![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выделяют множество типов взаимодействия, которые лежат в основе различных подходов к их классификации.
1) личность – личность: ученик – ученик, педагог – ученик, педагог – педагог, педагог – родитель; коллектив – коллектив: коллектив младших – коллектив старших, класс – класс, ученический коллектив – педагогический коллектив – т. е. разделение по видам субъекта и объекта; 2) прямое и косвенное – разделение по направленности педагогического взаимодействия; 3) взаимодействие в различных видах деятельности: учебной, трудовой, спортивной – разделение по содержанию деятельности; 4) целенаправленное или стихийное – разделение по постановке цели: 5) управляемое, неуправляемое – разделение по степени управляемости; 6) отношения «на равных» или руководство – разделение по типу взаимосвязи субъектов педагогического взаимодействия; 7) сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт – разделение по характеру отношений субъектов педагогического взаимодействия; 8) случайное или преднамеренное – разделение по уровню подготовленности процесса педагогического взаимодействия; 9) длительное или кратковременное – разделение по временным установкам педагогического взаимодействия; 10) вербальное или невербальное – разделение по степени психологической обоснованности субъектов педагогического взаимодействия; 11) продуктивное или непродуктивное – разделение по характеру итогов и степени эффективности целеполагания. Основные характеристики педагогического взаимодействия (предметная направленность, эксплицированность, рефлексивная многозначность). Характеристики: · предметная направленность, подразумевающая общую для взаимодействующих субъектов цель; · эксплицированность, или внешняя проявленность, позволяющая фиксировать действия друг друга; · рефлексивная многозначность, позволяющая по-разному интерпретировать как субъективные намерения, так и реальные действия участников взаимодействия. Основные признаки межличностного взаимодействия как формы общения: 1) предметность - наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), осуществление которой требует сопряжения усилий; 2) эксплицированность - доступность для стороннего наблюдения и регистрации; 3) ситуативность - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями длительности, интенсивности, норм и правил интеракции, от чего она становится относительно нестабильным, изменчивым феноменом; 4) рефлексивная многозначность - возможность для взаимодействия межличностного быть как проявлением осознанных субъективных намерений, так и неосознаваемым или частично осознаваемым следствием совместного участия в сложных видах коллективной деятельности
78. Эмпирические методы научно-педагогического исследования: контент- анализ, изучение педагогического опыта, диагностический эксперимент. Виды диагностики. Констатирующий эксперимент: определение, задачи, условия проведения. Виды диагностики: по условиям проведения, по целевым установкам, по масштабу. Методы педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. 1. Эмпирические методы исследования. А)-. Метод педагогических наблюдений. Применяется в процессе любого педагогического исследования. Должен иметь: *цель (что наблюдать), *программу (как наблюдать), *разработанные критерии (что и как фиксировать), *заранее разработанную методику обработки результатов.. Объекты наблюдения: *деятельность учащихся, характер этой деятельности, отношение ученика к этой деятельности, мотивы деятельности и пр., *общение- где, с кем, его характер, стили, эффективность и пр., *конкретные ситуации, *поведение учащихся и пр. Виды пед.наблюдения: *скрытое или открытое, *выборочное или монографическое, *контролируемое или неконтролируемое, *естественное или лабораторное. Б) Контент-анализ. Анализ письменных текстов испытуемого, его произведений, писем, тетрадей, продуктов деятельности по заранее определённой схеме. В). Метод диагностирующих контрольных работ. Письменных или лабораторно-практических. Он позволяет получить оперативную информацию о фактических знаниях учеников, о специальных умениях и навыках учебного труда, и- сделать объективные выводы об уровне подготовленности учащихся на той или иной ступени обучения. Г). Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование, тестирование. Позволяют получить информацию о явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдений и не находят отражения в документах. Источником этой информации являются сами люди, их высказывания о собственных мнениях, настроениях, поступках и пр. *Беседа- должна иметь цель, заранее разработанные вопросы, учитывать психологическое состояние участников, вестись в свободной доверительной форме без записи ответов. *Интервью- короткая беседа с чёткими, заранее подготовленными стандартными вопросами. Ведётся запись. Применяется при массовых обследованиях. *Анкетирование. Метод массового обследования. Вопросы должны быть посильными, однозначными, краткими и ясными, вызывать интерес и желание отвечать, не содержать скрытого внушения. Виды вопросов: да-нет; развёрнутый ответ; выбор ответов; продолжить предложение. *Тестирование. Метод массового обследования. Тесты должны быть: краткосрочными, однозначными, правильными, информационными, удобными и стандартными. Д), Обобщение независимых характеристик. Суммирование оценок разных экспертов по определённому плану. Формы такого обобщения – малый педсовет, педагогический консилиум, методика парных сравнений. Е). Изучение и обобщение передового опыта. Педагоги-практики нередко интуитивно делают важные педагогические открытия. И если их новшества не будут теоретически осмысленны и обобщены, они так и останутся достижениями новаторов-одиночек. Ведётся по плану с использованием многих других методов. Ж). Педагогический эксперимент. Специально организованная поисковая педагогическая деятельность с заранее заданными исследовательскими целями: с целью создания нового опыта; с целью проверки гипотезы; с целью апробации модели, проекта и пр. Виды экспериментов: *Констатирующий (диагностирующий). Проводится в начале исследования, чтобы выяснить исходное состояние изучаемого объекта. *Формирующий (созидательно-преобразующий). Разрабатывается и реализуется на практике новая модель (проект, система и пр.). Изучаются итоги внедрения. *Контрольный. Удачно внедрённая модель проверяется в других условиях, другими педагогами. *Естественный. Исследователь не привносит что-либо извне, а конструирует привычную деятельность учащихся, внося лишь отдельные элементы.
|