![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами
Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. Управленческая культура руководителя. Управленческая культура руководителей школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой. В таком случае компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий. Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. Технологический компонент управленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора школы рассматривает управление педагогическими системами как творческий акт. Можно выделить основные группы качеств личности руководителя учебного заведения: 1. Качества профессиональной и общекультурной компетентности руководителя (образованность, эрудированность, ум, знания руководства, организаторские способности и т.п.). 2. Качества общения руководителя с педагогами (общительность, вежливость, естественность поведения, обаятельность, искренность, тактичность, уравновешенность, скромность, находчивость в общении, чувство юмора и т.п.). 3. Качества позитивного отношения руководителяк учащимся и их родителям (уважение, понимание, забота, доброта, доброжелательность, отзывчивость, внимательность, справедливость, терпимость и т.п.). 4. Качества неспецифических, внешних сторон деятельности (пунктуальность, настойчивость, требовательность, строгость, исполнительность, ответственность, трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность и т.п.). Высшим уровнем профессиональной культуры руководителя является его умение быть творцом общения. 75. Понятие педагогического мастерства как отражение синтеза личностно- деловых качеств и свойств личности, определяющего эффективность педагогического процесса. Основные компоненты педагогического мастерства, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Место и роль педагогической техники в педмастерстве. Слово «мастерство» в значении «мастер - лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например: мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и т.п. С начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться с творческими профессиями, например: мастер рифмы - поэт, мастер кисти - художник, мастер сцены - актёр и т. д. Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагогическое мастерство преподавателя – это комплекс профессиональных свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями своей дисциплины для обучения и воспитания. Педагогическое мастерство – это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обусловливают высокую результативность педагогического процесса. К составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности. В мастерстве педагога выделяют четыре части: 1) мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей; 2) мастерство убеждения; 3) мастерство передачи своих познаний и опыта; 4) мастерство владения педагогической техникой. Личность участвует в системе подготовки кадров в качестве потребителя и в качестве исполнителя образовательных функций. С этой точки зрения педагог должен быть всесторонне развитой личностью, обладающей помимо профессионально необходимых знаний, умений, навыков и способностей определёнными личностными качествами. Профессиональная этика помогает педагогу в сложнейших ситуациях сохранять спокойствие, выдержку, что обеспечивает успешную деятельность и повышает его авторитет в коллективе. Можно выделить следующие особенности личности педагога: 1. Скромность - одно из важнейших качеств педагога, необходимых как руководителю, так и рядовому учителю. Это качество помогает ему сохранять свой авторитет, быть объективным при оценке каких - либо ситуаций и решении проблем. 2. Великодушие - традиционно всегда было присуще учителям, оно отражает, независимо от пола и возраста, гуманный характер педагогической деятельности. 3. Открытость - характеризует поведение и отношение педагога к людям на работе, дома, в общественных местах. 4. Личный положительный пример - для этого педагог должен стараться: – быть естественным и современным; – быть тактичным в поведении; – в совершенстве владеть культурой межличностного общения; – быть интеллектуальным, независимым и творчески мыслящим; – быть убеждённым, обладать широким мировоззрением. 5. Терпимость - проявляется в следующих ситуациях: – в отношениях с нарушителями дисциплины, неуспевающими; – в выражении своего мнения по поводу различных конфликтных ситуаций; – в процессе преодоления трудностей, связанных с внутренним распорядком учебного заведения. 6. Душевность - проявляется в следующих ситуациях: – в формировании человеческих идеалов, потребностей; – в культуре межличностного общения; – в повседневном поведения; – в доброжелательном отношении к людям. 7. Высокая нравственность педагога: – позволяет строго придерживаться нравственных норм, независимо от эмоционального состояния, стресса; – в реализации навыков поведения; – в культуре речи, требующей избегать обидных слов, грубостей и нецензурных выражений, хвастовства и высокомерия. Кроме того, молодые учителя должны стараться овладеть такими качествами, как высокая духовность, преданность профессии, общественная активность, предприимчивость, организованность и другими, поскольку они действительно помогают повысить эффективность педагогического труда.
|