Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы административно-правового статуса граждан республики беларусь, иностран ных граждан и лиц без гражданства






Административное право имеет многочисленную группу субъектов, которые классифицируются на индивидуальные и коллективные. Участниками административно-правовых отношений могут стать граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, государственные и негосударственные организации.

Наиболее часто в административно-правовые отношения вступают граждане Республики Беларусь.

Определение административно-правового статуса гражданина неотделимо от уяснения понятия «гражданство». В настоящее время основополагающие вопросы гражданства установлены ст. 10 Конституции, которая закрепляет: «Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство.

< …>

Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с законом».

Гражданство – политико-правовая категория. В соответствии со ст. 1 закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-З «О гражданстве Республики Беларусь» гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.

Гражданин – это лицо, находящееся в постоянных, устойчивых правовых связях с государством. Государство наделяет гражданина правами, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь гражданин обязан соблюдать законы и другие предписания государства, выполнять установленные им обязанности.

Естественно, гражданин обладает бó льшим объемом прав в сфере государственного управления, чем иностранные граждане и лица без гражданства. Лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, не имеют некоторых прав и обязанностей, которыми обладают граждане Республики Беларусь. Наиболее ярким примером является право, закрепленное ст. 38 Конституции: граждане Республики Беларусь имеют право свободно избираться и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании – и обязанность, закрепленная ст. 57 Конституции: защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Административно-правовой статус гражданина Республики Беларусь является составной частью его общего статуса, который установлен Конституцией, законом о гражданстве и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Прежде чем рассматривать содержание административно-правового статуса граждан, необходимо уяснить его значение. Слово «статус» произошло от латинского status – состояние, положение. Отсюда правовой статус – правовое положение (т. е. положение, урегулированное нормами права), административно-правовой статус – правовое положение в сфере государственного управления или положение, урегулированное нормами только административного права.

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь является, с одной стороны, элементом более широкой правовой категории, именуемой «правовое положение», или «правовой статус» гражданина (эти понятия используются в юридической литературе, как правило, как синонимы). С другой стороны, он является частью такого важного правового явления, как «правовой статус личности». Этим понятием, по мнению большинства авторов, занимающихся проблемой, охватываются все институты, определяющие место и роль гражданина в обществе и государстве.

По сути, правовой статус личности представляет собой комплексный государственно-правовой институт, а административно-правовой статус граждан в этом случае является его составляющей.

Однако административно-правовой статус граждан может рассматриваться и как самостоятельный институт, включающий совокупность предоставленных гражданам прав, свобод и гарантий их реализации в сфере административного права.

Правовой статус граждан в государственном управлении – это конкретизация общего правового статуса граждан применительно к особенностям (задачам, целям, условиям) государственного управления как одного из видов государственной деятельности.

Административно-правовой статус граждан –комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, юридическая ответственность, правоспособность, дееспособность, а также гарантии реализации прав и обязанностей.

Содержание и сущность административно-правового статуса граждан проявляются в ряде признаков:

1) он складывается в рамках системы «государство (прежде всего в лице его административных органов) – гражданин». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь государства и гражданина;

2) эти отношения осуществляются гражданами в сфере государственного управления;

3) содержание этих отношений зависит от ряда причин, среди которых состояние политико-правовой системы государства, его экономики, правовая культура граждан.

Граждане Беларуси равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других признаков. Равноправие граждан Республики Беларусь обеспечивается во всех отраслях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Все эти конституционные положения подтверждаются действующим законодательством.

Административно-правовой статус гражданхарактеризуется также и единством равных прав и обязанностей: наряду с правами и свободами граждан в сфере административного права существуют и конституционно закрепленные обязанности, одной из которых в соответствии со ст. 53 Конституции является обязанность уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.

Содержание правового статуса граждан в сфере административного права (административная правосубъектность) зависит от объема и содержания административной правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность гражданина – это признаваемая за ним государством возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера, т. е. способность быть носителем прав и обязанностей в административно-правовой сфере.

Административная правоспособность является основополагающим элементом в характеристике административно-правового статуса гражданина. По общему положению правоспособность граждан – неотъемлемое качество, возникающее с момента рождения человека. Объем и содержание административной правоспособности определяются законами и соответствующими подзаконными актами, в которых содержатся конкретные нормы административного права. Объем административных прав, свобод и обязанностей граждан определяется рядом обстоятельств: возрастом, состоянием здоровья, наличием соответствующего образования и др. Так, например, право на получение жилья возникает у граждан с момента рождения и принадлежит им всю жизнь, право на управление автотранспортом – с 18 лет, причем реализация этого права зависит от ряда условий: сдачи соответствующего теоретического и практического квалификационного экзамена, состояния здоровья и т. д. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема, добровольный отказ от нее не имеет силы, и объем ее может изменяться только законом.

Правоспособность граждан в ряде предусмотренных законодательством случаев может ограничиваться, в частности это происходит в связи с совершением административных правонарушений, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения специальных прав (право управления транспортными средствами, маломерными судами, охоты).

Ограничение административной правоспособности имеет место и в случае возникновения особых условий (стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии), которые требуют введения специального режима территории, предусматривающего ограничения свободы передвижения, проведения митингов, демонстраций, въезда и выезда с территории и др.

Условием реализации административной правоспособности является наличие у гражданина административной дееспособности.

Административная дееспособность, т. е. способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять предоставленные ему законом права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность в административно-правой сфере, также связана с возрастом и в ряде случаев с состоянием здоровья (наличием психического расстройства, вследствие которого гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими).

Административная дееспособность граждан Республики Беларусь возникает позже административной правоспособности, но конкретный возраст ее наступления не установлен. Так же, как и административная правоспособность, административная дееспособность развивается и изменяется. Полная дееспособность в сфере административного права наступает с совершеннолетием.

На основе правоспособности дееспособные граждане реализуют свои субъективные права, выполняют свои обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной административной дееспособностью. Одним из проявлений административной дееспособности является административная деликтоспособность – признаваемая государством (правом) способность нести юридическую ответственность. Административная деликтоспособность граждан связана с возрастом. В соответствии со ст. 4.3 КоАП административной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста, а за ряд административных правонарушений (их 16, например ст. 10.5 «Мелкое хищение», ст. 17.1 «Мелкое хулиганство») ответственность наступает с 14 лет.

Основным положением в определении административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства является ст. 11 Конституции: «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами».

На данном принципиальном положении Конституции базируется вся нормативная правовая основа административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящая из ряда законов, а также принятых во исполнение данных законов нормативных правовых актов Совета Министров. Первостепенное значение имеет закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Он определяет правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – иностранцы) в Республике Беларусь, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, лицами без гражданства в Республике Беларусь с одной стороны, и органами государственной власти (должностными лицами) – с другой, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранцев в Республике Беларусь и осуществлением ими на ее территории трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Кроме того, нельзя забывать, что значительную роль в регулировании правового статуса иностранцев в целом и их административно-правового статуса в частности играют общепризнанные принципы международного права, международные договоры, участником которых является Беларусь, различного рода межправительственные соглашения. Говоря о международных договорах, можно выделить договоры и соглашения, заключенные Республикой Беларусь как в рамках Союзного государства с Российской Федерацией, Таможенного союза, Содружества Независимых Государств, так и с другими иностранными государствами и международными организациями.

Для дальнейшего рассмотрения особенностей административноправового статуса иностранцев необходимо определить, какие именно категории лиц охватываются данными понятиями. Для этого необходимо обратиться к ст. 1 закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Согласно данной статье под иностранным гражданином понимается лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства. В свою очередь, лицом без гражданства является лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Применительно к закону «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» правовой статус лица без гражданства практически тождествен правовому статусу собственно иностранного гражданина, за исключением случаев, когда законодательством для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил для иностранных граждан.

Иностранцы пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Тем самым общий правовой статус иностранцев и административноправовой статус этих лиц приравнены к аналогичным статусам белорусов. Вместе с тем административно-правовой статус иностранцев в силу специальных положений законодательства имеет особенности по сравнению с административно-правовым статусом белорусских граждан. Особенности административно-правового статуса иностранцев влияют и на их другие возможные статусы на территории нашего государства, например гражданско-правовой, трудовой, социальный.

Момент возникновения административно-правового статуса иностранцев, как правило, определяется моментом въезда на территорию Республики Беларусь и утрачивается в момент их выезда из Республики Беларусь.

Объем административно-правового статуса иностранцев по общему правилу тождествен статусу белорусских граждан, но с учетом ряда исключений.

Рассмотрим подробнее права иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основные права иностранцев в Республике Беларусь:

– они имеют право свободно передвигаться и выбирать место пребы-вания (место жительства) в пределах территории Республики Беларусь. Порядок передвижения иностранцев и выбор ими места пребывания (места жительства) в пределах территории Республики Беларусь определяются Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утверждаемыми Советом Министров;

– могут вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения, созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами;

– постоянно проживающие в Республике Беларусь имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане

Республики Беларусь, включая право на социальное обеспечение;

– имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельно-стью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Иностранцы могут иметь в собственности имущество, наследовать или завещать его, пользоваться иными имущественными и личными неимущественными правами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

– постоянно проживающие в Республике Беларусь имеют право на до-ступное медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами;

– постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на образование, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на получение образования в Республике Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Временно проживающие в Республике Беларусь несовершеннолетние иностранцы имеют право на получение дошкольного и общего среднего образования наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь;

– имеют право на сохранение и развитие своего национального язы-ка и культуры, соблюдение национальных традиций и обычаев в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Оскорбление национального достоинства иностранцев влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

– пользуются всеми средствами правовой защиты прав и свобод лич-ности, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

Иностранцы не могут:

– избирать и быть избранными в выборные государственные органы

Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах;

– быть членами политических партий и иных общественных объеди-нений, созданных и действующих на территории Республики Беларусь, преследующих политические цели;

– занимать должности, назначение на которые в соответствии с за-конодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Иностранцы не исполняют воинской обязанности, обязаны соблюдать Конституцию и иные акты законодательства Республики Беларусь, уважать ее национальные традиции.

Иностранцы, совершившие на территории Республики Беларусь преступления, административные и иные правонарушения, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Иностранцы обязаны соблюдать действующее белорусское законодательство независимо от оснований и сроков своего пребывания на территории Республики Беларусь. Из данного положения следует правило об общей с белорусскими гражданами ответственности за совершение административных правонарушений. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 1.4 КоАП находящиеся на территории Республики Беларусь иностранцы, а также иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь. Вместе с тем в ч. 4 ст. 1.4 КоАП определено, что вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, пользующимся иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания, разрешается дипломатическим путем.

Некоторые деяния, признаваемые в Республике Беларусь административными правонарушениями, могут совершаться только иностранцами. Так, в частности, субъектами административной ответственности правонарушений, предусмотренных ст. 23.55 «Нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь» и ст. 23.24 КоАП «Нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи» являются только иностранцы.

В отношении иностранцев могут применяться меры административного воздействия, не допустимые по отношению к белорусским гражданам, например депортация и высылка.

Ст. 65 закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» предусмотрено, что иностранец может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, если он не может быть подвергнут депортации. Решение о высылке принимается ОВД или органом государственной безопасности. Высылка может быть осуществлена путем добровольного выезда иностранца из Республики Беларусь или в принудительном порядке.

Депортация – специфический вид административного взыскания, предусмотренный КоАП в отношении иностранцев. В соответствии со ст. 6.11 КоАП депортация – административное выдворение за пределы Республики Беларусь.

В настоящее время депортация установлена в КоАП за следующие административные правонарушения:

– сокрытие источника заражения венерическим заболеванием либо уклонение от обследования (ст. 16.2);

– предоставление иностранным гражданином или лицом без граж-данства иностранной безвозмездной помощи на цели, запрещенные законодательством (ст. 23.24);

– незаконное пересечение государственной границы Республики

Беларусь (ст. 23.29);

– нарушение пограничного режима (ст. 23.30);

– нарушение режима государственной границы Республики Беларусь

(ст. 23.31);

– нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь (ст. 23.32);

– нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь (ст. 23.55).

Отдельную группу лиц, не имеющих гражданства Республики Беларусь и находящихся на территории нашего государства, составляют беженцы. Их правовой статус определен в законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-З «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь».

В Республике Беларусь статус беженца предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, который не может или не желает в силу таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь вследствие указанных опасений, которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений.

Иностранец, которому предоставлен статус беженца, имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях; получение удостоверения беженца; получение разрешения на временное проживание в Республике Беларусь на срок не более одного года для получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь; самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца; добровольное возвращение в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства; выезд на постоянное место жительства в другое государство; воссоединение семьи; обращение в Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев; судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь; пользование иными правами наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Несовершеннолетний иностранец, которому предоставлен статус беженца, имеет также право на обучение в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, и медицинское обслуживание наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

Иностранец, которому предоставлен статус беженца, обязан: соблюдать Конституцию, акты законодательства и уважать национальные традиции белорусского народа; стать на учет в подразделении по гражданству и миграции по месту жительства или временного проживания в Республике Беларусь в течение трех рабочих дней после ознакомления с решением о предоставлении статуса беженца; стать на учет в подразделении по гражданству и миграции при перемене места жительства или временного проживания в Республике Беларусь в течение трех рабочих дней со дня регистрации по новому месту жительства или временного проживания в Республике Беларусь; исполнять иные обязанности наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Основные права, свободы и обязанности граждан в области государственного управления. административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. Обращения граждан и правовые основы их рассмотрения

Граждане, реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности в сфере управления, вступают в административно-правовые отношения с государственными органами, их должностными лицами, а также с иными субъектами административного права.

По содержанию права граждан можно разделить на три группы:

1) права на участие в государственном управлении и социальнополитическую активность: право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей; право на государственную службу; внесение предложений, получение необходимой информации и документов в установленной форме; проведение собраний, митингов, демонстраций, создание общественных

объединений или вхождение в них и др.;

2) права на получение помощи от соответствующих компетентных организаций: право на медицинскую, санитарно-эпидемиологическую помощь, бесплатное пользование благами (библиотеками, парками и др.); пользование транспортом; получение возмездных и других услуг;

3) права, которые защищаются в административном порядке (административная жалоба, административно-юрисдикционное производство), в судебном порядке (жалоба, иск) и лично гражданином (необходимая оборона).

Процесс реализации гражданами субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных нормами административного права, предполагает совершение ими юридических действий. Они делятся на правомерные и неправомерные. К правомерным действиям, связанным с реализацией гражданами своих прав, относятся такие, которые направлены на фактическое использование прав (например, обучение в вузах); приобретение законных прав (например, подача заявления о поступлении в Академию МВД Республики Беларусь); защиту нарушенных прав (подача жалобы).

Правомерные действия, вытекающие из обязанностей, выражаются в добровольном их выполнении, соблюдении требований законности.

Неправомерные действия граждан образуют административные правонарушения, влекущие административное принуждение.

Правомерные действия граждан и совершенные ими административные правонарушения влекут возникновение, изменение или прекращение конкретных административных правоотношений.

Закрепление прав и обязанностей граждан в законодательстве – необходимое, но далеко не достаточное условие для установления реального статуса гражданина. Опыт показывает, что без надежных, автоматически действующих гарантий провозглашение прав и свобод даже в конституции страны может оказаться юридической фикцией, как юридическое прикрытие политической игры.

Гарантии прав и свобод граждан, закрепленных нормами административного права, могут быть и не административно-правовыми. Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон, который может выполнять функцию гаранта при соблюдении ряда условий: он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в республике и в то же время достаточно стабильным; отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном всей правовой системы; содержать вместо декларации конкретные нормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, и др.

При равенстве конституционных прав и свобод может быть узаконено неравенство отдельных категорий людей в зависимости от различных обстоятельств. Имеются существенные особенности в правовом статусе иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и других переселенцев, проживающих на территории Беларуси.

Права граждан в сфере административного права по степени возможности их реализации могут быть разделены:

– на абсолютные, реализация которых зависит только от волеизъяв-ления гражданина (право на медицинскую помощь, право на участие в государственном управлении в соответствующих формах, право на обращения и др.);

– относительные, реализация которых зависит не только от волеизъ-явления гражданина, но также и от наличия фактических возможностей их осуществления в данном месте и в данное время (право на поступление в высшее учебное заведение, осуществление которого зависит от результатов сдачи экзаменов; право на управление транспортным средством, осуществление которого зависит от состояния здоровья и сдачи теоретического и практического квалификационного экзамена, и др.).

Права и обязанности граждан в административно-правовой сфере могут быть также дифференцированы:

– на общие, которые распространяются на все сферы администра-тивного права (право на участие в государственном управлении, право на обжалование действий должностных лиц, обязанность соблюдать законы и подзаконные акты и др.);

– специальные права и обязанности в той или иной сфере администра-тивного права: в сфере здравоохранения (право на охрану здоровья), в сфере культуры (право на пользование достижениями культуры) и т. д.

Важным элементом административно-правового статуса граждан является возможность реализации принадлежащих им прав и свобод. Эта возможность зависит от ряда факторов (гарантий), позволяющих гражданам в полном объеме либо частично пользоваться своими правами и свободами в сфере административного права. Среди этих факторов особо важную роль играют правовые, экономические и образовательные гарантии.

Гарантии – установленная государством система правовых норм, организационных мер и методов, с помощью которых государственные органы практически обеспечивают претворение в жизнь прав и свобод граждан в области государственного управления.

В зависимости от содержания можно выделить несколько групп гарантий:

1) правовые гарантии определяются наличием соответствующего законодательства, закрепляющего права и свободы граждан в сфере административного права (прежде всего права и свободы, провозглашенные в Конституции), а также существованием соответствующего правового механизма (системы подзаконных норм) и правовой практики;

2) политико-правовые гарантии связаны с конституционно-политическим режимом государства;

3) организационные гарантии подразумевают наличие соответствующей системы судебных и несудебных органов, обеспечивающих защиту конституционных прав граждан, в том числе и административноправовых (суды, прокуратура, ОВД, профсоюзы);

4) экономические гарантии зависят от состояния материальнофинансовой системы государства и производственных сил и средств;

5) образовательные гарантии определяются состоянием правового обучения и воспитания граждан.

Объем и действенность правовых гарантий реализации прав и свобод граждан в сфере административного права в значительной мере зависят от содержания правовой системы государства, т. е. от наличия соответствующей законодательной базы, которая, кроме того, определяет состояние организационно-правового механизма, включающего в себя непосредственный порядок (процесс) реализации прав и свобод, а также работу правоохранительных (правозащитных) органов.

Основой таких гарантий служит Конституция, ее положения, определяющие их основную направленность и содержание. В качестве примера следует указать ст. 2 Конституции в которой закреплено положение о приоритете прав и свобод граждан в системе отношений «человек – общество – государство», что дает возможность реального использования законных прав и свобод, в том числе и в сфере административного права.

В ст. 21 Конституции устанавливается, что Республика Беларусь гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это положение лежит в основе законодательных и подзаконных актов, определяющих механизм реализации прав и свобод, а в ст. 22 указано, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Относится это и к правам граждан в административно-правовой сфере.

Права и свободы граждан, в том числе и в сфере административного права, гарантируются Президентом, который в соответствии со ст. 79 Конституции является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Важным элементом гарантий прав и свобод граждан в сфере административного права является система правозащитных органов, к числу которых относятся ОВД, суд, прокуратура и др. Вся их деятельность осуществляется, безусловно, на основе Конституции и иного законодательства, и поэтому она вполне законна. Нельзя отрицать и наличие субъективного фактора в деятельности этих органов, позволяющего их конкретному служащему в пределах закона принимать то или иное решение, от которого очень часто зависит благополучие гражданина, а в ряде случаев и его судьба. Именно поэтому подбор и расстановка служащих на ряд государственных должностей, как определено в соответствующем законодательстве, должны производиться с особым вниманием.

Основополагающим условием реализации прав и свобод граждан являются демократические формы политического режима государства, который, кроме того, определяет и содержание конституционных прав и свобод.

Провозглашенные права и свободы, даже самые демократические и социально ориентированные, не могут быть в полной мере реализованы в условиях слабой и нестабильной экономики. Отражением экономического состояния государства являются материальные аспекты прав граждан, связанные с жильем, заработной платой, здравоохранением и образованием. Особо зависимы от экономических возможностей государства наименее защищенные слои населения: пенсионеры, многодетные семьи, сироты и др. Их благополучие непосредственно определяется экономической помощью со стороны государства.

Важнейшим условием реализации прав и свобод, особенно в сфере административного права, на наш взгляд, является правовая культура граждан. Незнание своих прав не позволяет гражданам осуществлять демократические возможности, предоставленные им Конституцией, и прежде всего – в сфере государственного управления.

Как показывает практика, именно правовая беззаботность населения, с одной стороны, тормозит развитие демократических институтов, с другой – порождает правовой нигилизм в сфере административной власти.

Именно эти обстоятельства позволяют говорить о правовой культуре как об одном из наиболее важных, а в дальнейшем, видимо, и самом важном условии реализации демократических (управленческих) функций граждан.

Объем конкретных субъективных прав и обязанностей связан с течением времени, изменением жизненных условий. Реализация прав и выполнение обязанностей обеспечиваются государством путем их юридического оформления, а также ответственностью как самих граждан, так и государственных органов, государственных служащих за их соблюдение. Важное значение имеет защита этих прав гражданами через обращения, в том числе путем подачи жалобы (административной или судебной).

Одним из способов обеспечения реализации в полном объеме административно-правового статуса является право на обращения.

Ст. 40 Конституции закрепляет право каждого направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения в государственные органы.

В развитие этого положения Конституции принят закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», который является основным нормативным правовым актом, регулирующим в настоящее время порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал