура
| Шатровый стиль – каменные церкви строились с деревянных верхом в виде шатра (Х. В. Блаженного), мощный кремль в Смоленске (Ф. Конь)
| Барокко
«дивное узорочье» - декоративные украшения в русской архитектуре (дворец царя А. Михайловича в с. Коломенском)
| Классицизм (В. Баженов), барокко (В. Растрелли). Малый Эрмитаж, Таврический дворец, здания АН и Академии Художеств.
| Живопись
| Религиозная иконопись (А. Рублев, Дионисий, П. Чирин)
| Развитие портретной живописи – парсуны
(портреты царей А. Михайловича, Ф. Алексеевича, Петра I.)
| Зарождение жанровой живописи (А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий). Портреты представителей российской культуры
| Проведение информационного часа в 9 «Б» на тему: «О самых дорогих с любовью»
10.03.2016
Присутствовал на уроке обществоведения в 9 «Б» классе с целью выяснения межличностных отношений в классе. Консультация с учителем-методистом по поводу проведения дальнейших уроков по истории. Провел анализ урока учителя-методиста.
Учитель: Телюк Ольга Геннадьевна
Тема урока: «Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XIX в.»
Место урока в изучении новой темы: 3 урок в теме «Российское государство. Славянские страны.»
Цель урока: изучение и усвоение приёмов педагогического мастерства учителя- методиста.
Тип урока, его основные этапы: комбинированный тип, в его структуре выделяются: организационный момент, проверка домашнего задания, переход к изучению нового, изучение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание.
Объём домашнего задания, инструкция по выполнению, наличие индивидуализации: объём домашнего задания доступен и реален для 9 класса.Домашнее задание было объявлено в начале урока, был задан § 18, а также учитель обратил внимание учащихся на стр. 104 учебного пособия, где находился материал для повторения.
Методика проверки знаний и умений учащихся: опрос домашнего задания был организован в форме фронтального опроса, целью опроса являлась проверка знаний.
Содержание и методика изучения нового материала: ученикам было предложено изучить самостоятельно материал, используя материал учебника: текст параграфа, дополнительные материалы, карты. Было проведено обсуждение занесённых в таблицу данных, сделан вывод. Ученикам был предложен ряд вопросов на сравнение.
Оптимальность выбора методов обучения: такая методика преподавания истории полностью оправдывает себя в условиях школы, с ее требованиями к развитию познавательных умений учащихся.
Реализация на уроке принципов научности, систематичности, последовательности, доступности и посильности, сознательности и активности: на уроке были реализованы принципы научности, последовательности, доступности и посильности в изучении нового материала, также был учтён принцип активности учащихся.
Содержание и методика закрепления изученного материала: закрепление изученного материала был представлен в виде «вопрос – ответ».
Методические проблемы: отсутствовали.
Рациональность использования времени урока: время использовано рационально, затронуты все элементы урока.
Вывод: учителю-методисту удалось полностью реализовать пункты плана урока. Эффективности учебного процесса способствовал устойчивый контакт между учащимися и учителем-методистом.
11.03.2016
Проведение урока по всемирной истории в 9 «Б» классе на тему: «Наука и культура во второй половине XIX в.».
Присутствовал на зачетном уроке в 5 «В» по всемирной истории у студентки-практикантки Страшинской Я.Е. по теме «Древнегреческое искусство». Цель: познакомиться с организацией самостоятельной работы с учебником. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:
· Проверка домашнего задания была организована в форме фронтального опроса.
· Ученикам задавались вопросы и ученики самостоятельно искали на них ответы в учебнике.
· На уроке были использованы иллюстрации памятников культуры.
· Домашнее задание было дифференцированным, было прокомментировано.
· В целом цель урока была достигнута, поставленные задачи выполнены.
14.03.2016
Проведение зачетного урока в закрепленном 8 «А» классе по истории Беларуси
|