Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы административно-правового статуса государственных служащих






Административно-правовой статус государственных служащих представляет собой их правовое положение в государственном органе, в системе соответствующих внутренних и внешних административных и государственно-служебных правоотношений и включает в себя права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность.

Возложение на служащих должностных обязанностей и наделение их соответствующими правами, гарантиями производится в целях успешного осуществления функций в соответствии с занимаемой должностью.

Права государственных служащих представляют собой установленные законодательством о государственной службе возможности государственных служащих осуществлять профессиональную служебную деятельность по занимаемым должностям государственной службы. Конкретный объем прав, предоставляемых государственным служащим, различается в зависимости от вида государственной службы.

В соответствии со ст. 20 закона о государственной службе государственный служащий имеет право:

– на письменное закрепление своих служебных обязанностей и соз-дание надлежащих условий для их исполнения;

– принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;

– посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;

– получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

– повышение квалификации и переподготовку за счет средств соот-ветствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;

– повышение в должности, классе государственного служащего;

– заработную плату и дополнительное стимулирование труда;

– участие в конкурсе на занятие вакантной государственной долж-ности;

– публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных законом о государственной службе и иными актами законодательства;

– ознакомление с материалами своего личного дела и другими доку-ментами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

– проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

– уважение личного достоинства, справедливое и уважительное от-ношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

– отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законода-тельству;

– свободу объединений;

– здоровые и безопасные условия труда;

– отставку;

– государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения) и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Обязанности государственных служащих – это установленные законодательством о государственной службе правомерные действия, которые должны совершать государственные служащие в процессе осуществления профессиональной служебной деятельности по занимаемым должностям государственной службы. В составе обязанностей государственных служащих можно выделить следующие основные группы:

– общие обязанности, устанавливаемые законодательством о госу-дарственной службе и адресуемые всем государственным служащим;

– должностные обязанности, которые должен исполнять государ-ственный служащий, занимающий ту или иную должность государственной службы (они в отличие от общих зависят от конкретной должности, обязательны к исполнению только тем государственным служащим, который занимает данную должность, и могут устанавливаться должностной инструкцией или иными специальными актами, например уставами, положениями, договорами и т. п.);

– специальные обязанности, устанавливаемые для некоторых видов государственной службы (например, военной) и исполняемые государственным служащим наряду с общими и должностными обязанностями.

В соответствии со ст. 21 закона о государственной службе государственный служащий обязан:

– поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обе-спечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции и иных актов законодательства;

– исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предо-ставленных ему законодательством;

– соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией и иными законодательными актами;

– обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов фи-зических и юридических лиц;

– исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

– соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

– не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

– соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;

– в пределах своих должностных полномочий своевременно и объ-ективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

– сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;

– не разглашать полученные при исполнении служебных обязан-ностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

– поддерживать необходимый уровень квалификации для эффектив-ного исполнения своих служебных обязанностей.

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Гарантии государственных служащих представляют собой установленные законодательством о государственной службе меры правового, имущественного и организационного характера, необходимые для обеспечения качественного и полного исполнения государственными служащими обязанностей по занимаемым должностям государственной службы.

Для всех видов государственной службы законодательно установлены повышенные гарантии для лиц, осуществляющих служебную деятельность. Тем не менее конкретный объем гарантий различается для различных видов государственной службы (гражданской или военной).

В соответствии со ст. 46 закона о государственной службе государственным служащим гарантируются:

– условия труда, обеспечивающие надлежащее исполнение служеб-ных обязанностей;

– заработная плата на условиях и в размере, установленных законо-дательством;

– трудовой отпуск;

– соблюдение условий и порядка перевода на другую должность, высвобождения в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников, предусмотренных законодательством о труде;

– выплата выходного и иных единовременных пособий в случаях, порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

– право на медицинское обслуживание в организациях здравоохра-нения в порядке, определяемом актами законодательства.

В случае смерти государственного служащего, в том числе вышедшего в отставку (на пенсию при наличии права на отставку), за исключением умерших вследствие виновных противоправных действий, его семье выплачивается единовременное пособие в размере двукратной средней заработной платы рабочих и служащих в республике за позапрошлый месяц (относительно месяца наступления смерти). Выплата производится по месту службы (бывшему месту службы) или органом, выплачивающим государственному служащему пенсию, в порядке, установленном правительством.

Государственной службе присущи ограничения и запреты. Ограничения – это установленные законодательством о государственной службе условия, при наличии которых лицо не может быть принято на государственную службу, а проходящее ее лицо не может далее занимать должности государственной службы и таким образом осуществлять служебную деятельность. Запреты – установленные законодательством о государственной службе деяния, признаваемые несовместимыми с положением государственных служащих, наносящие существенный ущерб служебным и иным общественным правоотношениям.

Установление режима ограничений и запретов на государственной службе, а также особенностей трудовых правоотношений предопределено спецификой самого института государственной службы.

Режим ограничений и запретов предполагает в той или иной степени ограничение прав и свобод государственных служащих, а соответственно его установление возможно только на основании законодательства о государственной службе; в целях защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь; в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения безопасности государства; в интересах стабильного и эффективного функционирования института государственной службы; при предоставлении государственным служащим иных дополнительных гарантий, не имеющихся у всех остальных граждан Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 22 закона о государственной службе государственный служащий не вправе:

– заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

– принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

– занимать другие государственные должности, за исключением случа-ев, предусмотренных Конституцией, иными законодательными актами;

– принимать участие в забастовках;

– заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятель-ностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом;

– выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

– использовать служебное положение в интересах политических пар-тий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

– принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность[108];

– использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

– иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев вы-полнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

– принимать без согласия Президента государственные награды ино-странных государств.

Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой. Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Ответственность государственных служащих регламентируется гл. 8закона о государственной службе и представляет собой меры дисциплинарного, материального, административного, уголовного и иного воздействия, применяемые в отношении государственных служащих, совершивших те или иные противоправные деяния.

Ответственность является способом стимулирования эффективного выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, претворяя в жизнь тот принцип, что страх наказания есть залог послушания и должного выполнения обязанностей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев, увольнение с занимаемой должности.

К государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю соответствующего государственного органа. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая служба и поведение государственного служащего на государственной службе.

Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства.

Основания, порядок и особенности привлечения к дисциплинарной ответственности судей, прокурорских работников, работников таможенных органов устанавливаются законодательством.

Государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий. В случае сомнения в правомерности полученных для исполнения приказа, распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему приказ, распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший приказ, распоряжение, в письменной форме подтверждают указанные приказ, распоряжение, государственный служащий обязан их исполнить, за исключением случаев, когда их исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерных приказа, распоряжения несет подтвердивший эти приказ, распоряжение руководитель.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал