Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы грузовых вагонов и их специализация
Совокупность всех вагонов называется вагонным парком. Вагоны предназначены удовлетворять потребности страны в перевозках грузов и пассажиров. Большинство грузового вагонного парка составляют полувагоны, крытые вагоны, цистерны и платформы. По данным Гипротранстэн и на основании анализа объемов отправления грузов на 2005 г., потребный вагонный парк России включает более 670 тысяч грузовых вагонов и по типам распределяется следующим образом (табл. 1.1):
По данным таблицы видно, что потребный вагонный парк превышает наличный, то есть тот, которым в настоящее время можем располагать, более чем на 200 тыс. единиц. Наиболее остро недостаток ощутим в полувагонах и цистернах для нефтепродуктов. На рис. 1.1 приведено распределение вагонов по типам по состоянию на 1998 и 2005 г.г., из которого видно, что возрастают потребности в полувагонах и цистернах и несколько сокращается доля платформ, крытых и прочих вагонов. Специалированные вагоны учтены в разделе «Прочие». Каждый из типов грузовых вагонов служит для перевозки отдельных видов грузов. Грузовые вагоны подразделяются на универсальные, в которых перевозят широкую номенклатуру грузов, и специализированные — для отдельных видов грузов или грузов, сходных по свойствам. К универсальным вагонам относятся крытые вагоны, полувагоны, платформы и изотермические вагоны. Специальные вагоны — это цистерны, хопперы, транспортеры, платформы для перевозки контейнеров, леса, полувагоны с глухим кузовом, крытые вагоны-платформы для перевозки автомобилей и многие другие вагоны. Конструкция грузового вагона должна обеспечивать сохранность груза, удобство погрузки и выгрузки и наибольшую вместимость. В зависимости от свойств перевозимого груза и его ценности, для каждого типа вагона выбрана наиболее рациональная форма и конструкция кузова. Полувагоны предназначены для перевозки навалочных грузов: угля, руды, кокса, флюса, а также длинномерных грузов — леса, металлопроката, труб и продукции машиностроительной промышленности — станков, сельскохозяйственных машин (рис. 1.2). Они являются основным типом вагонов грузового парка, так как имеют наиболее высокие показатели использования. Полувагон имеет открытый кузов, удобный для погрузки и выгрузки. В полу таких вагонов имеются люки для разгрузки сыпучих материалов и поэтому они называются саморазгружающимися. Полувагоны — самый востребованный, наиболее интенсивно используемый и в то же время самый повреждаемый вид подвижного состава. Поэтому средства, выделяемые на совершенствование конструкции и повышение надежности вагонов, в первую очередь следует направить на развитие полувагонов. В последнее время повышенным спросом пользуются специализированные полувагоны (рис. 1.3) без крышек разгрузочных люков. Такие вагоны обеспечивают большую сохранность перевозимых сыпучих грузов, но их разгрузка производится с использованием вагоноопрокидывателей. В парке имеются специализированные полувагоны для перевозки горячего агломерата, горячих окатышей, кокса, торфа. К числу полувагонов относятся также вагоны-самосвалы (думпкары), хоппер-дозаторы для перевозки щебня и бункерные для перевозки битума. Вагоны-самосвалы предназначены для перевозки навалочных грузов (камня, руды, щебня, строительных материалов и т.п.). Кузов имеет невысокие открывающиеся при выгрузке борта и, когда при помощи воздушных цилиндров он опрокидывается и занимает наклонное положение, груз высыпается на одну сторону пути. Думпкары имеют большую тару, поэтому их применение выгодно только тогда, когда они часто выгружаются, т.е. при перевозках на короткие расстояния. Хоппер-дозаторы предназначены для перевозки щебня при строительстве и ремонте железнодорожных путей. Эти полувагоны позволяют отсыпать щебень для балластной призмы земляного полотна слоем необходимой толщины. Крытые вагоны (рис. 1.5) предназначены для перевозки требующих защиты от атмосферных воздействий тарно-упаковочных, высокоценных грузов: различных пищевых продуктов, промышленных товаров, приборов, станков, зерна и др. Крытые вагоны оборудованы люками и задвижными дверями, обеспечивающими погрузку и выгрузку грузов, вентиляцию и очистку кузовов. В крытых вагонах специального назначения перевозят скот, птицу, сталь и бумагу в рулонах, автомобили. Для снижения времени на погрузку и выгрузку перевозимых сыпучих грузов широко используются крытые вагоны — хопперы бункерного типа, специализирующиеся на перевозках зерна, цемента, минеральных удобрений. Платформы служат для перевозки лесных, сыпучих, штучных и тарных грузов, металлопроката, различных машин и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Также они предназначены для перевозки длинномерных, громоздких и тяжеловесных грузов. Преимущество платформ состоит в том, что их можно быстро и легко загрузить и разгрузить, применяя простейшие средства механизации. Отличительная особенность этого типа вагонов — отсутствие стен и крыши, вместо которых имеются откидные борта. Пол у платформ старого выпуска деревянный, а в настоящее время — деревометаллический. Среди специализированных платформ наибольшее распространение получили платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров массой брутто до 30 т, двухъярусные платформы (рис. 1.7) для легковых автомобилей и транспортеры для перевозки тяжеловесных крупногабаритных грузов. Цистерны для перевозки наливных грузов пользуются в настоящее время повышенным спросом. Этот тип подвижного состава из-за различий в свойствах перевозимых грузов насчитывает десятки разновидностей, отличающихся марками материалов котлов, их размерами, конструкцией наливных, сливных и предохранительных устройств. В зависимости от рода перевозимого груза, котлы цистерн имеют различную конструкцию. В связи с этим различают цистерны, в которых перевозят нефть, светлые нефтепродукты, высоковязкие смазочные материалы и мазуты, требующие подогрева для обеспечения их нормированного слива, и специального назначения — для перевозки различных кислот, сжиженных газов, химикатов, цемента, а также пищевых продуктов. Котлы цистерн для обеспечения полной выгрузки и удобства внутренней промывки при подготовке под налив, имеют форму цилиндрического резервуара с плавным переходом отдельных частей котла друг к другу. Такая форма снижает опасное воздействие на котел перевозимого груза при торможении, трогании с места и обеспечивает наименьшее аэродинамическое сопротивление. Изотермические вагоны служат для перевозки скоропортящихся от положительной температуры или боящихся замерзания грузов (мясо, рыба, молоко, минеральные воды, фрукты и т.п.). Кузова таких вагонов теплоизолированы, оборудованы приборами охлаждения, отопления и вентиляции. Изотермические вагоны бывают с машинным охлаждением и электрическим отоплением (рефрижераторные) и без устройств для охлаждения и отопления (термосы). Современные рефрижераторные вагоны имеют сложное энергетическое оборудование, которое обеспечивает поддержание любых температур внутри грузового помещения вагона и могут работать в автоматическом режиме без сопровождающего персонала. В настоящее время строительство и закупка таких вагонов временно приостановлена.
|